УДК 66.0:006:614.8.086:658.5
Е. В. Приймак, И. С. Разина, К. С. Разина, М. А. Колоколов
ПРИМЕНЕНИЕ ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННОЙ ДИАГРАММЫ ИСИКАВЫ
ДЛЯ АНАЛИЗА ПРОБЛЕМ КАЧЕСТВА ОАО «КАЗХИМНИИ»
Ключевые слова: химическая технология, SWOT-анализ, диаграмма Исикавы, пути развития, совершенствование работы
предприятия, стратегическое планирование.
В работе определены наиболее выгодные пути улучшения качества продукции и повышения эффективности производственных процессов ОАО «КазХимНИИ», а также выявлены неэффективные и нерезультативные действия с использованием причинно-следственной диаграммы Исикавы.
Keywords: chemical technology, SWOT-analysis, Ishikawa diagram, the development, the improvement of the enterprise, strategic
planning.
The paper highlighted the most beneficial ways to improve the quality and efficiency of production processes, identified inefficient and ineffective action by constructing the Ishikawa diagram. Ways of improving the work of "Kazhimnii" through the application of a causal diagram.
Введение
Для повышения качества продукции необходимо разобраться с причинами возникновения брака, срыва ритмичности производства и других несоответствий продукции и производства заданным требованиям [1]. В [2] с помощью SWOT-анализа было показано, как важно время от времени проводить исследование внешней среды, т.е. конкурентов, поставщиков и потребителей; кроме того, необходим анализ существующей позиции и возможностей самого предприятия, его технических, технологических, финансовых, сырьевых и прочих ресурсов. Целью данного исследования являлось изучение производственных процессов на базе ОАО «КазХимНИИ», системы их управления, с целью выявления, на их основе, возможных путей улучшения работы с помощью причинно-следственной диаграммы Исикавы, которая позволяет в простой и доступной форме систематизировать все возможные проблемы, выделить самые существенные и провести поуровневый поиск первопричины [3].
Диаграмма Исикавы (причинно-следственная диаграмма, «рыбий скелет») - инструмент качества, служащий для наглядного представления причинно-следственных связей между объектом анализа и влияющими на него факторами. Она иллюстрирует различные причины, влияние на процесс, сортирует их и показывает их взаимосвязи. Идея метода - выявить, а затем последовательно устранять или минимизировать воздействие выявленных проблем, что и будет приводить к повышению качества [4, 5].
В целях развития и усовершенствования работы предприятия [6, 7], с помощью причинно-следственной диаграммы Исикавы были проанализированы проблемы управления ОАО «КазХимНИИ» и выявлены слабые места:
• Не работает на практике процессный подход, когда вход одного процесса является выходом другого, в результате чего нет четко сформулированного плана действий и ответственных за брак и дополнительные действия.
• На некоторые виды выпускаемой продукции не разработаны ТУ, отсутствует СТО, устанавливающие единые технологические требования.
• Обмен документами и информацией производится вручную, что замедляет скорость и точность ее обработки.
На рисунке 1 представлена диаграмма Исикавы с позиции проблем управления. В результате анализа Диаграммы причин и следствий, предложены пути улучшения качества продукции и повышения эффективности производственных процессов ОАО «КазХимНИИ», проблемы в деятельности которого отмечались и ранее [8, 9].
Йт reel «IV и ftmrrunMin
Рис. 1 - Причинно-следственная диаграмма -«Управленческие проблемы»
Итак, возможные пути решения:
- Разработка матрицы ответственности и пересмотр на её основе должностных инструкций, положений по подразделениям.
- Система планирования работ по всему ЖЦП с указанием конкретных сроков, исполнителей по подразделениям и ответственности.
- Повышение заинтересованности и ответственности в конечном качественном продукте всех подразделений организации. Ведение продукции разработчиком до её выпуска.
- Разработка СТО, устанавливающего единые для всех структурных подразделений и видов выпускаемой продукции технологические требования по изготовлению (нормы подгиба низа, длины стежка, маркировки продукции и т.д.).
- Создание системы электронного документооборота.
- Дополнение матрицы ответственности. На анализируемом предприятии, уже существует разработанная матрица распределения ответственности руководителей за реализацию требований ГОСТ РВ 15.002. Данная матрица, была дополнена в соответствии функциями процесса производства (Таблица 1). Это дает более наглядное представление и понимание руководством предприятия, кто за какой этап производства отвечает.
