Научная статья на тему 'Применение процессного подхода при построение централизованной системы обеспечения на интегрированном предприятии'

Применение процессного подхода при построение централизованной системы обеспечения на интегрированном предприятии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
105
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД / МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ МТО / ИНТЕГРИРОВАННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / PROCESS APPROACH / PROCUREMENT CENTRALIZATION / INTEGRATED ENTERPRISE / MATERIAL SUPPORT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лугеумбиза Д. Д.

Статья посвящена вопросу централизации системы МТО на интегрированных предприятиях на основании процессного подхода. Цель исследования разработка рекомендаций по организации системы материально-технического обеспечения на интегрированном предприятии. К основным результатам определяющим научную новизну и практическую значимость статьи относятся: Выявлены основные проблемы, возникающие при переходе от децентрализованной системы обеспечения к централизованной и пути их решения; Сформирован алгоритм внедрения процессного подхода МТО;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF PROCESS APPROACH IN CASE OF CREATION OF THE CENTRALIZED SYSTEM OF SUPPORT AT THE INTEGRATED ENTERPRISE

Article is devoted to a question of the organization of the centralized system of procurement at the integrated enterprises based on process approach. Research objective is carrying out researches and development of recommendations about the organization of system of material support at the integrated enterprise. The main results defining scientific novelty and the practical significance of article treat: The main problems arising upon transition from decentralized system of support to centralized and a way of their decision are revealed: The algorithm of implementation of process approach of procurement is created;

Текст научной работы на тему «Применение процессного подхода при построение централизованной системы обеспечения на интегрированном предприятии»

способствуют развитию сфер обслуживания, производства, распределения, обмена и потребления, и тем самым развивают денежно-кредитные отношения с клиентами.

У каждого банка есть своя стратегия, и на ее основе идет ориентация на интересующие его группы потребителей своих продуктов, будь то предприятие, учреждения или простое население. В каждом сегменте рынка изучается клиентская база, состоящая из физических и юридических лиц.

Как расширить свою клиентскую базу банк должен думать заранее, чаще всего выигрывают банки, предоставляющие наиболее большой спектр услуг. Необходимо понимать, что работая с определенными сегментами, нужно четко знать, что предлагать каждому потребителю.

Деятельности банка на различных рынках банковских услуг, ее результаты всегда фиксируются в определенных источниках, а дальше служат основой маркетингового анализа всего комплекса отношений банка с клиентами.

За счет здоровой конкуренции в российском банковском секторе без аналитики межбанковской ситуации не обойтись. В каждом банке есть маркетинговый отдел, который анализирует множество различных аспектов. Наиболее важные из них для данной статьи, это:

1) Изучение конкурентов, которым в той или иной мере удается лидировать на рынке кредитования, вкладов и др.;

2) Сопоставление конкурентов со своим банком.

Основой для осуществления сделок, как для банка, так и его клиентов необходимо знать значение понятий: банковские продукты, банковские услуги и банковские операции.

Банковские продукты - это предоставляемый банком в определенной последовательности взаимосвязанный комплекс банковских услуг, направленный на удовлетворения потребностей клиента банка.

Банковская услуга — это результат отдельных технических, технологических, интеллектуальных, профессиональных и других действий, направленных на удовлетворение потребностей клиентов банка.

Банковская операция - это операции, направленные на решение задач и реализацию функций банка, регламентируемые банковскими законами и нормативными правовыми актами, т.е. отражающие банковскую деятельность.

Именно эти три понятия нужно разграничивать при исследовании банковского рынка маркетологами.

Чтобы держаться на плаву, надо знать политику и действия конкурентов.

Следует отметить, что успехи банков в создании и реализации продуктов или услуг во многом определяется операциями, при помощи которых услуги банка становятся достоянием многочисленных клиентов.

