_______УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ Ц А Г И
Т о м IV 197 3
№ 1
УДК 629.735.33.015.4
ПРИМЕНЕНИЕ ПРИНЦИПА МАКСИМУМА К ЗАДАЧЕ МИНИМИЗАЦИИ ВЕСА КРЫЛА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
Ю. А. Арутюнов, А. П. Сейранян
Рассматривается задача минимизации веса крыла большого удлинения с заданными размахом и распределением хорды на двух режимах полета — дозвуковом и сверхзвуковом. В первом случае ■ограничения в вйде неравенств наложены на критическую скорость дивергенции и упругую эффективность элерона и в виде равенства — на потенциальную энергию деформации, являющуюся характеристикой жесткости, причем варьируемой величиной является толщина , ' обшивки крыла. В случае сверхзвукового режима ограничение в виде •; неравенства наложено на упругую эффективность элерона и в виде равенств—на волновое сопротивление крыла и потенциальную энергию деформации. Варьируемые величины — толщина обшивки и форма поверхности крыла! Задача решается с применением принципа максимума Л. С. Понтрягина. ' !
Задачи оптимального проектирования летательных аппаратов обычно рассматриваются в частных постановках. Известны работы по оптимизации аэродинамических форм, минимизации веса с сохранением прочности и^и жесткости, работы по оптимальному управлению летательным аппаратом и др. [1] — [5]. В настоящей статье ставится задача минимизации веса крыла с учетом ряда требований, предъявляемых к летательному' аппарату.
1. Рассмотрим тонкое прямое крыло в дозвуковом потоке (фиг. 1, штриховкой помечены размерные величины). Критическая скорость дивергенции определяется, как известно, собственным значением дифференциального уравнения
+ ^ крит Ь' (г) е’ (г)слу 6(2) = 0
а
йг
(0^ р)
йг
с граничными условиями
0 (0) =0;
01
Кр
:0,
г=£
где GJKp — жесткость крыла на кручение; ^крит— критический скоростной напор; е' (г) — расстояние между осью аэродинамических фокусов и осью жесткости; с* = const — производная коэффициента подъемной силы крыла. Для удобства перейдем к безразмерным
e(z), b(z), 8 (г), zjL = i\. Учитывая, что крыло тонкое (с2 1), из
формулы Бредта получим
ОЛр (г)V* (z)l 6 = GL* b* (г) ЦгЩ.
Предполагая, что«'(2) пропорционально хорде [е' (z) — eb{z)L], окончательно имеем:
Ь*2р„т *8(ч)в(ч)“0;
(1.1)
граничные условия
в(0)==0; ЬЧ-П)ЧП)^
=0,
4=1
где v-
,2 _ ?4>нт еС
рит ~—G/iS ~ приведенная критическая скорость диверген-
ция крыла.';Условие .статической аэроупругости налагает ограни-, чение
Qm&Y. max eel
<3/6
V _______ -.2 ^ 2
— г'тах -<5- ''Крит
(см. например [6]). Интегрируя (1.1), получим
+ *«« fft2(5)6(s)rfs<0; 0(0) = 0.
S6
(1.2)
Упругая эффективность элерона
X =
дМх
упр
дМг
жест
где Мх — момент крена самолета относительно центральной оси [6]. Принимая полужесткую схему крыла, для угла кручения при отклоненном на угол р,элероне имеем
, ?(*, Р) = ®0 (Р) Ъ (*),
где ^1(2) — известная функция кручения крыла, и считая, что элерон абсолютно жесткий, для упругой эффективности X получим
£
дс„
дМ,
дМ.
