Научная статья на тему 'Применение программных продуктов Autodesk при подготовке обучающихся по направлению "Землеустройство и кадастры"'

Применение программных продуктов Autodesk при подготовке обучающихся по направлению "Землеустройство и кадастры" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
705
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАДАСТРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / AUTODESK / AUTOCAD / AUTOCAD CIVIL 3D / УМЕНИЯ / НАВЫКИ / ЗАДАНИЯ / ИНТЕГРАЦИЯ / ГЕОМАТИКА / ИНФОРМАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / CADASTRAL ACTIVITY / EDUCATIONAL PROCESS / ABILITIES / SKILLS / TASKS / INTEGRATION / GEOMATICS / INFORMATION MODELING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Максименко Любовь Александровна, Таныгина Елена Александровна, Калюжин Виктор Анатольевич

Эффективность деятельности кадастрового инженера во многом определяется его умениями и навыками работы в различных программных средах. В качестве исследуемых характеристик выбрано программное обеспечение компании Autodesk, как наиболее приемлемое для решения многих задач в землеустройстве и кадастрах. На базе программных продуктов Autodesk предложена интеграция дисциплин «Компьютерная графика» и «Прикладная информатика» с дисциплиной «Информационное моделирование», относящихся к профессиональной подготовке обучающихся по направлению «Землеустройство и кадастры». Программное обеспечение семейства Autodesk позволяет учесть размерность и способ представления информационной модели: интеллектуальные 2D-схемы, генпланы, геоинформационные системы; инженерная 3D-модель; цифровые модели местности; 4D-модель (интеграция инженерной модели с планом-графиком производства работ), 5D-модель (интеграция данных о закупках и поставках); 6D-модель (интеграция с данными о стоимости ресурсов) и др. Показано, что понимание возможностей программных сред и новых технологий позволит будущим специалистам эффективно включаться в общую информационную среду цифрового моделирования и поддержки жизненного цикла объекта недвижимости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Максименко Любовь Александровна, Таныгина Елена Александровна, Калюжин Виктор Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF PROGRAM PRODUCTS "AUTODESK" IN TEACHING STUDENTS WITH THE "LAND MANAGEMENT AND CADASTRE" PROGRAM

The effectiveness of the cadastral engineer is largely determined by his abilities and skills in various software environments. As a study of the characteristics of the selected software company Autodesk, as the most acceptable for many applications in the land management and inventories. Based on Autodesk products proposed integration of the disciplines «Computer graphics» and «Applied Informatics» discipline «Information modeling» that are related to training students in the field of «Land management and cadastres». Software Autodesk allows to consider the dimension and representation of the information model intelligent 2D schematics, master plans, geographic information systems; engineering 3D models; digital terrain models; spherical panorama; 4D the integration of engineering models with the schedule of manufacture of works, 5D data integration about the procurement and supply; 6D integration with data on the cost of resources, etc. It is shown that the understanding of the capabilities of the software environments and modern technologies will allow future professionals to effectively engage in common information environment of digital simulation and support of the life cycle of the property.

Текст научной работы на тему «Применение программных продуктов Autodesk при подготовке обучающихся по направлению "Землеустройство и кадастры"»

МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОЙ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

УДК 004.92

ПРИМЕНЕНИЕ ПРОГРАММНЫХ ПРОДУКТОВ AUTODESK ПРИ ПОДГОТОВКЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО И КАДАСТРЫ»

Любовь Александровна Максименко

Сибирский государственный университет геосистем и технологий, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, кандидат технических наук, доцент кафедры геоматики и инфраструктуры недвижимости, тел. (383)361-07-09, e-mail: maksimenko_la@mail.ru

Елена Александровна Таныгина

Сибирский государственный университет геосистем и технологий, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, старший преподаватель кафедры геоматики и инфраструктуры недвижимости, тел. (383)361-07-09, e-mail: yel_tan@mail.ru

Виктор Анатольевич Калюжин

Сибирский государственный университет геосистем и технологий, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, кандидат технических наук, зав. кафедрой геоматики и инфраструктуры недвижимости, тел. (383)361-07-09, e-mail: kaluzhin@mail.ru

Эффективность деятельности кадастрового инженера во многом определяется его умениями и навыками работы в различных программных средах. В качестве исследуемых характеристик выбрано программное обеспечение компании Autodesk, как наиболее приемлемое для решения многих задач в землеустройстве и кадастрах.

