Применение программных средств в учебном процессе, управление лицензиями на программное обеспечение Software Asset Management (SAM)
Н.В. Орлова, к.э.н., доцент каф. Экономической информатики и автоматизации управления, зам. начальника управления компьютеризации учебной и административной деятельности Ростовского государственного экономического университета (РИНХ)
Применение программных средств в учебном процессе
Работа в области ИТ-образования неразрывно связана с теми или иными программными средствами. Любому преподавателю ИТ-дисциплины приходится делать выбор, на каких продуктах учить студентов^]. Критерии здесь могут быть самые разнообразные. От стандарта специальности [5] до уровня квалификации самого педагога.
Стандарты никогда не указывают прямо наименований программ, и этот вопрос решается, как правило, кафедрами самостоятельно. В результате полный разброд и шатание, споры, недовольства студентов и пр.
В условиях возрастающей жесткой конкуренции между вузами, важно четко определиться с потребностями рынка. Какие специалисты сейчас наиболее востребованы? Чему собственно нужно учить? Каковы перспективы различных специальностей?
Отвечая на поставленные вопросы, важно не дать втянуть себя в конкурентную борьбу производителей ПО, не стать рекламной игрушкой в руках корпораций. Необходимо помнить о нашей главной задаче -подготовить высококлассного специалиста, обеспечить ему безболезненное вхождение в трудовую, научную и др. деятельность.
И как показывает опыт ведущих вузов Москвы и Санкт-Петербурга, вовсе не обязательно тратить огромные бюджетные средства на закупку дорогого ПО, вполне достаточно нескольких открытых программ (С, С++, Java и т.п.). Важна концепция инструмента, а не конкретное название продукта.
Но это эффективное решение для таких специальностей, как «Прикладная математика и информатика» или «Прикладные математика и физика». Для «Прикладной информатики в экономике» этого уже не достаточно.
Обратимся к Каталогу ИТ-решений CIO (http://www.globalcio.ru/) [1]. Это интересно как с точки зрения анализа потребностей рынка (взгляд
сверху), так и как обобщение опыта состоявшихся ИТ-специалистов (взгляд изнутри).
На странице 10 авторы предлагают иерархическую структуру потребностей организаций в информационных технологиях. Верхи в рис.2 не могут существовать без обеспечения низов. Т.о. наглядно можно представить, что основание пирамиды универсально для всех специальностей, и чем выше мы от подножия, тем сложнее системы и элитарнее специалисты.
«Интеграция данных», «Коммуникации».
Рис. 1. Пирамида потребностей в ИТ-решениях
На основе приведенной системы авторы каталога классифицируют ПС, и предоставляют возможность выбора их конкретной программной реализации. К сожалению, в таблицах сравнения решений много пробелов, не достаточно полно описаны многие системы, но нельзя не отметить титанический объем проведенной работы. Автору статьи представляется чрезвычайно важным всесторонняя поддержка и продолжение начатой работы.
К сожалению, не на каждом уровне есть открытые решения. И снова встает проблема закупок и соблюдения лицензионной политики.
Управление лицензиями на программное обеспечение Software Asset Management (SAM)
Не в первый раз уже приходится автору обращаться к теме использования в стенах Ростовского государственного экономического университета (РИНХ) лицензионного программного обеспечения, как в учебном процессе, так и в профессиональной деятельности служб и подразделений.
Постановка задачи, формулировка проблем были осуществлены в [2,3,4]. Но интерес к поиску путей решения не ослабевает, т.к. ответственность продолжает расти с валообразным ростом закупок все новых лицензий, суммарная стоимость которых уже с трудом просматривается не вооруженным глазом. При этом ситуация с учетом и контролем
имеющихся в наличии программ осталась фактически в том же состоянии, что и три года назад. По-прежнему учет лицензий ведется вручную. Необходима информационная система, объединяющая в себе все функциональные операции процедуры SAM.
Можно утверждать, что мы вплотную подошли к решению проблемы оперативного управления лицензиями в нашем университете. Что же представляет собой система SAM?
