Научная статья на тему 'Применение принципов эко-дизайна в процессе проектирования авторских аксессуаров и предметов интерьера из бумажной лозы '

Применение принципов эко-дизайна в процессе проектирования авторских аксессуаров и предметов интерьера из бумажной лозы Текст научной статьи по специальности «Прочие гуманитарные науки»

CC BY
43
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
декоративное прикладное искусство / творчество / эко-дизайн / бумажная лоза / экология / переработка / decorative applied art / creativity / eco-design / paper withe / ecology / recycling.

Аннотация научной статьи по прочим гуманитарным наукам, автор научной работы — Алексеева Е.Н., Задорожная Е.Д.

В статье изучаются основные аспекты, связанные с созданием аксессуаров и предметов интерьера в контексте развития эко-дизайна. Изучается возможность применения бумажной лозы как основного материала для создания авторского декора, раскрывается тема актуальности «зелёной философии» в современной дизайнерской деятельности, а также основные тенденции и требования к функциональному, художественному и экологическому решению. В статье поэтапно описан процесс подготовки и создания изделий из бумажной лозы, обозначена специфика материала и методические рекомендации по выполнению готовой авторской продукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Application of the principles of eco-design in the process of designing original accessories and interior items made of paper withe

The article examines the main aspects related to the creation of accessories and interior items in the context of the development of eco-design. The possibility of using paper vines as the main material for creating an author's decor is studied, the topic of the relevance of the «green philosophy» in modern design activities is revealed, as well as the main trends and requirements for functional, artistic and environmental solutions. The article step-by-step describes the process of preparation and creation of paper vine products, identifies the specifics of the material and methodological recommendations for the implementation of the finished author's products.

Текст научной работы на тему «Применение принципов эко-дизайна в процессе проектирования авторских аксессуаров и предметов интерьера из бумажной лозы »

УДК 74.01:745

Алексеева Е.Н., кандидат искусствоведения, старший преподаватель кафедры декоративного искусства ГБОУ ВО РК Крымский инженерно-педагогический университет им. Февзи Якубова, 295015, Россия, Республика Крым, Симферополь, пер. Учебный, 9, e-mail: voitenka@yandex.ru

Alekseeva E.N., PhD in art history, senior lecturer of the department of decorative art, Crimean engineering and pedagogical university named after F. Yakubov, 295015, Russia, Republic of Crimea, Simferopol, 8 Uchebny Lane, e-mail: voitenka@yandex. ru

Задорожная Е.Д., ассистент кафедры дизайна ГБОУ ВО РК «Крымский университет культуры, искусств и туризма», 295017, Россия, Республика Крым, Симферополь, ул. Киевская 39, e-mail: slesarenko-katerina@mail. ru

Zadorozhnaya E.D., assistant of the design department of the Crimean University of culture, arts and tourism, 295017, Russia, Republic of Crimea, Simferopol, Kievskaya str. 39, e-mail: slesarenko-katerina@mail.ru

Применение принципов эко-дизайна в процессе проектирования авторских аксессуаров и предметов интерьера из бумажной лозы Application of the principles of eco-design in the process of designing original accessories and interior items made of paper withe

Аннотация. В статье изучаются основные аспекты, связанные с созданием аксессуаров и предметов интерьера в контексте развития эко-дизайна. Изучается возможность применения бумажной лозы как основного материала для создания авторского декора, раскрывается тема актуальности «зелёной философии» в современной дизайнерской деятельности, а также основные тенденции и требования к функциональному, художественному и экологическому решению. В статье поэтапно описан процесс подготовки и создания изделий из бумажной лозы, обозначена специфика материала и методические рекомендации по выполнению готовой авторской продукции.

Ключевые слова: декоративное прикладное искусство, творчество, эко-дизайн, бумажная лоза, экология, переработка.

Abstract. The article examines the main aspects related to the creation of accessories and interior items in the context of the development of eco-design. The possibility of using paper vines as the main material for creating an author's decor is studied, the topic of the relevance of the «green philosophy» in modern design activities is revealed, as well as the main trends and requirements for functional, artistic and environmental solutions. The article step-by-step describes the process of preparation and creation of paper vine products, identifies the specifics of the material and methodological recommendations for the implementation of the finished author's products.

Keywords: decorative applied art, creativity, eco-design, paper withe, ecology, recycling.