Взять относительно недавно введенную бесплатную услугу для клиентов как электронная очередь. За рубежом данная услуга внедрилась уже давно, получила большую распространенность и добилась популярности.. Большой процент банков начал внедрять данную услугу, и, заметим, что должного результата она позволяет достичь, это: снижение недовольства граждан, понижение шума в помещении, регулирование очереди. Все это позволяет ускорить процесс осуществления банковских операций. При относительно недорогом оборудовании достигается результата. Можно сделать вывод, что электронная очередь введется во всех банках России.

Рынок банковских услуг характеризуется свободным выбором партнеров и наличием конкуренции. Развитие этих отношений способствует увеличению спроса и предложения на услуги банков, стимулирует к расширению ассортимента и качества услуг.

Формирование рынка банковских услуг представляет собой сложный процесс, требующий мобилизации не только внутренних ресурсов, но и широкого использования опыта мировых банков.

Не только в банках, но и во всех отраслях экономики лишь отдельные коммерческие организации уделяют большое внимание изучению зарубежного опыта. Можно отметить, что в банковской сфере этот аспект очень важен. Так как за границей банки развиваются более эффективно. Многие российские банки представлены во многих регионах, особенно если взять такие банки как Внешторгбанк, Сбербанк, Альфа-бонк и другие. Как никто другой такие банки должны стать инициаторами в использовании опыта иностранных банков в улучшении структуры и качества услуг, а так же развитии банковского маркетинга.

Российский банковский стремится к улучшению обслуживания, возникновения новых банковских услуг, которые будут наиболее полно затрагивать интересы общества. Но по мере развития кредитных отношений у банков появляются многочисленные обязанности, аккуратное выполнение которых способствует увеличению объема банковских услуг. Тем самым нужно расширенно изучать международный опыт, совершенствовать и вводить на российский рынок качественные продукты, которые будут пользоваться спросом, и будут удовлетворять потребности различных слоев населения.

Литература

1. [http://www.fmansy.asia/artides/rynok-bankovskih-produktov]

2. [http://banking.moy.su/]

3. [http://www.dkb-fin.ru/bankovskie_operacii.html]

4. [http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=3010]

5. [http://www.rae.ru/fs/?section=content&op=show_article&artide_id= 100о0051]

Лугеумбиза Д. Д

Аспирант, Санкт-Петербургский государственный экономический университет ПРИМЕНЕНИЕ ПРОЦЕССНОГО ПОДХОДА ПРИ ПОСТРОЕНИЕ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОЙ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НА ИНТЕГРИРОВАННОМ ПРЕДПРИЯТИИ

Аннотация

Статья посвящена вопросу централизации системы МТО на интегрированных предприятиях на основании процессного подхода. Цель исследования - разработка рекомендаций по организации системы материально-технического обеспечения на интегрированном предприятии. К основным результатам определяющим научную новизну и практическую значимость статьи относятся:

Выявлены основные проблемы, возникающие при переходе от децентрализованной системы обеспечения к централизованной и пути их решения;

Сформирован алгоритм внедрения процессного подхода МТО;

Ключевые слова: Процессный подход, материально-техническое обеспечение, централизация МТО, интегрированное предприятие.

Lugeumbiza D. D.

Post-graduate student, Saint- Petersburg university of economy

APPLICATION OF PROCESS APPROACH IN CASE OF CREATION OF THE CENTRALIZED SYSTEM OF SUPPORT

AT THE INTEGRATED ENTERPRISE

Abstract

47

Article is devoted to a question of the organization of the centralized system of procurement at the integrated enterprises based on process approach. Research objective is carrying out researches and development of recommendations about the organization of system of material support at the integrated enterprise. The main results defining scientific novelty and the practical significance of article treat:

The main problems arising upon transition from decentralized system of support to centralized and a way of their decision are revealed:

The algorithm of implementation ofprocess approach ofprocurement is created;

Keywords: Process approach, material support, procurement centralization, the integrated enterprise.

