экономические науки
Ахмадеев Равиль Габдуллаевич, Быканова Ольга Алексеевна, Агапова Анна Александровна ПРИМЕНЕНИЕ ПАТЕНТНОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ...
УДК 336.225
ПРИМЕНЕНИЕ ПАТЕНТНОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ: ФАКТОР СТАБИЛЬНОСТИ ЭКОНОМИКИ
© 2018
Ахмадеев Равиль Габдуллаевич, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Бухгалтерского учета и налогообложения» Быканова Ольга Алексеевна, кандидат физико-математических наук, доцент кафедры «Высшей математики» Агапова Анна Александровна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Бухгалтерского учета и налогообложения» Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова (117997, Россия, Москва, Стремянный пер., 36, e-mail: aanna@rambler.ru)
Аннотация. Цель: Исследовать результаты деятельности индивидуальных предпринимателей в субъекте РФ - г. Москве, применяющих патентную систему налогообложения за период 2013-2017гг., раскрыть факторы, влияющие на развитие этого сектора экономики, составить прогноз по дальнейшему развитию на период до 2020г. Методы: использован количественный способ оценки применения патентной системы индивидуальными предпринимателями, по сравнению с иными специальными режимами. Результаты: Несмотря на сложившуюся за последние несколько лет сложную макроэкономическую ситуацию в стране для всех категорий налогоплательщиков, применение патентной системы (ПСН) является привлекательнее по сравнению с иными режимами налогообложения. Для предпринимателей ПСН является действенной мерой налогового стимулирования, поскольку позволяет осуществлять деятельность в реальном секторе экономики. Вместе с тем, с большей долей вероятности, можно утверждать о снижении роста количества предпринимателей, желающих применять ПСН к 2020г, как по причине налогового, так и неналогового характера. Общая тенденция свидетельствует о стабильном сохранении количества индивидуальных предпринимателей в среднесрочной перспективе. В условиях добровольного порядка применения ПСН процесс объединения интересов государства и налогоплательщиков должен быть направлен на совершенствование порядка взимания и уплаты патентного налога, что в большей степени способствует легализации индивидуальных предпринимателей и перехода их в правовое поле экономики, снижая социальную напряженность в субъектах РФ, увеличивая темпы роста наполняемости соответствующих бюджетов. Практическая значимость: основные положения и выводы статьи могут быть использованы в научной и педагогической деятельности при рассмотрении теории и практики взимания и уплаты специальных налоговых режимов в Российской Федерации.
Ключевые слова: прямые налоги, ПСН, предпринимательство, оказание услуг, налоговая реформа, доход, рентабельность, бюджет, налоговый контроль, налоговая база, уплата налога, экономика, финансы, малый бизнес, законодательство
ACTIVITY OF INDIVIDUAL ENTREPRENEURS THIS PATENT SYSTEM OF TAXATION: THE FACTOR OF STABILITY OF THE ECONOMY
© 2018
Akhmadeev Ravil Gabdullaevich, candidate of economical science, associate professor of the chair «Accounting and Taxation» Bykanova Olga Alekseevna, candidate of physical and mathematical sciences, associate professor of the chair «Mathematics» Agapova Anna Aleksandrovna, candidate of economical science, associate professor of the chair «Accounting and Taxation» Plekhanov Russian University of Economics (117997, Russia, Moscow, Stremyanny lane, 36 e-mail: aanna@rambler.ru)
Abstract. Purpose: The purpose of this article is to research the result of activity of individual entrepreneurs who use the patent system of taxation in Moscow in 2013 - 2017, to reveal factors, which influence on the development of this sector of economy and to present the forecast of its future development by 2020. Methods: quantitative method of assessing the application of the patent system by individual entrepreneurs, in comparison with other special regimes. Results: Despite the difficult macroeconomic situation in the country for all categories of taxpayers over the past few years, the application of the patent system (PS) is more attractive in comparison with other tax regimes. For entrepreneurs, the PS is an effective measure of tax incentives, which allows them to stay in the real sector of the economy. At the same time, with a greater probability, it is possible to claim that growth of the number of entrepreneurs wishing to use the PS by 2020 is decreasing both for tax and non-tax reasons. At the same time, the general trend indicates a stable preservation of the number of individual entrepreneurs in the medium term. The process of combining the interests of the state and taxpayers should be aimed at improving the order of tax collection and payment, especially when taxpayers can apply the PS voluntarily. This process stimulates the legalization of activity of individual entrepreneurs who will operate on a legal base. As the result it can reduce social tensions in the constituent entities of the Russian Federation and increase the growth rate of their budget revenue. Practical significance: the main provisions and conclusions of the article can be used in scientific and pedagogical activity in the process of considering the theory and practice of charging and paying special tax regimes in the Russian Federation.
