БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ
BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION
Шантаренко, С. Г. Определение норм запасных частей и материалов при ремонте локомотивов новых серий с учетом случайно возникающих отказов в эксплуатации [Текст] / С. Г. Шантаренко, М. Ф. Капусть-ян, О. П. Супчинский // Известия Транссиба / Омский гос. ун-т путей сообщения. - Омск. - 2017. - № 3 (31). -С. 85 - 95.
Shantarenko S. G., Kapustyan M. F., Supchinsky O. P. Determination of spare parts and materials in repair of locomotives with registration of incidentally appearing faults. Journal of Transsib Railway Studies, 2017, vol. 31, no. 3, pp. 85 - 95. (In Russian).
УДК 621.331:621.311
А. В. Горькин
Омский государственный университет путей сообщения (ОмГУПС), г. Омск, Российская Федерация
ПРИМЕНЕНИЕ РЕЛЕ-ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОГО ШУНТА С ЗАДЕРЖКОЙ ВРЕМЕНИ ЕГО СРАБАТЫВАНИЯ
Аннотация. В статье рассматриваются временные характеристики и результаты анализа работы реле-дифференциального шунта при полном снятии пакета стали на ветви меньшего сечения. Сделаны выводы о возможностях его применения при проходе электроподвижным составом изолирующих сопряжений. Предложен метод выбора уставок реле-дифференциального шунта, учитывающий задержку времени при его срабатывании.
Ключевые слова: быстродействующий выключатель, реле-дифференциальный шунт, пакет стали, выдержка времени срабатывания реле, максимальная импульсная защита.
Аrtem V. Gor'kin
Omsk State Transport University (OSTU), Omsk, the Russian Federation
APPLICATION OF RELAY - THE DIFFERENTIAL SHUNT WITH THE DELAY OF
TIME OF ITS OPERATION
Abstract. In article temporary characteristics and results of the analysis of operation of the relay - the differential shunt are considered at full removal of a package of steel on a branch of smaller section. Conclusions are drawn on opportunities of its application at pass by the electrorolling stock of the isolating interfaces. The method of the choice of settings of the relay - the differential shunt, considering time delay at its operation is offered.
Keywords: high-speed switch, the relay - the differential shunt, steel package, endurance of reaction time of the relay, maximum pulse protection.
Скоростное и тяжеловесное движение железнодорожного транспорта, развивающееся в России вследствие роста максимальных рабочих токов, потребляемых электроподвижным составом (ЭПС), и скачков нагрузки при проходе им изолирующих сопряжений является одной из основных причин увеличения количества отключений быстродействующих выключателей (БВ). Все это ведет к обострению многолетней проблемы: возможны пережоги контактного провода из-за появления мощной дуги в режиме перераспределения тока, потребляемого локомотивом, между двумя фидерами контактной сети 3,3 кВ при проходе ЭПС изолирующего сопряжения контактной сети. Кроме того, увеличение количества отключений БВ ведет к повышению эксплуатационных затрат на обслуживание и капитальный ремонт выключателей.
Долгие годы основной и практически единственной защитой фидеров контактной сети постоянного тока являлась максимальная импульсная защита (МИЗ), конструктивно выпол-
ИЗВЕСТИЯ Транссиба 95
ненная непосредственно на БВ типа АБ-2/4 и ВАБ-43 в виде индуктивного шунта или на базе реле-дифференциального шунта (РДШ), применяемого для выключателей типа ВАБ-28, ВАБ-49, ВАБ-70. Главным недостатком МИЗ является то, что она не отличается высокой избирательностью в различении признаков нормального режима и короткого замыкания. При этом определяющими параметрами МИЗ являются временные характеристики короткого замыкания и коэффициент динамичности - отношение статистической уставки к динамической. От этих параметров зависят величина тока короткого замыкания, ограничиваемого БВ, и время гашения дуги, что в конечном итоге влияет на износ выключателей.
В дополнение к основной защите было разработано значительное количество различных схем и решений защиты от ложных отключений и пережога контактного провода: мгновенное автоматическое повторное включение отключившегося БВ, шунтирование изолирующего сопряжение на момент прохода его ЭПС, навешивание защитных экранов на ветви изолирующего сопряжения и др. При этом недостатки предложенных решений достаточно значимы:
- усложнение конструкций защит фидеров контактной сети и изолирующих сопряжений;
- повышение капитальных и эксплуатационных затрат на устройства защит тяговой сети;
- ежегодное снижение эффективности применения данных методов и устройств в условиях развития скоростного и тяжеловесного движения ЭПС.
