Применение программированного обучения гимнастов с использованием специального тренажера
Приходько Нина Кузьминична,
канд. пед. наук, доцент кафедры ФВС, Тихоокеанский государственный университет E-mail: [email protected]
Закасовская Ирина Николаевна,
тренер 2 категории СШОР «Мастер» E-mail: [email protected]
Спортивная гимнастика - вид спорта, входящий в программу Олимпийских игр. Соревнования по спортивной гимнастике включают в себя состязания в упражнениях на различных снарядах, в том числе и в опорном прыжке. Показано, что опорные прыжки в спортивной гимнастике - упражнения, которые выполняются представителями и женской и мужской гимнастики. В работе показано, что обучению опорным прыжкам должна предшествовать предварительная подготовка, направленная на формирование умений и навыков, необходимых для выполнения различных прыжков, а также на укрепление и развитие мышц, преимущественно участвующих при их выполнении. В данной статье рассматриваются возможность применения программированного обучения опорным прыжкам и целесообразность внедрения специального тренажера на начальном этапе подготовки гимнастов.
Ключевые слова: спортивная гимнастика, начальная подготовка, опорный прыжок, учебно-тренировочный процесс.
о с
U см
В самом общем смысле изучение основ техники начинается с освоения устойчивого приземления. Далее, осваиваются техника разбега, прыжок с одной ноги на две и толчок ногами, техника первой безопорной фазы прыжка, толчок руками и, наконец, техника движений безопорной фазы после толчка руками. При такой последовательности новые двигательные навыки как бы наслаиваются один на другой и успешно формируется навык прыжка в целом [1].
Первый предварительный педагогический эксперимент проводился в течение 2-х месяцев на базе СШОР «Мастер» отделение спортивной гимнастики г. Хабаровска. В эксперименте приняли участие 12 гимнасток 2 спортивного разряда, в возрасте 9-10 лет, умеющие выполнять опорный прыжок «переворот вперед» и, обладающие потенциальными возможностями для дальнейшего совершенствования качества исполнения этого прыжка.
Для проведения эксперимента были сформированы две группы: экспериментальная и контрольная, по 6 гимнасток в каждой группе, практически, с одинаковой физической и технической подготовленностью.
Оценка начального уровня физической подготовленности испытуемых и определение различий между экспериментальной и контрольной группами перед педагогическим экспериментом проводилась посредством контрольных испытаний.
Контрольные испытания не выявили достоверных различий в физической подготовленности гимнасток экспериментальной и контрольной групп. Значения критерия Вилксона-Манна-Уитни между результатами по физической подготовленности были равны: и = 35, и = 41, и = 33, и = 38, и = 34(рЛ0,05).
Для определения уровня технической подготовленности гимнасток в начале эксперимента проводились контрольные испытания на качество выполнения опорного прыжка «переворотом вперед». Оценка за выполнение прыжка производилась по десятибалльной системе тремя судьями, имеющими судейскую категорию. Величина сбавок за технические ошибки выполнения определялась на основе правил соревнований по спортивной гимнастике. Кроме этого, в каждом прыжке регистрировалась длительность фазы полета после толчка руками, как одного из основных критериев качества опорного прыжка.
Предварительные контрольные испытания не выявили существенных различий в технической подготовке гимнастов. Значения критерия
Вилксона-Манн-Уитни между группами равны (и = 34, рл0,05), продолжительность фазы полета после толчка руками - и = 41, рл0,05.
Занятия в экспериментально и контрольной группах проводились 3 раза в неделю. Всего было проведено 20 занятий. Условия проведения тренировочных занятий в группах были идентичными, общий объем нагрузок был одинаков. Занятия в контрольной группе проводились постоянными тренерами с использованием общепринятых методов обучения. Гимнастки экспериментальной группы тренировались по предложенной нами обучающей программе, включающей подводящие упражнения на тренажере, для изучения и совершенствования техники выполнения толчка руками в опорном прыжке «переворотом вперед».