На базе программных продуктов Autodesk предложена интеграция дисциплин «Компьютерная графика» и «Прикладная информатика» с дисциплиной «Информационное моделирование», относящихся к профессиональной подготовке обучающихся по направлению «Землеустройство и кадастры». Программное обеспечение семейства Autodesk позволяет учесть размерность и способ представления информационной модели: интеллектуальные 2D-схемы, генпланы, геоинформационные системы; инженерная 3D-модель; цифровые модели местности; 4D-модель (интеграция инженерной модели с планом-графиком производства работ), 5D-модель (интеграция данных о закупках и поставках); 6D-модель (интеграция с данными о стоимости ресурсов) и др.

Показано, что понимание возможностей программных сред и новых технологий позволит будущим специалистам эффективно включаться в общую информационную среду цифрового моделирования и поддержки жизненного цикла объекта недвижимости.

Ключевые слова: кадастровая деятельность, учебный процесс, Autodesk, AutoCAD, AutoCAD Civil 3D, умения, навыки, задания, интеграция, геоматика, информационное моделирование.

Введение

В настоящее время рынок компьютерных технологий насыщен большим количеством программных продуктов, эффективность которых обусловлена в том числе возможностью получения навыков работы с ними в период обучения пользователя в высшем учебном заведении. Вопросам применения программных продуктов семейства Autodesk в учебном процессе посвящена данная статья.

В образовательном стандарте по направлению «Землеустройство и кадастры» есть указания на применение современных компьютерных технологий, направленных на формирование профессиональных компетенций, но прямых указаний на использование той или иной программы нет. Выбор программ для обучения и дальнейшего осуществления профессиональной деятельности очень неоднозначен и зависит от многих факторов.

В профессиональном сообществе роль кадастрового инженера приобретает все большую значимость. В соответствии с Приказом Минобрнауки России от 01.10.2015 № 1084 [1], бакалавры и специалисты в сфере кадастровой деятельности должны знать действующее законодательство, владеть современными технологиями производства геодезических работ, обладать умениями моделирования ландшафта, знаниями ситуации и инфраструктуры объектов капитального строительства на территории с помощью современных геоинформационных систем. Особое значение в учебном процессе имеет использование программ с трехмерным подходом к отображению объектов [2].

Исследуемые характеристики образовательной среды

В качестве исследуемых характеристик образовательной среды по направлению «Землеустройство и кадастры» было рассмотрено программное обеспечение, разработанное корпорацией «Autodesk», позволяющее решать многие задачи в строительстве, землеустройстве и кадастрах [3-6]. Это программы параметрического проектирования на основе технологии информационного моделирования зданий Autodesk Revit Architecture, приложения для проектирования зданий AutoCAD Architecture, AutoCAD Civil 3D и AutoCAD MAP, а также аналитические комплексы для решения задач концептуального проектирования больших территорий Autodesk InfraWorks и др. [7].

Образовательный портал корпорации предоставляет возможность бесплатной загрузки полнофункциональных версий программ. Преимущества применения инструментов Autodesk на примере AutoCAD Civil 3D в учебном процессе для обучающихся по направлению подготовки «Землеустройство и кадастры» показаны в таблице [3].

Сравнительная таблица по функционалу и стоимости программ

для учебных заведений

AutoCAD Civil 3D GeoniCS NanoСAD Геоника

Бесплатная лицензия на три года Платная даже для учебных заведений Бесплатная лицензия на один год

Стабильная платформа AutoCAD; полная интеграция Civil 3D; единый дистрибутив Стабильная платформа AutoCAD; GeoniCS устанавливается отдельной платформой на AutoCAD Программа поставляется единым дистрибутивом на платформе nanoCAD

Технологии BIM; динамическая модель Отсутствие динамической модели Отсутствие динамической модели

В настоящее время результаты современного градостроительного моделирования являются мощным информационным ресурсом в части извлечения и формирования кадастровой информации. Наглядным примером может служить цифровая модель района Сокольники (г. Москва) [7], для создания которой применялись как вышеперечисленные, так и другие программы (рис. 1).

