Научная статья на тему 'Применение рабочих тетрадей в подготовке бакалавров технического профиля'

Применение рабочих тетрадей в подготовке бакалавров технического профиля Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
236
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНЖЕНЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОНТЕКСТНЫЙ ПОДХОД / ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ / PROFESSIONAL ACTIVITY / ENGINEERING EDUCATION / INNOVATIVE POTENTIAL / WORKBOOK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кириллова Инна Константиновна, Мельникова Алевтина Яковлевна

Статья посвящена вопросам формирования инновационного потенциала будущих бакалавров технического вуза на основе контекстного подхода. В качестве средства формирования инновационного потенциала будущих бакалавров предлагается рабочая тетрадь. В статье рассмотрены функции, виды, типы, структура рабочей тетради, приведены примеры заданий для работы. В результате исследования были сделаны выводы об эффективности применения рабочей тетради в качестве средства для формирования инновационного потенциала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кириллова Инна Константиновна, Мельникова Алевтина Яковлевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WORKBOOKS USAGE IN THE TRAINING OF TECHNICAL AREAS BACHELORS

The article is devoted to the problem of creation of the innovative potential of future bachelors on the basis of the contextual approach. As a means of creation of the innovative potential of future bachelors is offered a workbook. The article deals with functions, types, kinds, structures of workbook. The result is that the workbook is the effective tool for creation of the innovative potential of future bachelors.

Текст научной работы на тему «Применение рабочих тетрадей в подготовке бакалавров технического профиля»

понятны конкретной аудитории. Необходимо помнить, что опыт публичных выступлений придает уверенности и ведет к успеху в профессиональной деятельности [7].

Перед современной системой образования ставятся задачи в подготовке профессиональных специалистов, способных развивать свою речевую культуру. Для решения этих задач необходимо уделить особое внимание развитию навыков речевой коммуникации.

Проведенные исследования в аграрном университете позволили сделать следующие выводы: низкая речевая культура студентов связана с несоблюдением норм литературного русского языка и снижением речевой культуры всех участников коммуникации. Необходимо обратить внимание преподавателям университета на свою речевую культуру и этику. Преподаватель является примером высокой культуры речи, поэтому недопустимо использование в речи жаргонизмов, просторечных и грубых слов, не допускается пренебрежительное отношение к студенту, авторитарные методы обучения. Совершенствовать свою речь -задача не только студентов, но и преподавателей [8]. Бедность лексикона всех участников коммуникации требует пополнения словарного запаса. Этому способствует изучение иностранных языков, чтение художественной литературы, обращение к справочникам и словарям.

Помимо самостоятельного совершенствования культуры речи, важно решать данный вопрос на уровне государства:

- усилить контроль над интернет-ресурсами, не допускать использования ненормативной лексики;

- обращать внимание на стиль и язык публикаций в средствах массовой информации;

- пропагандировать бережное отношение к русскому языку.

Высокая речевая культура зависит от степени владения нормами русского языка и оказывает положительное влияние на самооценку студента.

Литература:

1. Гольдин В.Е., Сиротинина О.Б. Речевая культура // Русский язык. Энциклопедия. - М., 1998. - 876 с.

2. Васильева А.А. Круглый стол как одна из форм проведения занятия инновационного типа. // Интеграция науки и практики для развития Агропромышленного комплекса Сборник статей всероссийской научной конференции. 2017. - С. 425-428.

3. Богданова Ю.З., Рыбаков В.В. Эффективное использование интернет-пространства в образовательном процессе. Современные научно-практические решения в АПК. Сборник статей всероссийской научно-практической конференции. 2017. - С. 379-383.

4. Введенская Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. 19-е изд. Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 544с.

5. Касумова Г.А., Таратута И.В. Роль преподавателя аграрного университета в современном образовательном пространстве. Агропродовольственная политика России. 2017. №10(70). - С. 167-170.

6. Богданова Ю.З. Тренинг профессионально-ориентированных риторики, дискуссии и общения. Практикум / Саратов, 2018. - 342 с.

