Научная статья на тему 'Применение прогрессивных технологий в системе управления предприятием'

Применение прогрессивных технологий в системе управления предприятием Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1858
318
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ / ERP-СИСТЕМЫ / НЕЙРОСЕТЕВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / EFFICIENCY OF MANAGEMENT / ERP-SYSTEMS / NERONETWORK TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мякишев Юрий Дмитриевич

Рассматриваются направления совершенствования системы управления предприятием с использованием новейших информационных технологий. Использование таких систем позволяет обеспечить высокую эффективность принятия решений, интегрировать процессы, совершенствовать организацию документооборота предприятия, повысить эффективность работы в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Мякишев Юрий Дмитриевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Considered directions of improvement of managerial system by the enterprise with using the most up to date information technologies. Such system Using allows to ensure high efficiency of decision making, integrate processes, improve an organization turn document enterprises, raise efficiency of work as a whole.

Текст научной работы на тему «Применение прогрессивных технологий в системе управления предприятием»

УДК 338.2

Мякишев Юрий Дмитриевич

Муромский институт (филиал) Владимирского государственного

ПРИМЕНЕНИЕ ПРОГРЕССИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ

университета

доцент

e-mail: econom_mened@mail.ru

Аннотация. Рассматриваются направления совершенствования системы управления предприятием с использованием новейших информационных технологий. Использование таких систем позволяет обеспечить высокую эффективность принятия решений, интегрировать процессы, совершенствовать организацию документооборота предприятия, повысить эффективность работы в целом.

Ключевые слова: эффективность управления, БКР-системы,

нейросетевые технологии.

USING ENABLING TECHNOLOGIES IN MANAGERIAL SYSTEM BY

ENTERPRISE

Abstract. Considered directions of improvement of managerial system by the enterprise with using the most up to date information technologies. Such system Using allows to ensure high efficiency of decision making, integrate processes, improve an organization turn document enterprises, raise efficiency of work as a whole.

Keywords: efficiency of management, ERP-systems, neronetwork technology.

Главным направлением совершенствования системы управления предприятием в современных условиях является использование новейшей компьютерной и телекоммуникационной техники, формирование на ее основе высокоэффективных информационно-управленческих технологий.

Изменяется роль информационных технологий в хозяйственной деятельности предприятий. Их функция при выполнении внутрифирменных процессов перестала быть вспомогательной, превратившись в важнейшую составную часть продукта или производственных мощностей. Хозяйственные риски в настоящее время во многом определяются рисками в данной сфере.

Технология автоматизации деловых процессов (системы класса workflow) в применении к управлению предприятием связана с автоматизацией административного труда и направлена на поддержку основных классических

Mykishev Ury Dmitrievich Murom Institute (branch) Vladimir State University

функций управления: планирования, организации, активизации,

координирования и контроля.

Использование таких систем позволяет обеспечить высокую эффективность принятия решений, интегрировать информационные процессы, совершенствовать организацию документооборота предприятия, устранить дублирование функций, повысить эффективность работы в целом, снизить расходы на информационное сопровождение функционирования предприятия.

Одним из наиболее перспективных направлений повышения деятельности предприятий является внедрение так называемых ЕЯР-систем. ЕЯР-системы -это системы управления всеми ресурсами предприятия. Данные системы позволяют поддерживать весь цикл управления: планирование - учет -контроль - регулирование - практически для всех основных функций деятельности, к которым относятся:

- планирование производственной деятельности - составление

производственных планов различного уровня, проверка возможности их исполнения в соответствии с состоянием производственных мощностей и людских ресурсов)

- управление закупками, запасами, продажами - автоматизация процессов планирования и учета для задач снабжения производства, сбыта готовой продукции и управления складскими запасами;

- управление финансами - ведение Главной книги, расчеты с

дебиторами и кредиторами, учет основных средств, управление наличными средствами и планирование финансовой деятельности;

- управление персоналом - в подсистеме управления персоналом

реализованы все основные потребности работы с кадрами: найм и увольнение персонала, учет сведений о сотрудниках, планирование их карьерного роста, расчет заработной платы и учет рабочего времени. В системах ЕЯР персонал рассматривается как отдельный вид ресурса, что позволяет связать воедино кадровый потенциал предприятия и производственные планы;

- управление затратами - учет всех затрат предприятия и калькуляция

себестоимости готовой продукции или услуг;

Все функциональные блоки ЕЯР-системы тесно интегрированы между собой, что позволяет осуществлять действительное управление практически всеми аспектами деятельности современного предприятия.

Перечисленные достоинства данной системы, а также ее успешное внедрение и использование на многих предприятиях (как за рубежом, так и в России) дает возможность говорить о ней как о современной эффективной технологии организации управленческих процессов, обладающей большим будущим.

