Научная статья на тему 'Применение регионального компонента на занятиях немецкого языка'

Применение регионального компонента на занятиях немецкого языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
107
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научный журнал
Область наук
Ключевые слова
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / АКТИВНОСТЬ / МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС / РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ / КРОССКУЛЬТУРНАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мухаммедова Фарогат Раматиллаевна

В статье анализируется применение регионального компонента на занятиях немецкого языка. При этом решаются многие задачи: коммуникативные, развивающие, воспитательные и обучающие. Знание истории, культуры, географии, экологии своей страны и страны изучаемого языка, использование этих знаний на занятиях иностранного языка развивает познавательный интерес у студентов. Применение регионального компонента развивает кросс-культурную грамотность студентов, которая позволяет видеть общее и индивидуальное в культуре других народов, осознавать ценность каждой культуры в мировом поликультурном пространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Применение регионального компонента на занятиях немецкого языка»

ПРИМЕНЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА НА ЗАНЯТИЯХ

НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА Мухаммедова Ф.Р.

Мухаммедова Фарогат Раматиллаевна - старший преподаватель, кафедра иностранных языков, Гулистанский государственный университет, г. Гулистан, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье анализируется применение регионального компонента на занятиях немецкого языка. При этом решаются многие задачи: коммуникативные, развивающие, воспитательные и обучающие. Знание истории, культуры, географии, экологии своей страны и страны изучаемого языка, использование этих знаний на занятиях иностранного языка развивает познавательный интерес у студентов. Применение регионального компонента развивает кросс-культурную грамотность студентов, которая позволяет видеть общее и индивидуальное в культуре других народов, осознавать ценность каждой культуры в мировом поликультурном пространстве.

Ключевые слова: иностранный язык, активность, межкультурная коммуникация, познавательный интерес, региональный компонент, кросс-культурная грамотность.

Межкультурная коммуникация на занятиях немецкого языка делает этот иностранный язык средством общения. Для того чтобы научить иностранному языку как средству общения, нужно создавать обстановку реального общения, наладить связь преподавания иностранных языков с жизнью, активно использовать иностранный язык в естественных ситуациях [2, c. 137]. При этом межкультурная коммуникация предполагает хорошее знание не только своей собственной страны, но и хорошее знание страны изучаемого языка. Задача преподавателя состоит в нахождении и развитии таких форм работы, которые бы повысили роль самостоятельной работы и активность студентов в процессе учебной работы [1, c. 149].

Применение регионального компонента на занятиях немецкого языка осуществляется на изучении таких тем, как «Ташкент - столица Узбекистана», «Берлин - столица Германии», «Достопримечательности Самарканда», «Достопримечательности Дрездена», «Праздники в Германии», «Праздники в Узбекистане» и др. На каждом факультете можно найти темы, связанные с будущей профессией студентов. Например, при изучении немецкого языка на биологическом факультете по направлению бакалавриата «Экология» по теме «Экологические проблемы Узбекистана» обсуждается проблема опустынивания, засоления почв, охраны водных ресурсов, охраны животного и растительного мира Узбекистана. Студентам, обучающимся по направлению история, можно предложить темы по национальным символам, по этнографии, искусству и др. Например, можно предложить в форме диалога или монолога рассказать о традициях Навруза или Рождества на немецком языке. Студентам направления «География» можно предложить страноведческие темы. Например, предложить изучить тему «Город», на примере городов Узбекистана и Германии. Можно предложить такие задания по теме: «Eine Reise nach ...».

1. Auf der Landkarte sieht man ....

a) Beschreibt eurem Nachbarn oder eurer Nachbarin die Lage eurer Stadt. In der folgenden Liste findet ihr Begriffe dazu. Ergänzt die Lücken:

Wo liegt meine Heimatstadt ...

N im Norden = nördlich (von)

S im...........................=...........(von) bei Städten, Gebieten,

O im...........................= östlich (von) Regionen, Gebirgen.