7. Казакова В.И., Вершинина Н.А. Речевая культура студентов-первокурсников // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 4. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2015/04/10458 (дата обращения: 23.09.2018).

8. Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение. - М.: Просвещение, 1997. - 192 с.

Педагогика

УДК 378.22

кандидат педагогических наук, доцент Кириллова Инна Константиновна

Московский государственный строительный университет (г. Москва); кандидат педагогических наук Мельникова Алевтина Яковлевна

Башкирский государственный университет (г. Уфа)

ПРИМЕНЕНИЕ РАБОЧИХ ТЕТРАДЕЙ В ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ ТЕХНИЧЕСКОГО

ПРОФИЛЯ

Аннотация. Статья посвящена вопросам формирования инновационного потенциала будущих бакалавров технического вуза на основе контекстного подхода. В качестве средства формирования инновационного потенциала будущих бакалавров предлагается рабочая тетрадь. В статье рассмотрены функции, виды, типы, структура рабочей тетради, приведены примеры заданий для работы. В результате исследования были сделаны выводы об эффективности применения рабочей тетради в качестве средства для формирования инновационного потенциала.

Ключевые слова: профессиональная деятельность, инженерное образование, контекстный подход, инновационный потенциал, рабочая тетрадь.

Annotation. The article is devoted to the problem of creation of the innovative potential of future bachelors on the basis of the contextual approach. As a means of creation of the innovative potential of future bachelors is offered a workbook. The article deals with functions, types, kinds, structures of workbook. The result is that the workbook is the effective tool for creation of the innovative potential of future bachelors.

Keywords: professional activity, engineering education, innovative potential, workbook.

Введение. Инновационные процессы в современных условиях быстроменяющегося мира остро ставят вопрос о поисках резервов совершенствования подготовки высококвалифицированных и творчески мыслящих инженеров. Выбор инновационного типа развития, создание и внедрение наукоемких технологий, растущая роль знаний и информации в социально-экономическом развитии страны порождают массовый спрос на инновации. Это требует новых форм интеграции образования, науки и производства и ставит перед высшей школой в числе первоочередных задач подготовку специалистов инновационного типа.

Необходимость развития инновационной инженерной деятельности осознана в Российской Федерации на государственном уровне. В конце ХХ века разработана и реализуется федеральная программа «Российская инжиниринговая сеть технических нововведений», которая активно содействует интеграционным процессам по формированию общего инновационного пространства. Инжиниринг сеть активно содействует реализации

инноваций в Российской Федерации. Международная инновационная деятельность инжиниринг сети России позволяет использовать опыт инжиниринга, инновационной деятельности, кооперации, интеграции мировых научно-технических достижений, характерных для развитых государств с рыночной экономикой.

Изложение основного материала статьи. Одним из перспективных методов, используемых в инновационном инженерном образовании, является «контекстное обучение», когда мотивация к усвоению знания достигается путем выстраивания отношений между конкретным знанием и его применением. Этот метод является достаточно эффективным, так как аспект применения является для студентов критически важным в формировании инновационного потенциала будущих бакалавров.

Инновационный потенциал будущих бакалавров, мы определяем как, интегративное профессионально-личностное качество, включающее совокупность знаний, умений и отношений, определяющих его готовность использовать новую междисциплинарную информацию; выдвигать конкурентоспособные идеи; создавать инновационные инженерные проекты; применять новую технику и технологии; находить решения нестандартных задач и новые способы решения стандартных задач в инновационной инженерной деятельности [5].

