Олесова Марианна Маратовна
ПРИМЕНЕНИЕ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ
В данной статье рассмотрены практико-ориентированные технологии как один из концептуальных подходов к новому типу обучения в вузах. Данная проблема повышается в связи с переходом страны и отраслей народного хозяйства на инновационный путь развития. Практико-ориентированные технологии обучения в вузе позволяют повысить мотивированность студентов на приобретение профессиональной компетенции. Автор подробно рассматривает интерактивное, контекстно-компетентностное, модульное обучение и саморегулируемое учение.
Адрес статьи: www.gramota.net/materials/272017y7-2758.html
Источник
Филологические науки. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2017. № 7(73): в 3-х ч. Ч. 2. C. 201-204. ISSN 1997-2911.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html
Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/2/2017/7-2/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: phil@gramota.net
3. Дудковская Е. Е. Развитие коммуникативной компетенции учащихся в условиях реализации ФГОС // Мир науки, культуры, образования. 2014. № 4 (47). С. 161-163.
4. Зимняя И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Эксперимент и инновации в школе.
2009. № 2 С. 7-14.
5. Примерные программы по учебным предметам. Иностранный язык. 5-9 классы. Изд. 2-е. М.: Просвещение,
2010. 144 с.
6. Присная Л. Л., Рукавицына О. Н. Роль продуктивного словообразования в формировании языковой компетенции учащихся // Вестник Шадринского государственного педагогического института. 2014. № 4 (24). С. 125-129.
7. Соколова Т. А. О степени концентрации словообразовательной активности при чтении на иностранном языке // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2009. № 2 (4). С. 239-242.
8. Туманова Т. В. Формирование словообразовательной компетенции детей дошкольного и младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи: автореф. дисс. ... д. пед. н. М., 2005. 45 с.
9. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования [Электронный ресурс]: Приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413. URL: httpV/минобрнауки.рф/ documents/2365 (дата обращения: 06.03.2017).
ON FORMING THE WORD-BUILDING COMPETENCE OF PUPILS IN COMPREHENSIVE SCHOOL (BY THE MATERIAL OF THE ENGLISH LANGUAGE)
Korzun Oksana Olegovna, Ph. D. in Pedagogy Savkina Ekaterina Aleksandrovna
Moscow City Teacher Training University korzun_oksana@mail ru; katyasavkina@yandex. ru
This article formulates the definition of the notion "word-building competence". The peculiarities of its formation are revealed. The reasons for the difficulties of performing tasks on word formation are analyzed as well. On the basis of the analysis general guidelines for performing exercises of this section are presented. The authors propose tasks that will facilitate preparation for the State final examination.
Key words and phrases: word formation; word-building competence; the English language; reasons for difficulties of wordbuilding competence formation; word formation exercises.
УДК 378.315.6
В данной статье рассмотрены практико-ориентированные технологии как один из концептуальных подходов к новому типу обучения в вузах. Данная проблема повышается в связи с переходом страны и отраслей народного хозяйства на инновационный путь развития. Практико-ориентированные технологии обучения в вузе позволяют повысить мотивированность студентов на приобретение профессиональной компетенции. Автор подробно рассматривает интерактивное, контекстно-компетентностное, модульное обучение и саморегулируемое учение.
Ключевые слова и фразы: образование в вузе; практико-ориентированные технологии; компетенция; интерактивное обучение; контекстно-компетентностное обучение; самоопределение; модульное обучение.
Олесова Марианна Маратовна, к. пед. н.
Октёмский филиал Якутской государственной сельскохозяйственной академии, с. Октёмцы, Хангаласский район Республики саха (Якутия) olesova1964@mail.ru
ПРИМЕНЕНИЕ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ
В течение длительного времени отечественные высшие учебные заведения были ориентированы на передачу студентам фундаментальных знаний, которые позволили бы достичь определенных карьерных высот. При этом многие вузы получали активную поддержку со стороны крупных предприятий и научных организаций. В настоящее время большинство институтов лишены конкретных мест прохождения производственной практики в соответствии с определенным профилем подготовки. Подобная ситуация предопределила острую нехватку высококвалифицированных специалистов, способных на местах принимать грамотные управленческие решения. Актуальность данной проблемы повышается в связи с переходом страны и отраслей народного хозяйства на инновационный путь развития.
В этой связи представляется необходимым продолжить переход от передачи знаний к практико-ориенти-рованным технологиям обучения в вузе, что, в конечном итоге, позволит повысить мотивированность студентов на приобретение профессиональной компетенции.
