ПРИМЕНЕНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ВАРИАНТОВ БЕТА-СТИМУЛИРУЮЩЕГО ТРЕНИНГА У СТУДЕНТОВ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ВУЗА С УЧЕТОМ ИСХОДНОГО ВЕГЕТАТИВНОГО ТОНУСА
Н.В. Лунина, И.Н. Калинина СибГУФК, г. Омск
Представлены результаты психофизиологических изменений у студентов физкультурного вуза с учетом исходного вегетативного тонуса, прошедших бе-та-стимулирующий тренинг (графический и игровой вариант). В исследовании приняло участие 33 человека. Выявлено, что для студентов с повышенной активностью парасимпатического отдела вегетативной нервной системы приоритетным является применение графического варианта бета-стимулирующего тренинга, а для лиц с эйтонией - игрового варианта. Полученные данные могут быть использованы для коррекции психофизиологического состояния спортсменов в различные периоды тренировочного процесса.
Биологическая обратная связь (БОС) - активный, сознательный, поведенчески познавательный процесс, основанный на обучении индивидуума оптимизировать функции своего организма (Р. Колл, 1995).
Электроэнцефалографическая биологическая обратная связь достоверно сочетается с активной перестройкой всех составляющих в спектре ЭЭГ (Н.Б. Суворов, H.JI. Фролова, 2002) и приводит к изменению кровотока (Н. Toomim, J. Carmen, 1999). Она также влияет на психоэмоциональную и волевую сферу личности, повышает адаптационные способности и спортивную работоспособность (В.Г. Тристан с соавт., 2002).
В спорте, в отличие от других видов деятельности человека, стрессорные воздействия применяются систематически, имеют многообразный характер, часто сочетаются в разных комбинациях, в том числе, сочетание физического и психоэмоционального стрессов (Е.В. Быков с соавт., 1998). При стрессорных воздействиях снижаются значения ряда психофизиологических показателей (в частности, ухудшение внимания, повышение тревожности и т.д.), которые, в свою очередь, сказываются на спортивной работоспособности и результативности. В связи с этим, актуальным является подбор методов и средств, способствующих оптимизации психоэмоционального состояния спортсменов и лиц, занимающихся спортом.
Бета-стимулирующий тренинг способствует психической адаптации, способствует развитию таких личностных качеств, как способность контролировать и прогнозировать свое поведение, повышает самооценку и интернальность, улучшает психоэмоциональный статус.
Использование в биоуправлении отображение сигнала обратной связи в виде динамических картинок и образов вместо скучных столбиков и графиков используется достаточно широко и, как
правило, авторы (О.Г. Донская, Р.И. Великохат-ный, В.А. Дебелов, О.А.Джафарова и др., 1993) называют этот прием игровым БОС-тренингом. Специфичным для метода биоуправления является сочетание мышечной релаксации, состояний спокойствия и расслабления с высокой степенью контроля сознания, постоянным сканированием внутренних ощущений и наблюдением за динамикой показателей на экране монитора. Это позволяет рассматривать БОС-тренинг как соревновательный аутофеномен, способствующий проявлению нереализованного потенциала личностных ресурсов. Сопровождающее процедуру психическое утомление, необходимость проявить волевые качества, внутреннюю дисциплину сопровождается (при эффективном тренинге) чувством удовлетворения, завершенности, осознанием собственных возможностей и формирует положительный эмоциональный фон.
Ситуация соревнования вызывает у человека повышение симпатического тонуса, а необходимость расслабиться, повысив парасимпатический тонус, обучает его умению сохранить вегетативный баланс, предупреждать эскалацию стресса в искусственно созданной соревновательной ситуации.
Таким образом, специфика метода позволяет решить двуединую задачу: сохранить состояние релаксации на фоне стрессирующей ситуации и поддерживать «боеготовность», высокий уровень сознания в состоянии релаксации (О.А. Джафаро-ва, 1993).
Атмосфера соревнования вносит в метод психоэмоциональную нагрузку: моделируется стрессовая ситуация, которую в процессе тренировки нужно научиться преодолевать. Таким образом, метод позволяет научиться контролировать свои вегетативные реакции в ситуации психоэмоционального стресса.
Целью настоящего исследования явилось теоретическое и экспериментальное обоснование применения различных вариантов бета-стимулирующего тренинга для улучшения психофизиологических параметров организма студентов, обучающихся в вузе с повышенной двигательной активностью.
Материалы и методы исследования
Исследование проводилось на базе НИИ «Деятельности человека в экстремальных условиях» Сибирского государственного университета физической культуры и спорта в несколько этапов. В исследовании приняло участие 32 студента физкультурного вуза в возрасте 17-20 лет.
