Научная статья на тему 'Применение прикладного программного обеспечения при изучении дисциплин базовой и вариативной части естественнонаучного цикла'

Применение прикладного программного обеспечения при изучении дисциплин базовой и вариативной части естественнонаучного цикла Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
226
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
COMPETENCE / INFORMATION COMPETENCE / SKILLS / INFORMATION TECHNOLOGY / APPLICATION SOFTWARE / NATURAL SCIENCE CYCLE / PROFESSIONAL ACTIVITY / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / НАВЫКИ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРИКЛАДНОЕ ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЙ ЦИКЛ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Герчес Наталья Ивановна

Статья посвящена одной из ключевых проблем системы высшего образования формированию навыков применения прикладного программного обеспечения при изучении дисциплин базовой и вариативной части естественнонаучного цикла обучающимися технических вузов. В основу работы положен один из возможных путей решения этой проблемы, заключающийся в решении задач профессиональной направленности средствами информационных технологий. Актуальность статьи связана с необходимостью создания оптимальных условий для формирования навыков применения прикладного программного обеспечения в будущей профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Герчес Наталья Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE APPLICATION OF SOFTWARE IS APPLIED IN THE STUDY OF THE DISCIPLINES OF THE BASIC AND VARIABLE PARTS OF THE NATURAL SCIENCE CYCLE

One of the key problems of the higher education system in the formation of skills of the application software in the study of the basic and variable subjects is the part of the natural science cycle by students of technical universities is devoted in the article. One of possible ways of the decision of this problem is considered in the article, which is consisted in decision of problems of a professional orientation by information technologies. The topicality of the article is related with the creation of optimal conditions for the formation of skills in the application software in the future professional activities.

Текст научной работы на тему «Применение прикладного программного обеспечения при изучении дисциплин базовой и вариативной части естественнонаучного цикла»

УДК 378.147.88

ПРИМЕНЕНИЕ ПРИКЛАДНОГО

ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ

ДИСЦИПЛИН БАЗОВОЙ И ВАРИАТИВНОЙ ЧАСТИ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ЦИКЛА

Герчес Н.И.

Статья посвящена одной из ключевых проблем системы высшего образования - формированию навыков применения прикладного программного обеспечения при изучении дисциплин базового и вариативного части естественнонаучного цикла обучающимися технических вузов.

В основу работы положен один из возможных nymeîi решения этой проблемы, заключающийся в решении задач профессиональной направленности средствами информационных технологии. Актуальность статьи связана с необходимостью создания оптимальных условии для формирования навыков применения прикладного программного обеспечения в будущего профессионального деятельности.

Ключевые слова: компетентность: информагщонная компетен-г{ия; навыки; информагщонные технологии; прикладное программное обеспечение; естественнонаучный гщкл: профессиональная деятельность.

THE APPLICATION OF SOFTWARE IS APPLIED

IN THE STUDY OF THE DISCIPLINES OF THE BASIC AND VARIABLE PARTS OF THE NATURAL SCIENCE CYCLE

Gerches N.I.

One of the key problems of the higher education system in the formation of skills of the application software in the study of the basic and

variable subjects is the part of the natural science cycle by students of technical universities is devoted in the article.

One of possible ways of the decision of this problem is considered in the article, which is consisted in decision of problems of a professional orientation by information technologies. The topicality of the article is related with the creation of optimal conditions for the formation of skills in the application software in the future professional activities.

Keywords: competence; information competence; skills; information technology; application software; natural science cycle; professional activity.

В настоящее время актуальным вопросом системы высшего технического образования является подготовка обучающихся с ориентацией не только на освоение базово-определенного уровня знаний, который предусмотрен федеральным государственным образовательным стандартом, но и с целью сквозного применения этих знаний в своей профессиональной области, самостоятельного получения необходимых знаний с помощью современных информационных технологий, готовности к постоянному самообразованию и саморазвитию, а также повышению собственной квалификации в соответствии с требованиями работодателя.

В связи с этим результат технического образования ориентируется на понятие «профессиональная компетентность», включающее одну из ее основных компетенций - информационную [1, с. 79].

