Научная статья на тему 'Применение процессного подходак управлению финансовыми ресурсами кредитной организации'

Применение процессного подходак управлению финансовыми ресурсами кредитной организации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
406
174
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Прикладная информатика
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / MANAGEMENT / БИЗНЕС-ПРОЦЕСС / BUSINESS PROCESS / ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ / FINANCIAL RESOURCES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Михеев А. Г.

В статье рассматривается применение процессного управления в финансовом менеджменте, описана процессная организация децентрализованного управления финансовыми ресурсами в кредитной организации. Традиционно процессное управление и финансовый менеджмент рассматривались исследователями как независимые области. В настоящей работе к области финансового менеджмента применен недавно появившийся подход к процессному управлению, предполагающий непосредственное исполнение бизнес-процессов в компьютерной среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Process approach application to financial institution management of financial resources

The article discusses the application of process management to financial management. The decentralized management of financial institution financial resources with the help of process approach is described. Traditionally, process management and financial management were considered as the independent areas of research. In this paper the recently appeared kind of process management which involves direct execution of business processes in a computer environment is applied to financial management area.

Текст научной работы на тему «Применение процессного подходак управлению финансовыми ресурсами кредитной организации»

№ 2 (50) 2014

А. Г. Михеев, канд. физ.-мат. наук, Московский государственный университет экономики, статистики

и информатики (МЭСИ), [email protected]

Применение процессного подхода к управлению финансовыми ресурсами кредитной организации

В статье рассматривается применение процессного управления в финансовом менеджменте, описана процессная организация децентрализованного управления финансовыми ресурсами в кредитной организации. Традиционно процессное управление и финансовый менеджмент рассматривались исследователями как независимые области. В настоящей работе к области финансового менеджмента применен недавно появившийся подход к процессному управлению, предполагающий непосредственное исполнение бизнес-процессов в компьютерной среде.

Ключевые слова: управление, бизнес-процесс, финансовые ресурсы.

введение

Более эффективное управление финансовыми ресурсами в кредитной организации возможно при интегрированном управлении, когда значительная часть функций по управлению финансовыми ресурсами передается от высшей администрации организации в подчиненные подразделения [1-3]. При таком управлении большую часть деятельности кредитной организации можно представить в виде взаимодействующих друг с другом бизнес-единиц [4, 5], являющихся центрами создания стоимости. При этом допускается значительная свобода взаимодействия между этими подразделениями.

Децентрализация управления, создание бизнес-единиц, делегирование в нижестоящие подразделения возможностей по управлению и одновременно ответственности за часть результатов были предложены очень давно. Эти понятия были описаны в работе [6] Х. Виссемы, вышедшей на английском языке в 1992 г., и с тех пор это направление непрерывно развивается. Различные варианты современного децен-

трализованного управления кредитной организацией рассматриваются, например, в работах [1, 7, 8]. Однако до недавнего времени практическая организация децентрализованного управления на предприятии была сопряжена с рядом технических сложностей, связанных с учетом большого количества операций, обработкой больших массивов данных, необходимостью быстрого изменения параметров и схем взаимодействия бизнес-единиц.

В конце 90-х годов на предприятиях появились сети персональных компьютеров. (Сейчас в офисной организации практически у каждого сотрудника есть рабочее место, оснащенное компьютером, и эти компьютеры объединены в сеть.) В последующие десять лет развивался теоретический и программный инструментарий управления. Появились сетевые программы в масштабах предприятия. Это привело к качественному изменению рабочего процесса. Благодаря тому, что все рабочие места автоматизированы, на предприятиях можно устанавливать программы, с которыми будут работать все сотрудники, что при грамотной автоматизации существенно повышает производитель-

№ 2 (50) 2014

ность труда. При этом появляются и другие преимущества, такие как возможность быстрого изменения бизнес-процессов предприятия в ответ на изменения условий бизнеса и возможность интеграции разнородных компьютерных приложений в единую информационную систему масштаба предприятия.

В настоящей статье предложен механизм реализации децентрализованного управления кредитной организацией на основе процессного управления, предполагающего непосредственное исполнение бизнес-процессов в компьютерной среде предприятия.