Переход от децентрализованного управления к централизованному занимает достаточно длительный промежуток времени. Условно его можно разделить на определенные этапы:

1. Осуществление головной компанией частичного контроля над закупочно-договорной деятельностью.

2. Г оловная компания от имени предприятия заключает договора по важнейшим ТМЦ.

3. Головное предприятие само осуществляет закупку, от своего лица.

Отметим, что переход к каждому этапу происходит постепенно. В следствии чего возникает ряд проблем:

1. На определенном этапе смещается центр прибыли и центр затрат.

2. Постоянное изменение в структуре может привести к выпадению каких-либо функций или наоборот к дублированию функций.

3. На определенном этапе размываются границы ответственности, в следствии чего снижается мотивация руководителей.

В качестве средства для решения многих из указанных проблем предлагается рассмотреть вариант процессного подхода к управлению МТО предприятия. Этот подход не отвергает существующего структурно- функционального подхода, он является дополнением позволяющим решить определенные проблемы.

Практическая реализация данной концепции основана на применении принципов и требований всеобщего менеджмента качества, международных стандартов ISO 9000 и процессного подхода к управлению. Указанный подход является интегральным среди тех, которые рассматриваются менеджментом (системно-теоретический, структурно-функциональный, ситуационный и др.), кроме того, он ориентирован на удовлетворение потребителя процесса, что важно с точки зрения функционирования всего предприятия и получения результатов. Ориентация на достижение целей (показателей процесса) предполагает однозначную ответственность за результаты, которую несет владелец процесса [2]. Для дальнейшего рассмотрения процессного подхода, необходимо определить некоторые понятия. Выход - материальный или нематериальный результат процесса, потребляемый внешним по отношению к процессу объектом. Вход - это установленные требования, которые в ходе выполнения процесса преобразуются в выход. Ресурсы бизнес-процесса - материальные или информационный объект, постоянно используемый для выполнения процесса, но не являющейся входом процесса.

Ресурсы процесса

• Находятся под управлением владельца процесса;

• Их объем планируется на большое количество циклов или длительный период работы процесса;

Вход процесса

• Поступают в процесс извне;

• Их объем планируется на один или несколько циклов работы процесса, или выпуск определенного объема

продуктов;

Процессный подход предполагает структуризацию деятельности внутри предприятия, определения границ по входам и выходам, регламентацию требований (по срокам поставки, техническим условиям, формам оплаты), распределения ответственности и ресурсов, порядок взаимодействия подразделений. При таком подходе процессы выделяются в виде объектов управления. Для каждого объекта управления определяется содержание и назначаются владельцы процессов. Владелец процессов -это должностное лицо или коллегиальный орган управления, имеющий в своем распоряжении ресурсы, необходимые для выполнения процесса и несущий ответственность за результат процесса [1].

Рассмотрим основные элементы процесса МТО предприятия, представленные на рис. 1 "Процесс МТО на предприятии".

Входом для МТО предприятия является информация о требуемых ТМЦ, его количественных и качественных характеристиках, а также требуемых сроках поставок. Это могут быть заявки на получение ТМЦ от структурных подразделений, планы поставок, технические требования на закупаемые товары, ведомости заказов материалов и оборудования, коммерческие предложения поставщиков и т. д.

Выходом для МТО предприятия являются материальные ресурсы и различная документация на оборудование (сертификаты, инструкция по эксплуатации, товаросопроводительные документы и т. д.). Также это может быть информация о приемлемости и неприемлемости поставщиков.

48

К ресурсам процесса МТО относится персонал, информация, оборудование, нормативные документы, регламентирующие процесс МТО на предприятии (ФЗ №223"Об отдельных видах закупок для о государственных и муниципальных нужд, ISO 9001 "Процесс МТО", "Положение об отделе закупок"). Также для процесса МТО ресурсом являются поставщики и контрагенты.