Одной из отечественных ЕЯР-систем является полнофункциональная ЕЯР-система "КОМПАС", включающая в себя основные подсистемы и модули, предназначенные для автоматизации управления предприятием любого размера и профиля и функционирующие в едином информационном пространстве:

- управление финансами

- документооборот

- система менеджмента качества

- бюджетирование

- модели учета

- управление закупками, запасами и продажами

- основные фонды

- учет специальных активов

- управление персоналом (Игш-система)

- кадровый учет

- расчет заработной платы

- управление производством (шгр-іі)

- управление затратами

- маркетинг и менеджмент (егш-система)

"КОМПАС: Управление персоналом" - это ИЯМ-система, которая не только является составной частью ЕЯР-системы "КОМПАС", но может также рассматриваться как самостоятельный комплекс, решающий все необходимые задачи управления персоналом: кадровый учет; управление мотивацией, обучением, оценкой персонала, рекрутингом; планирование карьеры сотрудников; планирование штатного расписания; расчет зарплаты, в том числе сдельной; оформление нарядов на выполнение работ; выгрузка данных в ПФ и МНС в электронном виде и т.д.

Личная карточка содержит все традиционные сведения, необходимые для управления персоналом предприятия, включая фотографию сотрудника, сведения для военно-учетного стола и дополняется перечнями назначений, отпусков и детей (иждивенцев), а также дополнительной таблицей пометок расчетчика, в которой, несмотря на столь вольное название, имеется необходимая структуризация, позволяющая часть "пометок" включать в те или иные документы (например, в налоговую карточку). Столь развитый кадровый блок полностью решает проблему выпуска практически любого документа кадрового делопроизводства и аналитических отчетов по управлению персоналом, а также исчерпывающего оформления зарплатных документов, в шапке которых часто присутствуют разнообразные сведения о работнике. Полнота сведений о работниках позволяет автоматизировать формирование анкет в Пенсионный фонд. При желании с помощью инструментов настройки можно пополнить кадровую картотеку любыми атрибутами, необходимыми для эффективного управления персоналом предприятия.

В системе управления персоналом предприятия предусмотрены специальные механизмы для планирования штатных расписаний. Кроме того, предусмотрен механизм ускоренной подготовки табелей учета рабочего времени. Все нужные данные для каждого сотрудника по умолчанию описываются в типовом графике для соответствующей категории работников. На непрерывном производстве очень важна имеющаяся в системе возможность описания посменных графиков. Оператор должен ввести только отклонения, а уже на основании табеля автоматически рассчитывается зарплата для "повременщиков".

Расчет сдельной зарплаты, которая является мощным средством управления мотивацией персонала, - самое большое преимущество системы управления персоналом предприятия. Он не ограничивается простейшими алгоритмами типа "выработку умножить на тариф". Существуют процедуры автоматического распределения заработанных сумм в соответствии с КТУ внутри бригады. Можно готовить и обсчитывать детальные и сводные наряды на выполнение работ. Ведутся справочники ассортимента и моделей по бригадам и расценок по операциям. В расчете зарплаты и премии за перевыполнение плана можно учитывать индивидуальные характеристики работников.

В HRM-системе "КОМПАС: Управление персоналом" реализованы такие важные функции управления персоналом предприятия, как управление мотивацией, обучением и переподготовкой сотрудников, кадровым рекрутингом (подбором персонала). Проводится автоматизированная оценка персонала в соответствии с профилем должности и моделями компетенции.

Система "КОМПАС: Маркетинг и менеджмент" не только работает в качестве подсистемы ERP-системы "КОМПАС", но и является самостоятельным продуктом, реализующим все функции SFA (автоматизация управления сбытом), CSS (автоматизация поддержки и обслуживания клиентов), MA (автоматизация маркетинговой деятельности), PRM (управление взаимоотношениями с партнерами), а также ряд функций Time Management (планирования и контроля загрузки сотрудников).

В систему встроен аппарат управления бизнес-процессами, позволяющий стандартизовать процессы общения с потенциальными и действующими клиентами.

Имеется большой спектр аналитических отчетов, позволяющих рассчитать "воронку продаж", определить эффективность маркетинговых мероприятий, проанализировать группы предпочтений клиентов.

Основное отличие CRM-системы "Маркетинг и менеджмент" от традиционных реализаций CRM технологий заключается в том, что помимо стандартных функций управления взаимоотношениями с клиентами и обслуживания маркетинговых кампаний, туда включены процедуры, автоматизирующие внутреннее управление предприятием. Кроме того, при комплексном использовании системы можно выпускать документы на отпуск товаров с учетом складских остатков.

