Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ ПРИНЦИПОВ СИСТЕМЫ «5S» В ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОРОЖНО-СТРОИТЕЛЬНОЙ КОМПАНИИ'

ПРИМЕНЕНИЕ ПРИНЦИПОВ СИСТЕМЫ «5S» В ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОРОЖНО-СТРОИТЕЛЬНОЙ КОМПАНИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
298
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
БЕРЕЖЛИВОЕ ПРОИЗВОДСТВО / СТРОИТЕЛЬСТВО / ПРОИЗВОДСТВО / ДОРОЖНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО / СТАНДАРТИЗАЦИЯ РАБОТЫ / РАБОЧИЙ ПРОЦЕСС / LEAN MANUFACTURING / CONSTRUCTION / MANUFACTURING / ROAD CONSTRUCTION / WORK STANDARDIZATION / WORKFLOW

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Миннуллина А.Ю., Домнина С.В., Миннуллин Р.Н., Фролова О.И.

В статье предлагается алгоритм внедрения бережливого производства применительно к компании дорожно-строительной отрасли. Концепция бережливого производства предполагает возможность применения одновременно нескольких инструментов для решения выявленных проблем и потерь при производстве строительно-монтажных работ. Для подтверждения простоты и эффективности применения предложенных рекомендаций в статье представлены результаты апробации такого инструмента бережливого производства, как система «5S» на отдельных участках производства, принятых как эталонные в дорожно-строительной компании. В результате выявленных проблем данных участком сформирован набор мероприятий по их устранению либо снижению влияния на производственную деятельность компании, а также предложен график реализации рекомендаций и контроля их выполнения ответственными лицами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF THE «5S» SYSTEM PRINCIPLES IN THE PRODUCTION ACTIVITIES OF THE ROAD CONSTRUCTION COMPANY

The article proposes an algorithm for the implementation of lean manufacturing in relation to a company in the road construction industry. The concept of lean manufacturing assumes the possibility of using several tools at the same time to solve the identified problems and losses in the production of construction and installation works. To confirm the simplicity and effectiveness of the proposed recommendations, the article presents the results of approbation of such a lean manufacturing tool as the «5S» system in individual production areas, which are accepted as reference in a road construction company. As a result of the identified problems of these, the site has formed a set of measures to eliminate them or reduce the impact on the production activities of the company, and also proposed a schedule for the implementation of recommendations and monitoring their implementation by responsible persons.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ ПРИНЦИПОВ СИСТЕМЫ «5S» В ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОРОЖНО-СТРОИТЕЛЬНОЙ КОМПАНИИ»

Применение принципов системы «5Б» в производственной деятельности дорожно-строительной компании

о см о см

о ш т

X

<

т О X X

Миннуллина Анна Юрьевна

к.э.н., доцент кафедры «Управление строительством и жилищно-коммунальным хозяйством», Тюменский индустриальный университет, minnullinaay@yandex.ru

Домнина Светлана Валентиновна

д.э.н., профессор кафедры землеустройства и кадастров, Самарский государственный экономический университет, swdomnina@mail.ru

Миннуллин Руслан Наильевич

к.э.н., доцент кафедры «Экономика и управление в строительстве», Тюменский индустриальный университет, minnullin400@yandex.ru

Фролова Ольга Ивановна

к.э.н., доцент кафедры «Управление строительством и жилищно-коммунальным хозяйством», Тюменский индустриальный университет, Ol_2006@bk.ru

В статье предлагается алгоритм внедрения бережливого производства применительно к компании дорожно-строительной отрасли. Концепция бережливого производства предполагает возможность применения одновременно нескольких инструментов для решения выявленных проблем и потерь при производстве строительно-монтажных работ. Для подтверждения простоты и эффективности применения предложенных рекомендаций в статье представлены результаты апробации такого инструмента бережливого производства, как система на отдельных участках производства, принятых как эталонные в дорожно-строительной компании. В результате выявленных проблем данных участком сформирован набор мероприятий по их устранению либо снижению влияния на производственную деятельность компании, а также предложен график реализации рекомендаций и контроля их выполнения ответственными лицами.

