Применение препарата Селцинк плюс у мужчин с нарушением фертильности
А.И. Неймарк, И.И. Клепикова
Кафедра урологии и нефрологии ГБОУ ВПО АГМУ, Барнаул Контакты: Александр Израилевич Неймарк urologagmu@mail.ru
Частота мужского бесплодия составляет около 40 % и в последнее время имеет значительную тенденцию к росту. Нарушение мужской фертильности является мультифакториальным состоянием. В последнее время существует множество препаратов, используемых для лечения нарушений мужской фертильности. Целью исследования было оценить эффективность и безопасность применения препарата Селцинк плюс в комплексной терапии идиопатического бесплодия у мужчин. Представлены результаты терапии препаратом Селцинк плюс (по 1 таблетке 2раза в сутки 3мес). Входящие в состав препарата микроэлементы обладают различными положительными эффектами и позволяют улучшить ключевые параметры спермограммы. Проведенное нами исследование подтвердило эффективность препарата Селцинк плюс в комплексной терапии пациентов с идиопатическим бесплодием. Терапия Селцинком плюс является безопасной даже при назначении двойной суточной дозы. Результаты настоящего исследования и их сопоставимость с данными зарубежной литературы позволяют нам рекомендовать Селцинк плюс для использования в клинической практике при комплексной терапии мужского бесплодия и в программах вспомогательных репродуктивных технологий.
Ключевые слова: нарушение фертильности, Селцинк плюс, микроэлементы, цинк, селен
Use of the drug Selzinc plus in men with impaired fertility
A.I. Neymark, I.I. Klepikova
Department of Urology and Nephrology, Altai State Medical University, Ministry of Health of Russia, Barnaul
The rate of male infertility is about 40 % and has a recent upward trend. Male infertility is a multifactorial disorder. There have been recently a great number of medicaments used to treat male infertility. The investigation was undertaken to evaluate the efficacy and safety of Selzinc plus used in the combination therapy of idiopathic male infertility. The paper gives the results of therapy with Selzinc plus (a tablet b.i.d. for 3 months). The trace elements as the drug's components have different positive effects and can improve the key parameters of a spermogram. Our investigation has confirmed the efficacy of Selzinc plus in the combination therapy of patients with idiopathic infertility. Therapy with Selzinc plus is safe even if it is given in a double daily dose. The results of this investigation and their comparability with the data available in the foreign literature enable us to recommend Selzinc for clinical application in the combination therapy of male infertility and in the programs of assisted reproductive technologies.
Key words: impaired fertility, Selzinc plus, microelements, zinc, selenium
Введение
Одной из причин снижения рождаемости среди населения является бесплодие. Частота мужского бесплодия составляет около 40 % и в последнее время имеет значительную тенденцию к росту. Примерно 8—12 % семейных пар, по данным ВОЗ за 2000 г., страдают бесплодием, а частота бесплодных браков в России достигает 15 %, что является критическим уровнем. Около 7 % мужчин на протяжении жизни сталкиваются с проблемой нарушения фертильности. За последние годы в России наблюдается прогрессирующее снижение фертильности среди взрослых мужчин, в связи с чем за последнее время были пересмотрены показатели спермограммы в сторону уменьшения количественных и качественных показателей эякулята. Реальная фертильность мужчин сохраняется, в отличие от женщин, в течение всей жизни.
Нарушение мужской фертильности является муль-тифакториальным состоянием, которое может быть связано с наличием инфекционного процесса, нарушением гормонального статуса, органическими изменениями (крипторхизм, кисты придатка, варикоцеле и т. д.), иммунологическими и генетическими нарушениями, воздействием факторов окружающей среды или носить идиопатический характер.
Для нормального функционирования организма и в частности половой системы необходимо достаточное содержание витаминов и микроэлементов. Наиболее важное значение для репродуктивной системы мужчин имеют витамины и микроэлементы с антиок-сидантной активностью: витамин Е, селен, цинк, бета-каротин, витамин С, глутатион и др. [1, 2].
Так, в последних Клинических рекомендациях Европейской ассоциации урологов (2013) в разделе, по-
Е га Е
Е га Е
священном лечению идиопатического бесплодия, подчеркнуто, что пероральные антиоксиданты единственные показали свою эффективность как в увеличении частоты наступления беременности, так и в увеличении коэффициента живорождений.
Селен — один из главных микроэлементов антиок-сидантной системы организма человека. Селен входит в состав каталитического центра основного фермента антиоксидантной системы глутатионпероксидазы, тем самым обеспечивая инактивацию активных форм кислорода, которые оказывают токсическое воздействие на сперматозоиды, снижая качественные показатели эякулята [3, 4].
Кроме того, активные формы кислорода, вызывающие окислительный стресс, оказывают негативное влияние на клетки эндотелия. В результате возникают условия, способствующие развитию эректильной дисфункции [5].
Селен является синергистом витамина Е, тем самым усиливая его антиоксидантную активность [6, 7].
Суточная потребность в селене у взрослого человека составляет 50—70 мкг. Интересно, что активность сперматозоидов во многом определяется наличием в хвостике сперматозоида специфического селеносо-держащего белка (рисунок) [8].
