Применение прикладных методов для проведения маркетинга территорий в РФ
Камалетдинов Анвар Шагизович,
канд. физ.-мат. наук, доцент, доцент департамента Менеджмент, Финансовый университет при Правительстве РФ, AAKamaletdinov@fa.ru
Ксенофонтов Андрей Александрович,
канд. физ.-мат. наук, доцент, доцент департамента Менеджмент, Финансовый университета при Правительстве РФ, AAKsenofontov@fa.ru
В статье сделана попытка проведения маркетинга территорий на основе прикладных методов исследований. Объектом анализа выступают 85 субъектов РФ. Для проведения маркетинга территорий используется индекс интенсивности налоговых поступлений. Введенный индекс отражает доходы субъектов федерации по всем видам налогов и позволяет оценивать их финансово-экономическое состояние. Приводится пример прикладного использования предложенного индекса. На основе данного метода выявлены три кластера субъектов, отличающихся по финансово-экономическому развитию: группа экономически активных субъектов, субъектов отстающих в экономическом развитии и группа субъектов стремящихся к среднему значению. Обнаружен наиболее экономически слабый субъект Центрального федерального округа -Ивановская область. Проведено более детальное исследование экономического состояния Ивановской области в разрезе видов экономической деятельности и занятого в них населения. Предложены пути для промоушна территории Ивановской области. Ключевые слова: маркетинг территорий, про-моушн территорий, управление, налог, численность занятого населения, индекс интенсивности налоговых поступлений, вид экономической деятельности, инвестиции.
Под маркетингом территорий понимают маркетинг в интересах того или иного региона. В РФ в качестве регионов могут выступить 85 субъектов федерации. Исследования в области маркетинга территорий необходимо проводить для гармоничного развития экономики РФ и ее субъектов. При проведении маркетинга территорий с целью развития субъектов РФ, необходимо учесть их экономическую, демографическую, географическую и природно-климатическую неоднородность. В условиях России невозможно проведения эффективного промоушена территорий без государственного (федерального) финансового стимулирования и поддержки со стороны руководства субъектов федерации.
Вопрос развития территорий актуален для нашей Родины на протяжении веков. Такого рода изысканиями занимался уже в 1ХХ веке выдающийся русский экономист Н.П. Яснопольский (1846-1900). Данному направлению исследований посвящена его работа «О географическом распределении государственных доходов и расходов России» [1]. На первой странице своего сочинения автор высказывает следующую мысль: «Я старался выяснить разнообразное значение, какое имела одна и та же русская финансовая система для различных местностей нашего отечества» [1, с. 1]. Далее Н.П. Яснопольский приходит к выводу «Ныне миновала пора веры в такие будто бы непреложные правила экономической жизни, которые применимы ко всем временам и местностям. Напротив, в настоящее время сделалось чуть-ли не общим местом даже экономической науки, а не только практики - признание необходимости применяться к условиям места и времени» [1, с. 7].
Аналогичные проблемы поднимает в своих выступлениях Президент РФ В.В. Путин: «Должна быть усилена стимулирующая роль федеральной поддержки и, особо подчеркну, расширена финансовая самостоятельность тех регионов, которые должным образом заботятся о развитии экономики, проводят ответственную бюджетную политику, развивают региональные программы, модернизируют социальную сферу. То есть надо дать больше простора для лидеров, для инициативы тех, кто готов работать и действовать активно, и работает эффективно» [2]. Подобные вопросы анализируются в работе под редакцией академика Эскиндарова М.А. «Экономика в 2011 -2013 годах: тенденции, анализ, прогноз» [3].
Развитие внутренних управляющих субъектов с помощью заинтересованности внешних субъектов в инвестировании регионов является результатом эффективного маркетинга территорий. Существуют три направления деятельности маркетинга территорий. К ним относятся: территориальный торговый маркетинг, экстерриториальный торговый маркетинг и промоушн территории.