W................................=...........(von)

NO im Nordosten = nordöstlich (von)

SO.....................=.................(von)

NW im........westen =...........westlich(von)

SW.......................=........................(von)

Sucht euch ein Beispiel: Ich fahre nach .... Das liegt westlich von ... und nördlich von ....

b) Beschreibt eine Stadt, ohne zu verraten, wie sie heißt. Lasst den Nachbarn auf der Karte suchen. Beispiel: Ich fahre nach .... Das liegt ...

Применение регионального компонента развивает кросс-культурную грамотность студентов, которая предполагает развитие способности понимать и ценить культуру других народов, формирует культуру общения. Также использование регионального компонента на

занятиях немецкого языка позволяет повысить эффективность обучения: формирует положительную мотивацию в изучении немецкого языка, умения студентов осуществлять как устные, так и письменные формы общения; развивает их творческие способности в процессе активной познавательной деятельности.

Список литературы

1. Мухаммедова Ф.Р. Роль активных методов в обучении иностранному языку. // Наука, техника и образование, 2015. № 5 (11). С. 148-150.

2. Мухаммедова Ф.Р. Художественный перевод как искусство. // Наука, техника и образование, 2016. № 2 (20). С. 136-137.

ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ Норкузиева З.К.

Норкузиева Зебо Камаловна - преподаватель, кафедра иностранных языков (межфак), филологический факультет, Гулистанский государственный университет, г. Гулистан, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье анализируется значение электронных образовательных ресурсов в обучении английскому языку. Применение ЭОР создает уникальную возможность для изучающих иностранный язык пользоваться аутентичными текстами, слушать и общаться с носителями языка, то есть, он создает естественную языковую среду. Доступ к сети Интернет дает возможность воспользоваться огромным количеством дополнительных материалов, которые позволяют обогатить уроки разнообразными упражнениями. Ключевые слова: обучение, инновационные технологии, электронное обучение, электронные образовательные ресурсы, мультимедийные ресурсы, интернет, эффективность.

В последнее время, когда наше общество постепенно становится открытым, когда развиваются рыночные отношения и международные связи, у значительной части населения, включая молодежь среднего возраста, возникает практический интерес к быстрому и эффективному овладению иностранным языком, в первую очередь, - английским [1, с. 75]. Использование инновационных технологий в качестве эффективного метода при обучении английскому языку уже долгое время применяется в мировой практике. Это коренным образом изменило роль преподавателя в учебном процессе и в отличие от традиционных методов обучения вывело на центральное место обучающегося. Следует подчеркнуть, что электронные образовательные ресурсы дают чувство приобщения к изучаемой теме и больше сведений, чем при традиционных методах.

Если обратиться к определению понятия «электронное обучение»: «Электронное обучение (англ. E-leaming, сокращение от англ. Electronic Learning) — система электронного обучения, обучение при помощи информационных, электронных технологий» [2, с. 73]. Основные признаки электронного обучения это:

- своевременная круглосуточная доставка электронных учебных материалов, т.е. возможность в любое время и в любом месте получить доступ к электронным учебным материалам;

- самостоятельная работа с электронными материалами, с использованием персонального компьютера, мобильного телефона, DVD-проигрывателя, телевизора;

- дистанционные средства обучения и др. [2, с. 74].

Различные электронные образовательные ресурсы, в том числе, интернет, электронные книги, видеоматериалы служат богатым источником необходимой информации при изучении английского языка. Различные ресурсы из Интернета, видеофильмы, ролики, электронные пособия, презентации при их правильном и уместном внедрении в учебный процесс облегчают изучение языка и готовят обучающихся к иноязычному общению. Используя ЭОР, мы можем сделать уроки разнообразнее, ярче и привлекательнее, используя больше наглядности, в том числе анимацию, музыку, видеоматериалы; вместить в урок гораздо больше дидактического материала для объяснения и закрепления темы; уменьшить количество времени для проведения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.