Вопросы применения экологически чистых материалов в процессе создания объектов декоративно-прикладного искусства, дизайнерских предметов декора, аксессуаров, вещей повседневного использования являются одними из важнейших и способствующих устойчивому развитию нового общества, в котором потребление товаров становится обдуманным и разумным. В связи с этим важное место занимает фактор не только внешнего вида, дизайнерского решения, но и экологичности материалов, из которых создано изделие. Направление «зеленого» дизайна зародилось в 1970-х гг. и ставило задачу гармонизации отношений в системе «человек - природа» и сохранения среды обитания человека.

Экологический подход в решении проектных задач в художественной и дизайнерской деятельности стал ответной реакцией на рост промышленного производства. Он позволяет создавать продукцию безопасную для окружающей среды и снижает негативное воздействие на природу. Нетоксичные и переработанные материалы становятся основой для создания тканей, аксессуаров, различных предметов повседневного назначения и обладают возможностью дальнейшей утилизации. Вторая половина XX века -это время переосмысления ценностей и приоритетов, во многом связанное с новой «зелёной» философией [1, с. 63]. Это нашло отражение в изменении отношения к дизайнерской деятельности и её приоритетным направлениям: для многих авторов основным принципом стала гармония с природой.

По мнению исследователей Ж.А. Фот и A.A. Старовойтовой: «Для развития эко-направлений во всех сферах деятельности перед современным обществом стоит задача формирования новой системы ценностей, которая способствовала бы гармоничному сосуществованию человека и природы. Отсюда вытекает важнейшее направление развития современного общества -экологизация потребления, означающая разумное сокращение потребления, возврат к вещам длительного пользования» [9].

Эко-дизайн направлен на решение проблемы дальнейшей утилизации предметов интерьера и одежды, так как объекты, выполненные из природных материалов, и далее могут быть переработаны и использованы для других целей. Дизайнеры и мастера декоративно-прикладного искусства в процессе проектирования и выполнения изделий уделяют большое внимание выбору материала, учитывая его экологичность и натуральность [6, с. 87]. Из наиболее часто используемых необходимо выделить дерево, камень, бамбук, пробку, стекло, хлопок, лен, шелк.

Анализ потребностей социума в последние годы выявил желание части потребителей покупать продукты дизайнерской деятельности, удовлетворяющие не только вопросы эстетической и функциональной составляющей продукта, но и экологичности предлагаемых товаров. Для многих людей, важна взаимосвязь между гармонией внешнего облика проектируемого объекта и его природной составляющей. Для потребителей

авторской дизайнерской продукции также важное место занимает вопрос натуральности материалов из которых создаются аксессуары и предметы декора. Это способствует развитию единого процесса симбиоза социальных, утилитарно-функциональных, экологических и эстетических требований ко «второй природе», органического единства дизайна, различных видов искусств и анализа объективных законов творческой проектной деятельности, в исключении конфликта природной и искусственной среды человека [5, с. 25].

Изучение аспектов проектирования дизайнерских решений с применением природных материалов способствуют созданию основы материального воплощения новой концепции предметов утилитарного назначения, в которых объединены требования к функциональному, художественному и экологичному решению. Как отмечала И.А. Сосунова, «эко-дизайн - это, в первую очередь, проектная деятельность, имманентными чертами которой являются: комплексность подхода к задачам проектирования (системное проектирование); сочетание в проектировании технико-экономических, экологических и иных критериев эффективности и эстетических требований (художественное конструирование); конечная ориентация на человека в совокупности его физиологических (эргономических) и духовных характеристик, разнообразных потребностей» [8, с. 64].

Современные дизайнеры и мастера декоративно-прикладного искусства в процессе создания новых коллекций и художественных предметов большое внимание уделяют авторским приёмам проектирования и техникам выполнения конечного продукта, учитывая современные тенденции области экологически чистых технологий [7, с. 50]. Также имеет место обращение к этническим корням, изучение аутентичных образцов, соответствующих теме проектируемой продукции и возрождение техник исполнения, формировавшихся на протяжении прошлых веков. По мнению О.Н. Даниловой, «концепция рукотворных артефактов имеет культурообразующую значимость, так как за счет непосредственной работы с материалом происходит самоопределение человека, при этом созданный им знак и функциональность объекта выступают как носители человеческих отношений» [2, с. 152].