Процессный подход к управлению

При процессном подходе к управлению « деятельность предприятия представляется ^ в виде множества выполняющихся экземп-| ляров бизнес-процессов. Бизнес-процесс содержит схему процесса, состоящую из уз->| лов и переходов. По переходам перемеща-| ются точки управления. Для некоторых ти-¡5 пов узлов схемы наличие в узле точки управ* ления соответствует тому, что исполнитель Ц получает задание на выполнение опреде-Ц ленной работы.

¡1 В последние годы в области процессного

| управления происходят качественные изме-

| нения. Традиционные работы в этой области

| (например, [9-13]) посвящены разработке

Л методов по изучению существующей произ-

а водственной деятельности, выявлению по-

| вторяющихся цепочек действий, формали-

| зации и объединению этих цепочек в закон-

Ц ченные бизнес-процессы. Также в рамках

* традиционных работ изучаются способы из-

| менения сложившихся на предприятии биз-

Ц нес-процессов таким образом, чтобы эф-

2 фективность деятельности предприятия при

§ этом увеличилась. Так как традиционные ра-

1| боты не включают автоматизацию исполне-

|| ния бизнес-процессов, то использование

§ компьютерных систем в традиционных работах ограничивается моделированием биз-

| нес-процессов и изменением построенных

§ моделей. То есть предполагается, что по-

сле разработки или изменения бизнес-процесса его внедрение в организации будет происходить без исполнения этого процесса на компьютере, косвенными способами: через изменение должностных инструкций, прямые указания руководителей.

В настоящее время степень компьютеризации предприятий позволяет всем работникам взаимодействовать с системами масштаба предприятия, не только моделирующими, но и непосредственно исполняющими бизнес-процессы в компьютерной среде. При внедрении таких систем (см. [14-16]) предприятие получает серьезные дополнительные преимущества.

1. Повышается эффективность деятельности при помощи быстрой реорганизации бизнес-процессов предприятия в ответ на существенные изменения условий бизнеса.

2. Из действий сотрудников исключаются рутинные операции, неэффективные процедуры, связанные с поиском и передачей информации, существенно повышается скорость взаимодействия сотрудников, т. е. существенно увеличивается производительность труда работников

3. Можно решить задачу интеграции разнородных систем предприятия в единую корпоративную информационную систему.

Системы, непосредственно исполняющие бизнес-процессы, получили название «системы управления бизнес-процессами» (далее СУБП). Основная задача таких систем — раздавать задания исполнителям и контролировать их выполнение.

Применение процессного подхода к управлению финансовыми ресурсами

Предлагается построить в кредитной организации механизм финансового управления, в рамках которого явно оформляется передача финансовых ресурсов между подразделениями — бизнес-единицами или между казначейством и бизнес-единицей. Передача финансовых ресурсов производится в виде заключенных в компьютерной систе-

№ 2 (50) 2014

ме сделок. При этом сделки представляют собой запускаемые в СУБП кредитной организации бизнес-процессы специального вида. Также в компьютерной системе производится оперативный учет финансовых средств, переданных по сделкам в управление различным бизнес-единицам.

Децентрализацией и обменом финансовыми ресурсами в виде сделок делегируется часть функций управления финансовыми ресурсами в нижестоящие подразделения организации, что уменьшает длину подтверждающей цепочки принятия решений и позволяет:

• сократить время, необходимое для принятия решений, и, как следствие, повысить скорость реагирования на потребности клиентов;

• вести точный учет затрат и оценивать результаты деятельности каждой бизнес-единицы, что повышает мотивацию их руководителей;

• более эффективно, чем при прямом административном управлении, распределять финансовые ресурсы среди бизнес-единиц.

Процессная автоматизация позволяет решить задачу учета принятых решений и оперативного учета финансовых средств, переданных в управление различным бизнес-единицам. Также процессная автоматизация позволяет быстро внедрять в практику новые виды сделок и новые финансовые инструменты.

Возникающие при этом риски несогласованности действий, а также риски злоупотреблений предлагается контролировать при помощи встраивания в бизнес-процессы заключения сделок автоматических функций контроля показателей риска.

В этом случае становится возможным осуществлять стратегическое управление финансовыми ресурсами косвенным образом, путем задания границ рисков и показателей деятельности предприятия, а также других коэффициентов, являющихся параметрами сделок передачи финансовых ресурсов.

