Научная статья на тему 'Применение принципов сегментирования рынка в маркетинговой деятельности предприятий молочной промышленности'

Применение принципов сегментирования рынка в маркетинговой деятельности предприятий молочной промышленности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
406
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАРКЕТИНГ / MARKETING / РЫНОК / СЕГМЕНТИРОВАНИЕ / ПОТРЕБИТЕЛЬ / CONSUMER / МОЛОЧНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / DAIRY / MARKET SEGMENTATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фетюхина Ольга, Игнатьева Татьяна

В статье приведены результаты исследований по сегментированию потребителей молочной продукции, применению принципов сегментирования в молочной промышленности в целях совершенствования маркетинговой деятельности на агропродовольственном рынке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the results of studies of segmenting dairy product consumers, applying segmentation methods in the dairy industry to improve marketing operation in the agrofood market.

Текст научной работы на тему «Применение принципов сегментирования рынка в маркетинговой деятельности предприятий молочной промышленности»

НАУЧНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ АГРОПРОМЫШЛЕННЫМ КОМПЛЕКСОМ

УДК 338.07:664.9

Ольга Фетюхина,

доктор экономических наук, профессор кафедры управления и предпринимательства, Татьяна Игнатьева,

кандидат экономических наук, доцент кафедры управления и предпринимательства, Донской государственный аграрный университет, Ростовская область, поселок Персиановский

ПРИМЕНЕНИЕ ПРИНЦИПОВ СЕГМЕНТИРОВАНИЯ РЫНКА В МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ МОЛОЧНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

««хххххххххххххх^^

В статье приведены результаты исследований по сегментированию потребителей молочной продукции, применению принципов сегментирования в молочной промышленности в целях совершенствования маркетинговой деятельности на агропродовольственном рынке.

S u m m a r y

The article presents the results of studies of segmenting dairy product consumers, applying segmentation methods in the dairy industry to improve marketing operation in the agrofood market.

Ключевые слова: маркетинг, рынок, сегментирование, потребитель, молочная промышленность. Keywords: marketing, market segmentation, consumer, dairy.

Каждый производитель создает и продает товары, способные удовлетворять максимальное число потребителей. Но в реальной жизни это вряд ли возможно, поскольку потребители по-разному относятся к одному и тому же товару, по-разному его используют, а главное, приобретают его по разным мотивам. Поэтому представляется целесообразным разделить рынок на отдельные сегменты в соответствии с мотивацией потребителей и их специфическими признаками [1, 2].

Целью данной работы является совершенствование маркетинговой деятельности предприятий молочной промышленности России. При проведении исследования и систематизации полученных данных применялись методы системного, структурного, функционального анализа, ранговой и функциональной классификации, прогнозирования, экспертных оценок.

Для совершенствования маркетинговой деятельности предприятий молочной промышленности посредством сегментирования рынка нами были исследованы спрос и потребительские предпочтения на молоко и молочную продукцию ОАО «Тацин-ский молочный завод» Тацинского района Ростовской области. В ходе анализа было опрошено 60 человек. Большинство опрошенных составили женщины - 48 человек (80%), мужчины - 12 человек (20%).

Рис. 1. Сегментация рынка по видам молочной продукции ОАО «Тацинский молочный завод»

50

Молочная продукция по сей день остается одной из самых потребляемых. Так, 70% (42 чел.) опрошенных ежедневно покупают продукты, производимые из молока; 18,3% (11 чел.) - 2 раза в неделю; 11,7% (7 чел.) - более 2 раз в неделю. К счастью, не оказалось людей, которые не покупает молочную продукцию вообще. При этом среди опрошенных самыми популярными являются кисломолочные продукты и йогурт - около 51,6% (31 чел.); затем идет молоко - 25% (15 чел.); далее творог - 10% (6 чел.); другие продукты из молока - 8,4% (5 чел.) и сметана - 5% (рис. 1).

Также интересно было узнать, для кого приобретается молочная продукция. Из всего количества опрошенных 51,7% (31 чел.) респондентов покупают ее для детей/внуков; 38,3% (23 чел.) -для себя и 10% (6 чел.) - для других членов семьи. Как показали результаты опроса, в первую очередь при покупке молочной продукции потребители отдают предпочтение качеству товара -26,6% (16 чел.) и соотношению «цена/качество» - 53,3% (32 чел.). Цена выступает основным критерием выбора всего лишь для 13,4% (8 чел.) респондентов. Стоит также отметить, что срок хранения продукции играет важную роль в приобретении товара для 6,7% опрошенных (рис. 2).

Сейчас наибольшим спросом молочная продукция пользуется у граждан в возрасте 30-40 лет - 40% опрошенных; далее 40-50

■ соотношение "цена/качество"

■ качество цена

■ срок хранения

Рис. 2. Критерии, влияющие на выбор потребителей молочной продукции ОАО «Тацинский молочный завод»

Международный сельскохозяйственный журнал

СОСТОЯНИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА РАБОТНИКОВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

лет - 26,6% (16 чел.); 50-60 лет - 18,5% (11 чел.); 20-30 лет -11,6% (7 чел.) и старше 60 лет - 3,3%.