На первом занятии гимнастки экспериментальной группы были ознакомлены с принципами действия, правилами пользования тренажером и содержанием обучающей программы. Программный материал выполнялся в строгой последовательности - простые подводящие упражнения для совершенствования техники выполнения толчка руками, затем выполнялись упражнения на тренажере. При помощи секундомера фиксировалась длительность отталкивания руками, соответственно вносилась коррекция в технику выполнения толчка посредством изменения положения туловища (прогнутое или согнутое в грудной части), положение головы (наклонное или приподнятое), рук (расслабленное или напряженное, и изменения угла в плечевых суставах перед постановкой рук на опору. Кроме того, давались методические указания в выполнении толчка «взрывного» характера [2]. Так как, большинство гимнасток не полностью используют свои возможности, давались указания заканчивать толчок руками активным резким сгибанием кистей, применяя финальное усилие. Упражнение выполнялось в 2 подхода по 3 раза.
После выполнения упражнений на тренажере гимнасткам предлагалось выполнить по 8 опорных прыжков с установкой на длительную по времени фазу полета после толчка руками. В процессе выполнения прыжков сообщалось и записывалось длительность отталкивания руками и продолжительность второй фазы полета, указывались ошибки в технике выполнения отталкивания и давались конкретные рекомендации к их исправлению.
Применение обучающей программы и специального тренажера в значительной мере способствовало повышению познавательного интереса у гимнасток, позволило творчески подходить к выполнению собственных действий, осознавать и исправлять ошибки в технике выполнения опорных прыжков. Уже на третьем занятии гимнастки экспериментальной группы заметно улучшили качество выполнения прыжков, увеличилась продолжительность полетной фазы [3].
Через две недели, после начала педагогического эксперимента, были проведены промежу-
точные контрольные испытания по технической подготовленности гимнасток обеих групп. Сравнительный анализ результатов испытаний показал, что гимнастки экспериментальной группы улучшили качество выполнения опорного прыжка. Продолжительность фазы полета после отталкивания руками увеличилась в среднем на 0, 027с, что составило прирост в 4%. Улучшение результатов статистически достоверно (и = 16, рл0,01).
Средняя оценка за качество выполнения опорного прыжка «переворот вперед» увеличилась на 0,4 балла, прирост составил 5,3% (и = 10, рл0,01). Продолжительность полетной фазы в экспериментальной группе больше, чем контрольной на 0,025 с (и = 19, рл0,05), оценка за технику выполнения опорного прыжка выше на 0,3 балла соответственно (и = 18, рл0,05). Различия статистически достоверны.
В процессе совершенствования техники выполнения опорного прыжка «переворот вперед», задачей последующих учебно-тренировочных занятий явилось значительное улучшение качества выполнения прыжка, достижение максимальной продолжительности второй полетной фазы и приближение длительности отталкивания руками к ее оптимальному значению. С этой целью использовались методические приемы, с помощью которых устранялись ошибки в технике выполнения, обучающая программа применялась последовательно, вносилась коррекция при использовании средств срочной информации.
На заключительном занятии были проведены контрольные испытания по технической подготовленности экспериментальной и контрольной групп. Сравнительный анализ результатов испытаний выявил значительное улучшение показателей технической подготовленности гимнасток экспериментальной группы. Относительно исходных данных, продолжительность второй полетной фазы, увеличилась в среднем на 0,048 с, что составило прирост результата 4,8%.
Средняя оценка за качество выполнения прыжка увеличилась на 0,6 балла, прирост составил 7,1%. Длительность отталкивания руками приблизилась к оптимальной на 0,007 с. В контрольной группе прирост показателей технической подготовленности гимнасток слабо выражен. Продолжительность второй полетной фазы увеличилась в среднем на 0,014 с, что составило прирост 2,1%. Оценка за качество выполнения опорного прыжка увеличилась на 0,1 балла, прирост составил 1,2%.