По данным зарубежных авторов, селен обладает противоопухолевым эффектом и его недостаточность может являться фактором риска развития злокачественных новообразований предстательной железы, яичников и т. д. [1, 2, 9, 10].
Другим важным микроэлементом для нормального функционирования репродуктивной системы мужчины является цинк.
Хвостики сперматозоида: а — нормальный; б — с патологией
Цинк участвует в формировании чувствительности к факторам роста и различным гормонам, на фоне дефицита цинка может возникнуть задержка полового развития у мальчиков, а впоследствии нарушение фер-тильности. Снижение уровня цинка приводит к нарушению фагоцитоза, это вызывает длительное пер-систирование инфекции. Недостаток этого элемента также вызывает регрессию мужских половых желез и яичек. Средний уровень дефицита цинка приводит к снижению количества спермы [11].
Цинк участвует в защите генетического материала в головке сперматозоида. Цинк является структурным компонентом биологических мембран, клеточных рецепторов, незаменим для генной экспрессии и метаболизма нуклеиновых кислот, а соответственно и всех процессов клеточного роста и дифференцировки [ 12].
Цинк и тестостерон тесно связаны, но природа этой взаимосвязи остается невыясненной [13].
Цинк накапливается в предстательной железе и является одним из компонентов секрета простаты. Способствует разжижению эякулята. Концентрация цинка в спермальной плазме составляет от 150 до 700 мг/л [ 14].
Суточная доза потребления цинка у взрослого человека составляет 15 мг в сутки. Цинк в большом количестве накапливается в сперме и секрете простаты. Самое высокое содержание цинка в организме мужчины в сперматозоидах и составляет около 1900 мкг/кг [12].
Токоферол (витамин Е) — основной липораство-римый антиоксидант плазмы. Выступает в качестве ловушки свободных радикалов, формируя при этом стабильные токофероксил-радикалы.
Аскорбиновая кислота — основной водорастворимый антиоксидант внутриклеточной и межклеточной жидкости. Витамин С реагирует с радикалами, формирует аскорбат-радикал.
Бета-каротин — антиоксидант, который сохраняет целостность клеточной структуры, усиливает действие токоферола и цинка.
Интересно, что антиоксидантные свойства витаминов Е и С полноценно проявляются только при увеличении их суточного потребления в 2—3 раза от рекомендуемой суточной нормы.
Цель исследования — оценить эффективность и безопасность применения препарата Селцинк плюс в комплексной терапии идиопатического бесплодия у мужчин.
Материалы и методы
В исследование были включены 43 пациента: мужчины с доказанным нарушением фертильности идио-патического генеза в возрасте 20—40 лет с длительностью заболевания не менее года.
Всем пациентам были выполнены следующие методы обследования:
— сбор анамнеза;
— клинический осмотр;
а
б
— исследование гормонального статуса;
— исследование инфекционного статуса (ПЦР-диагностика мазка из уретры);
— ультразвуковое исследование органов мошонки;
— трансректальное ультразвуковое исследование простаты;
— консультация генетика;
— кровь на антиспермальные антитела (АСАТ), при необходимости проведение МАЯ-теста;
— спермограмма.
Всем пациентам до и после лечения проводили исследования эякулята.
Показатели эякулята по данным ВОЗ (до 2010 г.):
— объем эякулята — 2—5 мл;
— количество сперматозоидов в 1 мл > 20 млн/мл;
— общее количество сперматозоидов в эякуляте > 40 млн/мл;
— подвижность А + В — 50 %;
— живых сперматозоидов > 50 %;
— нормальной морфологии > 30 %;
— количество лейкоцитов — 0—1 млн/мл.
Критерии исключения:
— наличие в анамнезе оперативных вмешательств в области простаты и мочевого пузыря;
— органические изменения (варикоцеле, криптор-хизм);
— нарушение гормонального статуса;
— повышение уровня АСАТ;
— наличие мочевой инфекции;
— наличие органических изменений;
— неврологические и психические заболевания;
— прием антибактериальных, противовоспалительных средств.
Результаты исследования
Все пациенты были разделены на 2 группы в зависимости от протокола лечения. Курс лечения пациентов обеих групп составил 3 мес.
Совместно с препаратом, содержащим Ь-карни-тин, больные принимали препарат Селцинк плюс (PRO.MED.CS РгаИа а. б.), в состав которого входит комплекс антиоксидантов: селен — 0,05 мг; цинк — 7,2 мг; Р-каротин — 4,8 мг; витамин Е — 31,5 мг; витамин С — 180 мг (табл. 1). Селцинк плюс имеет ряд значимых преимуществ. Цинк в его составе имеет высокую биодоступность за счет органической формы лактата, кроме того, синергизм компонентов — сочетание р-каро-тина, токоферола с цинком и селеном — усиливает антиоксидантный эффект препарата в целом.
