Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ РЕКУПЕРАТОРА В СИСТЕМАХ ВЕНТИЛЯЦИИ САЛОНА ПАССАЖИРСКИХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ'

ПРИМЕНЕНИЕ РЕКУПЕРАТОРА В СИСТЕМАХ ВЕНТИЛЯЦИИ САЛОНА ПАССАЖИРСКИХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
68
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕНТИЛЯЦИЯ / ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО / РЕКУПЕРАТОР

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Разяпов М.М., Красильников М.Н.

В статье рассматривается применение рекуператора в системах вентиляции салона пассажирских транспортных средств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE APPLICATION OF THE RECUPERATOR IN INTERIOR VENTILATION SYSTEMS PASSENGER VEHICLES

The article discusses the use of a recuperator in the ventilation systems of the passenger compartment of passenger vehicles.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ РЕКУПЕРАТОРА В СИСТЕМАХ ВЕНТИЛЯЦИИ САЛОНА ПАССАЖИРСКИХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ»

УДК 1

Разяпов М.М.

к.т.н.

ФГБОУ ВО «Башкирский ГАУ» (г. Уфа, Россия)

Красильников М.Н.

ФГБОУ ВО «Башкирский ГАУ» (г. Уфа, Россия)

ПРИМЕНЕНИЕ РЕКУПЕРАТОРА В СИСТЕМАХ ВЕНТИЛЯЦИИ САЛОНА ПАССАЖИРСКИХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

Аннотация: в статье рассматривается применение рекуператора в системах вентиляции салона пассажирских транспортных средств.

Ключевые слова: вентиляция, транспортное средство, рекуператор.

Географическое положение нашей страны и особенности климата на большей ее части вынуждает конструкторов пассажирских транспортных средств (автобусов, фургонов, приспособленных для перевозок людей и т.д.) принимать уделять большое внимание на отопление их пассажирских салонов. К легковым автомобилям эта проблема относится в гораздо меньшей степени из-за небольших объемов салонов [1,2].

Существуют различные способы отопления салонов: за счет теплоты охлаждающей жидкости ДВС, воздушными отопителями, работающими на бензине или дизельном топливе (Webasto). Также возможно организовать работу обогревателей от электричества, что актуально для электротранспорта.

Некоторые железнодорожные вагоны до сих пор отапливаются с помощью угля и другого твердого топлива.

Все такие системы объединяет одна проблема: ограниченная мощность источника энергии. Так, например, в результате использования теплоты охлаждающей жидкости для отопления салона автобуса, температура работающего двигателя перестала подниматься выше 60 градусов, что повлекло повышенный износ и быстрый выход из строя двигателей [3].

В то же время, из зоны внимания выпал такой важный элемент обеспечения микроклимата, как вентиляция. В соответствии со стандартами, салоны транспортных средств должны быть обеспечены вентиляцией из расчета 30м3 в час на одного человека [4]. Авторы статьи провели исследование и выяснили на примере фургона, перевозящего 4 пассажиров, что потери тепла на вентиляцию составляют до 2кВт. Если к этому прибавить потери тепла через ограждающие конструкции, то затраты энергии затрачиваемые на отопление окажутся весьма значительными. При этом, теплый воздух выбрасывается наружу, практически, не успевая . В этой связи, проблема сохранения тепла без ухудшения характеристик системы вентиляции представляется актуальной.

Решение данной проблемы можно найти в строительном кластере. Относительно недавно для отопления помещений стали использовать, так называемые, рекуператоры приточно-вытяжной вентиляции. Подробную информацию о них можно получить в различных открытых источниках [5-8]. Суть разработки заключается в передаче тепла от вытягиваемого из помещения воздуха к воздуху, поступающему в вентилируемое помещение с улицы. Производителями заявлен высокий КПД таких устройств - сохраняется до 85% теплоты. При этом встроенный в рекуператор вентилятор требует минимальное количество электроэнергии.

Необходимо отметить некоторые минусы: достаточно высокая стоимость, питание от сети 220В и отсутствие информации о их применении на транспортных средствах в условиях вибрации.

В связи с тем, что при проектировании транспортных средств отдельное внимание уделяется вентиляционным каналам, предлагается сразу заложить в конструкцию системы отопления и вентиляции передачу теплоты от выходящего воздуха входящему. Например, в самом общем виде, устройство могло бы напоминать собой обычный бойлер. Сконструированный под конкретный салон, рекуператор легко вписать интерьер салона, при этом не требуется занимать много места.

К сожалению, на сегодняшний день, с целью экономии тепла в пассажирских салонах вентиляцию вообще исключают из работы: закрывают вентиляционные отверстия, воздушные отопители устанавливают так, что забор воздуха осуществляется из помещения и так далее. Эпидемия коронавируса вынуждает более внимательно относится к работе вентиляционных систем в транспортных средствах. Даже после того как опасность коронавируса уйдет, останутся грипп, ОРВИ и прочие заболевания, которые, в условиях замкнутых пространств с большим количеством людей имеют свойство накапливаться и передаваться здоровым людям.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРА:

Патент РФ 230979. № 2001133376/06 Система подогрева городского автобуса/ В.В. Шульгин, Г.А. Николаенко, Д.А. Кулыгин, С.Д. Гулин, Г.И. Никифоров, Г.М. Золотарев (РФ). Опубл. 20.06.2004, Бюл. № 17.

ГОСТ 30593-2015 «Автомобильные транспортные средства. Системы отопления, вентиляции и кондиционирования. Требования к эффективности и безопасности» Разработан ФГУП «НАМИ».

Неговора А.В., Махиянов У.А., Ахметов А.Ф. Совершенствование способов диагностирования топливоподающих систем дизелей с электронным управлением / Известия Международной академии аграрного образования. 2012. № 14-1. С. 260-265. Неговора А.В., Разяпов М.М., Шерстнев Н.А. Повышение эффективности работы жидкостного предпускового подогревателя |В сборнике: Технологии реновации машин и

оборудования. "Промэкспо, станки и инструмент", "Сварка. Контроль. Диагностика". 2016. С. 184-188.

Gabitov I.I., Saifullin R.N., Farhshatov M.N., Negovora A.V., etc. Hardening of electrohydraulic injectors valve units of diesels at repair / Journal of Engineering and Applied Sciences. 2018. Т. 13. № S8. С. 6478-6486.

Габитов И.И., Неговора А.В., Федоренко В.Ф. Интеллектуализация технического сервиса топливоподающих систем дизелей/ Научное издание - М: ФГБНУ «Росинформагротех», 2018. - 496 с.

Черноиванов В.И., Габитов И.И., Неговора А.В. Цифровые технологии и электронные средства в системе технического обслуживания и ремонта автотракторной и комбайновой техники / Труды ГОСНИТИ. 2018. Т. 130. С. 74-81.

Гусев Д.А., Разяпов М.М. Повышение эффективности тепловой подготовки автотракторной техники путем применения теплоносителя смешанного типа /В сборнике: Особенности развития агропромышленного комплекса на современном этапе. "АгроКомплекс-2011". Уфа: Башкирский государственный аграрный университет - 2011. С. 33-35.

Razyapov M.M.

Ph.D. Bashkir GAU (Ufa, Russia)

Krasilnikov M.N.

Bashkir GAU (Ufa, Russia)

THE APPLICATION OF THE RECUPERATOR IN INTERIOR VENTILATION SYSTEMS PASSENGER VEHICLES

Abstract: the article discusses the use of a recuperator in the ventilation systems of the passenger compartment of passenger vehicles.

Keywords: ventilation, vehicle, recuperator.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.