Научная статья на тему 'Применение программы «Тайный гость» с целью контроля деятельности отелей'

Применение программы «Тайный гость» с целью контроля деятельности отелей Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3657
317
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
тайный гость / индустрия бизнеса / качество сервиса / услужливость / профессионализм / коллектив / уровень продаж / mystery guest / business industry / quality of service / helpfulness / professionalism / team / sales level

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Елена Владимировна Винтайкина, Лямис Мохамедовна Фаель

Ввиду специфических свойств гостиничных услуг их качество определяется действием многих субъективных факторов, что усложняет задачу контроля стабильного показателя уровня оказываемых услуг. Соответственно, встает вопрос об эффективном методе контроля над деятельностью гостиниц. Таким методом может стать программа «Тайный гость», которая позволяет взглянуть на работу отеля глазами обычного потребителя и выявить проблемы, скрываемые при плановых проверках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Use of the Program «Secret Guest» in Order to Control the Activities of Hotels

Due to the specific properties of hotel services, their quality is determined by the action of many random, local and subjective factors, which complicates the task of monitoring a stable indicator of the level of services provided. Accordingly, there is a question of an effective method of control over the activities of hotels. This method can be the program «Mystery Guest», which allows you to look at the work of the hotel through the eyes of an ordinary consumer and identify the problems hidden during scheduled inspections

Текст научной работы на тему «Применение программы «Тайный гость» с целью контроля деятельности отелей»

УДК 338.48 ББК 65.433

DOI 10.24411/2073-3305-2019-10033

Применение программы «Тайный гость» с целью контроля деятельности отелей

The Use of the Program «Secret Guest» in Order to Control the Activities of Hotels

Елена Владимировна ВИНТАЙКИНА,

кандидат педагогических наук, старший преподаватель Института гостиничного бизнеса и туризма РУДН

Лямис Мохамедовна ФАЕЛЬ,

выпускница Института гостиничного бизнеса и туризма РУДН

E-mail: fael.lyamis@mail.ru

Аннотация. Ввиду специфических свойств гостиничных услуг их качество определяется действием многих субъективных факторов, что усложняет задачу контроля стабильного показателя уровня оказываемых услуг. Соответственно, встает вопрос об эффективном методе контроля над деятельностью гостиниц. Таким методом может стать программа «Тайный гость», которая позволяет взглянуть на работу отеля глазами обычного потребителя и выявить проблемы, скрываемые при плановых проверках.

Ключевые слова: тайный гость, индустрия бизнеса, качество сервиса, услужливость, профессионализм, коллектив, уровень продаж

Abstract. Due to the specific properties of hotel services, their quality is determined by the action of many random, local and subjective factors, which complicates the task of monitoring a stable indicator of the level of services provided. Accordingly, there is a question of an effective method of control over the activities of hotels. This method can be the program «Mys-tery Guest», which allows you to look at the work of the hotel through the eyes of an ordinary consumer and identify the problems hidden during scheduled inspections

Key words: mystery guest, business industry, quality of service, helpfulness, professionalism, team, sales level

Гостиничная индустрия сегодня — одна из быстро и успешно развивающихся сфер в России. Стремительное развитие гостиничного бизнеса создает условия высокой конкуренции, поэтому перед руководителями гостиничных предприятий встает задача разработки новых подходов к поддержанию в конкурентоспособном состоянии как гостиничной инфраструктуры, так и уровня предоставляемого сервиса. Сегодня, когда цена на гостиничный продукт и предлагаемые услуги, как правило, схожи, единственным способом победить в конкурентной борьбе является высококачественный сервис. Ввиду специфики свойств гостиничных услуг их качество определяется действием мно-

гих субъективных факторов, что усложняет задачу контроля стабильного показателя уровня оказываемых услуг. Соответственно, встает вопрос о методе контроля над деятельностью средств размещения. Таким методом может стать программа «Тайный гость», давно зарекомендовавшая себя во всех сферах услуг, особенно в ресторанном и гостиничном бизнесе, так как она позволяет взглянуть на работу организации глазами обычного потребителя и выявить проблемы, скрываемые при плановых проверках. Первые тайные гости появились в США в 1940-х годах. Это были «подсадные» сотрудники банков и магазинов, которые следили, не воруют ли на рабочем месте их коллеги. Рост этой индустрии пришелся

на 1980-е — 1990-е годы, чему поспособствовало развитие интернета. Теперь компании, нуждающиеся в тайной проверке, не сами подбирали тайных покупателей, а обращались к специализированным агентствам, что выросло в итоге в целую индустрию, которая на сегодняшний день оценивается примерно в 2 млрд долл. по всему миру. Количество организаций, использовавших программу «Тайный покупатель» в 2004 г., согласно данным МЯРЛ (Международная ассоциация поставщиков услуги «тайный покупатель»), равнялось 8,1 млн, что на 10% больше, чем в аналогичном исследовании 2003 г. С этого момента рост индустрии не замедлялся и ежегодно составлял более 10%, а в 2017 г. общее количество проведенных исследований составило более 13 млн.

В США услуга «Тайный гость» наиболее развита. Многие жители регистрируют свои анкеты на специальных сайтах и могут принять участие в исследовании и побывать в роли тайного гостя в свое свободное время, зарабатывая небольшие деньги, внося вклад в улучшение качества обслуживания. Согласно данным МЯРЛ, примерно 40% жителей США однажды принимали участие в этой программе, а 5% жителей занимаются этим регулярно (не менее одного исследования в месяц).