Отечественный и зарубежный опыт подготовки инженерных кадров показал, что эффективность формирования инновационного потенциала будущих бакалавров значительно повышается в условиях активизации учебного процесса. В этой связи в качестве средства формирования инновационного потенциала бакалавров была выбрана рабочая тетрадь. К сожалению, в большей степени рабочую тетрадь, как эффективный прием для более легкого усвоения учебного материала, а также проверку этого усвоения, используют на своих занятиях учителя школ. Мы считаем, что для улучшения качества подготовки студентов и повышения эффективности учебного процесса по отдельно взятым техническим дисциплинам, например «Материаловедение», в высшей школе, также необходимо активно применять рабочие тетради. В частности, они могут быть использованы при проектировании лекций, практических и лабораторных занятий для текущего контроля знаний и умений студентов. К тому же, рабочая тетрадь по курсу «Материаловедение», входит в состав учебно-методического комплекса дисциплины, образуя систему взаимосвязанных звеньев. Вместе с тем, учебно-методический комплекс по дисциплине «Материаловедение» включает в себя: рабочую программу, учебно-методическое пособие, лабораторный практикум, методические рекомендации для преподавателя, методические рекомендации для студента и различные дидактические материалы. Актуальность использования рабочей тетради при обучении студентов заключается в сочетании информационного содержания тетради с возможностью выявления направления движения мыслительной деятельности обучающихся при их работе с тетрадью.

Рабочие тетради для высшего профессионального образования отличаются по содержанию, целям, способам представления содержания, и приемам выполнения действий от рабочих тетрадей для общего образования. На данный момент в высшей школе они не нашли такого широкого распространения, как в общем образовании. Поэтому в своей работе мы хотим определить структуру, содержание и методику использования рабочих тетрадей для самостоятельной профессиональной подготовки студентов по курсу «Материаловедение» в высшей школе [2].

Рабочая тетрадь - это составная часть учебно-методического комплекса по дисциплине «Материаловедение», призванная активизировать познавательную деятельность студентов.

Н.Е. Эрганова в своих работах посвященных использованию рабочих тетрадей в процессе подготовки специалиста в вузе, определяет цели, функции и виды рабочей тетради [7].

Итак, цели применения рабочей тетради:

- обеспечить качественное усвоение учебного материала;

- выбрать умения и навыки учебной деятельности;

- формировать навыки самостоятельной работы;

- способствовать активизации учебно-познавательной деятельности студентов.

H.Е. Эрганова рассмотрела шесть функций рабочей тетради:

I. обучающая - предполагает формирование у студентов необходимых знаний и умений;

2. развивающая - способствует развитию устойчивого внимания на занятиях;

3. воспитывающая - вырабатывает личностные качества, такие как самостоятельность;

4. формирующая - формирует у обучаемых навыки самообразования;

5. рационализирующая - обучает рациональной организации учебного времени и учебной работы обучаемых;

6. контролирующая - используется для контроля и самоконтроля знаний и умений учащихся.

Выделяют следующие виды рабочей тетради:

- информационный вид рабочей тетради несет в себе информацию только о содержании учебного материала. Учебная информация задает студентам ориентацию в содержании рассматриваемой темы.

- контролирующая рабочая тетрадь используется после изучения темы занятия. Преподаватель с помощью листов рабочей тетради может определить, на каком этапе обучения студент допускает ошибку и в процессе занятий устранить ее.

- смешанный вид рабочей тетради включает в себя информационный и контролирующий блоки.

Основываясь на исследования по использованию рабочих тетрадей в процессе подготовки специалиста в

вузе, нами была разработана рабочая тетрадь по курсу «Материаловедение».

Рабочая тетрадь является составной частью учебно-методического комплекса по дисциплине «Материаловедение». Ее структура включает в себя: введение, практические работы по модулям (выполняются на занятиях), домашние работы, раздел «Прояви творчество».

Введение знакомит студента со структурой и содержанием рабочей тетради, дает рекомендации по работе с ней. Практические работы по модулям представлены системой учебных задач: допишите определение, найдите соответствия, выберите правильный ответ, заполните таблицу, изобразите график. Домашние работы представлены индивидуальной системой учебных задач: решить задачу, ответить на вопрос, изобразить график в соответствии с вариантом (вариант определяется по списку), сделать краткое сообщение. Раздел «Прояви творчество» предназначен для выполнения студентами творческих учебных задач.

Разработанная нами рабочая тетрадь по курсу «Материаловедение» относится к смешанному виду, выполняет свои функции и содержит разнообразные задания.

Выполняя задания в рабочей тетради, студент вносит ответы (вписывает, выбирает, чертит) прямо на листы. Некоторые задачи сопровождаются иллюстрациями, для интересной и увлекательной работы с пособием. Задачи, представленные в рабочей тетради, построены по системе развивающего обучения.