Кроме сделок передачи финансовых ре- ^ сурсов предлагается оформлять в виде ис- ^ полняемых в СУБП бизнес-процессов за- ^ ключение внешних финансовых сделок. Как ^ и для сделок передачи ресурсов, это позволит увеличить скорость заключения и исполнения сделок, а также эффективность контроля рисков.

Механизм заключения сделок

Параметрами сделок предлагается назначить стоимостные, количественные и временные характеристики передаваемых ресурсов. Кроме прямых сделок допускаются сделки с казначейством. Казначейство — это особое подразделение кредитной организации, которое, в частности, может заключать собственные сделки с подразделениями как на привлечение, так и на размещение средств.

Управление финансовыми ресурсами предлагается сделать многоуровневым. То есть сделки могут заключаться на многих уровнях иерархии подразделений кредитной организации. Например, казначейство заключает на определенный срок сделку передачи финансовых ресурсов с департаментом финансовых и фондовых операций, департамент заключает сделку на часть этого срока с входящим в него отделом работы с процентными финансовыми инструментами, который размещает на этот период средства в облигации. После завершения этой сделки департамент заключает на оставшийся период времени сделку с отделом фондовых операций, который размещает средства в акции предприятий. В свою очередь, отдел фондовых операций передает часть полученных средств по сделке управляющему портфелем акций энергетических предприятий, а другую часть, по другой сделке, — управляющему портфелем акций телекоммуникационных предприятий.

При этом происходит разделение ответственности за произведенные финансовые операции. Менеджер, получивший в управление финансовые ресурсы,отвечает только за значения ограниченного набора фи-

№ 2 (50) 2014

нансовых показателей — только за те показатели, относительно которых у него есть возможность управления. Например, сотрудник, управляющий портфелем облигаций, должен отвечать за слишком низкую доходность портфеля облигаций, образовавшуюся из-за неправильной оценки им случайных колебаний текущих доходностей выпусков облигаций, но не должен нести ответственность за убытки, связанные с отказом эмитента от погашения облигаций. Возможность такого события должен учитывать риск-менеджер, а также сотрудник подразделения более высокого уровня, совершающий соответствующую сделку передачи ресурсов в данный портфель облигаций.

Сделки не обязательно должны заключаться с прохождением всех уровней иерар-5 хии организации. Например, в некоторых ^ случаях могут заключаться прямые сделки | между казначейством и отделом, минуя уровень департамента, или между привлекаю->| щим и размещающим ресурсы подразделе-| ниями, минуя казначейство. Это приведет ¡5 к более быстрому и динамичному функцио-

* нированию кредитной организации.

Ц Однако в некоторых случаях заключение Ц прямых сделок между подразделениями или выход привлекающих ресурсы подразделе-| ний на внешний рынок могут уменьшить об-| щую прибыль банка. Например, если при-| влекающее ресурсы подразделение банка Л самостоятельно выйдет на внешний рынок <а и разместит эти ресурсы по ставке, чуть-чуть | превышающей ставку казначейства, то, не-| смотря на то, что прибыль подразделения Ц увеличится, у банка будет упущенная выго-

* да, потому что, если бы эти средства бы-

1 ли переданы казначейству, казначейство Ц разместило бы их в другом подразделении,

2 и это подразделение получило бы сущест-§ венную дополнительную прибыль от разме-1| щения ресурсов. То есть прибыль всего бан-|| ка увеличилась бы.

§ Похожая ситуация может произойти при заключении сделки с подразделением, ко-| гда пропущен промежуточный иерархиче-^ ский уровень. Если казначейство заключи-

ло сделку на некоторый срок с управлением финансовых и фондовых операций, то руководитель управления, хорошо понимая общую тенденцию на рынках ценных бумаг, может на часть этого срока при помощи соответствующей сделки передать полученные средства отделу, осуществляющему операции с акциями, а завершив сделку с этим отделом, передать полученные средства отделу, занимающемуся операциями с облигациями. Если эти средства казначейство передало бы на весь срок только одному из этих отделов, то общая прибыль банка, скорее всего, была бы меньше.

Для того чтобы избежать таких ситуаций, можно предпринять следующее.

1. Запретить подразделениям (кроме казначейства), привлекающим ресурсы, самостоятельный выход на внешние рынки размещения средств ([1]).