Внедрение CRM-системы позволяет резко повысить эффективность работы компании и качество обслуживания клиентов, а, следовательно, и увеличить прибыль за счет роста процента их удержания (как известно, удержание клиента обходится фирме в 7 - 10 раз дешевле, чем привлечение нового).

Для повышения эффективности управления предприятием все чаще и успешнее применяются нейросетевые технологии. Первоначально они открыли новые возможности в области распознавания образов, затем к этому прибавились статистические и основанные на методах искусственного интеллекта средства поддержки принятия решений.

Способность к моделированию нелинейных процессов, работе с зашумленными данными и адаптивность дают возможности применять нейронные сети для решения широкого класса экономических задач. Современные финансовые рынки меняются очень быстро, и технический анализ уже не позволяет в полной мере охватить основные характеристики рынка. Это порождает необходимость поиска других, более современных подходов к анализу финансового рынка.

С помощью нейронных сетей решатся множество задач: повышение эффективности управления предприятием, страховая деятельность, определение курсов облигаций и акций предприятий с целью вложения средств в эти предприятия, прогнозирование банкротств и эффективности финансирования экономических и инновационных проектов.

Задача прогнозирования с использованием нейросетей сводится к задаче аппроксимации многомерных функций, т.е. к задаче построения многомерного отображения. В зависимости от типа выходных переменных, аппроксимация функций может принимать вид: классификации или регрессии. В задаче прогнозирования финансовых рынков можно выделить две крупные подзадачи: построение модели и обучение нейронных сетей, реализующих решение задачи.

Нейронную сеть можно рассматривать как сложный индикатор, сигнализирующий о необходимости принимать решение: покупать, продавать или вообще не вступать в игру на рынке. Её можно организовывать таким образом, что на ее входы будут поступать индикаторы технического и статистического анализа, а также показатели, измеряющие фрактальность рынка. Весь анализ можно закодировать в виде бинарных или иных последовательностей и также подать на вход нейронной сети. Следовательно, нейронная сеть может рассматриваться как один глобальный метод анализа, интегрирующий в себе различные индикаторы, присущие другим методам, и учитывающие при этом их взаимозависимость.

Для обучения нейросети требуются обучающие данные. Такие данные представляют собой ряды примеров с указанием для каждого из них значением выходного параметра, которое желательно получить или было получено ранее. Контролируемое обучение нейросети можно рассматривать как решение задачи оптимизации. Ее целью является минимизация функции ошибок на данном множестве примеров путем выбора значений весов. Поиск глобального минимума осуществляется посредством итерационного процесса - обучающего алгоритма. Обычно в качестве меры погрешности берется средняя квадратичная ошибка.

Нейросетевой анализ не предполагает никаких ограничений на характер входной информации. Нейросети способны находить оптимальные для данного инструмента индикаторы и строить по ним оптимальную для данного ряда стратегию предсказания. Более того, эти стратегии могут быть адаптивны, меняясь вместе с рынком, что особенно важно для молодых активно развивающихся рынков.

Применение нейронных сетей позволяет достичь значительно более хороших результатов, чем применение статистических методов регрессионного анализа, поскольку нейронная сеть строит неформальную модель процесса, которая не может быть выражена в виде некоего формального аппарата выделения статистических характеристик, применяемого в регрессионном анализе.

Широкое использование информационных систем в управлении предприятием, а также быстрое развитие информационных систем общего пользования, в условиях возрастающего числа вторжений (от информационного мошенничества до нарушения функционирования служб), вызвало необходимость разработки методов и средств защиты от несанкционированного доступа к корпоративной информации.

Первым этапом в разработке методов и средств защиты является анализ угроз. Можно выделить следующие виды угроз:

- некомпетентные служащие и хакеры;

- неудовлетворённые своим статусом и нечестные служащие;

- шпионаж экономический, политический, военный;

Угроза, исходящая от некомпетентности служащих основывается на алгоритмической уязвимости информационной системы, от слабо

подготовленных администраторов информационных систем.

Хакеры - гораздо более технически грамотные личности, отличаются высокой степенью понимания процессов в информационных системах, но их устремления направлены на разрушение систем защиты информации и на нелегальное пользование информацией.

Неудовлетворённые своим статусом и нечестные служащие представляют внутреннюю угрозу. Они опасны тем, что имеют легальный доступ.

Угроза, исходящая от различных форм шпионажа, основывается на том, что информация является основой мировой экономики. Информация - это деньги. Только 10% времени деньги существуют в своём физическом виде, в остальное - в виде информации. Так как информационные системы всё шире используются для финансовых операций на всех уровнях, то естественно ожидать, что криминальные элементы и группы будут атаковать их с тем, чтобы получить незаконные доходы.