Поэтому существует потребность снизить число ложных и неселективных отключений БВ без усложнения существующих устройств защит тяговой сети и конструкций изолирующих сопряжений. Этого можно добиться, рассматривая временные характеристики индуктивных шунтов и РДШ с точки зрения уменьшения их реакции на броски тока в тяговой сети.
Временные характеристики индуктивных шунтов и РДШ рассмотрены достаточно подробно с точки зрения обеспечения максимально быстрого отключения БВ [1 - 4]. Однако с точки зрения увеличения времени срабатывания РДШ при уменьшении до нуля пакета стали на ветви меньшего сечения в этих работах представлен недостаточно полный анализ его временных характеристик. Более того, в источниках [1, 3] указывается, что статистическая уставка МИЗ может стать меньше динамической при полном снятии пакета стали с ветви меньшего сечения РДШ. Но, как показали результаты экспериментов [5], это не так, и при снятии пакета стали динамическая уставка становится равной статической и при этом появляется задержка срабатывания РДШ. Отчасти такое освещение данной проблемы связано с тем, что РДШ - это импульсное реле тока, с помощью которого реализована МИЗ для БВ. МИЗ являлась к моменту написания работ [1 - 4] единственной защитой выключателей фидеров контактной сети, обеспечивающей их наиболее быстрое отключение. Но с появлением цифровых терминалов защит фидеров контактной сети типа ЦЗАФ-3,3/ИнТер-3,3 (далее -ЦТ) в условиях ежегодного развития в России скоростного и тяжеловесного движения, приводящего к увеличению максимальных рабочих токов потребляемых электроподвижным составом, значение этого свойства МИЗ стало уменьшаться и даже становиться нежелательным, так как количество ложных и неселективных отключений БВ остается на высоком уровне [6, 7].
В работе [5] описан экспериментально полученный результат - возможное снижение числа отключения БВ при проходе электроподвижным составом изолирующих сопряжений, что достигается применением РДШ при полном снятии пакета стали на ветви меньшего сечения на фидерах контактной сети оборудованных ЦТ. Результаты, полученные в ходе эксперимента, являются частным случаем, так как на других участках железных дорог России параметры тяговой сети могут существенно отличаться от рассматриваемых в статье [5]. Таким образом, существует необходимость рассмотреть временные характеристики РДШ при полном снятии пакета стали на ветви меньшего сечения с разными значениями уставок МИЗ и параметров токов короткого замыкания.
Зависимость времени срабатывания РДШ от скорости нарастания тока при полном снятии пакета стали для разных уставок МИЗ показана на рисунке 1.
Имитация короткого замыкания выполнялась прогрузочным аппаратом ПРУС-6400 с разными скоростями нарастания тока, но при одном и том же установившемся значении -4000 А. Время срабатывания РДШ оценивалось с помощью цифровых терминалов. Пример фрагмента осциллограммы приведен на рисунке 2. В этом случае время срабатывания РДШ составило 62 мс, при уставке МИЗ, равной 3000 А, и скорости нарастания тока 100 А/мс.
3,2
1у=4000 А
25
50
100
200
400
500
600
dI/dt, А/мс
Рисунок 1 - Зависимости времени срабатывания РДШ от скорости нарастания тока
при полном снятии пакета стали
1
1у<;т
t ср РДШ
1
А
3 200 3 000 2В00 2 600 2 400 2 2 1
1 600 1 400 1 200 1 000 800
-300-290 -280-270 -260-250 -240-230 -220-210 -2М -190-180 -170-160 -150-1140 -130-120 -110 -100 -90 -ВО -70 -60 -50 -40 -30 -20 -10 О
t, мс
№ 3(31) ■2017
Рисунок 2 - Фрагмент осциллограммы
ИЗВЕСТИЯ Транссиба
Полученные зависимости времени срабатывания РДШ позволяют сделать следующий вывод - чем больше разница между значением уставки МИЗ и максимальным установившимся током короткого замыкания, тем меньше время задержки.