Мы принимаем точку зрения В.И. Земцовой и А.Ф. Эсаулова в определении понятия «задача». В.И. Земцова определяет учебную задачу как «основное средство, при помощи которого студенты вуза в процессе образовательной деятельности овладевают необходимыми профессиональными умениями» [4]. А.Ф. Эсаулов считает, что «в процессе решения учебной задачи студент может путем многократного переформулирования неограниченно углубляться в изучение, как ее условий, так и требований. Эта возможность углубления в структурно-компонентный состав задачи определяет перспективные пути формирования самостоятельности мышления обучаемого, оригинальности и находчивости его ума в разных сферах деятельности [8].

При разработке содержания рабочих тетрадей мы опирались на определение инновационного потенциала будущих бакалавров и использовали два вида задач разделенных на четыре основных типа:

Стандартные:

- Мнемические. Учат студентов мнемическому воспроизведению данных. При решении данного типа задач студент не получает новых знаний, но узнает, систематизирует и воспроизводит уже полученные.

- Элементарные. Требуют использования простых мыслительных операций.

Нестандартные:

- Сложные. Требуют использования сложных мыслительных операций с данными.

- Эвристические. Развивают творческие способности студентов, раскрывают индивидуальность, помогают проявить себя в нестандартной ситуации, учат применять полученные знания и приобретать новые, способствуют формированию более сложной системы действий.

В таблице 1 мы приводим соответствие виду, типу задач ее форме.

Таблица 1

Соответствие типа задач ее форме

Вид задач Тип задач Форма задач

Стандартные Мнемические проверяют знание терминологии.

задачи Элементарные - ответ на вопрос; - выбор ответа из предложенных вариантов.

Нестандартные Сложные -заполнение таблиц;

задачи - работа со схемами.

Эвристические - разработка отчетов и докладов; - самостоятельные письменные работы, чертежи, проекты; - решение проблемных задач и ситуаций.

При разработке содержания рабочей тетради мы учитываем, что она должна охватывать всю учебную дисциплину, способствовать развитию инженерных компетенций, быть личностно-ориентированной, обеспечить развитие у студентов всех видов мышления, формировать умения принимать самостоятельные решения, носить диагностический характер.

Пример заданий рабочей тетради по «Материаловедению» (9).

Предлагается макет рабочей тетради «Классификация и маркировка сталей».

Мнемические задачи:

1. Записать в таблицу 2 химический состав стали:

а) конструкционная углеродистая обыкновенного качества, поставляемая с гарантированными механическими свойствами, с повышенным содержанием марганца, номер марки 3, спокойная;

б) конструкционная углеродистая обыкновенного качества, поставляемая с гарантированными механическими свойствами, номер марки 2, полуспокойная;

в) конструкционная углеродистая обыкновенного качества, поставляемая с гарантированным химическим составом, с повышенным содержанием марганца, номер марки 2, полуспокойная;

г) конструкционная углеродистая обыкновенного качества, поставляемая с гарантированными механическими свойствами, номер марки 2, кипящая;

д) конструкционная углеродистая обыкновенного качества, поставляемая с гарантированными механическими свойствами, с повышенным содержанием марганца, номер марки 5, полуспокойная.

Таблица 2

Марка стали Массовая доля химических элементов, % (по ГОСТ)

С Мп Si

а)

б)

в)

г)

д)

Элементарные задачи:

2. Как способ раскисления влияет на свойства стали? Какая сталь будет использована для изготовления ответственных сварных конструкций, работающих при низких температурах в условиях Тюменского Севера. Почему? Ответ:

Сложные задачи:

3. По данным взятым из ГОСТ 1050-2013 необходимо заполнить таблицу 4 и на основании полученных данных построить график зависимости механических свойств (предел текучести, относительное удлинение при разрыве, твердости) от содержания углерода. Сделать выводы на основании полученных графических зависимостей.