Аксессуары занимают важное место в процессе создания художественно-образного решения дизайнерских коллекций. Они добавляют оригинальности, изысканности и индивидуальности образу модели. Применение вторичного сырья (ирсус1п^) в качестве основного и дополнительного материала для изготовления сумок, предметов декора позволяет создавать объекты, соответствующие не только функционально-художественным требованиям, но и вопросам экологичности готового продукта. Таким образом авторский продукт экологического дизайна должен обладать такими качествами, как многофункциональность, модульность, долговечность, гигиеничность, неподверженность моде, разумная экономичность [3, с. 5].

Изготовление дизайнерских вещей из бумажной лозы является одним из новых направлений в деятельности модельеров, мастеров декоративно-прикладного искусства и требует изучения техники изготовления, художественных требований к авторской продукции, с учётом экологических аспектов применения материала. В процессе обучения студентов в Крымском университете культуры, искусств и туризма большое внимание уделяется изучению техник изготовления аксессуаров из различных материалов, приоритетными из которых являются продукты переработки и экологически чистые материалы. По мнению Е.В. Лакаровой, проблема исследования экологического аспекта в естественнонаучном и гуманитарном образовании становится одной из центральных в обсуждении вопросов, связанных с изучением системы «человек-природа-социум». Россия всегда была оплотом «экосферной» направленности цивилизации, ориентированной на экоцентрический взгляд на окружающую среду и адекватный экоцентрический тип социального сознания [4, с. 12].

Далее изложена техника подготовки бумажной лозы и поэтапно описан процесс изготовления авторских изделий, выполненных Е.Д. Задорожной, ассистентом кафедры дизайна Крымского университета культуры, искусств и туризма (фото в таблице принадлежат автору статьи Е.Д. Задорожной).

Необходимые материалы:

Описание этапа

Газетная чистая бумага

(потребительская бумага

плотностью 45-48 г/м2), клей ПВА, спица (1,2 мм или 1,5 мм)

Лист газетной бумаги формата А4 разделяют на 2 или 3 части по короткой стороне. Полоски туго накручивают на тонкую спицу под небольшим углом,

зафиксировав угол полосы клеем ПВА.

Фото процесса

Морилка на водной основе, эмаль, колера

Бумажные трубочки окрашивают морилками для дерева на водной основе или

замешивают состав на основе эмали и колера.

При способе

окрашивания морилкой: в

длинную емкость выливают морилку,

Ш ~ I II

ей Й

С Н

й м

н ю

(Г) сЯ

а ю О

го

С

аЗ Н

Л

ТГ

о К зз к

К

*

а} Ч

аз >>

Акриловый лак, лак для бань и саун или лак для работы с деревом (на водной основе), кисть

синтетическая

Вода

при необходимости разводят водой или другими цветами морилки. Скрученные трубочки окрашивают окунанием в состав Далее трубочки раскладывают на поверхности до полного высыхания.

Перед плетением сухие окрашенные трубочки обрабатывают акриловым лаком или лаком на водной основе для работы с деревом. Необходимо тщательно покрыть лаком каждую трубочку. Такая обработка склеивает скрутку трубочки, придает ей блеск, гладкость и эластичность, образуя на поверхности пленку. Бумажная лоза должна полностью высохнуть._

Полностью просушенные трубочки перед плетением изделия необходимо увлажнить. Для этого помещают на несколько секунд (от 10 до 20 сек) сухую лозу

небольшими пучками в емкость с водой. Далее

раскладывают на поверхности и дают обсохнуть, пока

а К зз к н

о,;-

§

С

С

ей Н

Р> ЧО

сб

м

25 О

н

к

>>

л

и

Подготовленная бумажная лоза, секатор, клей полимерный, форма

Грунтовка

глубокого

проникновения,

синтетическая

кисть

вода с поверхности не испариться Заворачивают лозу в пакет или пленку на 12-18 часов, оставляя концы трубочек наружу. По истечению времени проверяют лозу на готовность к работе. Бумажная лоза должна быть податлива, при накручивании не трескаться и не лопаться.

Из подготовленной лозы плетется

необходимое изделие по

заданным размерам, на форме или без Ровное дно

получается при фиксации стоек с помощью иголок на картоне или

пеноплексе. Для форм используют любые подручные материалы: тарелки, картон, пенопласт, пеноплекс, конструктор и т.д. Наращивание лозы возможно при помощи

полимерного клея.

Когда изделие только сплетено оно очень мягкое и податливое. Для жесткости и

прочности изделие обрабатывают грунтовкой глубокого проникновения. При обработке только что

сплетенного

изделия, грунтовка проникает в

структуру трубочек, скрепляет ряды между собой. После полного высыхания плетенное изделие становится монолитным, жестким, прочным и износостойким.