Software Asset Management (SAM) - это технология, которая включает в себя управление и учет, оптимизацию стоимости, установку, эксплуатацию и утилизацию активов программного обеспечения.
Внедрение технологии SAM подразумевает внедрение стандартов серии ISO 19770:
• ISO/IEC 19770-1: SAM Processes — В документе стандартизируется жизненный цикл управления активами ПО;
• ISO/IEC 19770-2: SAM Software Identification Tag— В документе определяется стандарт идентификации программного обеспечения;
• ISO/IEC 19770-3: Software Entitlement Tag — определяет способы отслеживания лицензий на ПО;
• ISO/IEC 19770-4: SAM Maturity Assessments and Incremental Conformance — содержит методы оценки зрелости SAM в организациях и процедуру сертификации организаций на соответствие стандарту.
На основе стандарта ISO/IEC 19770 вырабатываются собственные правила, политики, процессы и процедуры, регулирующие такие аспекты, как учет, хранение активов, их использование, стандартизацию рабочих мест, процессы обновлений, установки программного обеспечения, процессы внесения изменений, процессы инцидентной поддержки, повторного использования лицензий и их вывода из эксплуатации. Всего стандарт устанавливает более 20 групп различных политик, процессов и регулярных процедур, направленных на профессиональное, эффективное управление программным обеспечением и связанными активами.
Процедура внедрения SAM включает 4 этапа (рис. 2).
Рис. 2. Этапы внедрения SAM
Первый и второй этапы силами отдела информационных технологий завешены. Проведен инструктаж и обучение персонала. Выполнена инвентаризация имеющегося в наличии ПО, легализованы или удалены нелицензионные версии. Сформированы заявки на приобретение дополнительных лицензий в соответствии с производственной необходимостью. Осуществлены закупки.
Работа осложнялась лавинообразным ростом количества компьютеров, увеличением числа используемых ПС, как лицензируемых, проприетарных, так и бесплатно-распространяемых. Слабой подготовкой сетевых служб к необходимости освоения новых технологий в сопровождении лицензий. В различных стадиях готовности находятся оставшиеся два шага, а именно - стратегия и внедрение.
В частности не решен вопрос выбора ПО для проведения текущей инвентаризации в режиме on-line. Попытка разработки собственного оригинального продукта не увенчалась успехом.
Как уже отмечалось в [1], в Ростовском государственном экономическом университете (РИНХ) для получения сведений о технических параметрах рабочих станций и перечня установленных программ, успешно применяется программа Friendly Pinger 5.0. К сожалению, она не предоставляет данных о лицензиях.
С этой проблемой могут справиться представленные сегодня на рынке ПО «облегченные» программы Microsoft Software Inventory Analyzer (MSIA), Lavalys Everest Corporate.
MSIA работает без сервера, без агентов, проверяет только продукты Microsoft, Windows от 98 и далее, отчеты предоставляются в виде
HTML, XLS, текст, сканирует реестр, не собирает ключи, сканирование из командной строки.
Lavalys Everest Corporate сервер нужен только для запуска агента, сканирует реестр, собирает ключи, только Windows - платформы, экспорт результатов в различные БД.
Профессиональным инструментарием выступают такие продукты, как SCCM 2007, AuditPro 5.0, Altiris 6.0.
SCCM 2007 - новое поколение системы управления конфигурациями от Microsoft это новое название продукта линейки компании майкрософт, который назывался ранее СМС2003. Этот продукт является частью стратегии Microsoft по развитию продуктов семейства System Center (в плане управления, мониторинга, управления конфигурациями и систем).
К достоинствам AuditPro 5.0 можно отнести установку в течение нескольких минут, удобный и понятный интерфейс, модульную структуру продукта, сопоставление ПО с базой программных продуктов, внесение собственных программ в БД. А также контроль процесса аудита, не требует установки клиентских компонентов, интегрирован с продуктом MS Office (MS Word, MS Excel составление отчетов), полная обратная совместимость (содержание данных в базах данных SQL, Oracle).