Первым и заключительным этапами нашего исследования являлось исследование вариабельности сердечного ритма (Р.М. Баевский с соавт., 1984) в состоянии покоя. Запись ритмограммы проводилась на аппарате «Поли-спектр-12» компании «Нейрософт» Россия.
Мониторирование ритмов головного мозга, в ходе которого выявлялось текущее функциональное состояние биоэлектрической активности головного мозга по ведущим ритмам головного мозга (альфа, бета, тета) проводилось на приборе БОСЛАБ, версии БИ-02.
В этом же сеансе проводился бета-стимулирующий тренинг в графическом и игровом варианте. В последующих девяти сеансах изменялось игровое сопровождение методом подбора наиболее комфортного варианта: цветы, автомастер.
В ходе тренинга параллельно проводилась регистрация миографического напряжения и температуры тела по Фаренгейту.
Оценка основных показателей проводилась по следующим этапам: до мониторинга, после первого сеанса, после второго сеанса, после пятого сеанса и после десятого сеанса.
Результаты исследования и их обсуждение
При проведении корреляционного анализа выявлены тесные взаимосвязи показателей индекса напряжения центральной регуляции сердечного ритма и ведущих ритмов головного мозга. Анализ результатов кардиоинтервалографии до проведения мониторирования выявил неоднородность выборки, поэтому все исследуемые были разделены на 2 группы:
- 1 группа - 14 студентов с преобладанием активности парасимпатической активности в регуляции сердечного ритма (ваготоники) - 44% от общей выборки;
- 2 группа - 18 студентов с уравновешенной активностью обоих отделов вегетативной нервной системы (эйтоники) - 56%.
Интересным, на наш взгляд, является тот момент, что из всей выборки только у одного студента наблюдалась повышенная активность симпатического отдела вегетативной нервной системы. Но ввиду того, что он не полностью прошел курс тре-
нинга, его данные не были включены в результаты исследования.
При мониторировании биоэлектрической активности головного мозга выявлено, что в обеих группах ведущим является бета-ритм (14,4±1,2 и 6,0±0,8 тУ'С2 соответственно), а наибольшие показатели альфа-ритма наблюдаются в группе эйто-ников.
Показатели температуры, которые отражают состояние комфортности, оказались наивысшими у лиц с уравновешенным влиянием обоих отделов вегетативной нервной системы (91± 6,2 Р°).
При сравнительном анализе электромиогра-фических показателей выявлено, что наибольшее мышечное напряжение регистрируется в группе ваготоников (64±9,7 шУ).
При оценке индекса внимания по тета/бета соотношению нами отмечено, что у студентов с преобладанием активности парасимпатического отдела вегетативной нервной системы данный показатель достигал наименьшего значения (1,3±0,3 усл.ед.). Тета/бета соотношение при интерпретации результатов в ходе нейробиоуправления отражает индекс внимания, причем, чем меньше значение этого показателя, тем выше характеристики внимания.
В ходе сравнительного анализа показателей мощности ритмов выявлено, что ведущим во всех трех группах в течение первого тренинга является бета ритм (рис. 1).
а)
альфа бета тета
□ графический В игровой
6)
20-Ґ
альфа бета тета
□ графический В игровой
Рис. 1. Распределение мощности ритмов в ходе первого тренинга: а) ваготоники, б) эйтоники
Физиология двигательной активности и спорта
На втором тренинге в обеих группах отмечается резкое увеличение активности всех ритмов, но наиболее значимо изменение бета-ритма. В графическом варианте у эйтоников прирост бета-ритма составил 73%, у студентов с преобладанием парасимпатической активности - 68%. В игровом же варианте тренинга наблюдалась обратная тенденция: бета-ритм увеличился у ваготоников на 65%, а у эйтоников - лишь на 5%. На наш взгляд это явление можно объяснить тем, что в первом тренинге инструктор уделяет большое внимание объяснению, коррекции и подготовке испытуемого, а во время второго тренинга возникает задача самостоятельной работы, что требует большей мобилизации внимания. Выявлено, что особенно резкие сдвиги происходят при использовании графического варианта тренинга.
К пятому сеансу у исследуемых всех групп проявляется некоторая стабилизация ритмов.