У"Р
<*Р
b'(z) zdz
d8
С де у
zdz
Выражение для (^/йрн^щрудно определить из уравнения равновесия упругого крыла, используя метод обобщенных координат [7]:
£
<*?о(Р)
dР
Яжг'(^т4,(г)
<?1{z)b'(z)dz
JI °Лр(z) ^ d^)~] - Щ е’ (2) Ь' (z) (г)
dz
Предполагая, что е'(z) = eb' (z), окончательно получим: і і
J ?1 (ч) Ь (ч) Ч<*Ч J* | — ^ -у — ?1 (ч) Ь* (ч) rf4
о о
1 1
J ^-^(ч)ч^ J(ч)^(ч) —-^А*(ч)9?(ч)
2 Я°уе » . о
тде с?,, б — заданные величины.
На упругую эффективность элерона налагается следующее ограничение [6|: *>а,„ причем 1>а>0 или
/[*■«'“« (-ЗЙ4-):
dT\"^v\N,
(1.3)
Принимая балочную схему крыла, функционал энергии деформации изгиба запишем в виде
//_ Г M*(z)dz
■ J EJK3r{z) ’
■ о
здесь M(z) — заданный изгибающий момент; Я/изг — жесткость балки на изгиб; предполагается, что на изгиб работает лишь средняя (кессонная) часть крыла. Поэтому в наших обозначениях
£УНЗГ (tj) = Еу Ц- о W V ft) с2 (ч)>
где v = b (ri)K<tJb (т|); с (•»)) — заданное распределение относительной толщины крыла, а потенциальная энергия
и^В Г
J S(7j)63(7i)c*(7]) ’ о
5 — размерная константа, a jj.2 (•»])—известная безразмерная функция. На потенциальную энергию наложим ограничение
U = U0 = const. (1.4)
Наконец, вес крыла представим в виде
■ . . -1.
W = 2L3^(ti)b(ri)drl. (1.5).
о
Сформулируем задачу.
Найти оптимальное распределение толщины обшивки oft), минимизирующее вес крыла (1.5) при ограничениях в виде неравенств и равенств (1.2), |1.3) и (1.4),; наложенных на критическую скорость дивергенции, упругую эффективность элерона, и потенциальную энергию деформации изгиба.
Необходимые условия оптимальности выпишем в терминах принципа максимума Л. С. Понтрягина [8]. В качестве вектора управления примем ' ! ;
причем управление
Uj (*)>«>0,
где s — минимально допустимая толщина обшивки.
где
За вектор фазовых координат примем вектор х(ї) = (х0, хи х2, х3, х4),
. -«О (*) = / «, (О Ь У) (И\ Х1 (1) = 6 (*);
о
Х3(І)
-жіт
[Л2 (в) (ІЗ
(«) Ь3 (5) Сг (5)
(1.6)
фазовую переменную* *4 (£) определим ниже. Составим систему дифференциальных ур^внщшй, описывающую „движение" в фазовом пространстве: -!
(і), л1(0) = 0;
х$ — — №) Хі (Оі •Хг(1) = 0;
В х3( 0) = 0, х3(1)=1;
“7-5--. *■! . "«МУ ! ¥
и, и, (і)ЬЩЩ
№
х0-=и,(і)Ь(і), х0(0) — 0, х0(1 ) = ~2І
(1.7а)-
(1.76)
Кроме того, на «движение* в фазовом пространстве наложены ограничения ,
V?
х2(()^.и1(і)Ьа (і) иг (0;
йі>х-
(1.8)
(1.3)
Сформулируем вариационную задачу в терминах теории оптимального управления. Найти вектор управления и (£), который,
переводит объект из фазового состояния л:(0) в состояние л (1) так, чтобы функционал л;0(1) достигал минимального значения при заданных ограничениях (1.8), (1.9). ,
Следуя процедуре сведения ограничений в виде неравенств (как интегрального, так и дифференциального типа) к равенствам, согласно Валентайну [91, имеем
»! (і) Ь3 (І) и2 (і) = х2 (0 + т? (*);
(1.10)
Хі *= — Ї2 ■
•о\Ы
, а:4(0) = 0, л4(1)=1, (1.11)
где 1 (0 =?= («1 (0. Тх(^). Та}— новый вектор управления; ^(^ — дополнительная фазовая координата. ......