Целью данной работы является создание эффективного инструментария для поиска регионов РФ, нуждающихся в промоушне территорий. В статье объектом промоушна территории выступает субъект РФ. Основной задачей промоушна территорий является формирование положительного отношения потенциальных инвесторов к субъекту федерации с целю развития его территории. Основой исследования являются научные работы отечественных и зарубежных авторов, посвященные инвестиционной деятельности в области развития территорий и их инфраструктуры [4, с. 159166], инвестиционной активности зарубежных [5, с. 273-283] и российских [6] строительных организаций, теории оценки эффективности инновационной деятельности [7, с. 500-506], теории принятия управленческих решений [8] и теории оценки рисков [9, с. 1170-1181].
Исследования проводились на основе экономико-статистических методов, системного анализа, а также общенаучных методов сравнений и сопоставлений. Информационную базу составили данные, опубликованные в сборниках Федеральной служ-
© £
Ю
5
V
а
2 а
7
г-
сэ
см
сэ £
Б
а
2 ©
бы государственной статистики [10], данные, предоставляемые Министерством финансов РФ [11] и Федеральной налоговой службой Рф [12]. Все вышеперечисленные данные прошли обработку и консолидацию в созданной при участии авторов статьи информационно-аналитической системе учета региональных налоговых поступлений «Налоги РФ». Полное описание содержания и использования информационной системы представлено в работе [13, с. 104-107].
Как было сказано выше, каждый регион РФ требует к себе индивидуального подхода, в том числе и в области промо-ушна территорий. Для более детального изучения финансово-экономического состояния субъектов РФ, авторами статьи был использован индексный метод, прикладное развитие которого проведено в следующих работах. В статье [14, с. 142148] вводится понятие интегрального показателя интенсивности налоговых поступлений, а в роботе [15, с. 63-70] демонстрируется его прикладное использование. Предложенный индекс интенсивности налоговых поступлений, отражая налоговые доходы субъектов федерации по всем видам налогов и сборов, позволяет анализировать экономическую активность субъектов.
В данном случае мы обращаемся к налогам, как к основному источнику формирования доходной части бюджета субъекта федерации. Такую же точку зрения высказывает в своем труде «Размышление о налогах» академик Д.Г. Черник: «Налоги - основа формирования бюджета» [16 , с.11]. В работе [17, с. 120127] представлена концептуальная модель финансово-экономической и хозяйственной деятельности субъекта РФ, в которой субъект рассматривается, как диффузная социально-экономическая система продуктом деятельности которой является налоговый доход. В таком контексте рассмотрения, величина налоговых поступлений субъекта РФ (доходы бюджета субъекта) отражает реальную картину состояния бизнеса, расположенного на его территории, и является индикатором его финансово-экономического потенциала.
Используем передоложенную методику для выявления субъекта, требующего промоушна территории. Проведем анализ экономики всех субъектов РФ, опираясь на относительные налоговые доходы, полученные на их территориях. В данном случае анализ собираемости налоговых поступлений происходит на основе безразмерных стандартизованных
35
зо
25 20 15 10 5 О •5 •10 -15 -20 -25
♦
♦ ♦
ч
♦ «ч
1 1 0 2 О 30 4 Ц 60 7 О 80
♦ *
<
4
Номер стбъе кта РФ
Рис. 1 Распределение 85 субъектов федерации по индексу интенсивности налоговых доходов в 2015 г. Источник: Построен авторами на основе данных [10], [11], [12].