В Европе индустрия тайных гостей только начинает развиваться, часто крупнейшим агентствам — не более пяти лет.

В России предприятия все еще редко пользуются услугами «тайный гость», а практические выгоды от использования этой методики плохо изучены и представляются многим сомнительными.

Оценка тайного гостя — один из сильных инструментов контроля деятельности гостиничного бизнеса. Тайная оценка — эффективный маркетинговый ход, помогающий критично и профессионально посмотреть на деятельность всех служб отеля со стороны. Задачей программы тайного гостя является выявление наиболее уязвимых мест в сервисе отеля — от состояния номерного фонда и внешней атрибутики до уровня профессионализма и инициативности персонала в общении с гостем.

При низких в сравнении с другими инструментами затратах программа «Тайный гость» дает широкие возможности к совершенствованию персонала, помогает правильно выстроить систему мотивации и лояльности работников, а значит, повышает уровень продаж и развивает бизнес.

В тех отелях, где достаточно регулярно используется программа «Тайный гость», качество сервиса значительно выше среднестатистического показателя, ведь персонал привыкает к тому, что их работу оценивают, и постоянно держат себя в рабочем тонусе. В итоге растет уровень сервиса и качество обслуживания гостей, а значит, повышается лояльность аудитории к отелю. Программа «Тайный гость» позволяют увидеть уязвимые места в работе персонала, которые он тщательно маскирует в присутствии владельца отеля. А своевременное выявление неочевидных недостатков обеспечивает безопасность бизнеса.

Тайный гость позволяет получать реальную информацию по таким показателям, как внешний вид и чистота отеля, качество предоставления услуг, взаимодействие внутри коллектива, услужливость / профессионализм, скорость обслуживания и строгое выполнение правил.

С точки зрения маркетинга результат тайного гостя может быть использован как позитивный информационный повод: гости отеля получат лишнее подтверждение и оправдание своего правильного выбора, что придаст ценность бренду.

В России есть компании — провайдеры услуги «Тайный гость», имеющие положительную репутацию и опыт работы. Вопрос в том, стоит ли гостиницам прибегать к услугам компаний или же целесообразней выполнять проверки своими силами. Если руководство отеля обладает общим пониманием имеющихся проблем и в состоянии самостоятельно разработать план проверок по программе «Тайный гость», т.е. совершить первый, предварительный этап исследования своими силами, то отель сможет сэкономить 25 тыс. руб. Если руководство отеля в состоянии самостоятельно обработать полученные данные, сделать выводы и принять необходимые решения — еще 15 тыс. руб. Но это практически не повлияет на итоговую сумму стоимости исследований, так как более 95% их стоимости занимают визиты тайных гостей. Возникает вопрос, где найти людей, готовых совершать визиты бесплатно. Здесь есть два варианта:

(1) это сотрудники предприятия. Они знакомы со спецификой работы, и им не требуются дополнительного обучения и инструкций. Однако в этом случае другие сотрудники могут узнать их в лицо, к тому же у штатных сотрудников есть и свои обязанности, требующие выполнения, а подобные проверки отнимают много времени;

136

Образование. Наука. Научные кадры 2019 / № 1

(2) отель может привлекать к подобным проверкам студентов-практикантов профильных вузов. Это содействует развитию гостиничной сферы и налаживанию связей между вузами и предприятиями сферы обслуживания, может привлечь большое число заинтересованных в практике студентов, которые смогут получить неоценимые для будущей работы опыт и знания. К тому же данный метод гарантирует непредвзятость и сохранение аутентичности проверок за счет статуса инкогнито практикантов. Хотя при использовании второго варианта отель может столкнуться с необходимостью обучения практикантов, а также с возможным несерьезным и непрофессиональным отношением к работе.

Очевидно, что второй вариант — с наймом практикантов — выгоднее и практичнее. Для гостиничных предприятий главным плюсом является значительная экономия на проверках по программе «Тайный гость». Кроме того, любая желающая развиваться гостиница заинтересована в пополнении штата молодыми и талантливыми специалистами. Подобная практика, требующая наличия знаний о сфере гостеприимства и хорошо развитого аналитического мышления, способна показать профессиональную пригодность студента для дальнейшей работы. Это гарантирует студентам пользу от этих проверок, их заинтересованность в новой работе, а также детальное ознакомление со стандар-

тами обслуживания. Минусы на фоне плюсов теряют свое значение. Наем практикантов в любом случае подразумевает обучение на рабочем месте, так что это не должно быть препятствием для руководства. Сегодня в России успешно работают сотни вузов, выпуская специалистов для индустрии гостеприимства. Но лишь немногие впоследствии могут найти работу по специальности. Участие в программе «Тайный гость» могло бы стать отличной практикой для молодых людей, решивших связать свою карьеру с гостиничным бизнесом. Для отеля это, безусловно, прекрасная возможность оценить в деле потенциального сотрудника.

Исследования качества предоставляемого сервиса посредством привлечения тайного гостя требуют качественной подготовки. Предоставляемая информация, в свою очередь, позволяет обнаружить изъяны в работе отеля и обеспечить их устранение. Системный ежеквартальный анализ дает возможность оценивать эффективность мероприятий, направленных на улучшение качества обслуживания.

Список литературы

1. http://www.asiaworldhospitality.com/ mystery-shopper/

2. https://turism.boltai.com/topics/tajnyj-postoyalets-otelya/

3. https://undersun-hotels.ru/profi-articles/ analiz-kachestva-obsluzhivaniya-v-otele/

4. http://www.mysteryshoppers.ru/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.