Присоединяя к системе (1.7) уравнения (1.10), (1.11), запишем гамильтониан расширенной системы в следующем виде:
В
х2 (0+т? (0 и*
Н-Pi (*) - - Рг (t) Ь* (<) (*) + />з V) и°
?2(t)
Ul(t)b4t)
«1 (t)b3(t)
v\m
Ь3 (о и, (ОС8 {t)
+/>o(0«i (t)b(t)\
вектор сопряженных переменных р = (р0, Ри Р2. Рз, Pi) определяется системой
Pi — Ръ (t) № (t) Vttt** t Pt ■
Pi
(1.12a)
Ps — 0; />« = 0; jP0 = 0. (1.126)
Из уравнений (1.126) имеем/>з = const,/?4== const, p0 = const. Вы" ' • • * —*
пишем необходимые условия максимума гамильтониана Н(р, х, ?)-—♦ ’ .
по управлению т (t):
дн 0^0(OMO-Pl(°lXl(0bT?(t)1
duxit) --------- a* „pt (t)b*{t)
р, V) -щ ^ (/) Pi (0 ь* (t) J у
~ bs(t)u\opt(t)~c'(t) H ^
a//
dux{t) >°> —s;
<мг = Pdf) (Л=0.
uxit)bb{t) TlU ’
l . ; • ■ .
f£dt=‘-рЛ‘)ъ-°-
0 . .
(7=1,2, 3,4);
Po — 1»
MW-PjV?) (7=1, 2, 3, 4); Я(*7) = //(*+)•
(1.13a)
(1.136)
(1.13b)
(1.14)
(1.15)
Условие трансверсальности (1.14) дает МО = 0//>4(0) = 0, поэтому из сравнения систем (1.6а) и (1.11а) следует Рх(Ь) = —Охг{(),
где £>= согЫ>0. Тогда (1.136) перепишем в виде
дН
= -£)■
хг(і)
дъ(*)~ иЛЙЬЧ*)
Из выражения для х2(і) (1.6) следует
(отсутствие режима особого „управления"). Таким образом, необходимым условием максимума гамильтониана Н по ?,(£) явится условие Чі (0=0; не теряя общности, можно положить Ь = —1, по 72 максимум достигается внутри области (т. е. ^ ф 0), если Рі — 0, и на границе (т. е. 72 = 0), если р^ф0.
Таким образом, чтобы получить оптимальное распределение материала, необходимо решить систему уравнений
' л:1(0) = 0;
л,
X,
В
—•г'тах Ь2(і)хг(і), Х„ (1) — 0;
їЧі)
и0 и\ оріУ)Ь3(і)с2 (і)
, х3 (0) = 0, х3(1)=1;
и
1 орі
(І)
1
ЬЦІ)
г
С2 (0
(1
(1.16)
если ограничение по упругой эффективности элерона (1.9) выполняется заведомо:
. 1
орі
или систему
-4- Н
о
*.(*)
і (0 іи
х, =
В
“юрі(0*3(0 ’
и2(0
хі (0) = 0; хз (0) = 0, Х3(1)=1;
ио и101Аі)ЬЦі)~сЩ) '
х> = — УІахЬ2(і)х1(і), л2(1)=0;
•*4 = ^у«1°р Л*)ь3(і)
йі
^*(0) = 0, л:4(1)=1;
орі
(0 =
1 -1 / х\{і) -рг В^(і) ий~сЦі)
ьЧі) I ЬЦі) ' (і)' сИ 2 -
Г 1 р 4 Л/г^
(1.17)
(1><>*с).