Таблица 1 - Дополненная матрица ответственности ОАО «КазХимНИИ»
ц;1
ц И 11; ' I >
[;
и I
Матрица ответственности обеспечивает описание и согласование структуры ответственности за выполнение пакетов работ. Она представляет собой форму описания распределения ответственности за реализацию работ по проекту, с указанием роли каждого из подразделений в их выполнении. В целях сбалансирования системы ответственности, предлагается пересмотреть матрицу ответственности. Используются следующие обозначения:
«О» - Ответственный. Основной организатор процесса, принимающий решения;
«И» - Исполнитель. Занимается операционной деятельностью, реализует принятые решения;
«У» - Участник. Координирует процесс на определенном этапе, но решения сам не принимает (в случае отклонений от нормального течения процесса или при необходимости выбора из нескольких альтернатив обращается к ответственному).
Дополнение существующей организационной структуры предприятия.
В данный момент на предприятии действует линейная структура управления, которая имеет следующие недостатки:
- большая информационная перегрузка руководителя, множественность контактов с подчиненными, вышестоящими и смежными звеньями;
- высокие требования к квалификации руководителя;
- отсутствие гибкости, что не позволяет решать задачи, обусловленные постоянно меняющимися условиями внешней среды.
На рисунке 2, приведены рекомендации в отношении производственного цикла, в котором, процесс производства изделия, контролируется различными функциональными блоками. Данная структура нацелена на взаимную согласованность работы всех подразделений организации, для достижения целей различных проектов. Это упрощает координацию выполнения работ над проектами.
4 \1Л:1 II ! (ДОНН
ЦиВТйЕМН« ЮТНЧЭ ФЮ
Пиясте.ча шНЛПКР
— ОгаиШ, игж'.лш
- Огаищ, отжс. лот
Пмплша □ и к'.втро 1 №
Иге ПИ ОпХШ
ОЧИ шрчжж.СЖС
Очи
'13 <Т1 ИГ] I яр1М<ШГГ
Рис. 2 - Применение матричной структуры управления, для отдельных видов продукции
МСУ создает предпосылки для наиболее квалифицированного исполнения отдельных функций. Структура обладает значительной гибкостью, поскольку упрощается перераспределение персонала для выполнения первоочередных работ
На основе предложенной матричной структуры, отражающей удобство и наглядность применения функциональных блоков, была предложена линейно-функциональная структура управления - рациональное сочетание линейных и функциональных взаимосвязей. Данная структура имеет следующие достоинства:
- личная ответственность каждого руководителя за результаты деятельности;
- оперативность в принятии решений;
- согласованность действий исполнителей.
- единство распорядительства, простота и четкость подчинения.
Применив данную структуру управления, возможно решение многих проблем, связанных, прежде всего: с несогласованностью в работе подразделений (перекладывания ответственности за конечный результат работы, от одного подразделения к другому). Данная структура поспособствует сплочению различных цехов, отделов, создание командой работы на предприятии.
Выявление причин высокой себестоимости
Характеристика данной проблемы:
- Высокий вклад в себестоимость накладных расходов (НР). Накладные расходы - это затраты,
связанные с созданием общих условий производства, его обслуживанием, организацией и управлением.
- Они включают в себя такие затраты как:
- Оплата труда работников аппарата управления (работники офиса). Оплату труда линейного персонала (прорабов, мастеров). Затраты на оплату единого социального налога (ЕСН). Оплата услуг связи. Затраты на оплату содержанию офиса (ремонт, оплата коммунальных услуг). Расходы на формирование резерва по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию. Затраты по оплате кредитов. Затраты на рекламу и т.п. Низкая производительность.
На рисунке 3 представлена диаграмма Исикавы, касающаяся проблемы высокой себестоимости продукции.
Сир»» 0»]л яеим М»ми имт
Рис. 3 - Причинно-следственная диаграмма -«Высокая себестоимость продукции»
Проанализировав диаграмму Исикавы, можно предложить следующие рекомендации, позволяющие усилить работу предприятия. Возможные пути улучшения:
• контроль использованных материалов, в частности и за счет контроля использованной электроэнергии (с этой целью в первую очередь необходимо установление отдельных счетчиков на цеха, и корпусов).
Снижение НР возможно за счет:
• создания эффективной системы управления организацией;
• экономного использования электроэнергии (разогрев аппарата для прорезинивания ткани и т.д.).
Снижение затрат на материалы и комплектующие за счет:
- использования собственной ткани,
- эффективной системы разработки и постановки изделий на производство (создание команд из разработчиков и мастеров различных цехов, процедуры согласования разработок).