Некоторые специалисты выделяют следующие подходы к практико-ориентированному обучению [1]: • организация всех видов практик, включая учебную, производственную и преддипломную, в целях реального приобретения студентом профессиональных компетенций по соответствующему профилю обучения;
202
^БЫ 1997-2911. № 7 (73) 2017. Ч. 2
• активное внедрение в обучение практико-ориентированных технологий, которые позволяют сформировать у студента знания, умения и навыки, а также личные качества, которые необходимы для качественного выполнения своих функциональных обязанностей в будущем;
• создание на базе вуза инновационных форм профессиональной занятости студентов в целях решения научно-практических и опытно-производственных работ;
• создание условий, необходимых для приобретения знаний, умений и навыков в ходе изучения дисциплин.
При этом перечисленные подходы тесно взаимосвязаны между собой и должны дополнять друг друга.
Особый интерес вызывает применение практико-ориентированных технологий, которые целесообразно
рассматривать как совокупность средств и методов обучения и развития студентов, позволяющих наиболее успешно реализовывать поставленные цели.
В настоящее время выделяют следующие группы практико-ориентированных технологий обучения в вузе [5]:
• интерактивное обучение;
• контекстно-компетентностное обучение;
• модульное обучение;
• саморегулируемое учение.
Рассмотрим каждый из указанных блоков более подробно.
В настоящее время интерактивные формы обучения должны составлять не менее 20% от общего количества аудиторных занятий. Наибольшее распространение в образовательном процессе получили деловые игры, мастер-классы, тренинги, встречи с практическими работниками и др. [6].
Задачами интерактивных форм обучения являются:
• пробуждение у студентов интереса к обучению;
• эффективное усвоение учебного материала;
• самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения);
• обучение работе в команде: проявление толерантности к различным точкам зрения, уважение прав каждого на свободу слова;
• формирование у обучающихся собственного мнения, опирающегося на определенные факты;
• выход на уровень осознанной компетентности студента.
Следует обратить внимание на то, что в ходе подготовки занятия на основе интерактивных форм обучения перед преподавателем стоит вопрос не только в выборе наиболее эффективной формы обучения для изучения конкретной темы, но и в возможности сочетания методов обучения, что, несомненно, способствует наиболее глубокому осмыслению темы. При этом нужно опираться на следующие методологические принципы:
• интерактивное занятие - это не лекция, а совместная работа обучающихся по определенной проблеме;
• все участники учебного процесса равны независимо от возраста, социального статуса, опыта, места работы;
• каждый участник имеет право на собственное мнение по изучаемому вопросу;
• критика личности недопустима (подвергнуться критике может только идея или неверная информация).
При этом такие формы ориентированы преимущественно не только на обеспечение отношений «преподаватель-студент», но и на установление контакта «студент-студент». Благодаря этому представители студенческого сообщества анализируют полученную информацию, определяют проблемные вопросы, осуществляют изыскание возможностей и ресурсов для их решения. Благодаря их использованию студент учится формулировать свою мысль, излагать собственную точку зрения по конкретному вопросу и т.д.
Контекстно-компетентностный подход способствует эффективному профессиональному самоопределению и профессиональной самоидентификации студентов в получаемой профессии. При этом основными формами такого обучения выступают следующие [4]:
• учебная деятельность академического типа (проблемная лекция, семинарское занятие, дискуссия);
• квазипрофессиональная деятельность, моделирующая в аудиторных условиях содержание производства (практическое занятие, ситуационнодеятельностная игра, выпуск учебной «живой» газеты, «самоэкскурсия»);
• учебно-профессиональная деятельность (экскурсия, занятие в лабораториях вуза).
Выездные практические занятия как активная форма практических занятий позволяет реализовать студенту профессиональные знания, полученные на лекционных занятиях. Главная цель выездных практических занятий - подготовка студентов к профессиональной деятельности. Цели этой можно достичь через решение следующих задач:
1) закрепление и углубление теоретических знаний;
2) проведение научных исследований с целью подготовки курсовых и квалификационных работ;
3) формирование готовности студента к выполнению основных видов профессиональной деятельности;
4) ориентирование студентов на ценности современной туристской индустрии;
5) комплексное развитие ключевых социальных, творческих и профессиональных компетенций студентов;
6) достижение целостности физической, интеллектуальной и нравственной сторон личности студентов.