Ключевые слова: бережливое производство, строительство, производство, дорожное строительство, стандартизация работы, рабочий процесс

В современных условиях развития экономики компании разных отраслей вынуждены постоянно адаптировать и совершенствовать свои бизнес-процессы. Так, руководство крупных российских компаний нередко принимает решение применять принципы бережливого производства с целью повышения эффективности производственной деятельности. Как правило, это связано с активным распространением информации об успешном опыте европейских и американских компаний разных отраслей в реализации отдельных инструментов бережливого производства.

Опыт внедрения данной концепции в России также имеют такие известные крупные компании, как ОАО «РЖД», ПАО «Сбербанк», ПАО «КАМАЗ», ГК «Росатом» и многие другие.

Однако, несмотря на реальные результаты концепции такие, как рост производительности труда, повышение качества продукции, сокращение брака и времени производства, многие топ-менеджеры делают акцент на возникновение трудностей при ее внедрении. В большинстве случаев это связано с рядом проблем таких, как: низкая вовлеченность персонала, допущение ошибок в инструкциях и регламентирующей документации, техническая невозможность применения инструментов концепции в производственном процессе. При этом необходимо подчеркнуть, что многие компании при внедрении и однократном применении инструментов концепции бережливого производства, не получив видимого положительного эффекта и быстрых результатов, впоследствии возвращаются к исходному варианту налаженного производственного процесса.

С целью оптимизации деятельности компаний дорожно-строительной отрасли на основе инструментов бережливого производства проведен анализ ряда отечественных и зарубежных источников по выявлению особенностей применения инструментов концепции в российской практике и причин отказа от нее.

Большинство авторов сходятся во мнении, что необходимо существенное внимание при внедрении бережливого производства уделять таким элементам развития компании, как культура, организационная структура и мотивация сотрудников [1-4,10,11]. При этом вопросам адаптации бережливого производства в российских компаниях и проблемы менеджмента подробно раскрыты в работах таких авторов, как И.Ю. Беляева, Н.С. Давыдова, А.Н. Грачева, И.А. Горина, С. Зинченко, Э.В. Кондратьев, К.О. Сафронова и др. [5-9]

Важно подчеркнуть, что для стандартизации терминологии и понятийного аппарата концепции, в 2010 году создана рабочая группа по инициативе ЗАО «Центр Приоритет», результаты которой нашли отражение в ГОСТах по бережливому производству (51897-2011, 56020-2014, 56404-2015, 56406-2015, 56407-2015). Это стало серьезным шагом к интеграции принципов концепции в практике российских компаний.

Несмотря на достаточно широкое распространение практической реализации концепции в отечественных и

зарубежных компаниях, отсутствует упоминание о положительном опыте использования инструментов концепции в компаниях дорожно-строительной отрасли как одной из материалоемких и высокозатратных.

При этом важно отметить возможность применения инструментов бережливого производства для оптимизации деятельности дорожно-строительной компании, так как большинство компаний сталкиваются с большим количеством производственных проблем, к основным из которых можно отнести:

1) большие объемы партий материальных ресурсов, для которых применяются различные способы складирования;

2) недостаточная загрузка оборудования и специализированной техники, что чаще всего связано с сезонностью выполняемых работ и частым ремонтом;

3) значительное число перемещений и транспортировок;

4) недостаточная загрузка персонала;

5) длительное время протекания отдельных бизнес-процессов.

Конкретные производственные проблемы дорожно-строительной компании могут быть решены с помощью отдельного инструмента или набора инструментов бережливого производства, основными из которых выделяют:

- стандартизация работы;

- организация рабочего пространства («5S»);

- картирование потока создания ценности (VSM);

- визуализация;

- быстрая переналадка оборудования (SMED);

- защита от непреднамеренных ошибок (poka-yoke);

- предупреждение появления непреднамеренных ошибок и их оперативное устранение вплоть до остановки операции, чтобы несоответствующая деталь не попала на следующую;

- информационная структурированная система, регулирующая процессы снабжения производства и поставки нужного объема продукции потребителю (Kanban);

- всеобщее обслуживание оборудования (TPM).