Таблица 1
Налоговый доход и численность занятого населения по ВЭД в Ивановской области в 2015 г. Источник: Составлена авторами на основе данных [12],[10]
Вид экономическим деятельности НД по вэд, тыс. руб. Доля НД, % ЗН по вэд, тыс. чел. Доли ЗН,%
1010 Всею НД 24 667 858 481,5
1015 Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство..... 289 820 1.17% 29,2 6,06%
1035 Добыча полезных ископаемых 180 280 0,73% 0,6 0,12%
1085 Обра батьшаю] ци е производства 5 947 223 24,11% 119,8 24,88%
1240 Производство и распрсд. электроэнергии, га за и воды 2 220 655 9,00% 16.1 3,34%
1270 Строительство 1 065 557 4,32% 27,3 5,67%
1280 Оптовая и розничная торговля; ... 4 %3 756 20,12% 101,4 21,06%
1300 Гостиницы и рестораны 169 227 0,69% 7,1 1,47%
1315 Транспорт и свя зь 1 303 084 5,28% 29,3 6,09%
1390 Операции с недвижимым имуществом 2 708 186 10,98% 27,8 5,77%
1410 Образован ие 1 467 758 5,95% 37,3 7,75%
1420 Здравоохранение ... 1 209 026 4,90% 36 7,48%
1430 Комм у на л ьн ые, социальные и персональные услуги 442 141 1,79% 15,4 3,20%
1450 Остальные Е5ЭД 78 0,00% 34,2 7,10%
относительных показателей интенсивности налоговых доходов субъектов. Таким образом, мы получим более объективную картину, отражающую экономичес-
кое состояние субъектов РФ. Предлагаемая методика позволяет на основе количественных показателей провести кластеризацию субъектов РФ, тем самым вы-
Рис. 2 Величины долей налоговых доходов и занятого в них населения по ВЭД в Ивановской области в 2015 г.
Источник: Построен авторами на основе данных Таблицы 1
Рис. 3 Эффективность функционирования ВЭД в Ивановской области в 2015 г. Источник: Построен авторами на основе данных [12],[10]
явив субъекты, требующие промоушна территорий.
На основе интегрального показателя интенсивности налоговых поступлений на примере 2015 г. проведем ранжирование субъектов.
Проведя ранжирование, мы получаем интерпретацию рейтинга эффективности финансово-экономического функционирования субъектов РФ. В верхнюю часть распределения (значения выше нулевой отметки входят) входят 29 субъек-
тов, а нижнюю часть - оставшиеся 56. Отметим, что лидерами рейтинга являются: Ненецкий автономный округ (значение рейтинга - 32,19), Сахалинская область (рейтинг - 29,31), г. Москва (рейтинг - 26,32), Ямало-Ненецкий автономный округ (рейтинг - 23,23), Камчатский край (рейтинг - 17,55), Ханты-Мансийский автономный округ (рейтинг - 16,35), Московская область (рейтинг - 14,21), Смоленская область (рейтинг - 14,19) и пр. В результате анализа выявлены и аут-
сайдеры - наиболее экономически слабые субъекты: Чеченская Республика (17,88), Республика Дагестан (-14,96), Республика Ингушетия (-12,81), Карачаево-Черкесская Республика (-11,87), Республика Крым (-11,57) и пр.
Проведем кластеризацию субъектов исходя из полученного распределения. Из рисунка 1 следует, что мы имеем 14 субъектов опережающего развития (значения индекса выше 5) и 17 экономически отстающих (значения индекса ниже -5). На взгляд авторов целесообразно выделить и заниматься промоушном территорий третьей, самой многочисленной группы субъектов, находящихся в интервале от 5 до -5. В эту группу соответственно попадают 54 субъекта федерации.
В результате проведенного исследования был выявлен наиболее слабый субъект Центрального федерального округа (ЦФО) - Ивановская область. Индекс интенсивности налоговых поступлений для Ивановской области составил -6.11, что соответствует 75 позиции рейтинга. Отметим, что предпоследнюю позицию рейтинга среди субъектов ЦФО занимает Орловская область. Индекс интенсивности налоговых поступлений Орловской области составляет - 4,99, что ставит ее на 65 позицию рейтинга эффективности экономического функционирования субъектов РФ. Это свидетельствует о значительном отставание Ивановской области от субъектов ЦФО.