Клиентами процесса являются внутренние и внешние поставщики и потребители. Отметим одну существенную деталь: внутрифирменные потребители процесса закупок одновременно являются и поставщиками, поскольку они предоставляют информацию, необходимую для осуществления закупок. Аналогично и внешние поставщики являются потребителями процесса, т.к. на основании технологии бизнес-процесса принимаются решения об их оценке и переоценке, аккредитации или лишении аккредитации, допуске к процедурам отбора, включении в список недобросовестных поставщиков и т.д. [2].

Перечислим решения поставленных в начале статьи проблем:

1. Для предприятия центром затрат всегда должен быть исполнительный орган - хозяин процесса.

2. Хозяином процесса в зависимости от степени централизации МТО на интегрированном предприятии может быть

либо исполнительный орган предприятия либо исполнительный орган головной компании.

3. При процессном подходе все функции предприятия описаны в виде сети процессов, при изменение структуры

предприятия или даже при переносе всех функций предприятия в головную компанию, процессы остаются теми же, меняется только хозяин и исполнитель процесса. Это позволяет избежать дублирования или выпадения определенных функций, а так же помогает определить четкие границы ответсвенности.

Для внедрения процессного подхода МТО на предприятии рекомендуем использовать следующий алгоритм, представленный на рис. 2

Литература

49

1. Елиферов В. Г., Репин В. В. Бизнес процессы регламентация и уравление - М.: Инфра - М, 2004 - С.18

2. Плященко В. И. Журнал -Процессный подход к управлению закупками и повышение конкурентоспособности предприятия/ИНДУ СТРИАЛЬНЫЙ И B2B МАРКЕТИНГ -2011 - С. 56-58

Кузнецова Н.В.1, Маслова Е.В.2

'Доктор экономических наук, профессор, 2аспирант кафедры мировой экономики, ФГБОУ ВПО «Дальневосточный федеральный университет»

МОДЕЛЬ ГАРМОНИЗАЦИИ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ, РЕПУТАЦИЕЙ И КОРПОРАТИВНЫМ УПРАВЛЕНИЕМ АННОТАЦИЯ

Аннотация

Рассматриваются теории корпоративной социальной ответственности (КСО), ее современные формы. Обосновывается необходимость развития социальной ответственности бизнеса, как создание необходимого социально-ответственного пространства в решении социально-экономических проблем общества. Предложена динамическая модель КСО, определяющая отношения между КСО, репутацией и корпоративным управлением. В статье проводится анализ превращения целей организации в рамках КСО в ценность для организации и для стэйкхолдеров. Подчеркивается важность гармонизации процессов объединения целей организации и целей стэйкхолдеров.

Ключевые слова: корпоративная социальная ответственность, ответственность, качество жизни, благотворительность, стейкхолдеры, программы КСО, модели КСО

Kouznetsova N.V.1, Maslova E. V.2

'Doctor Of Economic Sciences, associate professor, 2 postgraduate student, Far Eastern Federal University MODEL OF HARMONIOUS RELATIONS AMONG CORPORATE SOCIAL RESPONSIBILITY, REPUTATION AND

CORPORATE GOVERNANCE

Abstract

The article contains the analysis of various theories of CSR and its modern forms. The work includes the explanation of the need for the development of corporate social responsibility of business. Moreover, this development is viewed as socio-responsible landscape for solving the socio-economic problems of society. The article provides the dynamic model of CSR that explains the dependence of CRS on reputation and corporate governance. Also, the article contains the analysis of turning objectives of organization into values for the organization and stakeholders. The emphasis is made on the harmonious combination of organization’s and stakeholders ’ objectives

Keywords: corporate social responsibility, quality of life, philanthropy, stakeholders, programs of CSR, models of CSR.

Переход к постиндустриальной стадии развития общества заставляет бизнес еще более активно двигаться в сторону увеличения социальных затрат. Многие успешные страны доказали необходимость формирования института - социальноответственного предпринимательства по отношению к государству, обществу в целом и человеку.