Altiris 6.0 дает пользователю графическое представление о реальном использовании лицензий, простота и удобство управления системами, работа через Internet Explorer (web доступ), помогает администраторам развертывать системы, управлять ими, а также устранять неполадки в системах практически из любого местоположения.
В табл. 1 приведены основные характеристики названных систем.
Таблица 1. Сравнительный анализ профессиональных ПС
инвентаризации ПО
Возможности System Center Configuration Manager 2007 AuditPro 5.0 Symantec Altiris 6.0
Операционная система MS Windows 2003 Server, MS Windows 2008 Server MS Windows NT и выше MS Windows 2003 Server, MS Windows 2008 Server
База данных SQL SQL, Oracle SQL
Тип работы клиента Служба Приложение, Служба Приложение
Протоколы управления клиентом DCOM, TCP/IP DCOM, TCP/IP DCOM, TCP/IP
Метод сканирования Сканирование HDD, реестра Сканирование HDD, реестра Сканирование HDD, реестра
Возможность удалённого управления компьютерами Возможно Возможно посредством ресурса Windows. Возможно
Лицензия На рабочие станции и на каждый сервер На все компьютеры, независимо от типа На рабочие станции
Операционная система клиентских машин Семейство MS Windows Семейство MS Windows, семейство Unix, семейство Linux Семейство MS Windows, семейство Unix, семейство Linux, семейство MacOS, семейство Palm
Техподдержка Платная\бесплатная (зависит от схем лицензирования) Бесплатная Есть возможность докупать отдельно
Локализация, Руководство Локализация есть, руководства пользователя (английский) Есть на русском языке Локализован, с версии 6.0
Установка Необходимость наличия специальных знаний. Большой объем файлов. Не требуется специальных знаний. Необходимость наличия специальных знаний. Большой объем файлов.
В рассмотрении нет информации о стоимости продуктов. Не вызывает сомнений, тот факт, что она запредельна. И снова все острее встает вопрос о необходимости перехода на открытые системы. Экономия бюджетных средств начинается с экономии на закупках лицензионных программ.
Литература
1. Каталог ИТ-решений CIO. - М: ДИТ, 2010. URL: http://www.globalcio.ru/ (дата обращения: 25.08.2010).
2. Орлова Н.В. Об опыте преподавания компьютерной графики в высшей школе: IV Межд. науч.-практ. конф., Москва, МГУ им. М.В. Ломоносова, 14-16 декабря 2009 г. URL: http://2009.it-edu.ru/pages/Conference-works (дата обращения: 25.08.2010).
3. Орлова Н.В. О некоторых проблемах управления лицензиями на программное обеспечение в высшей школе // Экономико-организационные проблемы проектирования и применения информационных систем: Материалы IX Международной научно-практической конференции (Кисловодск, 19-23 декабря 2007 г.) / РГЭУ «РИНХ» - Ростов-на-Дону, 2008. - с. 293-295.
4. Орлова Н.В. Преподавание ИТ-дисциплин на базе веб-технологий// Современные информационные технологии и ИТ-образование: III Межд. науч. -практ. конф., Москва, МГУ им. М.В. Ломоносова, 6-9 декабря 2008 г. URL: http://2008.it-edu.ru/pages/Conference-works/ (дата обращения: 25.08.2010).
5. Рекомендации по преподаванию программной инженерии и информатики в университетах = Software Engineering 2004: Curriculum Guidelines for Undergraduate Degree Programs in Software Engineering; Computing Curricula 2001: Computer Science: пер. с англ. — M.: ИНТУИТ.РУ «Интернет-Университет Информационных Технологий», 2007.
6. Шилов Н.В. Заметки о преподавании парадигм программирования: IV Межд. науч.-практ. конф., Москва, МГУ им. М.В. Ломоносова, 14-16 декабря 2009 г. URL: http://2009.it-edu.ru/pages/Conference-works (дата обращения: 25.08.2010).