Например, если ток короткого замыкания в два раза превышает значение уставки, то время задержки срабатывания РДШ составит в среднем около 34 мс при скорости нарастания более 25 А/мс, а при уставке, равной току короткого замыкания, и при скорости нарастания свыше 25 А/мс время задержки будет больше 125 мс.
Если отобразить зависимости, приведенные на рисунке 1, как функцию 1;ср РдШ(1у), то получим график, вид которого представлен на рисунке 3.
Очевидно, что при скорости нарастания тока более 50 А/мс время срабатывания РДШ будет изменяться по одному закону - экспоненциальному - и будет зависеть от величины превышения тока короткого замыкания (установившегося значения) над уставкой. Путем аппроксимации, проведенной встроенными средствами Microsoft Exel, получили функцию
t
ср РДШ V у
(Iу ) =
115
0,87-1
•i у
I
2,25
(1)
где 4р РдШ - время срабатывания РДШ, мс;
/к.з - значение установившегося тока короткого замыкания, кА; /у - значение тока уставки МИЗ РДШ, кА.
а
о
2000
2500
3000
3500
4000
Iy, А
Рисунок 3 - Зависимости времени срабатывания РДШ от тока уставки при полном снятии пакета стали
По полученной функции можно получить расчетное время срабатывания РДШ в зависимости от расчетного установившегося тока короткого замыкания и значения уставки МИЗ. На рисунке 4 приведены пять зависимостей для следующих установившихся значений токов короткого замыкания: 4 кА (кривая 1), 8 кА (кривая 2), 12 кА (кривая 3), 16 кА (кривая 4) и 32 кА (кривая 5). Таким образом, при уставке МИЗ, равной 4 кА, и токе короткого замыкания 8 кА время срабатывания РДШ будет равно 35 мс, а при токе 12 кА и той же уставке время срабатывания составит уже 14 мс. Соответственно при установившемся токе короткого замыкания 32 кА время будет равняться примерно 4 мс.
Согласно инструкции [8] состав защит для выключателей фидеров контактной сети постоянного тока, совместно с самостоятельными устройствами защит или цифровым терминалом защит и автоматики (воздействующим на схему управления этого выключателя) определен следующий: основнаая, резервная и дополнительная.
Основная защита должна перекрывать всю защищаемую зону и обладать наименьшим временем действия из всего применяемого набора защит. В качестве основной в большин-
98 ИЗВЕСТИЯ Транссиба № 3(31) ОП4 "7
ш ;=2U1 7
стве случаев используется максимально-импульсная защита, реализованная непосредственно на индуктивном шунте БВ или на реле РДШ, но возможно также применение дистанционной и максимально-токовой защит, применяемых в цифровых терминалах защит ЦЗАФ-3,3 / Ин-Тер-3,3.
->
1у
Рисунок 4 - Зависимости времени срабатывания РДШ от тока уставки
Резервная защита обеспечивает повышение надежности за счет дублирования действия основной защиты. Зона ее действия должна быть не меньше, чем длина защищаемой зоны. У данной защиты может быть предусмотрена выдержка времени. В качестве резервной защиты могут быть использованы защита по приращении тока, дистанционная и максимально-токовая.
Дополнительная защита не является обязательной и применяется выборочно для улучшения каких-либо показателей основной защиты. В качестве дополнительной защиты могут использоваться токовая отсечка - МИЗ с зоной действия от 40 до 70 % длины защищаемого участка и защита по скорости нарастания тока (зона действия - до 3 км).
Как было указано выше, применяя данные указания, часто невозможно отстроиться от ложных отключений БВ при проходе ЭПС изолирующего сопряжения под током вследствие высокой реакции РДШ (или индуктивного шунта БВ типа ВАБ-43). Особенно актуально это для присоединений питающих участки контактной сети с рабочими токами, превышающими минимальные токи короткого замыкания, поэтому необходимо в качестве основной защиты выбирать защиту по скорости нарастания тока (ЗСНТ) и дистанционную защиту, которые выполняются на базе цифровых терминалов. МИЗ в этом случае отводится роль дополнительной защиты [5]. При этом нельзя обойти вниманием такой важный фактор, как время возможного пережога контактного провод. В работе [9] приводится ориентировочный диапазон значений времени 0,062 - 0,074 с, при превышении которого возможен пережог контактного провода. Из этого следует, что если выбрать уставку МИЗ на РДШ такую, чтобы время отключения выключателя не превышало 50 мс, то вероятность пережога контактного провода будет стремиться к нулю, особенно принимая во внимание тот факт, что дополнительная защита МИЗ с выдержкой времени будет срабатывать чрезвычайно редко. Малая частота
№ 3(31) ИЗВЕСТИЯ Транссиба 99
Ш2017 ■
срабатывания МИЗ с выдержкой времени объясняется тем, что в первую очередь на присоединении будут работать ЗСНТ и дистанционная защита.