Контроль за себестоимостью:
- применение метода Б8Л, цель которого, сократить затраты на производство костюма, выявив и исключив при этом ненужные функции;
- применение БЫЕЛ-анализа, целью снижения риска потребителя от потенциальных дефектов.
Анализ причин появления проблем с качеством продукции
Характеристика проблемы:
Одна из главных причин не достаточно высокого качества продукции - это малое количество поставщиков и разногласия, касающиеся технических условий (ТУ) по которым изготавливается необходимый материал. Вследствие чего, приобретаемая ткань не проходит по ТУ ОАО «КазХимНИИ», т.к. институт изготавливает защитные костюмы для военных целей, и, следовательно, технические условия для этих изделий более жесткие. Но при отсутствии иных поставщиков, проходится работать с той тканью, которая имеется в наличии, что ведет к экономическим потерям.
Одна из главных причин экономических потерь на этапе производства - применение всего 2 контрольных точек: входной контроль и выходной контроль. В результате при такой организации производства возникает много затрат на переделку уже готовых изделий. Причина же плохих результатов -в плохих процессах, поэтому, процессы нуждаются в контроле их качества так же, как и их выходы. Из теории менеджмента качества известно, что чем раньше обнаружен дефект, тем он дешевле обходится производителю. Введение дополнительных методов контроля позволит вовремя выявить несоответствия и исправить их.
На рисунке 4, представлена диаграмма Исикавы, касающаяся проблемы низкого качества выпускаемой продукции.
Сыры Оиряы» Мтдхмсп
Рис. 4 - Причинно-следственная диаграмма -«Низкое качество выпускаемой продукции»
Проанализировав Диаграмму, можно предложить следующие меры, позволяющие усилить работу предприятия:
• Введение автоматизированной системы раскроя (все изделия в ОАО «КазХимНИИ» раскраиваются вручную, программа САПР хоть и имеется в наличии, но не применяется).
• Введение системы регистрации и анализа несоответствий (в настоящее время отсутствует)
• Из теории менеджмента качества известно, что чем раньше обнаружен дефект, тем он дешевле обходится производителю.
• Введение дополнительных методов контроля позволит вовремя выявить несоответствия и исправить их.
• Введение промежуточных контрольных точек (во время производства):
• Проверка правильности расположения лекал;
• Проверка правильности выполнения раскроя;
• Проверка комплектации деталей кроя и дополнительных материалов;
• Проверка правильности выполнения стачивания;
• Проверка химзащитного слоя.
Низкое качество выпускаемой продукции, также связано с большим количеством затрат, переделок выполненных работ вследствие несоответствия выпускаемой продукции требованиям военного стандарта. Были проанализированы стандарты предприятия ГОСТ ISO 9001 - 2011 «Системы менеджмента качества. Требования» и ГОСТ РВ 15 2003 «СРПП ВТ Военная техника. Система менеджмента качества. Общие требования», отмечено, что требования военного стандарта жестче, по отношению к ГОСТ IS09001 - 2011.
Разработанная программа мероприятий улучшения качества выпускаемой продукции представлена в таблице 2.
Таблица 2 - Программа мероприятий улучшения качества выпускаемой продукции
ОАО «КазХимНИИ»
Мероприятие Характеристика
1. Оценка эффективности организационной структуры и моделирование оптимизированной улучшенной организационной структуры ОАО «КазХимНИИ» 1.0 Начало выполнения запланированных мероприятий 1.1 Структурирование перечня основных и вспомогательных процессов с установлением «владельцев» процессов. 1.2 Идентификация процессов, составление матрицы «владельцев» процессов и ответственных за их качество, определение взаимодействия и взаимосвязей процессов, установление места и связей каждого процесса в сети процессов СМК; 1.3 Переработка должностных инструкций и положений о подразделениях; 1.4 Составление перечня процессов требующих реинжиниринга и подразделений, структуры и штатные расписания которых требуют изменения. 1.5 Создание рабочих групп по ведению продукции по всему ЖЦП; 1.6 Создание системы электронного документооборота 1.7 Испытание разработанных мероприятий
2. Переход к управлению на основе базисного принципа СМК — «Процессный подход» 2.0 Начало выполнения запланированных мероприятий 2.1 Определение параметров контроля и оценки результативности и эффективности процессов с установлением контрольных значений; 2.2 Разработка «планов качества» и «паспортов (карт) ключевых процессов» с взаимоувязыванием выходных и входных параметров последовательных процессов; 2.3 Осуществление контроллинга за качеством процессов и их выходных показателей, влияющих на входные параметры следующих процессов и результаты деятельности ОАО «КазХимНИИ». Внесение соответствую-
щих требований в документацию СМК. 2.4 Испытание разработанных мероприятий
3. Повышение эффективности использования ресурсов 3.0 Начало выполнения запланированных мероприятий 3.1 Разработка и анализ мероприятий по экономному использованию материалов, электроэнергии, рабочего времени и т. д. 3.2 Разработка СТО ОАО «КазХим-НИИ», устанавливающего единые технологические требования. 3.3 Испытание разработанных мероприятий
В таблице 3 представлен календарный план-график выполнения запланированных мероприятий
Таблица 3 - Календарный план-график выполнения запланированных мероприятий
- и™.