ей

и

аз

о а.

к

г-. И ей

о? к

33

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

к к =, о

о

Лак паркетный на водной основе,

синтетическая жесткая кисть

Когда изделие полностью просохло после грунтовки, его можно покрыть 2-3 тонкими слоями паркетного лака Паркетный лак убережет изделие от стирания. Сделает его более долговечным и прочным. После покрытия изделия лаком, необходимо полностью его высушить._

Фото автора

Фурнитура, кожаные детали, чехол и т.д.

При желании

изделие можно

дополнить

текстильными

материалами,

фурнитурой,

кожаными

вставками и

деталями.

Фото автора Фото автора

Плетеные изделия выдерживают вес до 10 кг, не провисая и не деформируясь. Изделия получаются качественными, прочными, долговечными и эстетически привлекательными. Также цветовая гамма данных изделий может быть абсолютно любой. Размеры и формат изделий корректируются в соответствии с интерьером или пожеланиями заказчика. Плетеные изделия могут применяться в качестве аксессуаров и предметов интерьера._

Таким образом, аксессуары и предметы интерьера, созданные с применением принципов эко-дизайна, должны оптимально удовлетворять законы равновесия между человеком и окружающей средой, мотивировать дизайнеров и мастеров декоративно-прикладного искусства формировать в современном социуме экологическую культуру, гармонизацию отношений человека и окружающей среды.

Выявлено, что создание аксессуаров из бумажной лозы является актуальным направлением эко-моды и стало популярным, и востребованным среди потребителей. Процесс проектирования предметов из бумажной лозы состоит из нескольких этапов: подготовка необходимого материала, окрашивание, создание эскизного предложения аксессуара, плетение, грунтовка и лакировка готового изделия. Аксессуары и предметы интерьера из бумажной лозы соответствуют требованиям экологичности, функциональности и обладают художественными качествами.

Литература

1. Глазачев С.Н. Экодизайн: программа (модуль) и методические материалы / С.Н. Глазачев, А.О. Глазачева // «Вестник Международной академии наук. Русская секция». - 2011. - Спецвыпуск. - № 1. - С. 62-65.

2. Данилова О.Н. Циклическая парадигма в исследовании представлений о коэволюции этно- и экодизайна костюма // Территория новых возможностей. Вестник ВГУЭС / О.Н. Данилова. - 2019. - № 2 - С. 151-155. - URL: https://cyberleninka.ru/article/rL/tsiHicheskaya-paradigma-v-issledovanri-predstavleniy-o-koevolyutsii-etno-i-ekodizayna-kostyuma (дата обращения: 02.02.2023).

3. Кирсанов А.Н., Кирсанова С.А. Два искусства: прогрессивное и традиционное искусство с точки зрения видеоэкологии часть 1. Видеоэкология и конструктивизм // Декоративно-прикладное искусство и образование / А. Н. Кирсанов, С.А. Кирсанова. - 2017. - № 2. - С. 1-24. -URLhttps://dpio.ru/arxiv/vl/v7_2.htm (дата обращения: 16.02.2023).

4. Лакарова Е.В. Формирование экологических императивов в становлении личности студентов // Декоративно-прикладное искусство и образование / Е.В. Лаврова. - 2014. - № 1. - С. 10-17. - URL: https://dpio.ru/arxiv/vl/v4_l.htm (дата обращения: 17.02.2023).

5. Лакарова Е.В Влияние вредных и опасных факторов окружающей среды на подростков в мегаполисе // Декоративно-прикладное искусство и образование / Е.В. Лакарова. - 2019. - № 4. - С. 22-27. - URL: https://dpio.ru/arxiv/vl/v9_4.htm (дата обращения: 17.02.2023).

6. Лебедев С.В. Этническая идентичность, народное искусство и образование // Декоративно-прикладное искусство и образование. - 2014. - № 1. - С. 88-106. - URL: https://dpio.ru/arxiv/vl/vl0_3.htm (дата обращения: 15.02.2023).

7. Панкина М.В. Экологический дизайн как направление современного дизайна. Определение понятия // Научное обозрение. Реферативный журнал / М.В.Панкина, С.В.Захарова. - 2014. - № 1. - С. 49-50. - URL: http s: //ab stract. science-review.ru/ru/articl e/view?id=55 (дата обращения: 09.02.2023).