2. Для подразделений, размещающих ресурсы, устанавливать приоритеты участникам сделок либо добавлять в сделку маржу в стоимость ресурсов. В этом случае стоимость, по которой подразделение получает ресурсы, будет на величину маржи превышать стоимость, по которой другой участник сделки передает ему эти ресурсы. Разница в стоимости пойдет в доход кредитной организации.

Финансовые операции низовых подразделений, не согласованные с действиями вышестоящих подразделений и не лежащие в рамках общей стратегии управления, могут привести к потере управляемости организации.

Чтобы избежать такой ситуации, необходимо осуществлять стратегическое управление финансовой организацией. Производится оно путем косвенных действий: установлением значений различных лимитов, заданием границ существенных показателей риска, а также других коэффициентов, являющихся параметрами механизма децентрализованного управления. В кредитной организации существует подразделение, осуществляющее контроль за рисками (назовем его департамент риск-менеджмента).

№ 2 (50) 2014

Для каждого подразделения администрация и департамент риск-менеджмента устанавливают показатели риска и эффективности деятельности. Таким образом можно избежать возможных негативных последствий децентрализации управления — несогласованности действий на уровне подразделений и многих видов злоупотреблений.

При такой организации децентрализованного управления очень важным является способ определения трансфертных цен, по которым подразделения передают друг другу финансовые ресурсы. Изменение трансфертной цены существенно отражается на прибыльности подразделений — появившийся при этом дополнительный доход одного из подразделений в точности соответствует дополнительному расходу подразделения, заключившего с ним сделку передачи финансовых ресурсов.

Существует три основных способа расчета трансфертных цен ( [3]):

• рыночный;

• на основе издержек;

• переговорный.

Среди исследователей нет единого мнения, в каких случаях следует использовать те или иные способы расчета трансфертных цен. Это сложная проблема, ее решение зависит от целей и структуры кредитной организации, особенностей ее бизнеса и поведения рынков, на которых кредитная организация работает. В целом система трансфертного ценообразования должна мотивировать менеджеров к принятию эффективных и обоснованных решений. Это возможно в том случае, если менеджер, стремясь увеличить прибыль своей бизнес-единицы, также увеличивает прибыль всей кредитной организации.

Процессная реализация механизма заключения и исполнения сделок

В настоящей статье процессный инструментарий предлагается использовать необычным для традиционных работ образом: в виде бизнес-процессов предлагается реализо-

вать заключение и исполнение внутренних ^ и внешних сделок по передаче финансовых ^ ресурсов между бизнес-единицами. В неко- ^ торые узлы схем бизнес-процессов заключе- ^ ния и исполнения этих сделок предлагается вставить расчет показателей риска, ожидаемой эффективности операции и других показателей поддержки принятия решения. Если показатели риска превышают заданные пределы, то бизнес-процесс не должен регистрировать соответствующую сделку.

Механизм заключения сделок предлагается реализовать в автоматизированной компьютерной среде. Типичная сделка состоит в следующем: бизнес-единица, предлагающая заключить сделку, запускает экземпляр бизнес-процесса, в стартовых данных которого указывает бизнес-единицу или группу бизнес-единиц, с которым она собирается заключить сделку, а также предлагаемые параметры сделки.

Далее бизнес-единицы получают задачу рассмотреть предложение о сделке передачи финансовых ресурсов. Задача эта ограничена по времени некоторым временным интервалом, т. е., если за этот период никто задачу не выполнит, то данный экземпляр бизнес-процесса автоматически завершится. Сделка будет заключена с подразделением, первым отметившим выполнение задачи (принявшим условия сделки). В случае принятия условий сделки подразделением-контрагентом автоматически будет запущен подпроцесс исполнения сделки.

Принципиальная схема бизнес-процесса заключения одного из вариантов внутренней сделки (в упрощенном виде) изображена на рис. 1.

Реализация механизма заключения и исполнения сделок в виде бизнес-процессов, исполняющихся в компьютерной среде, дает следующие преимущества.

1. Низкая стоимость. Нет необходимости создавать специализированный инструментарий, учитывающий все возможные варианты заключения и исполнения сделок. Для реализации данного решения можно использовать универсальную СУБП.

