Научная статья на тему 'Применение проблемного обучения в учреждениях среднего профессионального образования'

Применение проблемного обучения в учреждениях среднего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
38
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
техникум / колледж / образование / методология / преподавание / Technical school / college / vocational schools / education / methodol-ogy / teaching

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Басарев Максим Александрович, Богданова Мария Васильевна

В статье обсуждаются стратегии обучения, интегрированные в смешанное обучение в целях развития мотивации обучающихся к самостоятельному получению знаний и навыков, пользуясь стратегией XXI века, а именно на основе постановки проблемы и самостоятельного ее решения. Цель данного исследования выявить роль формулирования задач в модели проблемного обучения в рамках смешанного обучения для развития любознательности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF PROBLEM-BASED LEARNING IN SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION INSTITUTIONS

The article discusses learning strategies integrated into blended learning in order to develop students' motivation to independently acquire knowledge and skills, using the strategy of the 21st century, namely, on the basis of problem formulation and its independent solution. The purpose of this study is to identify the role of problem formulation in the model of problem-based learning in the framework of blended learning for the development of curiosity.

Текст научной работы на тему «Применение проблемного обучения в учреждениях среднего профессионального образования»

УДК 377.031.4

https://doi.org/10.24412/2226-2296-2023-3-4-14-16

В

Применение проблемного обучения в учреждениях среднего профессионального образования

Басарев М.А., Богданова М.В.

Воронежский государственный педагогический университет, 394024, г. Воронеж, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5153-8642, E-mail: mbasarev@vspu.ac.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6769-0024, E-mail: bmw14@inbox.ru

Резюме: В статье обсуждаются стратегии обучения, интегрированные в смешанное обучение в целях развития мотивации обучающихся к самостоятельному получению знаний и навыков, пользуясь стратегией XXI века, а именно на основе постановки проблемы и самостоятельного ее решения. Цель данного исследования - выявить роль формулирования задач в модели проблемного обучения в рамках смешанного обучения для развития любознательности. Ключевые слова: техникум, колледж, образование, методология, преподавание.

Для цитирования: Басарев М.А., Богданова М.В. Применение проблемного обучения в учреждениях среднего профессионального

образования // История и педагогика естествознания. 2023. № 3-4. С. 14-16

D0I:10.24412/2226-2296-2023-3-4-14-16

APPLICATION OF PROBLEM-BASED LEARNING IN SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION INSTITUTIONS

Basarev M.A., Bogdanova M.V.

Voronezh State Pedagogical University, 394024, Voronezh, Russia

ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5153-8642, E-mail: mbasarev@vspu.ac.ru

ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6769-0024, E-mail: bmw14@inbox.ru

Abstract: The article discusses learning strategies integrated into blended learning in order to develop students' motivation to independently acquire knowledge and skills, using the strategy of the 21st century, namely, on the basis of problem formulation and its independent solution. The purpose of this study is to identify the role of problem formulation in the model of problem-based learning in the framework of blended learning for the development of curiosity.

Keywords: Technical school, college, vocational schools, education, methodol-ogy, teaching.

For citation: Basarev M.A., Bogdanova M.V. APPLICATION OF PROBLEM-BASED LEARNING IN SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION

INSTITUTIONS. History and Pedagogy of Natural Science. 2023, no. 3-4, pp. 14-16

DOI:10.24412/2226-2296-2023-3-4-14-16

В настоящий момент классическая модель обучения не позволяет в полной мере обеспечить включенность студентов в учебный процесс. В результате в профессиональном образовании возникла необходимость применения новых технологий, позволяющих организовывать обучение в процессе деятельности при решении практических жизненно важных задач. Результатом применения подобных технологий становится активизация учебно-познавательной деятельности студентов. Таким образом, учебная деятельность становится источником активизации процессов саморазвития и самосовершенствования [1].

Проблемное обучение основано на процессе поиска решения специально сформулированной проблемы. Проблемы так составлены, что слушатели в процессе их решения неизбежно обращаются к теоретическому материалу, который требуется усвоить по программе. Таким образом, преподаватель уже не дает информацию и знания, которые слушатели потом должны как-то научиться применять, а задает проблему и выступает в роли помощника, который модерирует дискуссию по решению проблемы на занятии и подсказывает при необходимости, куда слушателям стоит обратиться, чтобы прийти к решению проблемы [2].

Проблемная ситуация - это познавательная задача, характеризующаяся противоречием между имеющимися знаниями, умениями, отношениями и предъявляемым требованием [3].

Теория провозглашает тезис о необходимости стимуляции творческой деятельности учащегося и об оказании ему помощи в процессе исследовательской деятельности и определяет способы реализации через формирование и изложение учебного материала специальным образом. Основу теории составляет идея использования творческой деятельности обучающихся посредством постановки проблемно сформулированных заданий и активизации, за счет этого -их познавательного интереса и в конечном счете всей познавательной деятельности. Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле [4].