Более детальный анализ финансово-экономического состояния выделенного субъекта можно провести, основываясь на другой методике, разработанной авторами статьи, и описанной в работе [18]. Для проведения данного вида финансово-экономического анализа воспользуемся детализацией поступления налоговых доходов в разрезе видов экономической деятельности [18, с.-15]. Будут использованы данные о занятости населения по видам экономической деятельности (ВЭД) [13] и данные о налоговых поступлениях в разрезе ВЭД, по которым они были получены [12].
В таблице 1 представлены используемые для проведения анализа данные по занятому населению и налоговым поступлениям в разрезе ВЭД, а также их доли.
По таблице 1 построим рисунок 2, визуально отображающий доли налоговых доходов и доли занятого в них населения по ВЭД.
Из рисунка два следует, что наибольшее количество населения Ивановской области занято в ВЭД «Обрабатывающие
О À
BS
S
w
a
2 a
7
г-
сэ
сч
сэ £
2 о
производства» и этот же ВЭД приносит наивысший налоговый доход. При этом доля занятого населения превосходит долю собранного налогового дохода. В аналогичном состоянии находится ВЭД «Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования» (вторая позиция по величине налогового дохода и занятого в нем населения). Похожая ситуация сложилась в таких ВЭД, как: «Строительство», «Транспорт и связь», «Гостиницы и рестораны», «Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг».
Используем относительный показатель интенсивности налогообложения доходов субъектов (ОПИН ) по ВЭД. ОПИН
ДС
■ это отношение величины со-
бранного налогового дохода к его численности занятого населения в разрезе ВЭД [19, с. 27]. Рассчитаем коэффициент ОПИНДС для Ивановской области и по полученным данным построим рисунок 3.
Из рисунка 3 следует, что наиболее эффективно функционирует ВЭД «Добыча полезных ископаемых», а наименее -«Сельское хозяйство, охота и предоставление услуг в этих областях». Необходимо отметить, что схожая ситуация наблюдается во многих субъектах РФ [18, с. 17]. Также относительно эффективно, но с существенным отставанием, функционируют такие ВЭД, как «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды» и «Операции с недвижимым имуществом». Низкую эффективность функционирования имеют ВЭД, приносящие основной налоговый доход области: «Обрабатывающее производства», «Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования», «Транспорт и связь» и «Строительство».
Т.е., эффективно функционирующий ВЭД «Добыча полезных ископаемых» не может принести значимого дохода в силу отсутствия существенных залежей природных ископаемых на территории области, а такой ВЭД, как «Обрабатывающее производства», приносит значимый для субъекта доход, но функционирует неэффективно. Из рисунка 2 следует, что природа проблемы кроется не в отсутствии человеческих ресурсов, занятых в ВЭД «Обрабатывающие производства», а в неэффективном использовании занятого в ВЭД населении.
Авторами статьи также предложена модель макроэкономической производ-
ственной функции. Результаты моделирования, показывают, что низкая эффективность собираемости налоговых доходов субъектов связана с моральным старением (износом) основных фондов, низкой скоростью введения в эксплуатацию новых основных фондов и отсутствием современных, в том числе инновационных, технологий на предприятиях [20, с. 109-120]. К проблемам также можно отнести низкую эффективность управления на предприятиях и незаинтересованность в инвестировании в новые основные средства.
Путями выхода из сложившейся ситуации для Ивановской области может стать промоушн территории, направленный на использование гибкого финансового и налогового регулирования со стороны Правительства РФ и руководства субъекта федерации. Также возможно использование государственно-частного партнёрства для активизации внедрения современных технологий и новых основных фондов в проблемных для области отраслях [21, с. 136-148]. Указанные выше мероприятия улучшат инвестиционный климат в рассматриваемом субъекте и сделают его более привлекательным для потенциальных инвесторов.