Таким образом, при расчетном токе короткого замыкания, равном 8 кА, уставку МИЗ можно принимать не более 4,2 кА. Соответственно при токе короткого замыкания 32 кА можно выбирать уставку МИЗ не более 6 кА (максимальная уставка для РДТТТ-Т), что без снижения надежности электроснабжения позволит отстроиться от неселективных отключения БВ при проходе ЭПС изолирующих сопряжений. Ориентируясь на временные характеристики РДШ, приведенные на рисунке 4, и зная расчетный ток короткого замыкания в конце защищаемой зоны и возле шин подстанции, можно с уверенностью сказать, в каком случае защита участка будет обеспечиваться без снижения надежности электроснабжения тяговой сети.
Несмотря на то, что указанные выше утверждения приведены для РДТ первого типа (РДТ -Т), все выводы можно применить и для РДТ -ТТ, что объясняется их небольшим конструктивным различием между собой и, соответственно, малой разностью активных и реактивных сопротивлений.
Если же выбрать дистанционную защиту с выдержкой времени 7 - 10 мс в качестве основной, а максимальную токовую защиту вывести из работы либо завысить ее уставку, то можно добиться еще большего снижения ложных отключений БВ, так как при близких коротких замыканиях присоединение будет защищать ЗСНТ, а увеличение времени отключения на 7 - 10 мс не приведет к пережогу контактного провода [9], поскольку полное время отключения выключателя в этом случае составит не более 30 - 35 мс.
Важным моментом при расчете и выборе уставок будет являться то, что в случае если МИЗ с выдержкой времени будет перекрывать всю защищаемую зону, то максимальная ее уставка будет равняться минимальному току короткого замыкания.
Необходимо учитывать, что МИЗ с выдержкой времени будет работать только в тех случаях, когда цифровые терминалы защит по каким-либо причинам не отработают штатно, в соответствии с выставленными уставками защит, вероятность чего низка. Такое событие может произойти, например, по причине того, что в ЦТ типа ЦЗАФ-3,3 нет системы определения подключения к измерительному шунту, в результате чего при отпадании провода возможен отказ цифрового терминала.
В качестве основного вывода можно выделить возможное снижение числа отключения БВ при проходе ЭПС изолирующих сопряжений без снижения надежности защиты фидеров контактной сети, что ведет к уменьшению количества неселективных отключений выключателей, и позволяет тем самым снизить эксплуатационных затраты на их обслуживание и капитальный ремонт.
Вторым важным вывод является подтверждение и объяснение появления временной задержки срабатывания реле-дифференциального шунта в случае уменьшения пакета стали на ветви его меньшего сечения до нуля. Это свойство РДШ в научных источниках [1, 2, 3, 4, 9, 10] не упоминается и не объясняется, хотя стоит отметить, что в [10] рассматривается влияние снятия пакета стали с шины шунта для выключателей устаревших типов АБ-2/4 на время их срабатывания, а в [4] упоминается, что при неполном уменьшении пакета стали на РДШ время его срабатывания будет уменьшаться. Однако недостаточная степень освещенности влияния снятия пакета стали с шин индуктивного шунта и РДШ на время их срабатывания в работах [4 и 10] позволяет дополнить существующую теорию работы [4] реле-дифференциальных шунтов выключателей типа ВАБ-28 и ВАБ-49 и в дальнейшем экстраполировать полученные результаты на БВ с индуктивным шунтом типа ВАБ-43.
Список литературы
1. Радченко, В. Д. Высоковольтные аппараты защиты постоянного тока [Текст] / В. Д. Радченко, А. В. Фарафонов // Труды ЦНИИ МПС. - М., 1971. - Вып. 448. - 144 с.