При внедрении бережливого производства исходным

этапом является определение производственных проблем и видов потерь с помощью картирования. Картирование применяется как инструмент визуализации и анализа материального и информационного потоков в процессе создания ценности от поставщика до потребителя. При этом потери на производстве можно выявить только одним способом - пройдя шаг за шагом по производственной площадке весь путь от заказа до сдачи дорожно-строительного объекта. В данном процессе должны быть задействованы все сотрудники компании, которые каким либо образом влияют на эффективность данного потока.

Весь алгоритм внедрения бережливого производства в дорожно-строительной компании представлен на рисунке 1.

Предлагаемый алгоритм внедрения бережливого производства в дорожно-строительной компании основывается на предположении, что одним из ключевых факторов внешней среды, влияющим на уровень конкурентоспособности компании в дорожно-строительной отрасли является длительность производства СМР. В связи с этим при определении проблем и потерь производства важно учитывать зависимость данного фактора от длительности циклов процедуры государственных закупок, а также предпроектной и проектной работы.

Этап 1 ОпределеЕше текущих п праме трог.

производственного гтроиесса выполнения СМР

Этап 1. Определение желаемых параметров ттрои зводствснного процесса выполнения СМР

■ длительность цикла производства

■ уровень трудоемкости по операшЕям'в целом

■ vpoHCHb дефектности СМР

■ время подготовки и оослужттвания оборулов ання и спец техники

■ уровень затрет обеспечения производства

■ сожаление длительности цикла производства ' снижение трудоемкости и дефектности > сокращение времени подготовят оборудования и спец.техники

' ОЕТТИННТацпЯ уровня ИЛ ТрД Г обеСПСЧСНИЯ

производства

Этап 3. Кфпгрование производственного процесса выполнения СМР

Этап 4 Определение необщдшого инструмента бережливого производства для решения проблем производства

Этап 5. Реализация юмплексного планаразвишя производств а в дорожно-строительной компании

Этап б Оценка эффективности применения бережл] IB ого гтроизв оде гва

1 составление карты текущего сосатояния

■ создание кзртът идеального состояния

■ нанесение выявленных проблем на карту

Текущего СОСТОЯНИЯ 1 построение клртт.] целевого состояния

J

л

■ выбор отдельного инструмента бережливого производства

■ формирование набора инструментов для юмплекснсто решения проблем производства

> формирование плана меропрившп ' установление целевых показателей 1 определение сроков реализации ■ назначение ответственны* лиц

■ Сопоставление плановых и факшческих показателей оиенш эффективности применения бережлив ого npoi [тв оде тва

Рисунок 1. Алгоритм внедрения бережливого производства в дорожно-строительной компании

Результаты

В целях апробации предложенных рекомендаций были проведены оценка текущих параметров производственного процесса и картирование проблем производственной деятельности в дорожно-строительной компании г.Тюмень, осуществляющей строительно-монтажные работы на территории Тюменской области.

В качестве эталонного участка была выбрана ре-монтно-механическая мастерская дорожно-строительной компании, имеющая несколько участков на своей территории: участок шиномонтажных работ, слесарный участок, электротехнический участок.

Перечень выявленных проблем на эталонном участке «ремонтно-механическая мастерская» представлен в таблице 1.

Таблица 1

Выявленные проблемы на эталонном участке «ремонтно-механическая мастерская» дорожно-строительной компа-

Участок РММ № проблемы Определение проблемы

Участок шиномонтажных работ 1 Отсутствуют стандарты хранения расходных материалов, инструмента оснастки в рабочей зоне проведения работ

2 Отсутствуют графики уборки рабочей зоны участка

3 Отсутствует стандарт проведения работ по перебортовке колес для водителей в момент отсутствия шиномонтажиста, что приводит к порыву покрышки

4 Ремонт покрышек проходит на полу, на коленях Отсутствует специальное рабочее место для проведения данных работ, что приводит к увеличению трудоемкости

X X О го А С.