если ограничение (1.9) не выполняется, причем при і — іс справедливы условия
•*і(*г)=*і(ф; хо(іе) = х2(^У> = (#)» (1Л8)
являющиеся следствием уравнений (1.15). Для численного решения систем вида (1.18) —(1.19) удобны итерационные процедуры,
в частности, алгоритм переходной матрицы, подробно изложенный в работе [10]. На фиг. 2 и 3 приведены результаты расчета для случая
На фазовой плоскости (см. фиг. 2) для отрезка „времени11 где «юр^О определяется выражением (1.16), имеем семейство парабол
Л3 V2
*, = —2=^ (с,-*?). (1.19)
Аналогично для отрезка „времени" l^>t>tc, где и1ор1у) = е имеем семейство эллипсов,
х1
гЪьЧ)\
шах
„Движение" происходит из начальной точки х(0, х2(0)) в конечную х(аг, (1), 0) по фазовой траектории, которая состоит из кусков параболы (1.19) и эллипса (1.20), причем в точке сопряжения выполняются условия (1.18).
Из семейства оптимальных фазовых траекторий выделяем ту, которая удовлетворяет заданному условию но времени движения
1= М = ЬхЛ^)+ Г..............р==г=,(1.21)
VI.. Ь* у
что вместе с (1.18) позволяет определить си с2, Ьс, а следовательно, и 8 и ® (~7г)‘ ^Редп0лагая г малым по сравнению с толщи-
ной обшивки в корневом сечении {~—<с 1), из уравнений (1.18)
\ тах }
и (1.21) получим
1 , 1 „ (л гЬ , г2Ь2\ 1
1 + V* Ьг ’ С'2 \ V2 + V4 ) Ь2 ’
тах / \ шах тах /
тах
Тогда распределение толщины обшивки и угла крутки по размаху крыла получим в виде (см. фиг. 3)
2. Рассмотрим тонкое гомотетное стреловидное крыло с симметричным профилем (фиг. 4). Поверхность крыла будет описываться функцией
У'(Х, г) = 1/(0
(2.1)
X ' " / (2) %
где С, —новые переменные: С=—^ , У—> Ь'(г)=12(г)-
— 1х{г)\ С, ч €[0, 1]. Функция /(С) удовлетворяет условию /(0) = =/(!) = 0.
х,=1,(г)
Линия изводи нами/чески/ фокусов ф^
Ь жесткости £—
Фиг. 4
Для стреловидного крыла приращение угла атаки, вызванное отклонением элерона, за счет изгиба является определяющим (Да за счет кручения пренебрежимо мало). Поэтому положим Да =
= — ^-этХ; здесь т(г, (3) —форма прогиба, индуцированного отклонением элерона на угол р.
Для упругой эффективности элерона имеем выражение
с“ в1п X [ ^ | ^ ь (5)
------А_5_--------------------.
I Jd71 f с|&(5)^5
о ^
Аналогично принятому в разд. 1, полагаем да(2, Р) = ф)(г), причем — заданная функция прогиба. Тогда ограничение по
эффективности элерона запишется в виде
J oft) с2 ft)
ЬЦч)
d2 Wy (z)
dz-
J\ (/^0) d r\ > v\ k,
(2.2)
где
v\ — <7 sin 2 Х/Я;
ЯК-ЭД™*'
О 7,
(1 - я)
if!
дсу
~W
b (u.)
chi
dii
X
и к—заданные величины.
Жесткость крыла на изгиб для рассматриваемого случая можно представить в виде ,
ни 1
а потенциальная энергия деформации изгиба крыла выразится еле-, дующим образом: ; '
и=
■J
Ji (/(У) J 8 ft) № ft) с2 ft) ’
где И — размерная константа; Л (/(С)) — §На потенциальную
о
энергию деформации изгиба наложим ограничение
U = U0 — const.
(2.3)
В соответствии с линейной теорией Аккерета для коэффициента волнового сопротивления имеем [1]
21’ \Ш(С)Л’лГ?(чЖ
d С
где S — площадь крыла, = |/M^sin2<p—I /sin ср; ® — угол между вектором скорости и передней кромкой, Mqo — число М.
5—Ученые записки ЦАГИ № 1
65
На волновое сопротивление наложим ограничение
Сх волн С0 “
const. (2.4)
Вес крыла задается выражением (1.5)
1
W = 2I3 JSft^ftM'i- (2.5)
о
Сформулируем задачу.