Таблица 4

Марка стали Содержание углерода в % Механические свойства

Предел текучести, отН/мм2 Относительное удлинение, 8 % Твердость НВ (без термической обработки)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

08

10

15

20

25

30

35

40

45

50

Выводы:_

4. Марку какой стали вы выберете для острых хирургических инструментов и почему?

Ответ:_

Эвристические задачи:

5. В общем случае имеется набор параметров выбора материала для изготовления любой детали:

- твердость;

- удельная масса;

- электропроводность;

- теплопроводность;

- теплостойкость;

- износостойкость;

- технологичность, обрабатываемость;

- вид и условия поставки;

- условия транспортировки и хранения;

- стоимость;

- дефицитность;

- используемость отходов;

- утилизация.

Какие 3-4 параметра вы считаете наиболее важными для производства:

- мебели в южных районах России;

- металлорежущих инструментов;

- ювелирных изделий;

- ремонта автомобилей?

6. Представьте себе, что на Земле не было бы металлов. Какие природные ресурсы понадобились бы для жизнеобеспечения людей? Как изменился бы предметный мир?

7. Проанализируйте взятый из библиотеки научно-технический журнал (за 10 последние лет).

Задание:

а) подготовьте две аннотации на заинтересовавшие вас статьи;

б) подготовьте три вопроса по прочитанному журнальному материалу;

в) подготовьте устный обзор журнального номера, устный реферат двух трех статей.

Нами была проведена опытно-поисковая работа для проверки эффективности использования рабочих тетрадей в формирования инновационного потенциала будущих бакалавров. Рассмотрим результаты нашей работы проводимой с учащимися экспериментальных и контрольных групп на протяжении двух семестров в динамике, для чего в начале и в конце экспериментальной работы было сделано два комплексных среза для всех групп. Группы учащихся имели практически одинаковые начальные параметры, в контрольных группах обучение велось на основе традиционных методик подготовки бакалавров.

Были использованы формы контроля, предусматривающие выводы экспериментатора о происходящих изменениях, основанные на анализе продуктов деятельности испытуемого. Проверка уровня сформированности инновационных умений осуществлялись на основании самооценок студентов (анкетирования), с помощью анализа и сопоставления преподавателем выполненных учащимися профессионально-методических заданий, а также с помощью шкалы оценки умений (Граничина О.А., Ермолаев О.Ю., Ефремова Н.Ф.).

Сравнительный анализ пред- и постэкспериментальных контролей в экспериментальных и контрольных группах показал, что в ходе учебного процесса подготовки бакалавров процент усвоения материала повысился в контрольных группах на 1,2%, в экспериментальных группах на 12,5%.

Выводы. Таким образом, результат опытно-поисковой работы свидетельствует об эффективности применения рабочих тетрадей для формирования инновационного потенциала. Рабочая тетрадь даст возможность бакалаврам технического профиля выявлять и ставить проблему, сопоставлять и делать умозаключения. Решенные задачи, позволят им находить способы решения нестандартных задач и новые способы решения стандартных задач и будут способствовать формированию инновационного потенциала.

Для преподавателей применение рабочей тетради это еще одна возможность внедрения активных методов обучения в учебный процесс.

Литература:

1. Белоновская И.Д., Мельникова А.Я. Инженерные игры в теории, методике и практике профессионального образования (учебно-методическое пособие). М.: Дом педагогики, 2008. - 280 с.

2. Бордонская, Л.А., Голобокова Г. И.Рабочая тетрадь студента современного вуза как многофункциональное дидактическое средство // Ученые записки ЗабГУ. - 2013. - №6 - С. 51-65

3. Вербицкий А. А., Ларионова О. Г. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции. М.: Логос, 2009. 336 с.

4. Земцова, В.И. Управление учебно-профессиональной деятельностью студентов на основе функционально-деятельностного подхода: монография - М.: Компания Спутник +, 2008. - 208 с.

5. Мельникова, А.Я. Инженерные игры как педагогическое средство формирования инновационного потенциала будущих специалистов (автореферат). Автореферат дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.08. -Оренбург.: ИПК ГОУ ОГУ, 2008 - 22 с.