X

го m

о

м о м о

Таблица 2

План мероприятий по решению выявленных проблем на эталонном участке «ремонтно-механическая мастерская» до-

Таблица 3

График мероприятий по решению выявленных проблем на эталонном участке «ремонтно-механическая мастерская»

Участок РММ № проблемы Мероприятия по решению проблемы (обозначение)

Участок 1 Внедрить пошагово систему ««53»» на ра- А

шиномон- 2 бочем месте

тажных работ 3 Разработать визуальный СОП по перебортовке колес для водителей в момент отсутствия шиномонтажиста. Разместить его в зоне проведения работ В

4 Разработать и установить стенд для проведения ремонта покрышек. Подвести к рабочему месту освещение и установить инструментальный стенд С

5 Разработать и внедрить карты заявки для проведения ремонтных работ на покрышки. Нанести разметку на полу «на ремонт», «готовые» D

6 Разработать и внедрить визуальный стандарт для выбраковки колес Е

Слесар- 7 Внедрить пошагово систему ««53»» на ра- F

ный уча- 8 бочем месте

сток 9

10

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11 Закупить инструментальный передвижной ящик для проведения ремонтных работ техники Разместить в нем все необходимые инструменты для проведения слесарных работ G

12 Произвести перепланировку рабочего участка с выбором оптимального расположения рабочих мест с целью сокращения излишних перемещений рабочих при выполнении работ Н

Электро- 13 Внедрить пошагово систему ««53»» на ра- I

техниче- 14 бочем месте

ский уча- 15

сток 16

17 Организовать и закрепить места хранения светодиодных знаков по видам работы и готовности к работе или находящиеся в ремонте на территории электротехнического участка J

18 Организовать и закрепить места хранения аккумуляторных батарей: в работу, готовые, по видам техники К

Ре- 19 Провести сортировку металла по сорта- L

монтно- менту

механиче- Закрепить хранение металла по типа-раз-

ская мастерская мерам Нанести визуальное обозначение хранения металла по типа-размерам

20 Разработать и внедрить график уборки территории мастерской с закреплением ответственных М

21 Закупить стиральную машину в РММ. Разработать и внедрить регламент стирки рабочей формы N

22 На базе автомобиля Газель создать аварийно-техническую службу для устранения аварийного останова спец.техники на участке проведения СМР и работ по содержанию автомобильных дорог Снабдить аварийно-техническую службу необходимым инструментом, приборами, агрегатами, расходными материалами и др. для устранения аварийного останова спец.техники на участках проведения работ Все снаряжение аварийно-технической службы разместить в Газель согласно принципам системы ««53»» О

23 Разработать и внедрить регламент ежедневного осмотра спец.техники в зимний период на территории РММ с целью предотвращения аварийного выхода спец.техники на линии Р

24 Разработать и внедрить графики технического осмотра спец.техники, находящееся на участках проведения СМР Ответственным за исполнение графика технического осмотра спец.техники назначить аварийно-техническую службу Q

Проблема Мероприятие Ответственное лицо Срок выполнения Дата контроля

(план) (факт)