Рис. 1. Подготовка изображений в InfraWorks

Приказ Минэкономразвития России № 953 [9], вступивший в силу с 1 января 2017 г., обусловил законодательное закрепление понятия «3D-модель объекта недвижимости» с описанием характеристик такой модели и требований к ее созданию в виде электронного документа в одном из форматов: DXF, RVT, PLN, SKP. 3D-модель объекта недвижимости должна содержать сведения о глубине и высоте всех конструктивных элементов с указанием погрешности определения точек пересечения проекций конструктивных элементов различной высоты здания. В связи с вышеизложенным, в учебном процессе на первый план выходят вопросы формирования умений и навыков моделирования дву-

мерных и трехмерных изображений территорий и объектов, которые соответствуют реальным объектам на местности, т. е. эти модели обладают метрическими, геометрическими и семантическими свойствами, в том числе имеют однозначное пространственное положение [7].

Практические результаты образовательного процесса

Для формирования навыков моделирования объектов капитального строительства необходимы знания основ инженерно-строительного проектирования и правил оформления проектной документации в соответствии с требованиями Единой системы конструкторской документации (ЕСКД) и Системы проектной документации для строительства (СПДС). В этой связи на кафедре геоматики и инфраструктуры недвижимости разработана система заданий, выполняемых в графическом редакторе AutoCAD. Так, задание «Подготовка планов зданий в графическом редакторе AutoCAD», представленное в учебно-методическом пособии [8], знакомит обучающихся с нормативной строительной базой. Фрагмент из библиотеки выполненных заданий приведен на рис. 2. Последовательно выполняя упражнения, обучающийся осваивает команды редактора, а предметно-ориентированная тематика упражнений создает атмосферу будущей профессиональной деятельности. Задание рекомендовано к выполнению на 1-м курсе обучения бакалавров по направлению 21.03.02 Землеустройство и кадастры.

Рис. 2. Визуализация объекта для анализа планировочных решений

(AutoCAD)

Интеграция учебных дисциплин в образовательном пространстве одной кафедры дает возможность расширить изучение программных продуктов Autodesk для проведения лабораторных занятий, в том числе и на базе Autodesk

Revit Architecture. Так, при изучении дисциплины «Типология объектов недвижимости» рассматривается технология моделирования объектов в данном редакторе. В состав лабораторной работы входит создание информационной модели объекта и формирование проектной документации (фасадов, планов, разрезов). Фрагмент из библиотеки выполненных заданий приведен на рис. 3.

Рис. 3. Информационная модель объекта (Autodesk Revit)

Строительная проектная документация содержит большой объем информации. При изучении дисциплины «Техническая инвентаризация объектов недвижимости» студенты оформляют чертеж для подготовки графической части технического плана помещения (здания) на основании электронных моделей объекта (здания) (рис. 4). Здесь важно отметить еще одну особенность программы AutoCAD - возможность разработки приложений с алгоритмами распознавания объектов по любым исходным данным и построения 3D-моделей по обмерным чертежам.

Рис. 4. Подготовка графической части технического плана помещения на основе проектной документации

Лабораторная работа «Создание и редактирование цифровой модели рельефа», выполняемая в AutoCAD Civil 3D, является подготовкой для выполнения расчетно-графической работы по дисциплине «Инженерное обустройст-

во территорий». Фрагмент работы приведен на рис. 5. Задание рекомендовано к выполнению на 1-м курсе обучения бакалавров по направлению 21.03.02 Землеустройство и кадастры.

Рис. 5. Стили отображения поверхности (AutoCAD Civil 3D)

На рис. 6. приведены результаты расчетно-графической работы (фрагмент), выполняемой в AutoCAD Civil 3D по дисциплине «Инженерное обустройство территорий»: построение проектных горизонталей на местности, расчет картограммы.

а) б)

Рис. 6. Вертикальная планировка территории:

а) план организации рельефа в проектных горизонталях; б) фрагмент картограммы земляных масс

Программное обеспечение AutoCAD Civil 3D содержит разнообразный инструментарий для решения задач по формированию документов генерального плана, инвентаризации и кадастрового учета.