В заключении необходимо сделать вывод о том, что в работе исследован отечественный и зарубежный опыт, используемый при развитии территорий. Предложена методика для исследования финансово-экономического состояния субъектов РФ. Проведен анализ и разработан рейтинг эффективности финансово-экономического функционирования субъектов РФ. На основе полученного рейтинга выявлены три кластера субъектов: субъекты опережающего развития, экономически отстающие субъекты и субъекты со средним уровнем развития. Сделан вывод о необходимости проведения промоушна территорий третьего кластера субъектов, т.е. субъектов среднего уровня развития.
Выявлен наиболее экономически слабый субъект ЦФО - Ивановская область. Для исследования финансово-экономического состояния субъекта применена методика анализа, основанная на более детальном изучении налоговых доходов субъекта в разрезе видов экономической деятельности и занятого в них населения. Определены экономические отрасли Ивановской области, функционирующие неэффективно. Предложены пути для развития Ивановской области, основанные на промоушне территории.
Литература
1. Яснопольский, Н. П. О географическом распределении государственных доходов и расходов России: в 2-х т. Т. 1 / Н. П. Яснопольский. - Киев, 1891.
2. Президент Российской Федерации В.В. Путин провёл совещание по вопросу совершенствования межбюджетных отношений [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://bujet.ru/article/ 112142.php (дата обращения: 28.08.217).
3. Эскиндаров, М.А. Российская экономика в 2011-2013 годах: тенденции, анализ, прогноз. Аналитический доклад / Э.Ф. Баранов, А.Ф. Лобзова, Мальцева, О.Н. Матвеева, Л.П. Посвянская, Л.С. Ро-щина, Я.В. Сергиенко, С.Н. Сильвестров, М.А. Эскиндаров, А.А. Френкель, В.Ф. Шаров. М.: Финансовый университет при Правительстве РФ, 2013. - 118 с.
4. Willetts, R. Fostering sustainability in infrastructure development schemes. / R. Willetts, J. Burdon, J. Glass // Proceedings of the institution of civil engineers-engineering sustainability. -2010. -Vol. 163. P.159-166.
5. Gunhan, S. Factors affecting international construction. / S. Gunhan, D. Arditi // Journal of construction engineering and management-asce. -2005. -Vol. 3. - P. 273-283.
6. Инвестиционная активность российских промышленных предприятий в 2015 году [Текст] - М.: НИУ ВШЭ, 2016. - 14 с.
7. Xu, Qun. Did investment become green in China? Evidence from a sectoral panel analysis from 2003 to 2012. / Qun Xu, Yalin Lei, Jianping Ge // Journal of cleaner production. -2016. -Vol. 156. -P. 500-506.
8. Lee, Kang-Wook. Country Selection Model for Sustainable Construction Businesses Using Hybrid of Objective and Subjective Information. / Kang-Wook Lee, Wooyong Jung, Heon Seung // Sustainability. -2017. -Vol. 9. 800.
9. Bu-Qammaz, Amani Suliman. Risk assessment of international construction projects using the analytic network process. / Amani Suliman Bu-Qammaz, Irem Dikmen, M. Talat // Canadian journal of civil engineering. -2011. -Vol. 36. -P. 1170-1181.
10. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] - М.: Росстат, / Режим доступа: http:/ /www.gks.ru, дата обращения: 14.08.2017).
11. Министерство финансов РФ [Электронный ресурс] - М.: Мин. фин. России, 2001-2017 - Режим доступа:
http://www.minfin.ru, (дата обращения: 12.07.2017).
12. Федеральная налоговая служба [Электронный ресурс] - М.: ФНС России, 2005-2017 - Режим доступа: http:// www.nalog.ru, дата обращения: 14.07.2017).
13. Косарев, И.М. Применение информационных технологий при обработке и анализе данных о налоговых поступлениях / И.М. Косарев, А.Ш. Камалетдинов, А.А. Ксенофонтов, Л.А. Москаленко // Международный научно-исследовательский журнал «Успехи современной науки и образования». - 2016. №11. С. 104-107.
