Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ МОДЕЛИРОВАНИЯ РАБОТЫ САМОЛЕТНЫХ СИСТЕМ'

ПРИМЕНЕНИЕ ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ МОДЕЛИРОВАНИЯ РАБОТЫ САМОЛЕТНЫХ СИСТЕМ Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
28
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОЛЕТ / РАДИООБОРУДОВАНИЕ / МОДЕЛИРОВАНИЕ / АВИАЦИЯ

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Ефимов А.В., Окунев В.О., Стародубцев А.В.

В статье рассмотрен способ моделирования самолетных систем в межплатформенной среде разработки “Unity” на примере ACP (Audio Control Panel) и раздела RADIO в MCDU (Multipurpose Control and Display Unit) самолетов семейства Embraer E-Jets. Программа позволяет наглядно продемонстрировать работу пилота по настройке радиооборудования самолета.The article discusses a method for modeling aircraft systems in the cross-platform development environment “Unity” using the example of the ACP and RADIO page in the MCDU of the Embraer E-Jet aircraft family. The program allows to demonstrate visually the work of a pilot in setting up the aircraft radio equipment.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ МОДЕЛИРОВАНИЯ РАБОТЫ САМОЛЕТНЫХ СИСТЕМ»

ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ Ефимов А.В., Окунев В.О., Стародубцев А.В.

ПРИМЕНЕНИЕ ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ МОДЕЛИРОВАНИЯ РАБОТЫ САМОЛЕТНЫХ СИСТЕМ

Ульяновский институт гражданской авиации

Ключевые слова: самолет, радиооборудование, моделирование, авиация.

Key Words: aircraft, radio equipment, modeling, aviation.

Аннотация: В статье рассмотрен способ моделирования самолетных систем в межплатформенной среде разработки "Unity" на примере ACP (Audio Control Panel) и раздела RADIO в MCDU (Multipurpose Control and Display Unit) самолетов семейства Embraer E-Jets. Программа позволяет наглядно продемонстрировать работу пилота по настройке радиооборудования самолета.

Abstract: The article discusses a method for modeling aircraft systems in the cross-platform development environment "Unity" using the example of the ACP and RADIO page in the MCDU of the Embraer E-Jet aircraft family. The program allows to demonstrate visually the work of a pilot in setting up the aircraft radio equipment.

Радиоэлектронное оборудование активно используется экипажем на всех этапах полёта самолёта. Оно предназначено для решения задач аэронавигации, наблюдения службами УВД, внутрисамолётной и внешней связи, обеспечения безопасности полёта в условиях плотного воздушного движения, грозовой деятельности и близости земной поверхности, а также для оповещения в аварийных ситуациях и сигнализации в случае отказов устройств и систем самолёта. Это оборудование является сложным техническим комплексом, имеет широкие функциональные возможности, обеспечивает высокую надёжность в условиях перегрузок, вибраций, резких перепадов температуры, влажности и давления. В связи с этим возрастают требования к качеству эксплуатации радиоэлектронного оборудования и его технического обслуживания [1].

Рассмотрим радиоэлектронное оборудование на примере самолета самолетов Embraer семейства Е-170/175/190/195. Для наглядности в программе "Unity" была создана модель ACP (Audio Control Panel) и раздела RADIO в MCDU (Multipurpose Control and Display Unit).

5

Unity - это межплатформенная среда разработки программ, разработанная американской компанией Unity Technologies. Unity позволяет создавать приложения для более чем 25 различных платформ, включающих персональные компьютеры, игровые консоли, мобильные устройства, интернет-приложения и другие.

Основными преимуществами Unity являются наличие визуальной среды разработки, межплатформенной поддержки и модульной системы компонентов. К недостаткам относят появление сложностей при работе с многокомпонентными схемами и затруднения при подключении внешних библиотек [2].

Особенностью компоновки кабины данного самолета является отсутствие отдельной аудиопанели. Работа пилотов с радиооборудованием самолета сводится к манипуляциям над ACP и разделом RADIO в MCDU. (Рис. 1.)

RADIO 1/2

— СОМ1 ф 128 .300 COM2 126 зооф - —

-- 135 . ООО LIS 000 - —

— NAV1 ф 108 .15 FMS AUTO FMS AUTO 109 10 ф - -

-- CL09 .10 1 108 00 - —

-- N 123 XPDR 1233 - —

— STBY TA/RA DENT ■ —

PERF мди PREV PAGE FPL PROG HI E CB BRT DIM

MENU Г)1 К NEXT ULK PAGE TRS RADIO

А BCD E F

G H 1 J К L 1 2 3 +/-

М NOP Q R AY 5 6 /

S T U V W ' 7_T 8 9

X Y Z DEL CLR SP 0

Рисунок 1 - Раздел MCD№ программе, разработанной в среде Unity

Раздел RADIO является начальным при включении и загрузке MCDU, кроме того, его можно выбрать нажатием кнопки RADIO. Данный раздел представлен двумя страницами, последовательное переключение между которыми осуществляется соответственно кнопками NEXTPAGE и PREVPAGE.