' -I' ll i 1 J 1 т i f н J] i:
: у— 111 ГТ^ТТ^И 1 Ц _
t: -ШнШШ- — —
и —' -
гртгтмйЩ 1 -||1-||' и FtwaeranrtfWnim« —
и ОанЩ - — — —
LT —
: ГЬтшт ^■IfeB 1J олФ-шваш?ш» IfCWIM Ржмт» згйи шкж —.
—
и —, —,
taaunm r^-'vt - —
и 0.U5-КкХиНИ!- _ —
а
» -
В результате проведенного исследования выделены наиболее выгодные пути улучшения качества продукции и повышения эффективности производственных процессов, выявлены неэффективные и нерезультативные действия.
Кроме этого, необходимо отметить, что для эффективного управления качеством необходимо:
• Рассматривать деятельность на основе процессного подхода: определить цель, входы, ресурсы, выходы, пользователей, владельцев каждого процесса.
• Управлять процессами и проектами можно только на основе объективной информации (зарегистрированных измеримых параметров).
• Эффективность каждого процесса может быть и должна быть измерена.
Таким образом, с помощью диаграммы Исикава и проведенного БШОТ-анализа [2], было выявлено, в каком направлении следует двигаться предприятию, в целях своего дальнейшего развития.
Литература
1. Г.Л. Багиев др. Маркетинг: Учебное пособие для ВУЗов // Г.Л. Багиев, В.М. Тарасевич, Х. Анн; под общ. Ред. Г.Л. Багиева. - М.: ОАО Изд-во «Экономика», 2012. - 703 с.
2. И.С. Разина, Е.В. Приймак, К.С. Разина, М.А. Колоколов. Вестник Казанского государственного технологического университета 14, 18, 211-217 (2015)
3. М.П. Глызина, Л.И. Дуброва, Е.А. Иванова, А.А. Рев-занов. Современный менеджмент. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. - 352 с.
4. В.И. Гиссин Управление качеством продукции: Учебное пособие. - Ростов нД.: Феникс, 2010. - 212 с.
5. Р.Ф. Бакеева, И.С. Разина, Г.А. Закирова, В.П. Барабанов, В.Ф. Сопин Вестник Казанского государственного технологического университета 5, 17-23, (2012)
6. Е.В. Приймак, Л.Д. Бикиева Методы менеджмента качества, 10, 10-17 (2012)
7. Е.В. Приймак, Н.Г. Николаева, И.С. Разина Компетентность, 6,127, 44-49 (2015)
8. И.С. Разина, Е.В. Приймак, В.В. Хасанова, М.А. Колоколов. Вестник Казанского государственного технологического университета, 16, 17, 224-231 (2014)
9. Е. В. Приймак, И.С. Разина, В.В. Хасанова, М.А. Колоколов. Вестник Казанского государственного технологического университета 21, 17, 379-387 (2014)
© Е. В. Приймак к.х.н., доцент кафедры аналитической химии, сертификации и менеджмента качества КНИТУ, [email protected]; И. С. Разина, к.х.н., доцент кафедры технологического оборудования медицинской и легкой промышленности КНИТУ, [email protected]; К. С. Разина - магистр кафедры анализа данных и исследования операций, КФ(П)У; М. А. Колоколов - магистр кафедры технологического оборудования медицинской и легкой промышленности КНИТУ.
© E. V. Priymak, Cand. Sci. (Chemical), Assoc. Prof., Kazan National Research Technological University, [email protected]; 1 S. Razina, Cand. Sci. (Chemical), Assoc. Prof., Kazan National Research Technological University, [email protected]; K. S. Razina, master, Kazan Federal University; M. A. Kolokolov, master, Kazan National Research Technological University.