Проблемная задача - это задача творческого характера, требующая от обучающихся большой инициативности в суждениях, поиска не испытанных ранее путей решения. В отличие от обычной задачи она представляет собой не просто описание какой-либо ситуации, состоящее из характеристики данных, составляющих условие задачи и указание на неизвестное, которое должно быть раскрыто на основании этих условий [5].

Проблемно-ориентированное обучение (англ. PBL -problem based learning) - метод организации учебного процесса, направленный на самостоятельное активное решение проблемной ситуации, заданной преподавателем, в результате чего происходит творческое овладение профессиональ-

История и педагогика естествознания

3-4 • 2023

ными знаниями, навыками и умениями и развитие интеллектуально-творческих и мыслительных способностей [6].

Технология PBL стала использоваться в системе высшего образования во второй половине ХХ века как метод интерактивного обучения. В 1950-е годы она начала применяться в университетах США и Канады, а в 1960-е получила распространение и в университетах Европы [7]. Впервые данная технология была применена на медицинском факультете Кейс Вестерн Резерв университета (Case Western Reserve University). Эта модель обучения оказалась как нельзя более подходящей к современной ситуации обучения, характеризующейся информационным и технологическим взрывом, приводящим к быстрой смене требований к будущему специалисту [8].

Проводя исследование, мы сформулируем основные проблемы современного профессионального образования. Учебная деятельность студентов среднего специального учебного заведения рассматривается как деятельность, имеющая личностный смысл для обучающегося и являющаяся источником активизации саморазвития и формирования профессиональной траектории. Рассматривается опыт внедрения PBL в образовательный процесс Воронежского техникума строительных технологий. Приведем описание основных положительных эффектов внедрения технологии, а также профессиональных компетенций будущих специалистов, которые активно формируются при использовании PBL в практике образовательной деятельности [9].

Исследование проводится в двух учебных группах, обучающихся по специальности 09.02.01 «Компьютерные системы и комплексы».

Для проведения исследования на основании рабочей программы был разработан ряд практических работ, приводящих к проблеме, для решения которой требуется обратиться к учебной литературе и специализированным форумам.

В течение двух учебных пар обе группы выполняли идентичные практические работы, имея одинаковый набор приборов и инструментов.

Задача:

- собрать схему тестера скрытой проводки навесным монтажом;

- протестировать работоспособность устройства;

- изготовить печатную плату для монтажа компонентной базы;

- собрать тестер скрытой проводки на печатной плате;

- протестировать работоспособность устройства.

Оборудование и материалы:

- текстолит фольгированный односторонний 25*50 -1 шт.;

- транзистор С945 - 3 шт.;

- резистор 60 Ом - 1 шт.;

- светодиод 3В - 1 шт.;

- отрезок медной проволоки;

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1

- олово;

- хлористое железо;

- перманентный маркер;

- спирт;

- бензин «Калоша»;

- кислота паяльная - флакон с кисточкой;

- канифоль сосновая;

- паяльная станция - 1шт.;

- «Третья рука» - 1 шт.;

- лабораторный блок питания - 1 шт.;

- гравер, снаряженный сверлом 0,5 мм - 1 шт.

Также каждому студенту заранее были предоставлены все необходимые материалы для самостоятельного изучения и обеспечен доступ в интернет в течение практической работы.

Со сборкой прибора методом навесного монтажа справились 100% студентов.

Недостаток навесного монтажа: он плохо поддается автоматизации и обычно выполняется монтажниками вручную [10]. Прибор заработал в штатном режиме у 100% обучающихся.

С изготовлением печатной платы и пайкой компонентной базы без помощи преподавателя справились 78% студентов. После консультации и демонстрации технологического процесса все 100% удачно завершили сборку.

При тестировании окончательно готового прибора у 61% студентов выявились неисправности. Прибор давал ложные срабатывания или не работал. Только 39% обучающихся показали работоспособный финальный результат. Во время мозгового штурма часть студентов изучала технические процессы, результатами которых стали рабочие и нерабочие устройства, а вторая часть студентов изучала интернет-ресурсы на предмет подобных проблем и поиска их решений. В процессы работы студенты проявили любознательность и большую активность.

Выяснили, что разница результата была между платами, в которых при пайке использовался разный флюс. Поиск на специализированных ресурсах выявил, что проблема была лишь в том, что паяльную кислоту после процесса пайки необходимо смывать специальным раствором в отличие от канифоли с основой. При этом кислотой работать существенно проще с учетом наличия кисточки для нанесения, чем и объяснялось большее количество неудачных работ в соотношении с удачными.