Заключение

Анализ качества профессиональных компетенций обучаемых, сформированных в результате применения программных продуктов Autodesk

в образовательном процессе по направлению «Землеустройство и кадастры», показывает целесообразность их последовательного внедрения в учебный процесс. По мнению авторов, учебные задания, направленные на развитие навыков (в том числе навыков самостоятельной работы) работы в графических редакторах и информационно-аналитических системах для решения профессиональных задач целесообразно внедрять с 1-го курса, в том числе путем интеграции дисциплин «Компьютерная графика» и «Прикладная информатика» с дисциплиной «Информационное моделирование» [15], относящейся к профессиональной подготовке обучающихся направления «Землеустройство и кадастры». Предложенный подход интеграции дисциплин позволит повысить уровень подготовки кадастровых инженеров и, как следствие, их быструю адаптацию к условиям профессиональной деятельности.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 21.03.02 Землеустройство и кадастры (уровень бакалавриата) [Электронный ресурс] : приказ Минобрнауки России от 01.10.2015 № 1084 (Зарегистрировано в Минюсте России 21.10.2015 № 39407). - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

2. Аврунев Е. И., Труханов Э. А. Совершенствование образовательного пространства университета для решения актуальных задач кадастровой деятельности, ведения ГКН и регистрации прав на недвижимое имущество // АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ. Ведущая роль современного университета в технологической и кадровой модернизации российской экономики. Междунар. науч.-метод. конф. : сб. материалов в 3 ч. (Новосибирск, 16-20 февраля 2015 г.). - Новосибирск : СГУГиТ, 2015. Ч. 2. - С. 3-8.

3. Официальный сайт компании AUTODESK [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.autodesk.ru.

4. Гаврилюк Л. Е. Модель формирования профессиональной готовности студентов технических вузов в процессе обучения геометро-графическим дисциплинам (на примере направления подготовки «Землеустройство и кадастры») // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. - 2011. - № 26. - С. 439-445.

5. Максименко Л. А. О подготовке технических планов объектов недвижимости // Интерэкспо ГЕО-Сибирь-2014. Х Междунар. науч. конгр. : Междунар. науч. конф. «Экономическое развитие Сибири и Дальнего Востока. Экономика природопользования, землеустройство, лесоустройство, управление недвижимостью» : сб. материалов в 2 т. (8-18 апреля 2014 г.). - Новосибирск : СГГА, 2014. Т. 1. - С. 192-198.

6. Ильиных А. Л. Анализ применения программного продукта AUTODESK INFRAWORKS для формирования трехмерных объектов недвижимости // XX Международный симпозиум студентов и молодых ученых имени академика М. А. Усова, посвященный 120-летию со дня основания Томского политехнического университета «Проблемы геологии и освоения недр» : сб. трудов. - Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2016. Т. I. - С. 746-748.

7. Юсупова А., Ерзин Э. Быстрое макетирование инфраструктурных моделей с помощью Autodesk InfraWorks // САПР и графика. - 2014. - № 3. - С. 13-17.

8. Максименко Л. А. Типология объектов недвижимости. Подготовка планов зданий в графическом редакторе AutoCAD : учеб-метод. пособие. - Новосибирск : СГУГиТ, 2017. -175 с.

9. Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений [Электронный ресурс] : приказ Минэкономразвития России от 18 декабря 2015 г. № 953. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

10. Максименко Л. А., Калюжин В. А. Анализ условий создания инженерного кадастра и мониторинга зданий и сооружений // Вестник СГГА. - 2001. - № 6. - С. 76-80.

11. Гавриленко Е. А. Сущность понятия «объекты недвижимости» и их классификация при преподавании дисциплин кадастрового профиля // АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ. Ведущая роль современного университета в технологической и кадровой модернизации российской экономики. Междунар. науч.-метод. конф. : сб. материалов (Новосибирск, 16-20 февраля 2015 г.). - Новосибирск : СГУГиТ, 2015. - С. 11-17.

12. Eastman C., Teicholz P., Sacks Orlistat K. BIM Handbook. - Second edition. - N.Y. : Wiley, 2011. - 626 p.

13. Krisel E., Niec B. Green. BIM: Successful sustainable design with building information modeling. - N.Y. : Wiley, 2008. - 310 p.