14. Ксенофонтов, А.А. Интегральный показатель интенсивности налоговых поступлений / А.А. Ксенофонтов, А.Ш. Камалетдинов // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2014. -№2. -С.142-148.
15. Камалетдинов, А.Ш. Оценка экономического состояния субъектов РФ на основе индексного метода. / А.Ш. Камалетдинов, А.А. Ксенофонтов // «Вестник Финансового университета» (Финансовый университет при Правительстве РФ). -2016. -№6. -С.63-70.
16. Черник, Д.Г. Размышления о налогах. / Д.Г. Черник. - М.: ТОНЧУ, 2007. -247 с. - ISBN 978-5-91215-004-3.
17. Ксенофонтов, А.А. Управление финансовой деятельностью социально-экономических систем / А.А. Ксенофонтов, А.Ш. Камалетдинов // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2017. -№3. -С.120 -127.
18. Ксенофонтов, А.А. Исследование интенсивности налогообложения субъектов РФ по видам экономической деятельности / А.А. Ксенофонтов // ИНЭП -2012. - 131 с.
19. Ксенофонтов, А.А. Анализ интенсивности налогообложения субъектов Уральского федерального округа по видам экономической деятельности / А.А. Ксенофонтов // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2012. -№ 13. -С.25 -33.
20. Астафьева О.В. Формирование индустриальной траектории развития национальной экономики для обеспечения перехода к новому технологическому укладу / О.В. Астафьева, Е.В. Астафьев // Региональная экономика: теория и практика. -2016. № 5. С. 109-120.
21. Chan, APC. Empirical Study of Risk Assessment and Allocation of Public-Private Partnership Projects in China / APC Chan, JFY Yeung, CCP Yu, SQ Wang, YJ Ke // Journal of management in engineering. -2011. -Vol. 27. -P. 136-148.
Use of application-oriented methods for carrying out marketing of the territories in the russian federation Kamaletdinov A.Sh., Ksenofontov A.A.
Financial University under the Government of the
Russian Federation In the article carrying out a territorial marketing based on applied research methods. The object of analysis are the 85 subjects of the Russian Federation. For marketing of territories used index of the intensity of tax revenues. Entered the index reflects the income of subjects for all types of taxes and evaluates their financial-economic condition. The example of applied use of the offered index is given. Based on this method identified three clusters of subjects that differ in financial and economic development: the group of economically active subjects, the subjects lagging in economic development and the group of subjects aspiring to average value. The economically weakest subject of Central Federal District is found. More detailed research of an economic condition of the Ivanovo region is conducted. Ways for promotion of the territory of the Ivanovo region are offered. Keywords: marketing of territories, promotion of territories, management, tax, number of the occupied population, index of intensity of tax revenues, type of economic activity, investment.
References
1. Yasnopolsky, N. P. On the geographical
distribution of state revenues and expenditures of Russia: in two vols. T. 1 / NP Yasnopolsky.
- Kiev, 1891.
2. President of the Russian Federation V.V. Putin
held a meeting on improving intergovernmental relations [Electronic resource]. - Access mode: http://bujet.ru/article/112142.php (date of circulation: 28.08.217).
3. Eskindarov, M.A. The Russian economy in 2011-
2013: trends, analysis, forecast. Analytical report / E.F. Baranov, A.F. Lobzova, Maltseva, ON Matveeva, L.P. Posvyanskaya, L.S. Roshchina, Ya.V. Sergienko, S.N. Silvestrov, M.A. Eskindarov, A.A. Frenkel, V.F. Sharov. Moscow: Financial University under the Government of the Russian Federation, 2013.
- 118 p.
4. Willetts, R. Fostering sustainability in infrastructure development schemes. / R. Willetts, J. Burdon, J. Glass // Proceedings of the institution of civil engineers-engineering sustainability. -2010. -Vol. 163. P.159-166.
