Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ ПОДШИПНИКОВ В МАШИНОСТРОЕНИИ'

ПРИМЕНЕНИЕ ПОДШИПНИКОВ В МАШИНОСТРОЕНИИ Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
642
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДШИПНИКИ / КЛАССИФИКАЦИЯ / ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ / МАТЕРИАЛЫ

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Зуйков А.С.

В статье рассматривается классификация и область применения подшипников. Приводится сравнение подшипников скольжения и качения, указываются их преимущества и недостатки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ ПОДШИПНИКОВ В МАШИНОСТРОЕНИИ»

УДК 62

А.С. Зуйков

ПРИМЕНЕНИЕ ПОДШИПНИКОВ В МАШИНОСТРОЕНИИ

В статье рассматривается классификация и область применения подшипников. Приводится сравнение подшипников скольжения и качения, указываются их преимущества и недостатки.

Ключевые слова: Подшипники, классификация, область применения, материалы.

В машиностроении подшипники применяются в областях, где необходимо обеспечить равномерное движение вращательного характера и снижения уровня трения между поверхностями. Примерами являются: производство оборудования, автомобилестроение, авиастроение, приборостроение, литейная промышленность и металлургия.

Основные параметры подшипников:

• Максимальные динамическая и статическая нагрузка.

• Максимальная скорость.

• Посадочные размеры.

• Класс точности подшипников.

• Требования к смазке.

• Ресурс подшипника до появления признаков усталости, в оборотах.

• Шум подшипника

Нагружающие подшипник силы подразделяют на:

• радиальную, действующую в направлении, перпендикулярном оси подшипника;

• осевую, действующую в направлении, параллельном оси подшипника.

• По принципу работы все подшипники можно разделить на несколько типов:

• подшипники качения;

• подшипники скольжения;

• газостатические подшипники;

• газодинамические подшипники;

• гидростатические подшипники;

• гидродинамические подшипники;

• магнитные подшипники.

В основном, в машиностроении применяются подшипники качения и скольжения.

В некоторых узлах машин в целях уменьшения габаритов, а также повышения точности и жёсткости применяют так называемые совмещённые опоры: дорожки качения при этом выполняют непосредственно на валу или на поверхности корпусной детали.

Имеются подшипники качения, изготовленные без сепаратора. Такие подшипники имеют большое число тел качения и большую грузоподъёмность. Однако предельные частоты вращения бессепараторных подшипников значительно ниже вследствие повышенных моментов сопротивления вращению.

В подшипниках качения возникает преимущественно трение качения (имеются только небольшие потери на трение скольжения между сепаратором и телами качения), поэтому по сравнению с подшипниками скольжения снижаются потери энергии на трение и уменьшается износ. Закрытые подшипники качения (имеющие защитные крышки) практически не требуют обслуживания (замены смазки), открытые - чувствительны к попаданию инородных тел, что может привести к быстрому разрушению подшипника.

Классификация подшипников качения осуществляется на основе следующих признаков:

• По виду тел качения:

• Шариковые,

• Роликовые;

© Зуйков А.С., 2019.

Научный руководитель: Угорова Светлана Вениаминовна - кандидат технических наук, доцент, Владимирский государственный университет им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых, Россия.

Вестник магистратуры. 2019. № 6-2(93)

ISSN 2223-4047

• По типу воспринимаемой нагрузки:

• Радиальные,

• Радиально-упорные,

• Упорно-радиальные,

• Упорные,

• Линейные;

• По числу рядов тел качения:

• Однорядные,

• Двухрядные,

• Многорядные;

• По способности компенсировать перекосы валов

• Самоустанавливающиеся,

• Несамоустанавливающиеся.

Подшипник представляет собой по существу планетарный механизм, в котором водилом является сепаратор, функции центральных колес выполняют внутреннее и наружное кольца, а тела качения заменяют сателлиты.

Из приведенных выше соотношений следует, что при вращении внутреннего кольца сепаратор вращается в ту же сторону. Частота вращения сепаратора зависит от диаметра шариков.

В связи с этим разноразмерность шариков в комплекте подшипника является причиной повышенного износа и выхода из строя сепаратора и подшипника в целом.

Центробежные силы вызывают перегрузку подшипника при работе на повышенной частоте вращения, повышенное тепловыделение (перегрев подшипника) и ускоренное изнашивание сепаратора. Всё это сокращает срок службы подшипника.

В упорном подшипнике, кроме центробежных сил, на шарики действует обусловленный изменением направления оси вращения шариков в пространстве гироскопический момент.

Гироскопический момент будет действовать на шарики и во вращающемся радиально-упорном шарикоподшипнике при действии осевой нагрузки

Под действием гироскопического момента каждый шарик получает дополнительное вращение вокруг оси, перпендикулярной плоскости, образованной векторами угловых скоростей шарика и сепаратора. Такое вращение сопровождается изнашиванием поверхностей качения, и для предотвращения вращения подшипник следует нагружать такой осевой силой, чтобы соблюдать условия работы узла.