2. Пацеура, В. И. О временных характеристиках быстродействующих выключателей с индуктивными шунтами [Текст] / В. И. Пацеура // Электровозостроение / ВЭлНИИ. - Новочеркасск. - 1974. - Т. 15. - С. 112 - 121.
3. Голубев, А. И. Быстродействующие автоматические выключатели [Текст] / А. И. Голубев. - М.-Л.: Энергия, 1964. - 240 с.
4. Пупынин, В. Н. Полная теория работы и характеристика параллельных индуктивных шунтов быстродействующих выключателей типов ВАБ-2, АБ-2/3, АБ-2/4 и реле дифференциальных шунтов выключателей ВАБ-28 [Текст] / В. Н. Пупынин // Труды МИИТа. Вопросы энергоснабжения электрических железных дорог. - М., 1965. - Вып. 213.
5. Горькин, А. В. Устранение неселективных отключений быстродействующих выключателей фидеров контактной сети [Текст] / А. В. Горькин // Повышение энергетической эффективности наземных транспортных систем: Материалы междунар. науч.-практ. конф. / Омский гос. ун-т путей сообщения - Омск, 2016. - С. 46 - 51.
6. Горькин, А. В. Анализ работы коммутационных аппаратов тяговой подстанции постоянного тока в условиях прохождения электроподвижным составом изолирующих сопряжений под током [Текст] / А. В. Горькин // Приборы и методы измерений, контроля качества и диагностики в промышленности и на транспорте: Материалы всерос. науч.-техн. конф. с междунар. участием / Омский гос. ун-т путей сообщения. - Омск, 2013. - С. 251 - 256.
7. Горькин, А. В. Анализ процессов изменения токов смежных фидеров при прохождении электроподвижным составом изолирующих сопряжений под током [Текст] / А. В. Горь-кин // Инновационные проекты и технологии в образовании, промышленности и на транспорте: Материалы науч.-практ. конф. / Омский гос. ун-т путей сообщения. - Омск, 2014. -С. 290 - 296.
8. Инструкции о порядке расчета и выбора уставок защиты тяговой сети постоянного тока. Утверждена техническим указанием Управления электрификации и электроснабжения Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО «РЖД» от 16 января 2012 г. № ЦЭт-2/1 (П-01/12).
9. Фигурнов, Е. П. Релейная защита устройств электроснабжения железных дорог [Текст] / Е. П. Фигурнов. - М.: Транспорт, 1981. - 216 с.
10. Векслер, М. И. Защита тяговой сети постоянного тока от токов короткого замыкания [Текст] / М. И. Векслер - М.: Транспорт, 1976. - 120 с.
References
1. Radchenko, V. D. High-voltage devices of protection of a direct current [Vysokovol'tnye ap-paraty zashchity postoiannogo toka]. Works of Central Research Institute Ministry of Railways. -Release 448, 1971, 144 p.
2. Patseura, V. I. About temporary characteristics of high-speed switches with inductive shunts. [O vremennykh kharakteristikakh bystrodeistvuiushchikh vykliuchatelei s induktivnymi shuntami]. Elektrovozostroyeniye. Novocherkassk, prod. ARRDIELB, 1974, pp 112-121.
3. Golubev, A.I. Bystrodeistvuiushchie avtomaticheskie vykliuchateli (High-speed automatic switches). Prod. the 2nd. Moskow-Leningrad: Energy, 1964, 240 p.
4. Pupynin, V. N. A complete theory of work and the characteristic of parallel inductive shunts of high-speed switches of the VAB-2, AB-2\3, AB-2\4 types and the relay of differential shunts of VAB-28 switches [Polnaia teoriia raboty i kharakteristika parallel'nykh induktivnykh shuntov bystrodeistvuiushchikh vykliuchatelei tipov VAB-2, AB-2\3, AB-2\4 i rele differentsial'nykh shuntov vykliuchatelei VAB-28]. Works MIET, Questions ofpower supply of the electric railroads, Release 213, 1965.
5. Gor'kin, A. V. Elimination of not selective shutdowns of high-speed switches of feeders of contact network. [Ustranenie neselektivnykh otkliuchenii bystrodeistvuiushchikh vykliuchatelei fid-erov kontaktnoi seti]. Povyshenie energeticheskoi effektivnosti nazemnykh transportnykh sistem: Materialy vtoroi mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii (Increase in energy efficiency of land transport systems: Materials of the second international scientific and practical conference). Omsk, 2016, С. 46 - 51.