6. Онищенко, Н.А. Решение аэрокосмических задач как средство формирование инженерной компетентности будущего специалиста: монография / Н.А. Онищенко - М.: Дом педагогики, 2006. - 253 с.

7. Эрганова, Н.Е. Методика профессионального обучения: учеб.пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Н.Е. Эрганова. - 2-е изд., стер. - М: Издательский центр «Академия», 2008. - 160 с.

8. Эсаулов, А.Ф. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов / А.Ф. Эсаулов. - М.: Высшая школа, 1982. - 223 с.

9. Свидетельство о государственной регистрации базы данных №2015621107 Электронная рабочая тетрадь по материаловедению «Основы теории сплавов».

Педагогика

УДК: 37.01

кандидат педагогических наук, доцент Китикарь Оксана Васильевна

Государственное образовательное учреждение высшего образования «Приднестровский государственный университет имени Т. Г. Шевченко» (г. Тирасполь); старший преподаватель Чебан Ирина Борисовна Государственное образовательное учреждение высшего образования «Приднестровский государственный университет имени Т. Г. Шевченко» (г. Тирасполь); преподаватель Готко Инна Викторовна

Государственное образовательное учреждение высшего образования «Приднестровский государственный университет имени Т. Г. Шевченко» (г. Тирасполь)

ПРОБЛЕМА МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОСТИ В ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

Аннотация. В статье рассмотрено понятие междисциплинарности как взаимодействие между системами знаний дисциплин в процессе интеграции наук по отношению к педагогической науке - как основной систематизирующей области. Обоснованы признаки междисциплинарных исследований в педагогике и образовании. На основании этого обоснована классификация междисциплинарных исследований в области педагогики путем выделения и анализа понятий, которые обозначают предмет исследования.

Ключевые слова: междисциплинарность, междисциплинарные исследования, педагогика.

Annotation. In the article is examined the concept of interdisciplinarity as interaction between the systems of the knowledge of disciplines in the process of the integration of sciences with respect to the pedagogical science - as the basic systematizing region. The signs of interdisciplinary studies in pedagogy and formation are substantiated. On the basis this is substantiated the classification of interdisciplinary of studies in the region of pedagogy via isolation and analysis of the concepts, which designate the object of experiment.

Keywords: interdisciplinarity, interdisciplinary studies, pedagogy.

Введение. Мир един и все в нем взаимосвязано. Это утверждение, носящее аксиоматический характер, приобрело для науки нашего времени особый статус — статус требования, согласно которому науке необходимо находить такие способы познания исследуемых явлений, которые дают возможность постигать их в целостности, а не фрагментарно. Складываются новые формы организации научных исследований, появляются новые научные направления. Наука, активно отбрасывает быстро устаревающие мировоззренческие, теоретические и методологические подходы к исследованию феноменов действительности. Со второй половины XX столетия для научного поиска стали нормой междисциплинарные исследования, ставящие перед собой в качестве одной из целей — преодоление царящей в науке дисциплинарной раздробленности.

Предпочтение отдается работам, в основе которых положены методы и технологии когнитивных наук. Именно конвергенция NBIC наук становится интегрирующей областью знаний и социальных преобразований. В настоящее время междисциплинарные исследования проводятся и планируются в институтах Российской академии образования.

Междисциплинарные исследования стали привычным атрибутом и для сферы образования. Эти исследования объединяют ученых, представляющих разные научные дисциплины: педагогику, философию, культурологию, социологию, историю, психологию, биологию, нейрофизиологию, лингвистику, медицину и другие.

Актуальность проблемы междисциплинарных исследований подтверждают полученные нами данные. Нами были проанализированы научные исследования, посвященные проблеме междисциплинарности и размещенные в электронной научной библиотеке Elibrary.RU. Было найдено 9782 публикации по запросу «междисциплинарность», 12 публикаций по запросу «междисциплинарность в педагогике», 124 публикации по запросу «междисциплинарность в образовании» [12].

Изложение основного материала статьи. Междисциплинарные исследования в сфере образования сталкиваются в ходе их проведения с тем же набором проблем, которые неизменно возникают и в контексте

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.