Также практическая работа с использованием метода проблемного обучения показала большую активность студентов в освоении теоретической информации по сравнению с более традиционными методиками. Что позволяет считать, что практико-ориентированность в средних специальных образовательных учреждениях с использованием метода проблемно-ориентированного обучения качественно улучшит полученные знания и компетенции обучающихся.

Сафьянников И.А., Вехтер Е.В. Проектный метод обучения в системе инженерного образования России на примере национального исследовательского Томского политехнического университета / Сб. тр. молодежной научной школы «Актуальные социальные проблемы молодежи и образования». Томск: Изд-во ТПУ, 2012. C. 3-7.

2. Проблемно-ориентированное обучение. URL: https://eduspace.pro/problem-based-learning?ysclid=lewld3jrdt724371900 (дата обращения 19.05.2023).

3. Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение М.: Знание, 1983. 96 с.

4. Курганов С.Ю. Ребенок и взрослый. М.: Просвещение, 1989. 127 с.

5. Исаенков Н.Г., Норец А.И. Теоретические основы технологической подготовки учителей технологии на основе задачного подхода Магнитогорск: МГТУ им. Г.И. Носова, 2019. 69 с.

6. Искренко Э.В., Полтон Т.А. Проблемно-ориентированное обучение: особенности методики преподавания в Великобритании // Научные ведомости БелГУ. 2008. № 10 (50). С. 214-217.

7. Lessons from Problem-Based Learning. Oxford University Press, 2010. 267 p.

8. The Aalborg PBL-model - Progress, Diversity and Challenges. Aalborg: Aalborg University Press, 2006. 13 р.с.

9. Петрова В.Н. Организация трудовой деятельности: учеб. пособие.Томск: Изд-во ТГУ, 2014. 128 с.

10.Навесной монтаж радиоэлементов. URL: https://el-montage.ru/navesnoy-montazh-radioelementov-primery/?ysclid=ley0rczf6g250497247 (дата обращения 19.05.2023).

3-4 • 2023

История и педагогика естествознания

REFERENCES

Saf'yannikov I.A., Vekhter YE.V. Proyektnyy metod obucheniya v sisteme inzhenernogo obrazovaniya Rossii na primere natsional'nogo issledo-va-tel'skogo Tomskogo politekhnicheskogo universiteta [Project method of teaching in the system of engineering education in Russia on the example of the National Research Tomsk Polytechnic University]. Trudy molodezhnoy nauchnoy shkoly «Aktual'nyye sotsial'nyye problemy molodezhii obrazovaniya» [Proc. of the youth scientific school "Actual social problems of youth and education"]. Tomsk, 2012, pp. 3-7. Problemno-oriyentirovannoye obucheniye (Problem-based learning) Available at: https://eduspace.pro/problem-based-learning?ysclid=lewld-3jrdt724371900 (accessed 19 May 2023).

Brushlinskiy A.V. Psikhologiya myshleniya iproblemnoye obucheniye [Psychology of thinking and problem-based learning]. Moscow, Znaniye Publ., 1983. 96 p.

Kurganov S.YU. Rebenoki vzroslyy [Child and adult]. Moscow, Prosveshcheniye Publ., 1989. 127 p.

Isayenkov N.G., Norets A.I. Teoreticheskiye osnovy tekhnologicheskoy podgotovki uchiteley tekhnologii na osnove zadachnogo podkhoda [Theoretical foundations of technological training of technology teachers based on the task approach]. Magnitogorsk, MGTU im. G.I. Nosova Publ., 2019. 69 p. Iskrenko E.V., Polton T.A. Problem-based learning: peculiarities of teaching methods in the Great Britain. Nauchnyye vedomosti BelGU, 2008, no. 10 (50), pp. 214-217 (In Russian).

Lessons from problem-based learning. Oxford University Press Publ., 2010. 267 p.

The Aalborg PBL-model - progress, diversity and challenges. Aalborg, Aalborg University Press Publ., 2006. 13 p. Petrova V.N. Organizatsiya trudovoy deyatel'nosti [Organization of labor activity]. Tomsk, TGU Publ., 2014. 128 p.

Navesnoy montazh radioelementov (Mounting of radio elements) Available at: https://el-montage.ru/navesnoy-montazh-radioelementov-primery/Py-sclid=ley0rczf6g250497247 (accessed 19 May 2023).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Басарев Максим Александрович, магистр, Воронежский государственный педагогический университет. Богданова Мария Васильевна, к.т.н., доцент, Воронежский государственный педагогический университет.

Maksim A. Basarev, Master, Voronezh State Pedagogical University. Maria V. Bogdanova, Cand. Sci. (Tech.), Assoc. Prof., Voronezh State Pedagogical University.

16)

История и педагогика естествознания

3-4 • 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.