Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ'

ПРИМЕНЕНИЕ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
146
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / КОМПЬЮТЕРНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / ЛИЦЕНЗИИ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Неськина М.В., Барашкина О.А.

Целью данного исследования является изучение теоретических основ программного обеспечения в образовательных учреждениях. В статье проведен перечень инструментальных средств, используемых в обучении. Большое внимание уделяется основным видам лицензий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Неськина М.В., Барашкина О.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ»

Неськина М.В. студент 3 курса экономический факультет направление подготовки «Менеджмент»

Барашкина О.А. студент 3 курса экономический факультет направление подготовки «Менеджмент» Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарёва

Россия, г. Саранск ПРИМЕНЕНИЕ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Аннотация: Целью данного исследования является изучение теоретических основ программного обеспечения в образовательных учреждениях. В статье проведен перечень инструментальных средств, используемых в обучении. Большое внимание уделяется основным видам лицензий.

Ключевые слова: программное обеспечение, компьютерное обучение, образовательные учреждения, лицензии.

Развитие глобальной информатизации общество привело к тому, что возникла новая информационная среда обитания и новый информационный уклад жизни и профессиональной деятельности.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что именно информационные системы в образовании являются технологией внедрения научного прогресса в систему образования с целью повышения его качества.

Основой активизации процесса обучения является обучение диалогового характера работы компьютера. В случае традиционной организации обучения основное восприятие информации происходит в большей степени в устной форме, ученик не часто проявляет самостоятельную активность на уроке, а учитель не в состоянии организовать и контролировать активную работу каждого ученика на его рабочем месте. Если же обучение ведется в компьютерном классе, компьютер диалоговым характером своей работы стимулирует ученика к деятельности и контролирует ее результаты.

Большинство школ на сегодняшний день имеют в распоряжении всю необходимую технику, поэтому каждый ученик имеет возможность самостоятельно выбирать темп обучения, делать в работе паузы.

Вследствие использования компьютерной техники произошло увеличение интереса обучающегося к урокам. Правильное использование возможностей компьютера позволяет управлять мотивацией учеников во время обучения. Большое значение при этом приобретает применение различных элементов игры, состязательности в компьютерном обучении (начисление очков за правильные ответы) или звуковые и зрительные

эффекты (звучание музыкальных мелодий, мигание и цвета на экране дисплея).

На сегодняшний момент использование современных инструментальных средств сделало возможным использование всей гаммы компьютерных обучающих средств. Однако в большинстве случаев для их использования необходим высокий уровень квалификации пользователя. В результате были разработаны и внедрены специальные инструментальные средства, характеристика которых представлена в табл. 1.

Таблица 1 - Перечень инструментальных средств, используемых в обучении __

ИС, фирма-разработчик Расшифровка и назначение Возможности

АОСМИКРО (AOCMIKRO ), Автоматизированная обучающая система. Создание компьютерных обучающих программ связывает между собой основные блоки и блока переменных, архивирует файлов графического материала. Имеет встроенный графический редактор

АДОНИС (ADONIC), Адаптивная диалоговая информационная система. Организация библиотеки учебных курсов (УК). Формирование и корректировка УК. Резервирование УК в библиотеке, формирование и корректировка параметров УК, интерпретация УК в режиме обучения и контроля с анализом свободно конструируемых ответов обучаемого с помощью развитого анализатора ответов и сбором статистики результатов обучения, распечатка содержимого курса

Кобра (COBRA), Подготовка контролирующих программ Регистрация и оценка результатов работы обучающегося, сбор статистики по всем обучающимся

КАДИС Комплекс автоматизированных дидактических средств Инструментальные средства и учебные комплексы по различным отраслям знаний Просмотр теории, тренинг по теории, контроль по теории, работа со словарем терминов и понятий, решение задач с использованием специальных моделирующих или расчетных программ. Задания на компьютерную практику

Наставник (The Edicalator), Разработка обучающих, контролирующих, демонстрационных курсов, специалистами-предметниками без использования программирования Позволяет создавать информационные компоненты (курсы, меню), служащие для объединения в иерархическую систему множества курсов, и глоссарии, дающие возможность произвольного доступа к информации

ТАМАС (TAMAC) Создание электронного учебника на основе обобщенных страниц и его использование Создание и редактирование текстового файла, графического файла в формате PCX, музыкального файла с пятиголосной мелодией по нотам, звукового файла формата Sound

Большим минусом является то, что практически все учебные программы преимущественно лишь аналоги существующих учебников. Более перспективным представляется использование информационных технологий в целях изучения процессов и явлений, которые не представляется возможным изучить визуально на основе уже действующих образовательных технологий.