Сравнительный анализ результатов заключительных контрольных испытаний выявил статистически достоверные различия в технической подготовленности гимнасток экспериментальной и контрольной групп. Качество выполнения опорного прыжка «переворот вперед» у гимнасток экспериментальной группы было значительно выше, чем у гимнасток контрольной группы. Продолжительность второй фазы полета в экспериментально группе (в среднем) больше, чем в контрольной на 0,038 с (и = 69, рл0,01), средняя оценка за тех-
сз о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о т О от
З
и о со
нику выполнения опорного прыжка, соответственно, выше на 0,5 балла (U = 12, рЛ0,01).
Педагогический эксперимент, проведенный с гимнастками, подтвердил наше предположение о том, что применение в учебно-тренировочном процессе обучающей программы и специального тренажера, использование средств срочной информации, повышают эффективность процесса обучения опорным прыжкам.
Литература
1. Гавердовский Ю.К. Техника гимнастических упражнений. / Ю.К. Гавердовский. - М.: Тер-ра - спорт, 2002. - 508 с.
2. Журавина М.Л. Гимнастика. / Под редакцией М.Л. Журавина, Н.К. Меньшикова. - М., Академия, 2001. - 448 с.
3. Когут Б.М., Замараев В.А., Санигур-ский Г.Ю. Перспективы и возможности использования новых технологий в анатомии, спортивной морфологии и спортивной тренировке. / Б.М. Когут, В.А. Замараев, Г.Ю. Сани-гурский // Материалы V межрегиональной методической конференции. - Хабаровск, 1997. -С. 34-35
4. Русин В.Я. Перекрестный эффект и его механизмы при адаптации к мышечным нагрузкам. / В.Я. Русин // Физиологические проблемы адаптации. - Тартау, 1984. - С. 89-90.
5. Яковлев Н.Н. Обмен орнитина и адаптация к повышенной мышечной деятельности. /
Н.Н. Яковлев // Физиологический журнал им. Сеченова. - Москва, 1979. - С. 89-90
APPLICATION OF PROGRAMMED LEARNING GYMNASTS USING SPECIAL SIMULATOR
Prikhodko N.K., Zakasovskaya I.N.
Pacific State University; SSHOR "Master"
Artistic gymnastics is a sport included in the program of the Olympic Games. Artistic gymnastics competitions include competitions in exercises on various apparatus, including in the vault. It is shown that vaults in artistic gymnastics are exercises that are performed by representatives of both female and male gymnastics. The work shows that training in vault jumps should be preceded by preliminary training aimed at developing the skills and abilities necessary to perform various jumps, as well as strengthening and developing the muscles that are mainly involved in their implementation. This article discusses the possibility of using programmed training in vaults and the feasibility of introducing a special simulator at the initial stage of training gymnasts.
Keywords: artistic gymnastics, initial training, vault, educational
and training process.
References
1. Gaverdovsky Yu.K. Technique of gymnastic exercises. / Yu.K. Gaverdovsky. - M .: Terra - sport, 2002. - 508 p.
2. Zhuravina M.L. Gymnastics. / Edited by M.L. Zhuravina, N.K. Menshikov. - M., Academy, 2001. - 448 p.
3. Kogut B.M., Zamaraev V.A., Sanigursky G. Yu. Prospects and possibilities of using new technologies in anatomy, sports morphology and sports training. / B.M. Kogut, V.A. Zamaraev, G. Yu. Sanigursky // Materials of the V Interregional methodological conference. - Khabarovsk, 1997. - P. 34-35
4. Rusin V. Ya. Cross effect and its mechanisms in adaptation to muscular loads. / V. Ya. Rusin // Physiological problems of adaptation. - Tartau, 1984. - P. 89-90.
5. Yakovlev N.N. Ornithine metabolism and adaptation to increased muscle activity. / N.N. Yakovlev // Sechenov physiological journal. - Moscow, 1979. - P. 89-90.
о с
u
см