Научная статья на тему 'Применение программного комплекса matlab для решения математических задач'

Применение программного комплекса matlab для решения математических задач Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
654
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАТЕМАТИКА / ПРОГРАММНЫЙ КОМПЛЕКС / MATLAB / РЕШЕНИЙ ЗАДАЧ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Шпилев Евгений Михайлович

В статье описывается математический программный комплекс Matlab, его применение для решения задач по высшей математике. Данный компьютерный комплекс также подходит для вычисления объемов тел, визуализации и построения графиков функций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Применение программного комплекса matlab для решения математических задач»

ПРИМЕНЕНИЕ ПРОГРАММНОГО КОМПЛЕКСА MATLAB ДЛЯ РЕШЕНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ Шпилев Е.М.

Шпилев Евгений Михайлович - кандидат технических наук, доцент, кафедра высшей математики, технологический факультет, Дальневосточный государственный аграрный университет, г. Благовещенск

Аннотация: в статье описывается математический программный комплекс Matlab, его применение для решения задач по высшей математике. Данный компьютерный комплекс также подходит для вычисления объемов тел, визуализации и построения графиков функций.

Ключевые слова: математика, программный комплекс, MatLab, решений задач.

Инновационные технологии невозможны без применения новых информационных технологий в преподавании высшей математики, которые предполагают обеспечение студентов методическими и учебными материалами нового типа — компьютерными учебниками и программами, а также компьютеризированными задачниками.

В настоящее время активно разрабатываются технологии обучения, в которых важную роль играет принцип наглядности. Считается, что именно наглядное обучение позволяет обеспечить разностороннее и полное формирование математических знаний, поддерживает интерес и мотивацию обучения, приводит к более высокому уровню развития математического мышления.

Существует множество прикладных математических программ, способных упростить освоение математических дисциплин в ВУЗе. В первую очередь, это системы компьютерной математики MAPLE, MATHCAD, DERIVE, MATHEMATICA, MatLab.

Система MatLab относится к среднему уровню продуктов, предназначенных для символьной математики. MatLab — одна из старейших, тщательно проработанных и проверенных временем систем автоматизации математических расчетов, построенная на расширенном представлении и применении матричных операций. Это нашло отражение и в самом названии системы — MATrix LABoratory, то есть матричная лаборатория. Подробно остановимся на компьютерная программе MatLab [1, 2].

Система MATLAB обладает возможностями как процедурного, так и объектноориентированного языка программирования. Кроме того, она средствами интерактивной разработки графических интерфейсов, в котором могут присутствовать такие стандартные элементы, как меню, кнопки, переключатели, линейки прокрутки и.т.п.

Особое место среди пакетов расширения MATLAB занимает SIMULINK, являющийся тесно интегрированной с MATLAB графической средой, пред назначенной для моделирования и анализа аналоговых и дискретных динамических систем.

Построение моделей в SIMULINK осуществляется в интерактивном графическом конструкторе и заключается в перетаскивании в окно модели элементарных блоков из набора стандартных библиотек и настройкой связей между ними. При этом автоматически создаются системы дифференциальных уравнений, описывающие данную модель.

Возможность следить за процессами, происходящими в системе в ходе моделирования, обеспечивается специальными устройствами наблюдения, входящими в состав библиотеки SIMULINK, такими как, например, виртуальные осциллографы и датчики.

Рассмотрим пример решения системы линейных алгебраических уравнений по средствам прикладной программы MatLab:

Найдем общее и одно частное решение системы:

> ед:={2*х-3*у+5*2+7*1=1. 4*.\-6*у+2*/+3*1=2. 2*х-3*у-11*7-15=Ч=1}:

> 5:=5о1уе^,{х,у,г});

MATLAB можно применять для быстрого нахождения определителей и обратных матриц, при решении систем линейных алгебраических уравнений, вычисление матричных экспоненциалов, построения графиков функций и изображения поверхностей в аналитической геометрии и математическом анализе; приближенного решения алгебраических и дифференциальных уравнений, нахождения определённых интегралов и др. Таким образом, программа MATLAB существенно упростит освоение курса математики для студентов в вузе.

Список литературы

1. Дьяконов В.П. Справочник по применению системы PC MATLAB. М.: «Физматлит», 2005. 112 с.

2. Дьяконов В.П., Абраменкова И.В. MATLAB. Обработка сигналов и изображений. Специальный справочник. СПб.: «Питер», 2006. 608 с.

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ КАК КОМПОНЕНТ

ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 1 2 Багдасарян А.А. , Овсепян А.Ю.

1Багдасарян Армине Агвановна - кандидат педагогических наук, преподаватель, кафедра теории и истории педагогики, Армянский государственный педагогический университет им. Хачатура Абовяна; 2Овсепян Астхик Юриковна - магистр, специальность: менеджмент образования, кафедра теории и истории педагогики, Армянский государственный педагогический университет им. Хачатура Абовяна,

учитель, школа № 194 им. А. Оганесяна, г. Ереван, Республика Армения

Аннотация: в статье рассматривается понятие «экологическое сознание личности». Базисный компонент экологической культуры - экологическое сознание личности. Образование, как важнейший фактор формирования личности, имеет большую возможность для формирования экологической сознательности учащихся. Ключевые слова: экологическая культура, экологическое сознание, охрана окружающей среды, образовательная система.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.