Социально ответственное поведение компаний, особенно в США и Европе, продемонстрировало, что экономическое развитие не мыслится без их участия в решении социальных проблем общества. Общество влияет на эффективность функционирования бизнеса качеством рабочей силы, уровнем покупательской способности, стабильными условиями работы. Благополучное социальное окружение, которое нормативно мотивируется государством, способствует развитию бизнеса. Затраты компаний на проведение социально ответственной политики являются долгосрочными инвестициями, направленными на улучшение условий бизнеса.

Впервые, к термину корпоративной социальной ответственности (КСО) бизнеса обратился американский экономист Г. Боуэн в 1953 году в работе «Социальная ответственность бизнесмена», которая положила начало современной литературе о КСО [12]. По его мнению, социальная ответственность бизнесмена состоит в реализации той политики, принятии таких решений либо следовании такой линии поведения, которые были бы желательны с позиций целей и ценностей общества, то есть указал на необходимость учитывать общественные ценности и цели. Слабость такого подхода, на наш взгляд, состоит в отсутствие инструментария - практических рекомендаций по формированию КСО.

К сторонникам данного понимания можно отнести К.Девиса, Дж.МакГира, С.Сети, А.Кэрролла. К. Девис первым обосновал, что проблема социальной ответственности должна рассматриваться в управленческом контексте. [12]. К. Девис и Р. Бломстр определили направленность КСО как «обязанность лиц, принимающих решения, предпринимать такие действия, которые будут направлены не только на удовлетворение их собственных интересов, но также на защиту и приумножение общественного богатства». Проблема содержания КСО была уточнена Дж. МакГуиром, указавшим, что «корпорация имеет не только экономические и правовые обязательства, но несет и некую ответственность перед обществом, выходящую за их пределы» [16]. С.Сети в свою очередь конкретизировал содержание КСО, указав, что оно «предполагает выведение корпоративного поведения на уровень, соответствующий превалирующим социальным нормам, ценностям и ожиданиям» [19]. Основываясь на подходах Дж. МакГуира и С. Сети и пытаясь согласовать экономическую и социальную ответственность бизнеса, А. Керолл предложил трактовку КСО [25], подразумевающую «соответствие экономическим, правовым, этическим и дискреционным ожиданиям, предъявляемым обществом организации в данный период». Именно подход А. Керолла, позднее воплотившийся в детально проработанной модели, получил наибольшее распространение, стал во многом определять рамки современных исследований в области КСО[10].

С.П. Роббинс и М. Коултер определяют КСО как обязательство фирмы преследовать долгосрочные общественно-полезные цели, принятые ею сверх требуемого в соответствии с законодательством и экономическими условиями. Т. Китчин считает, что КСО - это - специфические обязательства компании и проистекающие из них действия коммерческих организаций,.. определяемых... вне основной операционной среды бизнеса [2]. М. Палацции и Дж. Статчер пишут, что КСО представляет собой в своей основе философию или образ отношений между предпринимательскими кругами и обществом, причем для их реализации и устойчивости в течение длительного периода времени эти отношения требуют руководства [4]. Р. Дафт определяет КСО как обязанность руководства организации принимать решения и осуществлять действия, которые увеличивают уровень благосостояния и отвечают интересам как общества, так и самой компании [1].

Д. Вуд отметил, что социальная ответственность является одним из важнейших элементов взаимодействия между бизнесом и обществом. Он также предложил три принципа корпоративной социальной ответственности, которые включают в себя: легитимность системы, общественную ответственность организаций и философию индивидуального управления автономией [20].

Таким образом, предприятия являются социально ответственными, давая обратную связь местному сообществу и обществу в целом. Принцип оценки общественного благосостояния основывается на ценностях и культуре, то есть на том, что более важно для людей. Обеспечение реализации общественного благосостояния через компании содействует улучшению корпоративного имиджа и повышает согласованность сотрудников. Общество также получает выгоды в виде повышения качества жизни, улучшения общественного мнения, популярности.

50

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.