ПРИМЕНЕНИЕ ПРОГРАММНОГО КОМПЛЕКСА MATLAB ДЛЯ РЕШЕНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ Шпилев Е.М.
Шпилев Евгений Михайлович - кандидат технических наук, доцент, кафедра высшей математики, технологический факультет, Дальневосточный государственный аграрный университет, г. Благовещенск
Аннотация: в статье описывается математический программный комплекс Matlab, его применение для решения задач по высшей математике. Данный компьютерный комплекс также подходит для вычисления объемов тел, визуализации и построения графиков функций.
Ключевые слова: математика, программный комплекс, MatLab, решений задач.
Инновационные технологии невозможны без применения новых информационных технологий в преподавании высшей математики, которые предполагают обеспечение студентов методическими и учебными материалами нового типа — компьютерными учебниками и программами, а также компьютеризированными задачниками.
В настоящее время активно разрабатываются технологии обучения, в которых важную роль играет принцип наглядности. Считается, что именно наглядное обучение позволяет обеспечить разностороннее и полное формирование математических знаний, поддерживает интерес и мотивацию обучения, приводит к более высокому уровню развития математического мышления.
Существует множество прикладных математических программ, способных упростить освоение математических дисциплин в ВУЗе. В первую очередь, это системы компьютерной математики MAPLE, MATHCAD, DERIVE, MATHEMATICA, MatLab.
Система MatLab относится к среднему уровню продуктов, предназначенных для символьной математики. MatLab — одна из старейших, тщательно проработанных и проверенных временем систем автоматизации математических расчетов, построенная на расширенном представлении и применении матричных операций. Это нашло отражение и в самом названии системы — MATrix LABoratory, то есть матричная лаборатория. Подробно остановимся на компьютерная программе MatLab [1, 2].
Система MATLAB обладает возможностями как процедурного, так и объектноориентированного языка программирования. Кроме того, она средствами интерактивной разработки графических интерфейсов, в котором могут присутствовать такие стандартные элементы, как меню, кнопки, переключатели, линейки прокрутки и.т.п.
Особое место среди пакетов расширения MATLAB занимает SIMULINK, являющийся тесно интегрированной с MATLAB графической средой, пред назначенной для моделирования и анализа аналоговых и дискретных динамических систем.
Построение моделей в SIMULINK осуществляется в интерактивном графическом конструкторе и заключается в перетаскивании в окно модели элементарных блоков из набора стандартных библиотек и настройкой связей между ними. При этом автоматически создаются системы дифференциальных уравнений, описывающие данную модель.
Возможность следить за процессами, происходящими в системе в ходе моделирования, обеспечивается специальными устройствами наблюдения, входящими в состав библиотеки SIMULINK, такими как, например, виртуальные осциллографы и датчики.
Рассмотрим пример решения системы линейных алгебраических уравнений по средствам прикладной программы MatLab:
Найдем общее и одно частное решение системы:
> ед:={2*х-3*у+5*2+7*1=1. 4*.\-6*у+2*/+3*1=2. 2*х-3*у-11*7-15=Ч=1}:
> 5:=5о1уе^,{х,у,г});
MATLAB можно применять для быстрого нахождения определителей и обратных матриц, при решении систем линейных алгебраических уравнений, вычисление матричных экспоненциалов, построения графиков функций и изображения поверхностей в аналитической геометрии и математическом анализе; приближенного решения алгебраических и дифференциальных уравнений, нахождения определённых интегралов и др. Таким образом, программа MATLAB существенно упростит освоение курса математики для студентов в вузе.
Список литературы
1. Дьяконов В.П. Справочник по применению системы PC MATLAB. М.: «Физматлит», 2005. 112 с.
2. Дьяконов В.П., Абраменкова И.В. MATLAB. Обработка сигналов и изображений. Специальный справочник. СПб.: «Питер», 2006. 608 с.
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ КАК КОМПОНЕНТ
ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 1 2 Багдасарян А.А. , Овсепян А.Ю.
1Багдасарян Армине Агвановна - кандидат педагогических наук, преподаватель, кафедра теории и истории педагогики, Армянский государственный педагогический университет им. Хачатура Абовяна; 2Овсепян Астхик Юриковна - магистр, специальность: менеджмент образования, кафедра теории и истории педагогики, Армянский государственный педагогический университет им. Хачатура Абовяна,
учитель, школа № 194 им. А. Оганесяна, г. Ереван, Республика Армения
Аннотация: в статье рассматривается понятие «экологическое сознание личности». Базисный компонент экологической культуры - экологическое сознание личности. Образование, как важнейший фактор формирования личности, имеет большую возможность для формирования экологической сознательности учащихся. Ключевые слова: экологическая культура, экологическое сознание, охрана окружающей среды, образовательная система.