14. Талапов В. В. Технология BIM: суть и основы внедрения информационного моделирования зданий. - М. : ДМК-пресс, 2015. - 410 с.

15. Резолюция II Межотраслевого информационно-технологического форума «МНОГОМЕРНАЯ РОССИЯ» Информационное моделирование промышленных объектов. Информационное моделирование промышленных объектов // САПР и графика. - 2016. -№ 6. - С. 15-17.

Получено 18.01.2018

© Л. А. Максименко, Е. А. Таныгина, В. А. Калюжин, 2018

APPLICATION OF PROGRAM PRODUCTS «AUTODESK» IN TEACHING STUDENTS WITH THE «LAND MANAGEMENT AND CADASTRE» PROGRAM

Lyubov A. Maximenko

Siberian State University of Geosystems and Technologies, 630108, Russia, Novosibirsk, 10 Plakhotnogo St., Ph. D., Associate Professor, Department of Geomatics and Real Estate Infrastructures, phone: (383)361-07-09, e-mail: maksimenko_la@mail.ru

Elena A. Tanygina

Siberian State University of Geosy stems and Technologies, 630108, Russia, Novosibirsk, 10 Plakhotnogo St., Senior Lecturer, Department of Geomatics and Real Estate Infrastructures, phone: (383)361-07-09, e-mail: yel_tan@mail.ru

Victor A. Kalugin

Siberian State University of Geosy stems and Technologies, 630108, Russia, Novosibirsk, 10 Plakhotnogo St., Ph. D., Head of the Department of Geomatics and Real Estate Infrastructures, phone: (383)361-07-09, e-mail: kaluzhin@mail.ru

The effectiveness of the cadastral engineer is largely determined by his abilities and skills in various software environments. As a study of the characteristics of the selected software company Autodesk, as the most acceptable for many applications in the land management and inventories.

Based on Autodesk products proposed integration of the disciplines «Computer graphics» and «Applied Informatics» discipline «Information modeling» that are related to training students in the

field of «Land management and cadastres». Software Autodesk allows to consider the dimension and representation of the information model intelligent 2D schematics, master plans, geographic information systems; engineering 3D models; digital terrain models; spherical panorama; 4D - the integration of engineering models with the schedule of manufacture of works, 5D - data integration about the procurement and supply; 6D - integration with data on the cost of resources, etc.

It is shown that the understanding of the capabilities of the software environments and modern technologies will allow future professionals to effectively engage in common information environment of digital simulation and support of the life cycle of the property.

Key words: cadastral activity, educational process, Autodesk, AutoCAD, AutoCAD Civil 3D, abilities, skills, tasks, integration, Geomatics, information modeling.

REFERENCES

1. Order of the Ministry of education and science of the Russian Federation No. 1084 of October 01, 2015. About approval of Federal state educational standard of higher education in the direction of training 21.03.02 Land management and cadastre (bachelor level) (Registered in Ministry of justice of the RF No. 39407 of October 21, 2015). Retrieved from ConsultantPlus online database [in Russian].

2. Avrunev, E. I. & Trukhanov, E. A. (2015). Improvement of the educational space of University for solving of topical tasks of the cadastral activity, the GKN management and registration of rights to real estate. In Sbornik materialov Mezhdunarodnoy nauchno-metodicheskoy konferentsii: Ch. 2. Aktual'nye voprosy obrazovaniia. Vedushchaya rol' sovremennogo universiteta v tekhnologicheskoy i kadastrovoy modernizatsii rossiyskoy ekonomiki [Proceedings of International Scientific and Practical Conference: Part 2. Topical Issues of Education. The Leading Role of the Modern University in the Technology and Cadastre Modernization of the Russian Economy] (pp. 3-8). Novosibirsk: SSUGT Publ. [in Russian].

3. Official site of company AUTODESK. (n. d.). Retrived from http://www.autodesk.ru.

4. Gavrilyuk, L. E. (2011). A model of formation of professional readiness of students of technical universities in the process of learning geometric-graphic disciplines (on the example of specialty "Land management and cadastres"). Izvestiya PGPU imeni V. G. Belinskogo [News of PSPUnamed after V. G. Belinsky], 26, 439-445 [in Russian].