Найти оптимальные распределение толщины обшивки и форму поверхности, минимизирующие вес крыла (2.5) при ограничениях
в виде неравенства (2.2) и равенств (2.3) и (2.4), наложенных соот-
ветственно на упругую эффективность элерона, потенциальную энергию деформации изгиба и волновое сопротивление.
За вектор управления примем вектор u(t) — (ul(t), «,(£)) =
= (8(Ч). c2ft)). ^4^10,11, причем и1(0>8,>0, Ив(0>з2>0, где Sj и е2 — минимально допустимые толщины обшивки и крыла.
За вектор фазовых координат примем вектор jc(0 = (*o. xi, х>, х8), где ; ,
t t Ч (0 = J «I (0 Ь (t) dt, xt (t) = J> (/(C)) j и, (t) b (it)dt,
о 0
J Uj (t) b3(t)u2{t)
= ; фазовую координату x3{t) определим ниже.
Система дифференциальных уравнений запишется в виде
хх^Щ^цг(Щилъьа), х,(о)==о, ^(1)= 1;
* j^'2 ^
Хг = ЩА[/(Q)и,(t)ь3(*)и2(Т)’ = л*(1) = 1;
■*« = - f rb -«1 (t)и,(0Й8(/)
. Хд2(0) =0, ЛГ3(1) = 1;
• U7
хв = и1(0&(/), (0) == 0, л:0 (1) == ^-^5- - ,
Здесь -дополнительный компонент вектора управления.
Выпишем гамильтониан расширенной системы
1Г=Л «>од /, (/(Ч)«, (0+Л (/) +
+ />з№[-Т2 + П{€) Jv (/(C))и,-(0«2(*)] -ь/>0(0 uv(t)b(t), (2.7)
d2 wt (t) dt2
где
m(t)
Fy-Ht)
U о PV) ' ?(*) =
n(t)-
2L2
d- wl (t)
dt%
b*{t)
v\k '
b{t).
Вектор сопряженных переменных p = (p0, pu рг, ps) — const, поскольку в выражение для гамильтониана (2.7) не входят фазовые координаты.
Максимум гамильтониана Н по t, как и в предыдущем разделе, достигается внутри области (? фО), если ря — 0, и на границе (т = 0), если РзфО.
Условие равенства нулю первой вариации гамильтониана по /(Q дает выражение
_L.
I
Грх $(0 87, (/(С))(*) dt - Г Рг ^ ’ 1(Л"
J л } 3 Я (/(С) МО МО
о о ' '
+ §р3п (08Л (/(С)) и, (0 «2 (*) М - 0,
и
которое сводится к уравнению Эйлера с граничными условиями
>>2^Р+/(С) = °; ./<0)=/(1)=о, (2.8)
-М/Ю)
где Х^тах-ф^.
Решением системы (2.8) является функция /(С) = 8ШяС. Полученное для /(С) решение действительно реализует максимум гамильтониана по /(С), так как условие Вейерштрасса выполняется в каждой точке оптимального контура. Из условия максимума
гамильтониана по управлению м(0 имеем
дН
дих (t)
дН
ди2 (t)
-0’
b (0 Рг дН
m(t)
dut(t)
: 0 «=/»!?(<) а, — pt дН
al«l2opt (0»2 (0
>o, «ioPt(0 = si; m(t)
■р,л(*)а,и2(0;
^«2 (0
al«. (O^opt
0, ll<i opt(0 == ®
+ />8и (О а, «,(*);
(2.9)
здесь а! = У, (эШпС), а2 = У2 (з!п тсС>. Условие трансверсальности для фазовых переменных системы (2.6) выполняется заведомо, а из
отрицательности вторых производных по и(0 получим /?] <0, />,<0. Решая систему (2.9) относительно И1ор1(0и и2 орЦО. получим:
П-2 ор1 (О
если
(Ш “5“'
Ос > / > 0);
<Р и) т2
<//2
а?* > 1;
№(Ь)а1
X
X-
^1 <3р1 (0 ;
(/
1 +
р'Щ;а^к
(^>/>0);
0 >*>й,
х
^2 ор1 (^)
если
г41)щр,
212
64 (0 /?2 ^— а2 а
X
5фс0
2 “1
1 +
Рз | &* (*)«!«! ОР1(0
212
/»1 -дт— а2 ^ к
5фс0 2
(1 >*>£,), *
4^| “Тор,(о«;„р, <()**(')
а!2 да.