1 А Слесарь РММ 29.07.19 29.07.19 04.10.19

2 А Слесарь РММ Специалист ОГМ 05.08.19 05.08.19 04.10.19

3 В Слесарь РММ Специалист ОГМ 05.08.19 05.08.19 04.10.19

4 С Слесарь РММ Специалист ОГМ 08.08.19 08.08.19 04.10.19

5 D Слесарь РММ Специалист ОГМ 12.08.19 12.08.19 04.10.19

6 Е Слесарь РММ Специалист ОГМ 15.08.19 15.08.19 04.10.19

7 F Слесарь РММ Специалист ОГМ 29.07.19 29.07.19 04.10.19

8 F Слесарь РММ Специалист ОГМ 05.08.19 05.08.19 04.10.19

9 F Слесарь РММ Специалист ОГМ 05.08.19 05.08.19 04.10.19

10 F Слесарь РММ Специалист ОГМ 05.08.19 05.08.19 04.10.19

11 G Слесарь РММ Специалист ОГМ 13.08.19 13.08.19 04.10.19

12 Н Слесарь РММ Специалист ОГМ 14.08.19 19.08.19 04.10.19

13 I Слесарь-электрик РММ 29.07.19 29.07.19 04.10.19

14 I Слесарь-электрик РММ 05.08.19 05.08.19 04.10.19

15 I Слесарь-электрик РММ 05.08.19 05.08.19 04.10.19

16 I Слесарь-электрик РММ 05.08.19 05.08.19 04.10.19

17 J Слесарь-электрик РММ 08.08.19 08.08.19 04.10.19

18 К Слесарь-электрик РММ 12.08.19 12.08.19 04.10.19

19 L Специалист ОГМ 19.08.19 19.08.19 04.10.19

20 М Специалист ОГМ 19.08.19 19.08.19 04.10.19

21 N Специалист ОГМ 19.08.19 19.08.19 04.10.19

22 О Главный механик 22.08.19 26.08.19 04.10.19

23 Р Специалист ОГМ 23.08.19 23.08.19 04.10.19

24 Q Специалист ОГМ 26.08.19 26.08.19 04.10.19

Выводы

Практическое применение инструмента бережливого производства «5S» и сопутствующего инструмента «визуализации» в дорожно-строительной компании (г.Тюмень) позволило добиться следующих результатов в производстве строительно-монтажных работ:

- повышение производительности труда и общей эффективности деятельности;

- сокращение потерь рабочего времени;

- снижение уровня затрат;

- сокращение длительности циклов выполнения строительно-монтажных работ;

м о м о

о

CS

о

CS

о ш m

X

<

m О X X

- снижение подготовки и обслуживания специализированной техники.

Также сотрудники компании в ходе опроса отметили такие положительные результаты после внедрения мероприятий, как: снижение утомляемости, снижение травматизма на рабочем месте, повышение удовлетворения от работы, создание безопасного и удобного рабочего места.

Однако необходимо отметить, что применение инструментов бережливого производства требует постоянного контроля эффективности мероприятий и совершенствования. При этом важно проводимые изменения оперативно закреплять через актуализацию действующих внутренних стандартов.

Большинство авторов сходятся во мнении, что необходимо существенное внимание при внедрении бережливого производства уделять таким элементам развития компании, как культура, организационная структура и мотивация сотрудников [1-6]. При этом вопросам адаптации бережливого производства в российских компаниях и проблемы менеджмента подробно раскрыты в работах таких авторов, как И.Ю. Беляева, Н.С. Давыдова, А.Н. Грачева, И.А. Горина, С. Зинченко, Э.В. Кондратьев, К.О. Сафронова и др. [7-20]

Важно подчеркнуть, что для стандартизации терминологии и понятийного аппарата концепции, в 2010 году создана рабочая группа по инициативе ЗАО «Центр Приоритет», результаты которой нашли отражение в ГОСТах по бережливому производству (51897-2011, 56020-2014, 56404-2015, 56406-2015, 56407-2015). Это стало серьезным шагом к интеграции принципов концепции в практике российских компаний.

Литература

1. Ротер М. Тойота Ката. Лидерство, менеджмент и развитие сотрудников для достижения выдающихся результатов. - СПб, Питер. - 2014. - 336 с.

2. Лайкер Дж. ДАО TOYOTA: 14 принципов менеджмента ведущей компании мира. - Москва, ИГ Точка. -2019. - 400 с.

3. Антонова И., Ахмадеева Г. Развитие системы управления персоналом в условиях внедрения методологии бережливого производства // Балтийский гуманитарный журнал. - 2014. - №2(7). - С.51-53

4. Вумек Дж., Джонс Д., Бережливое производство: как избавиться от потерь и добиться процветания вашей компании. - Москва, Альпина Паблишер. - 2008. - 476 с.

5. Давыдова Н.С. Бережливое производство: монография. - Ижевск, Изд-во Института экономики и управления, ГОУВПО «УдГУ», 2012 - 138 с.