Для любых организаций оптимизация затрат является основным приоритетом. Когда бюджет образовательного учреждения очень ограничен, она стремится минимизировать свои расходы. И, конечно, дело касается и использования программного обеспечения. Некоторые школы могут себе позволить и такие программы, как Adobe Photoshop, но таких школ, к сожалению, мало. Поэтому остро встаёт вопрос о том, какие программные продукты можно использовать для решения многих задач и при этом не платить деньги и конечно, не нарушая при этом ни чьих авторских прав.

В настоящее время, лицензии программных продуктов компании Microsoft для школ продлевают. Часто операционная система Windows предоставляется при покупке компьютера или ноутбука. В этом случае, покупать ОС или переходить на бесплатный вариант не требуется. Но тогда возникает необходимость подбирать остальное ПО.

Таблица 2 - Виды лицензий

Вид лицензии Содержание

Abandonware Коммерческие программы по той или иной причине прекратившие поступать на рынок. Их распространением обычно занимается владелец авторских прав на бесплатной основе, но при этом имеется жёсткий запрет на продажу и даже право дальнейшего бесплатного тиражирования.

Adware рекламно-ориентированные программы. Нет ограничений по функциональности, но практикуется неконтролируемый показ рекламных окон.

cardware, postcardware. В качестве оплаты использования ПО предоставляется открытка или электронное письмо со словами благодарности автору данной работы. В дальнейшем письма используются в рекламных целях

CDware. ПО, зафиксированное и распространяемой на компакт-дисках в течении рекламной акции.

Crippleware. Из параметров программы исключены некоторые ключевые функции. После оплаты предоставляется полнофункциональная версия.

Demoware. Демонстрационные программы. Как правило, в них установлено большое число ограничений. Используются главным образом для показа.

donateware, donationware. Авторские программы. Требуют оплаты автору вознаграждения.

Freeware. Бесплатные Программы без ограничения на (некоммерческое)

программы. использование.

Guiltware. При предоставлении продукта прямо указывается на неполучение автором денег за продукт

Hostageware. Имеют временными и количественными ограничениями. Ограничение снимается после оплаты.

Linkware. Для использования ПО необходимо размещение ссылки на авторский сайт на сайте пользователя

Liteware. Ограничивают функционал при отсутствии ограничений на время

nagware, begware. Основное ограничение - принудительное окно диалога, где сообщается о том, что версия не зарегистрирована.

public domain. Свободные программы. Без ограничений на модификацию и использование.

Registerware. Для получения и/или использования программы требуется пройти регистрацию и предоставить информацию о себе (заполнить анкету).

Shareware. Пользователю предоставляется определенный ограниченный период бесплатного использования

Любую задачу на компьютере можно выполнить как коммерческими программами, так и их бесплатными аналогами. Конечно, функционал таких программ может быть хуже, но нередко бывает и наоборот, когда бесплатное ПО ничуть не уступает своим платным аналогам.

В большинстве бесплатных программ функциональность даже близко недотягивает до коммерческих образцов, а качество оставляет желать лучшего. Но это не значит, что использовать их не нужно. В арсенале современного пользователя должны быть разные инструменты, в том числе и бесплатные.

Несомненные плюсы внедрения новейших информационных технологий позволяют сделать новый шаг к будущему, где компьютер будет средством реализации своих возможностей и талантов. В ходе такого обучения они учатся не только приобретать и применять знания, но и находить необходимые для них средства обучения и источники информации, уметь работать с этой информацией.

Использованные источники:

1 Андреев, А.А. Компьютерные и телекоммуникационные технологии в сфере образования / А.А. Андреев // Школьные технологии. - 2011. - №3. -С. 151-170.

2 Информационные технологии в образовании [Электронный ресурс] -Режим доступа: [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://3ys.ru/informatsionnye-sistemy-i-tekhnologii/informatsionnye-tekhnologii-v- obrazovanii. html

3 Кузибецкий А. Информационно - коммуникационные технологии в управлении образованием / А. Кузибецкий, Т. Смыковская // Народное образование. - 2008. - № 1. - С.105 - 112.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.