Подшипник скольжения - опора или направляющая механизма или машины, в которой трение происходит при скольжении сопряжённых поверхностей. Радиальный подшипник скольжения представляет собой корпус, имеющий цилиндрическое отверстие, в которое вставляется рабочий элемент - вкладыш, или втулка из антифрикционного материала и смазывающее устройство. Между валом и отверстием втулки подшипника имеется зазор, заполненный смазочным материалом, который позволяет свободно вращаться валу. Расчёт зазора подшипника, работающего в режиме разделения поверхностей трения смазочным слоем, производится на основе гидродинамической теории смазки.

При расчёте определяются: минимальная толщина смазочного слоя (измеряемая в мкм), давления в смазочном слое, температура и расход смазочных материалов. В зависимости от конструкции, окружной скорости цапфы, условий эксплуатации трение скольжения бывает сухим, граничным, жидкостным и газодинамическим. Однако даже подшипники с жидкостным трением при пуске проходят этап с граничным трением.

Наилучшие эксплуатационные свойства демонстрируют пористые самосмазывающиеся подшипники, изготовленные методом порошковой металлургии. При работе пористый самосмазывающийся подшипник, пропитанный маслом, нагревается и выделяет смазку из пор на рабочую скользящую поверхность, а в состоянии покоя остывает и впитывает смазку обратно в поры.

Антифрикционные материалы подшипников изготавливают из твёрдых сплавов (карбид вольфрама или карбид хрома методом порошковой металлургии либо высокоскоростным газопламенным напылением), баббитов и бронз, полимерных материалов, керамики, твёрдых пород дерева (железное дерево).

Подшипники скольжения разделяют: [1]

• в зависимости от формы подшипникового отверстия:

• одноповерхностные или многоповерхностные,

• со смещением поверхностей или без,

• со/без смещением центра;

• по направлению восприятия нагрузки:

• радиальные,

• осевые,

• радиально-упорные;

• по конструкции:

• неразъемные (втулочные; в основном для I-1),

• разъемные,

• встроенные;

• по количеству масляных клапанов:

• с одним клапаном,

• с несколькими клапанами;

• по возможности регулирования:

• нерегулируемые,

• регулируемые.

Достоинства: [2]

• Надежность в высокоскоростных приводах

• Способны воспринимать значительные ударные и вибрационные нагрузки

• Бесшумность

• Сравнительно малые радиальные размеры

• Допускают установку разъемных подшипников на шейки коленчатых валов и не требуют демонтажа других деталей при ремонте

• Простая конструкция в тихоходных машинах

• Позволяют работать в воде

• Допускают регулирование зазора и обеспечивают точную установку геометрической оси вала

• Экономичны при больших диаметрах валов

Недостатки

• В процессе работы требуют постоянного надзора за смазкой

• Сравнительно большие осевые размеры

• Большие потери на трение при пуске и несовершенной смазке

• Большой расход смазки

• Высокие требования к температуре и чистоте смазки

• Пониженный коэффициент полезного действия

• Неравномерный износ подшипника и цапфы

• Применение более дорогих материалов

Область применения подшипников качения: колёса автомобилей, самолётов, кранов, тягачей, ведущие барабаны гусеничной техники, электродвигатели, насосы, коробки передач, шпиндели металлорежущих станков. Область применения подшипников скольжения: линейные и формовочные машины, прессовое оборудование, кузнечное оборудование, прокатные станы, тяжёлые редукторы, грузоподъёмные машины, буксы вагонов, тяжёлые станки, мощные электрические машины, текстильные машины, газовые двигатели, тихоходные и судовые двигатели, электрические машины средней и малой мощности, лёгкие и средние редукторы, центробежные насосы и компрессоры; паровые котлы, водяные турбины, газовые турбины, осевые вентиляторы, турбокомпрессоры. [3]

Библиографический список

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1.Анурьев В.И. Справочник конструктора-машиностроителя: В 3 т. / Под ред. И.Н. Жестковой. - 8-е изд., перераб. и доп.. - М.: Машиностроение, 2001. - Т. 2. - 912 с.

2.Леликов О.П. Основы расчета и проектирования деталей и узлов машин. Конспект лекций по курсу «Детали машин». - М.: Машиностроение, 2002. - 440 с.

3.Ничипорчик С.Н., Корженцевский М.И., Калачев В.Ф. и др. Глава 13. Подшипники скольжения // Детали машин в примерах и задачах: [Учеб. пособие] / Под общ. ред. С.Н. Ничипорчика. - 2-е изд. - Мн.: Выш. школа, 1981. -432 с.

ЗУЙКОВ АЛЕКСЕЙ СЕРГЕЕВИЧ - бакалавр, Владимирский государственный университет им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.