8. Сосунова И.А. Экодизайн в России: социально-технологические аспекты и проблемы развития // «Вестник международной академии наук. Русская секция» / И.А. Сосунова - 2015. - № 1. - С. 64-67. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekodizayn-v-rossii-sotsialno-tehnologicheskie-aspekty-i-problemy-razvitiya (дата обращения: 06.02.2023).

9. Фот Ж.А. Эко-направления в дизайне одежды - как вектор инновационного развития швейного производства // Научный журнал «Костюмология» / Ж.А. Фот, А.А. Старовойтова 2021. - № 1. - URL: https://kostumologiya.ru/PDF/14TLKL121.pdf (дата обращения: 30.01.2023).

References

1. Glazachev S.N. Ekodizajn: programma (moduf) i metodicheskie materialy / S.N. Glazachev, A.O. Glazacheva // «Vestnik Mezhdunarodnoj akademii nauk. Russkaya sekciya». - 2011. - Specvypusk. - № 1. - S. 62-65.

2. Danilova O.N. Ciklicheskaya paradigma v issledovanii predstavlenij о koevolyucii etno- i ekodizajna kostyuma // Territoriya novyh vozmozhnostej. Vestnik VGUES / O.N. Danilova. - 2019. - № 2 - S. 151-155. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsiklicheskaya-paradigma-v-issledovanii-predstavleniy-o-koevolyutsii-etno-i-ekodizayna-kostyuma (data obrashcheniya: 02.02.2023).

3. Kirsanov A.N., Kirsanova S.A. Dva iskusstva: progressivnoe i tradicionnoe iskusstvo s tochki zreniya videoekologii chast' 1. Videoekologiya i konstruktivizm. // Dekorativno-prikladnoe iskusstvo i obrazovanie / A. N. Kirsanov, S.A. Kirsanova. - 2017. - № 2. - S. 1-24. - URLhttps://dpio.ru/arxiv/vl/v7_2.htm (data obrashcheniya: 16.02.2023).

4. Lakarova E.V. Formirovanie ekologicheskih imperativov v stanovlenii lichnosti studentov // Dekorativno-prikladnoe iskusstvo i obrazovanie / E. V.

Lavrova. -2014. -№ 1. - S. 10-17. - URL: https://dpio.ru/arxiv/vl/v4_l.htm (data obrashcheniya: 17.02.2023).

5. Lakaro va E. V Vliyanie vrednyh i opasnyh faktorov okruzhayushchej sredy na podrostkov v megapolise // Dekorativno-prikladnoe iskusstvo i obrazovanie / E.V. Lakarova. -2019. -№4. - S. 22-27. - URL: https://dpio.ru/arxiv/vl/v9_4.htm (data obrashcheniya: 17.02.2023).

6. Lebedev S.V. Etnicheskaya identichnost', narodnoe iskusstvo i obrazovanie // Dekorativno-prikladnoe iskusstvo i obrazovanie. - 2014. - № 1. - S. 88-106. -URL : https : //dpio. ru/arxiv/v 1 /v 10 3. htm (data obrashcheniya: 15.02.2023).

7. Pankina M.V. Ekologicheskij dizajn как napravlenie sovremennogo dizajna. Opredelenie ponyatiya // Nauchnoe obozrenie. Referativnyj zhurnal / M. V. Pankina, S.V. Zaharova. -2014. -№ 1. - S. 49-50. - URL: https://abstract.science-review.ru/ru/article/view?id=55 (data obrashcheniya: 09.02.2023).

8. Sosunova I.A. Ekodizajn v Rossii: sociarno-tekhnologicheskie aspekty i problemy razvitiya // «Vestnik mezhdunarodnoj akademii nauk. Russkaya sekciya» / I.A. Sosunova - 2015. - № 1. - S. 64-67. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekodizayn-v-rossii-sotsialno-tehnologicheskie-aspekty-i-problemy-razvitiya (data obrashcheniya: 06.02.2023).

9. Fot Zh.A. Eko-napravleniya v dizajne odezhdy - как vektor innovacionnogo razvitiya shvejnogo proizvodstva // Nauchnyj zhurnal «Kostyumologiya» / Zh.A. Fot, A.A. Starovojtova 2021. - № 1. - URL: https://kostumologiya.ru/PDF/14TLKL121.pdf (data obrashcheniya: 30.01.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.