Из вышесказанного следует, что необходимо развивать концептуальные подходы к принципам, стратегии и практике защиты корпоративной информации.

Информация может находиться в трёх состояниях: передача, хранение и обработка, следовательно, существует угроза конфиденциальности, целостности и полезности информации для легитимного пользователя.

Соответственно контрмеры должны подразделяться на три категории: технология, стратегия и практика, обучение и тренировки.

Технология включает приборы шифрования данных, автоматический контроль ошибок, управление паролями, многоуровневую обработку, испытание системы на безопасность (аудит по безопасности), наличие антивирусных программ.

Стратегия и практика - ответственность и надёжность персонала, надёжная система хранения, стратегия контроля доступа.

Обучение и тренировки - знание теории безопасности, оперативные доклады о состоянии компьютерной безопасности.

Анализ показывает, что службы безопасности не беспомощны перед угрозами несанкционированного проникновения в информационные системы. Существует достаточно большой арсенал средств, который можно использовать, чтобы уменьшить риск разглашения или потери информации

Для успешной борьбы с компьютерным криминалом необходимы не только технические и программные средства, но и понимание психологии и мотивов поведения нарушителей и постоянное привлечение внимания сотрудников информационных систем к вопросам безопасности, их непрерывное обучение и тренировки.

Актуальность защиты корпоративной информации возрастает в условиях использования компаниями услуг, предоставляемых всемирной компьютерной сетью Шете! По некоторым оценкам, ежегодный ущерб от компьютерных преступлений составляет 7,5 млрд. долл. США, причем 80% из них совершается через Шете!

Подключаясь к 1п1егпе1;, важно правильно организовать управление каналом доступа. Контролировать этот канал можно по-разному: пресекать только опасные действия пользователей или подключиться к ней через специальную защитную систему, которая ограничивает такие действия. Это очень важный выбор, от которого зависит будущая безопасность всей корпоративной сети.

Если использовать специальную систему, которая будет контролировать канал доступа к внешнему миру (так называемый защитный экран), то появляется возможность разрешать только необходимые для внутренней сети соединения, а остальные блокировать. Такая защита позволяет предотвратить не только нападение на корпоративную сеть, но и его предварительный этап -исследование сети. Кроме того, достаточно установить защиту только на канал доступа - это упрощает ее изменение и восстановление.

Обычно защитный экран используется для защиты от внешнего нападения, и если корпоративная сеть может быть атакована через модем, то экран в состоянии эффективно контролировать телефонные связи. Более сложная экранирующая система блокирует доступ внешних пользователей в корпоративную сеть, но разрешает свободный доступ к Шжпе! для внутренних пользователей. В общем случае защитный экран можно настроить на защиту от любого нападения, однако для этого необходимо правильно его запрограммировать, то есть составить для него политику безопасности.

Экранирующая система включает механизмы разрешающего и запрещающего действия. Разрешающая часть экрана обеспечивает связь между корпоративной и открытыми сетями, а запрещающая блокирует опасные и незаконные действия пользователей.

Защитный экран - это последовательность фильтров, выполняющих определенные действия с потоками информации. Фильтры имеют различные

сведения о передаваемых через них данных и поэтому могут по-разному обрабатывать потоки информации. Общими для всех фильтров являются следующие действия: пропустить поток информации через фильтр,

блокировать его, подать сигнал тревоги или записать определенное сообщение в системный журнал.

Различают три основных типа фильтров:

- пакетный фильтр, или экранирующий маршрутизатор, фильтрующий информационные пакеты;

- транспортный фильтр, управляющий сеансами связи;

- экранирующий шлюз, управляющий отдельными сервисами.

Из этих трех фильтров можно построить сетевой экран любой конфигурации.

Задача экранирующего маршрутизатора - создать зону условной статической маршрутизации, то есть экранирующий маршрутизатор передает пакеты информации по адресу, установленному системным администратором, а не по указанному в пакете.

Достоинствами экранирующих маршрутизаторов являются их простота, прозрачность для пользователей и высокая скорость работы. Экран, состоящий из маршрутизаторов, почти не замедляет передачу информации. Кроме того, фильтры этого типа оперируют наиболее полной информацией о топологии сети и направлениях передачи информации. Недостаток этого экрана - в том, что маршрутизатор не учитывает количество передаваемой информации, контекст пакетов и другие аналогичные критерии.

Транспортный фильтр управляет сеансами связи. Фильтр этого типа во время открытия информационного канала и обмена сообщениями может проверять соответствие адресов, записывать контрольную информацию в системный журнал, контролировать количество передаваемой информации и выполнять другие действия транспортного уровня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.