Кроме этого, управление MCDU в данном разделе осуществляются 12 программируемыми кнопками по бокам дисплея (далее сверху вниз слева: L1-L6, сверху вниз справа: R1-R6), кнопками для ввода цифровых значений («0-9», «.») и сдвоенной вращающейся ручкой TUNING KNOB, предназначенной для настройки частот и других числовых значений.

На первой странице данного раздела представлены сектора для ввода и переключения между подготавливаемой и активной частотами командных радиостанций COM1, COM2, систем ближней навигации NAV1, NAV2; ввода кода ответчика и отображения режима его работы.

В каждом секторе нижняя частота является подготавливаемой, верхняя - активной. Выбранная для настройки подготавливаемая частота выделяется в белую рамку, при этом она становится готовой к настройке вышеуказанными способами; для выбора необходимо нажать кнопки L2, L4, R2, R4 для каждого элемента радиооборудования соответственно. Для переключения между активной и подготавливаемой частотами необходимо нажать кнопку напротив активной частоты (L1, L3, R1, R3).

Для ввода кода ответчика, предварительно выбрав его для настройки нажатием кнопки напротив него (R5), можно использовать те же способы, что и для изменения частот в секторах СОМ1, СОМ2, NAV1, NAV2.

Рисунок 2 - ACP-Audio Control Panel

На второй странице данного раздела представлены сектора для ввода и переключения между подготавливаемой и активной частотами двух комплектов автоматических радиокомпасов ADF1, ADF2.

Переключение между подготавливаемой и активной частотами, настройка выбранной частоты осуществляется аналогично первой странице [3].

На панели АСР находятся следующие органы управления:

1. Кнопки выбора микрофона для осуществления радиосвязи через соответствующую радиостанцию.

2. Кнопки управления соответствующими аудиоканалами для каждого элемента радиооборудования.

3. Кнопка управления SATCOM (управление системой спутниковой связи).

4. Кнопка для включения динамиков, расположенных в пассажирском салоне.

5. Кнопки управления внутренней связью:

- EMER-канал связи кабины пилотов с бортпроводниками в случае аварийной ситуации.

- RAMP - канал связи с наземным персоналом.

- CABIN - канал связи кабины пилотов с бортпроводниками.

6. Ручка регулировки громкости.

7. ID filter. Позволяет слышать идентификаторы VOR иADF в случае наложения принимаемых сообщений.

8. Кнопки выбора источника звука:

- HDPH - аудиогарнитуры пилотов.

- SPKR - динамик в кабине пилотов.

- INPH - канал внутренней связи.

9. Дисплей АСР. Отображает выбранный канал для передачи и информацию о громкости.

10. Клавиша, включающая микрофон при использовании кислородной маски.

11. Клавиша, включающая аварийный источник питания в случае отказа ACP.

12. Клавиша SELCAL.

Твердые теоретические знания, касающиеся оборудования самолета (в частности - радио- и приборного оборудования), являются одной из важных составляющих безопасности полетов. Принцип наглядности обучения, в соответствии с которым была разработана вышеописанная программа, позволяет повысить качество и эффективность обучения при проведении различных видов профессиональной подготовки курсантов летных училищ и действующих пилотов гражданской авиации, эксплуатирующих современные типы воздушных судов.

8

Список литературы

1. Лушников, А. С. Радиоэлектронное и приборное оборудование самолёта DA 42 и его лётная эксплуатация : учеб.пособие. В 3 ч. / А. С. Лушников. - Ульяновск : УВАУ ГА(И), 2010. - 172 с.

2. Хокинг Джозеф. Unity в действии. Мультиплатформенная разработка на C#. 2-е межд. изд. - СПБ.: Питер, 2019. - 352 с.: ил. -(Серия для профессионалов).

3. Руководство по летной эксплуатации ERJ 170/175 = ERJ 170/175 Airplane Flight Manual (AFM), Document No. AFM 1383 -Embraer Empresa Brasileira de Aeronáutica S.A.

Рахимов Я., Каххаров С.

ВЛИЯНИЕ ФАЗОВОЙ ПЕРЕКРИСТАЛЛИЗАЦИИ НА АБРАЗИВНУЮ ИЗНОСОСТОЙКОСТЬ СТАЛИ

Наманганский инженерно-технологический институт

Ключевые слова: износ, нормализация, прочность, термическая обработка, микроструктура, механические свойства.

Key words: wear, normalization, strength, heat treatment, microstructure, mechanical properties.

Аннотация: В статье рассматривается влияние температуры предварительной нормализации на прочность тонкой структуры и абразивную износостойкость стали. Выявлено корреляционная зависимость между плотностью дислокации и величиной износа при абразивной изнашивании. Найдены изменение содержания количества углерода в аустените и изменение среднего диаметра аустенитного зерна, изменение величины абразивного износа в зависимости от температуры предварительной закалки и промежуточного отпуска.

Abstract: The article examines the influence of the temperature of preliminary normalization on the strength of the fine structure and the abrasive wear resistance of steel. A correlation between the dislocation density and the amount of wear during abrasive wear was revealed. A change in the content of the amount of carbon in austenite and a change in the average diameter of austenite grains, a change in the magnitude of abrasive wear depending on the temperature of preliminary hardening and intermediate tempering were found.

При рассмотрении влияния температуры предварительной нормализации на прочность тонкой структуры и абразивную

9

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.