№ 2 (50) 2014

(Предложивший_сделку) Предложить внутреннюю сделку

1

I

*

48

0

¡Е

1

§

I

|

-а со

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0 £

1

1 I

I

0

1

0 &

1 р

4

Окончание

Рис. 1. Принципиальная схема бизнес-процесса заключения одного из вариантов внутренней сделки в UML-нотации ([17])

2. Решение очень гибкое, легко поддающееся адаптации и изменениям, допускающее добавление новых видов сделок, так как бизнес-процессы для СУБП можно очень быстро создавать и модифицировать.

3. Дорабатывать и улучшать механизм финансового управления путем изменения бизнес-процессов может сама кредитная организация, не привлекая к этому внешние ИТ-компании, что, кроме сокращения времени и стоимости работ, способствует лучшей сохранности конфиденциальной информации об особенностях бизнеса организации.

Заключение

В настоящее время в России созрели условия для процессной реализации финансового менеджмента в кредитных организациях.

Эти организации полностью оснащены компьютерной техникой, автоматизированы многие сферы их работы. В кредитных организациях работает большое количество специалистов в финансовой сфере и в информационных технологиях. Теории, описывающие как процессное управление, так и финансовый менеджмент, активно развиваются. На рынке программных продуктов появилось много программных средств автоматизации на основе процессного подхода, в частности, существуют российские проекты разработки СУБП (например, ELMA и RunaWFE).

Список литературы

1. Поморина М. А. Финансовый менеджмент в системе стратегического управления банком. М.: ГУУ, 2008. — 318 с.

54

№ 2 (50) 2014

2. Михеев А. Г. Учет доходов подразделений банка при децентрализованном управлении финансовыми ресурсами // Банковские технологии. № 11. 2001. С. 52-56.

3. Донская В. Ю. Трансфертные цены: достоинства и недостатки способов расчета // Математические модели и информационные технологии в менеджменте. Вып. 1. СПб.: СПбГУ, 2001. С. 148-157

4. Ольхова Р. Г. Банковское дело. Управление в современном банке / Учебное пособие. М.: Кнорус, 2011. — 304 с.

5. Портер М. Конкурентное преимущество: Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость. М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. — 714 с.

6. Виссема Х. Менеджмент в подразделениях фирмы. Предпринимательство и координация в децентрализованной компании. М.: ИНФРА-М, 1996.

7. Масленченков Ю. С. Финансовый менеджмент банка М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. — 399 с.

8. ТютюнникА. В. Реинжиниринг кредитных организаций. Управленческая аналитическая разработка. М.: БДЦ-Пресс, 2001. — 312 с.

9. Абдикеев Н. М., Данько Т. П., Ильдеменов С. В., Киселев А. Д. Реинжиниринг бизнес-процессов. М.: Эксмо, 2005. — 592 с.

10. Тельнов Ю. Ф. Реинжиниринг бизнес-процес- <8

£3

сов: Компонентная методология. М.: Финансы § и статистика, 2004. — 319 с. ^

11. Калянов Г. Н. Моделирование, анализ, реорганизация и автоматизация бизнес-процессов. М.: Финансы и статистика, 2006. — 240 с.

12. Громов А. И., Каменнова М. С., Ферапонтов М. М, ШматалюкА. Е. Моделирование бизнеса. Методология ARIS. М.: Весть-МетаТехно-логия, 2001.

13. Репин В. В. Бизнес-процессы компании. Определение. Анализ. Регламентация. М.: Стандарты и качество, 2007.

14. Кловпулос Т. Необходимость Workflow. М.: Весть-МетаТехнология, 2000.

15. Вагнер Ю. Б. BPMS-эффект // Автоматизация в промышленности. 2009. № 7. С. 11-15.

16. Михеев А. Г., Орлов М. В. Система управления бизнес-процессами и административными регламентами // Программные продукты и системы. № 3. 2011.

17. Фёдоров И. Г. Сравнительный анализ нотаций моделирования бизнес-процессов // Открытые системы. № 8. 2011.

A. Mikheev, Ph. D. (Math.), Moscow State University of Economics, Statistics and Informatics, [email protected]

Process approach application to financial institution management of financial resources

The article discusses the application of process management to financial management. The decentralized management of financial institution financial resources with the help of process approach is described. Traditionally, process management and financial management were considered as the independent areas of research. In this paper the recently appeared kind of process management which involves direct execution of business processes in a computer environment is applied to financial management area.

Keywords: management, business process, financial resources.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.