5. Maksimenko, L. A. (2014). On the preparation of technical plans of real estate objects. In Sbornik materialov Interekspo GEO-Sibir'-2014: Mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii: T. 1. Ekonomicheskoe razvitie Sibiri i Dal'nego Vostoka. Ekonomika prirodopol'zovaniia, zemleustroistvo, lesoustroistvo, upravlenii e nedvizhimost'iu [Proceedings of Inter expo GEO-Siberia-2014: International Scientific Conference: Vol. 1. Economic Development of Siberia and the Far East. Enviromental Economics, Land Management, Forestry Management and Property Management] (pp. 192-198). Novosibirsk: SSGA Publ. [in Russian].

6. Ilinykh, A. L. (2016). Analysis of the use of the software product Autodesk InfraWorks for the formation of three-dimensional objects of real estate. In Sbornik trudov Mezhdunarodnogo simpoziuma imeni akademika M. A. Usova studentov i molodykh uchenykh, posvyashchennyy 120-letiyu so dnya osnovaniya Tomskogo politekhnicheskogo universiteta: T. I. Problemy geologii i osvoeniya nedr [Proceedings of the XX International Symposium Academician M. A. Usova Students and Young Scientists, Dedicated to the 120th Anniversary of the Founding of Tomsk Polytechnic University: Vol. I. Problems of Geology and Mineral Exploration] (pp. 746-748). Tomsk: Tomsk Polytechnic University Publ. [in Russian].

7. Yusupova, A., & Erzin, E. (2014). Rapid prototyping of infrastructure models with Autodesk InfraWorks. SAPR i grafika [CAD and Graphics], 3, 13-17 [in Russian].

8. Maksimenko, L. A. (2017). Tipologiya ob"ektov nedvizhimosti. Podgotovkaplanov zdaniy v graficheskom redaktore AutoCAD [Typology of real estate objects. Preparation of building plans in the graphic editor AutoCAD]. Novosibirsk: SSUGT Publ. [in Russian].

9. Order of Ministry of economic development No. 953 of 18 December 2015. On approval of the form of the technical plan and requirements to its preparation, the composition of contained information and Declaration form about the property and requirements for its preparation, composition of the contained information. Retrieved from ConsultantPlus online database [in Russian].

10. Maksimenko, L. A., & Kalugin, V. A. (2001). Analysis of the conditions of creation of an engineering cadastre and monitoring of buildings and structures. Vestnik SGGA [Vestnik SSGA], 6, 76-80 [in Russian].

11. Gavrilenko, E. A. (2015). The Essence of the concept "real estate" and their classification in teaching the disciplines of cadastral profile. In Sbornik materialov Mezhdunarodnoy nauchno-metodicheskoy konferentsii: Aktual'nye voprosy obrazovaniia. Vedushchaya rol' sovremennogo universiteta v tekhnologicheskoy i kadastrovoy modernizatsii rossiyskoy ekonomiki [Proceedings of International Scientific and Practical Conference: Topical Issues of Education. The Leading Role of the Modern University in the Technology and Cadastre Modernization of the Russian Economy] (pp. 11-17). Novosibirsk: SSUGT Publ. [in Russian]. '

12. Eastman, C., Teicholz, P., Sacks, R., & Liston, K. (2011). BIM Handbook (2 ed.). N. Y.: Wiley.

13. Krisel, E., & Niec, B. (2008). Green BIM: Successful sustainable design with building information modeling. N. Y.: Wiley.

14. Talapov, V. V. (2015). Tekhnologiya BIM: sut' i osnovy vnedreniya informatsionnogo modelirovaniya zdaniy [BIM: the essence and the basics of implementing building information modeling]. Moscow: DMK-press [in Russian].

15. Resolution II interdisciplinary information technology forum "RUSSIA MULTIDIMENSIONAL" Information modeling of industrial facilities. Information modeling of industrial facilities. (2016). SAPR i grafika [CAD and Graphics], 6, 15-17 [in Russian].

Received 18.01.2018

© L. A. Maksimenko, E. A. Tanygina, V. A. Kalugin, 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.