6. Зинченко С. Внедрение концепции Производственных систем в Россиии: типичные препятствия и вызовы // Альманах «Управление производством». - 2013. - №1. - С. 11-16

7. Абросимова А.А., Шалабаев П.С. Связь бережливого производства с устойчивым развитием промышленных предприятий // Российское предпринимательство. - 2013. - №24 (246). - С. 78-83

8. Кондратьев Э.В., Милованов М.Г. Основные проблемы внедрения бережливого производства на российских предприятиях // Менеджмент в России и за рубежом. - 2014.- №5. - С. 49 - 56

9. Сафронова К. Концепция «бережливое производство»: особенности использования на отечественных и

зарубежных предприятиях // Проблемы теории и практики управления. - 2015. - № 12. - С. 114-119

10. H. Chang, C. Huang, C. Torng, International Journal of Innovation, Management and Technology, 4(2), p. 248 (2013) URL: http://dx.doi.org/10.7763/IJIMT.2013.V4.400.

11. G. Dominici, F. Palumbo, Systemic Practice and Action Research, 26(2), p.153-171 (2013) URL: http://dx.doi.org/10.1007/s11213-012-9242-z.

Application of the «5S» system principles in the production

activities of the road construction company Minnullina A.Yu., Domnina S.V., Minnullin R.N., Frolova O.I.

Tyumen Industrial University, Samara State University of Economics

The article proposes an algorithm for the implementation of lean manufacturing in relation to a company in the road construction industry. The concept of lean manufacturing assumes the possibility of using several tools at the same time to solve the identified problems and losses in the production of construction and installation works. To confirm the simplicity and effectiveness of the proposed recommendations, the article presents the results of approbation of such a lean manufacturing tool as the «5S» system in individual production areas, which are accepted as reference in a road construction company. As a result of the identified problems of these, the site has formed a set of measures to eliminate them or reduce the impact on the production activities of the company, and also proposed a schedule for the implementation of recommendations and monitoring their implementation by responsible persons. Keywords: lean manufacturing, construction, manufacturing, road

construction, work standardization, workflow References

1. Rother M. Toyota Kata. Leadership, management and employee development for outstanding results. - St. Petersburg, Peter. - 2014. - 336 p.

2. Liker J.K. The Toyota Way: 14 Management Principles from the World's Greatest Manufacturer. - Moscow, IG Tochka. - 2019. -400 p.

3. Antonova I., Akhmadeeva G. Development of the personnel management system in the context of implementation of the lean production methodology // Baltic Humanitarian Journal. -2014. - 2 (7). - p.51-53

4. Wumek J., Jones D., Lean Manufacturing: How to Get Rid of Waste and Make Your Company Thrive. - Moscow, Alpina Publisher. - 2008 .- 476 p.

5. Davydova NS Lean production: monograph. - Izhevsk, Publishing house of the Institute of Economics and Management, GOUVPO "UdGU", 2012 - 138 p.

6. Zinchenko S. Implementation of the concept of production systems in Russia: typical obstacles and challenges // Almanac "Production management". - 2013. - 1. - S. 11-16

7. Abrosimova A.A., Shalabaev P.S. Connection of lean production with sustainable development of industrial enterprises // Russian Journal of Entrepreneurship. - 2013. - 24 (246). - S. 78-83

8. Kondratyev E.V., Milovanov M.G. The main problems of implementation of lean production at Russian enterprises // Management in Russia and abroad. - 2014.- 5. - p. 49-56

9. Safronova K. The concept of "lean production": features of use at domestic and foreign enterprises // Problems of theory and practice of management. - 2015. - 12. - p. 114-119

10. H. Chang, C. Huang, C. Torng, International Journal of Innovation, Management and Technology, 4(2), p. 248 (2013) URL: http://dx.doi.org/10.7763/IJIMT.2013.V4.400.

11. G. Dominici, F. Palumbo, Systemic Practice and Action Research, 26(2), p.153-171 (2013) URL: http://dx.doi.org/10.1007/s11213-012-9242-z.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.