12
<# <1.
(2.11)
(2.12)
(2.13)
В угловых точках £с и tc (предполагается £с^-4) справедливы условия, аналогичные (1.15). Выражение (2.12) является уравнением
относительно iii opt (0- Это уравнение можно разрешить методом итераций, взяв в качестве первого приближения выражение для Ml opt (0 из (2.10).
Решение (2.10), (2.11) реализуется тогда, когда ограничение по упругой эффективности элерона является несущественным, в противном случае реализуется решение (2.12), (2.13).
Фиг. 5
На фиг. 5 и 6 приведены качественные результаты для случая
(1 — / х \
b(t) = b = const, — -—2~~. wi {t) = sin ( ~2~ t\. На фазовой плоскости (фиг. 5) для отрезка 0, где tii opl(t) и м2 opt(0 опре-
деляются выражениями (2.10) и (2.11), имеем семейство прямых
х-, = — х,; на отрезке t'^>t^-tc, на котором их opt(0 определяется Рч
(2.10), а «2 opt (t) = s2 — семейство кривых:
~ „ 2L2 •
х2 = ^i J н-4/3 (*i )dxt + с, (t — tc) а2 е2 b = Xi (t) — л, (4),
ДЛЯ 1,>^>^[при Ui opt (t) — Sj, «2opt(0 = s2] получаем семейство траекторий
i
Х% = 1 Т2 j [А- (х,)
2Z,2 ' £/0 2
Тг “ 5-Ко ai Z7 С2£‘'
„Движение” происходит из начальной точки л(0, 0) в конечную точку х{\, 1) по фазовой траектории, которая состоит из кус-
*с *с 1
ков кривых, описанных выше. Условие 1 = J dt-\- J dt^ dt вме-
О " *
t t С с
сте с условиями в точках сопряжения определяет оптимальную траекторию в фазовой плоскости. На фиг. 6 приведены оптимальные распределения толщин крыла и обшивки.
1. Миеле А. Теория оптимальных аэродинамических форм. М., „Мир", 1969.
2. М а й к а п а р Г. И. Выбор формы крыла для гиперзвуковых скоростей. Изв. АН СССР, МЖГ, № 2, 1967.
3. Комаров В. А. О рациональном распределении материала в конструкциях. Изв. АН СССР, „Механика", Mi 5, 1965
4. М с I n t о s h S. С., Е a s t е р F. Е. Design of minimum — mass structures with specified stiffness properties. AIAA Journal, v. 6, No 5, 1967.
5. Ш к а д о в Л. М., Илларионов В. Ф., Балабанов О. В. Минимизация стационарной температуры аппарата спуска с орбиты. Труды ЦАГИ, вып. 1148, 1969.
6. Голубев И. С. Аналитические методы проектирования конструкций крыльев. М., .Машиностроение", 1970.
7. Ф ы н Я. Ц. Введение в теорию аэроупругости. М., Физмат-гиз, 1959.
8. П о н т р я г и и Л. С., Болтянский В. Г., Гамкрелид-зе Р. В., Мищенко Е. Ф Математическая теория оптимальных процессов. М., Физматгиз, 1969.
9. Jacobson D. Н., Lele М. М. A transformation technique for optimal control problems with a state variable inequality constraint. IEEE Transactions on Automatic Control., v. 6, AC-14, No 5, 1969.
10. Брайсон A. E., Xo Ю. Прикладная теория оптимального управления. М., „Мир", 1972.
Рукопись поступила 24 IV 1972