Выездные практические занятия целесообразно, на наш взгляд, проводить, начиная с первого курса обучения. Это позволит, во-первых, сразу включить студента в активную познавательную и созидательную учебную деятельность. Во-вторых, при помощи выездных практических занятий быстрее проходит процесс
адаптации первокурсников к новым, отличным от школьных, условиям учебной деятельности и общения. Руководство выездными практическими занятиями возлагается на преподавателя, ответственного за данный вид деятельности студентов. Функции преподавателя, ответственного за выездные практические занятия, заключаются в следующем:
• общее руководство выездными практическими занятиями;
• составление и утверждение графиков выездных практических занятий по группам;
• утверждение направлений и программ выездных практических занятий;
• контроль над соблюдением графиков выездных практических занятий;
• проведение конференций по итогам выездных практических занятий.
Исходя из этого, контекстно-компетентностное обучение обеспечивает целенаправленную актуализацию в единстве личностно-профессиональных и социальных ценностей и смыслов будущей профессии.
Модульное обучение представляет собой обучение, нацеленное на решение долговременных комплексных задач, которые способны обеспечить полный цикл обучения [3]. При этом обучающий модуль представляет собой интеграцию целей, содержания, средств и организационных форм обучения, предназначенных для постановки и решения конкретной задачи или для изучения и усвоения слушателями знаний и умений по конкретной теме учебной дисциплины. В соответствии с этим подходом весь курс обучения разбивается на отдельные функционально законченные модули, границы которых определяются системой знаний, навыков и умений, видов учебно-познавательной деятельности, необходимых студентам для осознания и решения теоретических и практических задач определенного класса.
Что касается саморегулируемого учения, то оно призвано инициировать развитие у студентов способностей к самостоятельному приобретению компетенций по самоуправлению, самоорганизации, самодетерминации и самоконтролю. Всестороннее развитие перечисленных сторон вызывает положительные эмоциональные состояния. При этом саморегуляция способствует формированию волевых качеств у обучаемых.
Особый интерес вызывает исследование технологий саморегулируемого учения. К ним относятся следующие [2]:
• когнитивно-ориентированные (диалогические методы обучения, когнитивное инструктирование, инструментально-логический тренинг, тренинг рефлексии и т.д.);
• деятельностно-ориентированные (методы проектов и направляющих текстов, организационно-деятельностные игры, комплексные (дидактические) задания, технологические карты, моделирование технологических процессов и т.д.);
• личностно-ориентированные (интерактивные и имитационные игры, когнитивные карты, тренинг общения, тренинг развития профессионально значимых психофизиологических свойств и т.д.).
Следует подчеркнуть, что применение практико-ориентированных технологий позволяет как можно больше приблизить содержание учебных дисциплин к будущей профессии.
Таким образом, практико-ориентированные технологии благоприятствуют формированию конкурентоспособного специалиста, обладающего достаточным уровнем компетенции, способного быстро адаптироваться к постоянно меняющимся условиям производственного процесса. Компетенции являются мощным механизмом определения учебных целей для студентов и, одновременно, набором требований, описывающих профессиональную деятельность. В рамках практико-ориентированного подхода растет эффективность обучения, благодаря повышению личностного статуса студента и практико-ориентированному содержанию изучаемого материала; развивается интерес студентов к творчеству, что позволяет им познать радость творческой деятельности.
Кроме того, становится возможным организовать целостный учебный процесс и создать необходимые условия для формирования конкурентоспособности будущих выпускников вуза. Правильно организованный учебный процесс непосредственно влияет на повышение качества образования. У студентов формируются умения, знания и приобретается необходимый опыт для профессиональной деятельности.
Список источников
1. Васина Ю. М., Панферова Е. В., Яковлева А. Е. Реализация практико-ориентированного образования через современные технологии обучения студентов в вузе // Обеспечение качества образовательного процесса: традиции и инновации: материалы XLII учебно-методической конференции профессорско-преподавательского состава, аспирантов, магистрантов, соискателей ТГПУ им. Л. Н. Толстого (Тула, 15 апреля 2015 г.). Тула, 2015. С. 55-58.
2. Зеер Э. Ф. Саморегулируемое учение как психолого-дидактическая технология формирования компетенций у обучаемых // Психологическая наука и образование. 2004. № 3. С. 5-11.
3. Кондратьев И. В. Модульное обучение - перспективное направление построения учебного процесса в вузах МВД Республики Казахстан // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. 2013. № 11-2. С. 103-104.
4. Миронова А. Г., Кузьменко Л. А., Краснова Д. С. Контекстно-компетентностный подход в подготовке бакалавров направления «Профессиональное обучение (по отраслям)» // Проблемы современной аграрной науки: материалы международной заочной научной конференции (Красноярск, 15 октября 2014 г.). Красноярск, 2015. С. 274-277.
5. Полисадов С. С. Практико-ориентированное обучение в вузе // Известия Томского политехнического университета. 2014. № 2.