К концу тренинга (10-й сеанс) наиболее интересные явления наблюдаются у исследуемых с преобладанием парасимпатической активности вегетативной нервной системы. Выявлено значительное повышение амплитуды всех ведущих ритмов, тогда как у лиц с уравновешенным влиянием обоих отделов ВНС наблюдается обратное явление при использовании графического бета-тренинга, и одинаковая тенденция с более высоким уровнем проявления в первой группе при использовании игрового бета-тренинга (см. таблицу).
Анализируя динамические изменения температуры в ходе проведения тренинга необходимо отметить следующую тенденцию. В обеих группах
сохраняется и в игровом варианте бета-тренинга (рис. 2).
1 тре а> 110 90 нинг ч\
\ \ \ '"1 5 тре НИНГ
—•— графический вариант — игровой вариант
1 тре б) 130 110 У /70 нинг у\ _
V 5 тре V НИНГ
—*— графический вариант —*—игровой вариант
Рис. 2. Динамические изменения температуры в ходе проведения бета-тренинга: а) ваготоники, б) эйтоники
Динамика ритмов головного мозга при проведении бета - стимулирующего тренинга
Бета-тренинг 1 группа (п=14) 2 группа (п=18)
альфа бета тета альфа бета тета
Графический вариант 1 тренинг 3,0±0.4 12,1±1,8 5,9±0,8 3,4±0,6 6,9±2,1 4,9±1,2
2 тренинг 11,0±2,3 43,8±5,8 8,3±1,4 6,5±1,2 21,5±6,3 5,8±1,5
5 тренинг 11,0±3,5 32,2±4,6 13,2±3,1 4,8±0,8 25,5±2,8 7,1±2,0
10 тренинг 8,5±2,1 15,9±2,1 12,8±3,2 2,3±0,2 2,8±0,4 3,6±0,9
Игровой вариант 1 тренинг 7,6±1,2 18,5±4,6 9,6±2,7 4,2±0,7 16,7±3,5 4,6±0,9
2 тренинг 13,0±4,0 52,0±6,3 7,0±0,9 4,6±0,5 17,5±3,2 4,0±0,7
5 тренинг 11,8±3,2 38,5±4,2 14,6±2,9 4,6±0,8 12,9±3,1 8,9±2,3
10 тренинг 11,7±2,7 42,1±3,7 12,1±3,0 17,7±3,2 38,3±9,4 24,3±4,6
к концу курса тренинга (в графическом и игровом варианте) наблюдалось повышение температуры, что может свидетельствовать о состоянии большей комфортности. Но в группе ваготоников наибольшее повышение температуры наблюдалось в период со второго по пятый сеанс графического варианта тренинга, тогда как в группе эйтоников в этот же период наблюдалась обратная динамика, то е.сть, снижение температуры. Эта тенденция
Показатели электромиограммы, отражающие напряжение мышц, у исследуемых 1 группы снижаются при применении графического варианта тренинга, и имеют обратную тенденцию при игровом варианте. У лиц 2 группы в ходе проведения курса тренинга наблюдается противоположная картина - повышение мышечного напряжения при использовании графического тренинга и снижение показателей электромиограммы при игровом варианте (рис. 3).
1 тре а) 200 150-100 нинг
) тренинг 50“ 5 тре г 1 1 1 2 тренинг нинг
□ игровой вариант □ графический вариант
1 тре б) 110 90, !НИНГ
і) ТрвНИНГ V. 5 тре нинг
13 игровой вариант □ графический вариант
Рис. 3. Динамические изменения злектромиограммы в ходе проведения бета-тренинга: а) ваготоники, б) эйтоники
Проводя динамический анализ показателей, нельзя не отметить динамику тета/бета соотношения - показателя, отражающего уровень внимания. Значения этого показателя лучше тем, чем они ниже. Исходные значения были выше в группе эйтоников. В графическом варианте бета-тренинга улучшение внимания наблюдаются в обеих группах (снижение значений тета/бета). В игровом варианте у ваготоников ко второму сеансу наблюдается резкое снижение этого показателя, который затем имеет тенденцию повышения и концу курса достигает исходных значений. У эйтоников же наблюдается постепенное и стабильное снижение показателя.
Выводы и практические рекомендации
Из вышесказанного следует, что бета-стимулирующий тренинг оказывает комплексное влияние на психофизиологические параметры, способствуя их оптимизации, у лиц с различным исходным вегетативным тонусом. Однако следует отметить, что для студентов с повышенной активностью парасимпатического отдела вегетативной нервной системы приоритетным является применение графического варианта бета-стимулирующего тренинга, а для лиц с уравновешенностью вегетативных влияний - игрового варианта.
Полученные данные могут быть использованы для коррекции психофизиологического состояния спортсменов в различные периоды тренировочного процесса.