Качество продукции - важнейший показатель деятельности предприятия и фактор конкурентоспособности. По результатам опроса, 70% потребителей удовлетворены качеством продукции ОАО «Тацинский молочный завод», 30% - частично удовлетворены.

По мнению 46,7% потребителей предприятию ОАО «Тацин-ский молочный завод» нужно расширить ассортимент; 33,3% считают, что это необязательно и 20%, что это не нужно.

Не видят необходимости менять упаковку 66,6% (40 чел.) опрошенных потребителей; 11,7% (7 чел.) считают, что должны быть внесены изменения и 21,7% потребителей еще не определились.

Таким образом, в целях совершенствования маркетинговой деятельности ОАО «Тацинский молочный завод», а также оптимизации его взаимоотношений с потребителями, руководству предприятия необходимо обратить внимание на ассортимент выпускаемой молочной продукции и подумать о его расширении, принять решение о дифференциации цен для потребителей разных населенных пунктов. Как показали исследования, большей частью потребителей молочной продукции являются люди в воз-

расте 30-40 лет с доходом 5-15 тыс. руб., и в основном товар они приобретают для детей. Следовательно, молокозаводу нужно ориентироваться именно на этот сегмент рынка. В дальнейшей маркетинговой деятельности стараться изменить отношение со стороны отрицательно настроенных потребителей, укрепить в своем мнении положительно настроенных и склонить на свою сторону безразличных. А также сконцентрировать внимание на группах потребителей, спрос которых в настоящее время удовлетворен не полностью.

Литература

1. Швальбе К. Практика маркетинга для малых и средних предприятий. М.: Республика, 2009. С. 89.

2. Фальцман В.К., Давыдова Л.А. Основы управления предприятием: учебник. М.: Теис, 2010. С. 248.

3. Крылова А. Конкретная ситуация программы продвижения продукции // Маркетинг в России и за рубежом. 2010. № 2.

4. Полянская М. Инновационные подходы в практике маркетинга // Маркетинг в России и за рубежом. 2011. № 6.

5. Шеремет А.Д. Комплексный анализ хозяйственной деятельности. М.: ИНФРА-М, 2008. С. 154.

olgaf1977@yandex.ru

<ХХХ><Х>С<><><><>0<><>0<><><^^

Ольга Лукашева,

кандидат экономических наук, доцент, Елена Трофименкова, кандидат экономических наук, доцент, Елена Воробьёва,

кандидат экономических наук, доцент,

Смоленская государственная сельскохозяйственная академия

УДК 331.101.6

СОСТОЯНИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА РАБОТНИКОВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ооо<х><><><><><><>о<><>о<><х>о<><^^

В последние годы многие сельскохозяйственные предприятия испытывают недостаток в квалифицированных кадрах. Численность работников, занятых в сельскохозяйственном производстве, стремительно сокращается. В этих условиях становится актуальной проблема повышения производительности труда для увеличения производства продукции, роста финансовых результатов и рентабельности деятельности предприятий.

S u m m a r y

In recent years, many agricultural enterprises lack of qualified personnel. The number of workers employed in agricultural production, is rapidly declining. In these circumstances, it becomes urgent problem of increasing labor productivity to increase production, the growth of financial results and profitability of enterprises.

Ключевые слова: производительность труда, трудовые ресурсы, затраты труда, сельское хозяйство, трудоемкость производства.

Keywords: labour productivity, labour resources, for costs of labor, agriculture, the labour intensity of production.

Производительность труда - один из результативных показателей использования трудовых ресурсов и эффективности производства в целом. Значение его в том, что предприятия с самой высокой производительностью, а не с самыми большими ресурсами, материальными и энергетическими, становятся экономическими лидерами. Рост производительности труда обеспечивает предприятиям развитие и благоприятные перспективы, что, в конечном счете, ведет к повышению уровня жизни населения.

В Смоленской области наблюдается ежегодное сокращение численности работников, занятых в сельскохозяйственном производстве (табл. 1).

За 2007-2013 гг. численность работников, занятых в сельском хозяйстве, уменьшилась более чем в 2 раза. Наряду с этим в области происходит резкое сокращение площади сельскохозяйственных угодий в результате банкротства и ликвидации сельскохозяйственных товаропроизводителей. В связи с этим численность работников в расчете на 100 га площади угодий снизилась не существенно.

Несмотря на уменьшение количества работников, занятых в сельском хозяйстве, наблюдается ежегодное повышение как среднегодовой, так и среднечасовой производительности труда. В 2013 г. производство продукции на 1 работника по сравнению с

№ 3/2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.