6. Шмелева М. В. Интерактивное обучение как одно из требований к условиям реализации основных образовательных программ в вузе // Казанский педагогический журнал. 2015. № 6 (113). Ч. 1. С. 25-30.
204
ISSN 1997-2911. № 7 (73) 2017. Ч. 2
APPLICATION OF PRACTICALLY ORIENTED TECHNOLOGIES OF TRAINING IN HIGHER EDUCATION ESTABLISHMENT
Olesova Marianna Maratovna, Ph. D. in Pedagogy Yakut State Agricultural Academy (Branch) in Oktyamtsi, Khangalassky district of the Republic of Sakha (Yakutia)
olesova1964@mail.ru
In this article practically oriented technologies are considered as one of the conceptual approaches to a new type of education in higher education establishments. This problem is raised in connection with the transition of the country and the branches of the national economy to an innovative development way. Practically oriented technologies of education in higher education establishment allow increasing students' motivation to acquire professional competence. The author examines in detail interactive, context-competence, modular training and self-regulatory learning.
Key words and phrases: education in institutions of higher education establishment; practically-oriented technologies; competence; interactive training; context-competent training; self-determination; modular training.
УДК 37; 37.01
В статье рассматриваются проблемы формирования экологической культуры студентов высших учебных заведений. Характеризуется роль малых архитектурных форм как объединяющих элементов между искусственными сооружениями и окружающей средой, доказывается необходимость внедрения в дизайнерскую практику студентов проектов по созданию экологически безопасной среды, отвечающих социальным, экономическим и культурным требованиям общества. На основе материалов исследования сделаны выводы о сформированности экологического сознания студентов.
Ключевые слова и фразы: экология; экологическая культура студента; образование; экологизация общества.
Салахов Расых Фарукович, к. пед. н. Салахова Рада Инсафовна, к. пед. н. Гаптраупова Зухра Наилевна
Казанский (Приволжский) федеральный университет rasih@mail. гы; zuhra. i.m@gmail. гы
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА СТУДЕНТА: ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ
На рубеже третьего тысячелетия человеческое общество в условиях динамично расширяющихся городов, возрастающего темпа жизни, стремительно развивающихся технологий, где приоритетом является непрерывное обновление, столкнулось с проблемами глобального экологического кризиса. Различные формы и виды деятельности человека, в той или иной степени влияющие на ход естественных природных процессов, оказывают негативное воздействие на биосферу планеты. Одной из причин столь стремительного ухудшения экологии является культура быта человека и ее основополагающие ценности, которые указывают на значимость в ней тех или иных явлений и фактов, а также наглядно демонстрируют отношение к природе. Медленная экологизация коллективного сознания современного общества ведет к обезличиванию среды проживания, утрачиванию личностью своей этнической принадлежности и, постепенно, размытию границ между различными культурами. Это, в свою очередь, чревато ростом недовольства социально-культурным уровнем жизни и неудовлетворённостью эстетической организацией окружения.
Впервые о создании экологичной зоны, своего рода «оазиса» в городской среде, заговорили Джексон Даунинг - первый садовод-дизайнер в США - и его друг - «отец» американского ландшафтного дизайна, автор многочисленных проектов парков и скверов в Нью-Йорке Фредерик Лоу Олмстед [1]. По их мнению, искусственная среда, созданная человеком, должна быть ориентирована не только на формирование эстетического внешнего облика городского пространства, но и на удовлетворение культурных и духовных потребностей человека [Там же]. Среди отечественных исследователей, занимавшихся вопросами взаимосвязи функционально-практических, экологических и эстетических задач проектирования, необходимо отметить работы З. Н. Яргиной, А. П. Вергунова, В. В. Владимирова, Н. М. Демина, А. Г. Большакова, В. А. Колясни-кова, Я. В. Косицкого, Н. С. Краснощёковой, И. В. Лазаревой, Б. М. Полуй, Г. Ю. Смыковской, А. Н. Тетиора, С. Б. Чистяковой, О. Н. Яницкого, К. Александера, К. Доксиадиса и др. [7], а в области планирования и практической разработки элементов проектов планировки, застройки, благоустройства и озеленения городской среды - Л. В. Кашкину, Е. В. Авдееву, А. В. Ефимова, В. Т. Шимко, Т. А. Гаврилину и др.
Согласно исследованиям, городская среда выступает связующим звеном между наполняющими город объектами, а главным объединяющим элементом между искусственными сооружениями и окружающей средой являются малые архитектурные формы. Данные исследования свидетельствуют о необходимости