5. Gunhan, S. Factors affecting international
construction. / S. Gunhan, D. Arditi // Journal of construction engineering and management-asce. -2005. -Vol. 3. - P. 273-283.
6. Investment activity of Russian industrial
enterprises in 2015 [Text] - M .: HSE, 2016. - 14 p.
7. Xu, Qun. Did the sale become green in China?
Evidence from a sectoral panel analysis from 2003 to 2012. / Qun Xu, Yalin Lei, Jianping Ge // Journal of cleaner production. -2016. -Vol. 156. -P. 500-506.
8. Lee, Kang-Wook. Country Selection Model for
Sustainable Construction Businesses Using Hybrid of Objective and Subjective Information.
/ Kang-Wook Lee, Wooyong Jung, Heon Seung // Sustainability. -2017. -Vol. 9. 800.
9. Bu-Qammaz, Amani Suliman. Risk assessment
of international construction projects using the analytic network process. / Amani Suliman Bu-Qammaz, Irem Dikmen, M. Talat // Canadian journal of civil engineering. -2011. -Vol. 36. -P. 1170-1181.
10. Federal Service of State Statistics [Electronic resource] - M .: Rosstat, / Access mode: http://Www.gks.ru, circulation date: August 14, 2017).
11. Ministry of Finance of the Russian Federation [Electronic resource] - M .: Min. fin. Russia, 2001-2017 - Access mode: http:// www.minfin.ru, (reference date: July 12, 2017).
12. Federal Tax Service [Electronic resource] -Moscow: Federal Tax Service of Russia, 20052017 - Access mode: http://www.nalog.ru, circulation date: July 14, 2017).
13. Kosarev, I.M. Application of information technology in the processing and analysis of data on tax revenues / IM. Kosarev, A.Sh. Kamaletdinov, A.A. Ksenofontov, L.A. Moskalenko // International Scientific and Research Journal «Successes of Modern Science and Education». - 2016. №11. 104107.
14. Xenophonov, A.A. The integral indicator of the intensity of tax revenue / AA. Ksenofontov, A.Sh. Kamaletdinov // Bulletin of the University (State University of Management). - 2014.-№2. -C.142-148.
15. Kamaletdinov, A.Sh. Estimation of the economic state of the subjects of the Russian Federation on the basis of the index method. A.Sh. Kamaletdinov, A.A. Xenophonov // «Bulletin of the Financial University» (Financial University under the Government of the Russian Federation). -2016. -6. -C.63-70.
16. Chernik, D.G. Reflections on taxes. / D.G. Blueberry. - Moscow: TONCHU, 2007. - 247 p. - ISBN 978-5-91215-004-3.
17. Xenophonov, A.A. Management of financial activities of socio-economic systems / A.A. Ksenofontov, A.Sh. Kamaletdinov // Bulletin of the University (State University of Management). - 2017.-№3. -C.120 -127.
18. Xenophonov, A.A. Investigation of the intensity of taxation of RF subjects by types of economic activity / A.A. Xenophonov // INEP -2012. -131 p.
19. Xenophonov, A.A. Analysis of the intensity of taxation of the subjects of the Urals Federal District by types of economic activity / A.A. Ksenofontov // Bulletin of the University (State University of Management). - 2012.-№ 13. -C.25 -33.
20. Astafieva O.V. Formation of the industrial trajectory of development of the national economy to ensure transition to a new technological structure / O.V. Astaf'eva, E.V. Astafyev // Regional economy: theory and practice. -2016. № 5. P. 109-120.
21. Chan, APC. Empirical Study of Risk Assessment and Allocation of Public-Private Partnership Projects in China / APC Chan, JFY Yeung, CCP Yu, SQ Wang, YJ Ke // Journal of management in engineering. -2011. -Vol. 27.-P. 136-148.
О
3
Ю i
V
a
2 a
7