6. Gor'kin, A. V. Job analysis of switching offices of traction substation of a direct current in the conditions of passing by electrorailway vehicles of the isolating interfaces alive. [Analiz raboty
№ 3(31) ИЗВЕСТИЯ Транссиба 101
=2017
kommutatsionnykh apparatov tiagovoi podstantsii postoiannogo toka v usloviiakh prokhozhdeniia elektropodvizhnym sostavom izoliruiushchikh sopriazhenii pod tokom]. Pribory i metody izmerenii, kontrolia kachestva i diagnostiki v promyshlennosti i na transporte: Materialy Vserossiiskoi nauch-no-tekhnicheskoi konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem (Devices and methods of measurements, quality control and diagnostics in the industry and on transport: Materials of the All-Russian scientific and technical conference with the international participation). Omsk, 2013, 425 p.
7. Gor'kin, A. V. Organizational and technological parameters of operation of the liner-tamping-straightening machines cyclic action [Analiz protsessov izmeneniia tokov smezhnykh fid-erov pri prokhozhdenii elektropodvizhnym sostavom izoliruiushchikh sopriazhenii pod tokom]. Metrologicheskoe i normativnoe obespechenie kachestva i bezopasnosti produktsii: Materialy Vse-rossiiskoi nauchno-tekhnicheskoi konferentsii (Metrological and standard quality assurance and safety of products: Materials of the All-Russian scientific and technical conference). Omsk, 2014, 224 p.
8. Instruktsiia o poriadke rascheta i vybora ustavok zashchity tiagovoi seti postoiannogo toka [The instruction about a procedure of payments and the choice of settings of protection of traction network of a direct current), Moskow, Upravlenie elektrifikatsii i elektrosnabzheniia Tsentral'noi direktsii infrastruktury - filiala OAO «RZhD», 2012.
9. Figurnov, E. P. Releinaia zashchita ustroistv elektrosnabzheniia zheleznykh dorog (Relay protection of devices of power supply of the railroads). Moskow: Transport, 1981, 215 p.
10. Veksler, M. Т. Zashchita tiagovoi seti postoiannogo toka ot tokov korotkogo zamykaniia (Protection of traction network of a direct current against currents of short circuit). Moskow: Transport, 1976, 120 p.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Горькин Артём Владимирович Gor'kin Artem Vladimirovich
Омский государственный университет путей Omsk State Transport University (OSTU).
сообщения (ОмГУПС). 35, Marx st., Omsk, 644046, the Russiаn Federation.
Маркса пр., д. 35, г. Омск, 644046, Российская Post-graduate student of the department «Rolling Федерация. stock electric railway», OSTU.
Аспирант кафедры «Подвижной состав электри- E-mail: wert_81_06_28@mail.ru ческих железных дорог», ОмГУПС.
E-mail: wert_81_06_28@mail.ru
БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION
Горькин, А. В. Применение реле-диффе- Gor'kin A. V. Application of relay - the differential
ренциального шунта с задержкой времени его сраба- shunt with the delay of time of its operation. Journal of
тывания [Текст] / А. В. Горькин // Известия Транссиба / Transsib Railway Studies, 2017, vol. 31, no. 3, pp. 95 -
Омский гос. ун-т путей сообщения. - Омск. - 2017. - 102 (Tn Russian). № 3 (31). - С. 95 - 102.
УДК 621.315
Д. В. Лесников, А. В. Паранин
Уральский государственный университет путей сообщения (УрГУПС), г. Екатеринбург, Российская Федерация
О ПОДХОДЕ К РАСЧЕТУ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО СОПРОТИВЛЕНИЯ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ КОНСТРУКЦИЙ
Аннотация: В статье рассмотрены существующие методы расчета электрических параметров и математические модели электрических процессов железобетонных конструкций. Сделан вывод о том, что в полной степени влияние арматурной сетки в описанных моделях не учитывается.
Авторами предлагаются метод расчета железобетонного фундамента, основанный на системе уравнений электрического поля в проводниках, и метод конечных элементов, позволяющий учитывать точную гео-