До и через 3 мес после лечения у пациентов были получены следующие показатели эякулята (табл. 2):
— увеличение объема эякулята на 59 %;
— увеличение количества сперматозоидов на 79 %;
— увеличение количества живых сперматозоидов на 28 %;
— увеличение подвижности категории А + В на 39 %;
— увеличение нормальных морфологических форм на 24 %.
Таблица 1. Группы пациентов в зависимости от протокола лечения
1-я группа (п = 21) 2-я группа (п = 22)
Ь-карнитин (1,5 г в день) Ь- карнитин (1,5 г в день)
в течение 3 мес в течение 3 мес
Селцинк плюс (1 табл.
2 раза в день) в течение 3 мес
Собственные наблюдения
На базе отделения «Сохранение и восстановление репродуктивной функции» ГУЗ ККП г. Барнаула за период с 2010 по 2012 г. по федеральной программе с помощью вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ) выполнено 500 квот: у 130 пар наступила беременность (26 %), у 34 пар из 130 причиной бесплодия
Таблица 2. Показатели эякулята у пациентов обеих групп до и после лечения
Показатели Нормальные показатели эякулята (ВОЗ, 2010) 1-я группа (п = 21) 2-я группа (п = 22)
до после % до после %
Объем эякулята, мл 2-5 2,2 3,5 59*,** 2,1 2,8 33*
Количество сперматозоидов, млн/мл > 20 54,8 98,1 79*,** 60,5 78,3 29*
Живые сперматозоиды, % > 40 67,2 86,3 28*,** 72,4 80,1 10
Подвижность А + В, % > 50 32,5 45,3 39*,** 39,3 41,2 4
Нормальные морфологические формы, % > 30 33 40,8 24*,** 35,1 37 5
Примечание. * — статистически значимая разница после лечения (р < 0,05); ** — статистически значимая разница между группами (р < 0,05).
т а т
стал мужской фактор — выраженная олигоастенотера-тозооспермия (26,1 %).
Выводы
Проведенное нами исследование подтвердило эффективность препарата Селцинк плюс в комплексной терапии пациентов с идиопатическим бесплодием. Сочетание терапии Ь-карнитином и препаратом Селцинк плюс позволяет улучшить ключевые параметры
спермограммы. Терапия Селцинком плюс является безопасной даже при назначении двойной суточной дозы. Побочных эффектов в ходе лечения выявлено не было. Результаты настоящего исследования и их сопоставимость с данными зарубежной литературы позволяют нам рекомендовать Селцинк плюс для широкого использования в клинической практике при комплексной терапии мужского бесплодия и в программах ВРТ.
ЛИТЕРАТУРА
1. Анисимов В.Н. Современные представления о природе старения. Успехи совр биол 2000;2:156-64.
2. Galan P., Brancon S., Favier A. et al. Antioxidant status and risk of cancer in the SU.VI.MAX study: is the effect of supplementation depend on baseline levels? Br J Nutr 2005;94(1):125-32.
3. Николаев В.В., Строев В.А., Астраханцев А.Ф. Биохимические исследования спермоплазмы при мужском бесплодии. Урол и нефрол 1993;3:33-6.
4. Safarinejad M.R., Safarinejad S. Efficacy of selenium and/or N-acetylcysteine for improving semen parameters in infertile men: a double-blind, placebo controlled, randomized study. J Urol 2009;181(2):741-51.
5. Agarwal A., Rakesh K.C. Role of oxidative stress in the pathohysiological
mechanism of erectile dysfunction. J Androl 2006;27(3):338-9.
6. Seema P., Swathy S.S., Indira M. Protective effect of selenium on nicotine-induced testicular toxicity in rats. Biol Trace Elem Res 2007;120(1-3):212.
7. Swathy S.S., Panicker S., Indira M. Effect of exogenous selenium on the testicular toxicity induced by ethanol in rats. Indian
J Physiol Pharmacol 2006;50(3):215-24.
8. Голубкина Н.А., Папазян Т.Т. Селен в питании. М.: Изд-во «Белый город», 2006.
9. Combs G.F. Jr, Clark L.C., Turnbull B.W. An analysis of cancer prevention by selenium. Biofactors 2001;14(1-4):153-9.
10. Clark L.C., Combs G.F., Turnbull B.W. The nutritional prevention of cancer with selenium 1983-1993:
a randomized clinical trial. JAMA 1996;276:1957-63.
11. Hunt C.D., Johnson Р.Е., Herbel J., Mullen L.K. Effects of dietary
zinc depletion on seminal volume and zinc loss, serum testosterone concentrations, and sperm morphology in young men. Am J Clin Nutr 1992;56(1):148-57.
12. Скальный А.В. Цинк и здоровье человека. Оренбург: РИО ГОУ ОГУ, 2003. 80 с.
13. Netter A., Hartoma R., Nahoul K. Effect of zinc administration on plasma testosterone, dihydrotestosterone,
and sperm count. Arch Androl 1981;7(1):69-73.
14. Полунин А.И., Мирошников В.М., Николаев А.А. и др. Использование препарата цинка в лечении мужской субфертильности. Микроэлементы
в медицине 2001;2(4):44-6.
Е га Е