На направлении подготовки высшего образования 13.03.02 Электроэнергетика и электротехника (профиль: Электроснабжение) обучающиеся изучают дисциплины «Информатика» и «Вычислительные методы», относящиеся к базовой части естественнонаучного цикла, а также дисциплину «Математические задачи в электроэнергетике», относящуюся к вариативной части естественнонаучного цикла. Процесс изучения этих дисциплин направлен на формирование компетенций, перечисленных в следующей таблице:

№ Дисциплина Формируемые компетенции и их содержание

1. Информатика ОПК-1 - обладание способностью осуществлять поиск, хранение, обработку и анализ информации из различных источников и баз данных, представлять ее в требуемом формате с использованием информационных, компьютерных и сетевых технологий

2. Вычислительные методы ОПК-1, ОПК-2 - обладание способностью применять соответствующий физико-математиче-ский аппарат, методы анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования при решении профессиональных задач

3. Математические задачи в электроэнергетике ОПК-2

Анализируя содержание этих компетенций в рамках вышеуказанных дисциплин, становится очевидным необходимость применения прикладного программного обеспечения и компьютерных специализированных программ, автоматизирующих различные процессы обработки информации, значительно сокращающих трудоемкость вычислений и время решения поставленной задачи, а также повышает интерес обучающихся и качество самостоятельной работы [2, с. 31]. Из всего многообразия существующих программ оптимальными можно считать указанные в следующей таблице:

№ Дисциплина Изучаемое программное обеспечение

1. Информатика sPlan - программа для создания электрических схем и проектирования электронных схем

2. Вычислительные методы Mathcad - программа для инженерно-конструкторских расчётов MATLAB - программа решения научных и инженерных задач, задания структур данных и графического представления информации

3. Математические задачи в электроэнергетике Beroes KZ 1.0- программа расчета токов короткого замыкания, связанных с отдельной электрической схемой DIALux -проектирование и расчет освещения Kz 1000 vl.4 - расчет токов короткого замыкания Voltage Fall - программа расчета потерь напряжения в электросетях постоянного и переменного тока «Акула» - программа расчета заземляющих устройств, молниезагциты, сечения электропроводки

Таким образом, изучение студентами прикладного программного обеспечения в рамках перечисленных дисциплин базовой и вариативной части естественнонаучного цикла направления подготовки 13.03.02 Электроэнергетика и электротехника, является необходимым для решения задач профессиональной направленности, способствует формированию ключевых компетенций. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. Исследование не имело спонсорской поддержки

Список литературы

1. Самойлова Н.И. Педагогические условия формирования информационной компетенции у будущих инженеров. Диссертация кандидата педагогических наук: дис. ...канд. пед. наук. Казань, 2007. 175 с.

2. Селезнева Н.А. Качество высшего образования как объект системного исследования: Лекция-доклад. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2001. 79 с.

References

1. Samoylova N.I. Pedagogicheskie usloviya fonnirovanya iiifonnacioimoy kompetencii u budushih ingenerov. [Pedagogical conditions of fonning the information competence of the future engineers]. Kazan, 2007,175 p.

2. Selezneva N.A. Kachestvo visshego obrazovaniya kak object sistemno-go issledovaniya: Leksiya-doklad. [Quality of the higher education as an object of the systematic investigation], Moskva, 2001, 79 p.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ Герчес Наталья Ивановна, доцент, кандидат педагогических наук Тюменский индустриальный университет. Тобольский индустриальный институт (филиал) Зона ВУЗов №5, 9 мкр., Тобольск, 626150, Россия gerches-natali(a)mail. ги

DATA ABOUT THE AUTHOR Gerches Natalia Ivanovna, docent, Candidate of Pedagogical Sciences

Tyumen Industrial Institute, Tobolsk Industrial Institute (branch office) Zona Vuzov№5, 9 district, Tobolsk, 626150, Russia gerches-natali(a)mail. ru ORCID: 0000-0002-4825-9164

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.