Keywords: direct taxes, entrepreneurship, provision of services, tax reform, income, profitability, budget, tax control, tax base, tax payment, economy, finance, small business, legislation
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. В современных условиях переход к цифровому развитию экономики являются одним из ключевых факторов активизации экономического роста России. Внедрение передовых ГГ - технологий, форм организации труда и управления особенно актуально для сферы малого бизнеса, поскольку, являясь связующим звеном между сферами инноваций и производства, данный сектор экономики способен оказывать положительное влияние на функционирование государства за счет таких характе-
ристик, как: инновационность [1,2], знание потребителя, формирование конкуренции и противодействие монополизму [3,4], создание рабочих мест и т.д. В этой связи индивидуальные предприниматели представляют собой масштабную по количеству, динамичную и гибкую форму ведения бизнеса.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Развитие малого бизнеса является одним из важнейших приоритетов про-
Akhmadeev Ravil Gabdullaevich, Bykanova Olga Alekseevna, Agapova Anna Aleksandrovna ACTIVITY OF INDIVIDUAL ENTREPRENEURS THIS PATENT ...
economic sceinces
водимой экономической политики государства. Вместе с тем дальнейшее улучшение делового климата в стране может быть достигнуто за счет увеличения темпов роста малого предпринимательства. Осуществляя свою деятельность в Российской Федерации, предприниматели сталкиваются с рядом существенных проблем, которые приводят к нестабильному и неустойчивому положению на рынке. В исследованиях экономистов отечественного и зарубежного опыта развития и формирования малого предпринимательства содержаться мысли о его важной роли [5, 6], поскольку происходит воздействие как на региональном уровне, насыщение качественной продукцией, так и на федеральном, влияние на экономический рост и развитие научно-технического прогресса [7,8]. Вместе с тем для предпринимателей наиболее основными проблемами в России являются: высокий уровень коррумпированности, труднодоступность кредитования, низкий уровень квалификации сотрудников, конкуренция и монополизация отдельных секторов рынка, высокая налоговая нагрузка, постоянные изменения налогового законодательства [9,10,11]. Следует отметить, что частые корректировки законодательства приводят к тому, что предприниматель большую часть своего времени тратит на приведение в соответствие с изменившемся законодательством нормам, меньше времени остается на непосредственное ведение бизнеса [12, 13]. Сложность и запутанность законодательства, регулирующего деятельность малого бизнеса, затрудняют ориентацию малых предпринимателей в налогово-правовом пространстве [14,15].
Формирование целей статьи (постановка задания). Исследовать результаты деятельности индивидуальных предпринимателей в субъекте РФ - г. Москве, применяющих патентную систему налогообложения за период 2013-2017гг., раскрыть факторы, влияющие на развитие этого сектора экономики, составить прогноз по дальнейшему развитию на период до 2020г.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Введение самостоятельного специального режима для индивидуальных предпринимателей в виде патентной системы (ПСН) с 2013г. [16], предусматривало установление более четких правил в налогообложении и являлось стимулом для перехода из системы взимания и уплаты по единому налогу на вменённый доход для определенных видов деятельности (ЕНВД). Вследствие этого, отдельные элементы налогообложения ПСН являются схожими с ЕНВД. Речь идет о потенциально возможной к получению величине дохода, а также видами предпринимательской деятельности. За период 2013 - 2017 гг. порядок взимания и уплаты патентного налога корректировался, наиболее прогрессивными мерами являлись:
1) право выбора применения иных налоговых режимов: упрощенной системы налогообложения или ЕНВД (при условии установления на территории соответствующего муниципального образования уполномоченным органом), а также освобождение от уплаты торгового сбора при применении ПСН по соответствующему виду деятельности;
2) предоставление права субъектам РФ устанавливать перечень видов предпринимательской деятельности, по которым возможно применение патентной системы, в отличие от действовавшего ранее порядка, дифференциация видов деятельности, предусмотренная в классификаторе ОКВЭД2 [17], сокращение количества видов предпринимательской деятельности до 47 за счет укрупнения отдельных позиций;
3) увеличение средней численности наемных работников за налоговый период до 15 человек и установление дифференцированного порядка уплаты патента в зависимости от срока выдачи, расширение верхних и нижних границ полученного предпринимателем потенциального дохода, в частности, по отдельным видам деятельности субъекты РФ вправе увеличить максималь-
ный размер до 10 млн. руб. в год [18];
4) установление единой ставки патента в размере 6% от потенциально возможного годового дохода, а для предпринимателей, впервые зарегистрированных после 2015г., субъекты РФ вправе устанавливать ставку в размере 0% по отдельным видам деятельности (налоговые каникулы применяются в течении двух лет и действуют до 2021 г.) [19];
5) право подачи заявления с 2017 г. при ведении деятельности в городах федерального значения (Москва, Санкт-Петербург, Севастополь) на получение патента в любую территориальную налоговую инспекцию, а также возможность уменьшения величины уплаченного налога по патенту на сумму расходов не свыше 18 000 руб. за каждый приобретенный контрольно-кассовый аппарат (право предоставлено до 01.07.2019г.) [20].
Несмотря на сложившуюся за последние несколько лет сложную макроэкономическую ситуацию в стране для всех категорий налогоплательщиков, снижение реальных доходов и платежеспособного спроса населения, ужесточение требований банков и повышение процентной ставки, применение патентной системы является гораздо привлекательнее по сравнению с иными режимами налогообложения [21]. Кроме того, для предпринимателей ПСН является действенной мерой налогового стимулирования, позволяющий осуществлять финансово-хозяйственную деятельность в реальном секторе экономики.
Проведенное исследование деятельности индивидуальных предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения в субъекте РФ - г. Москве за период 2013-2017гг. по данным ФНС России позволило сформулировать следующее. При исследовании темпа прироста в разрезе параметров: сумма начисленного к уплате и фактически поступившая в бюджет патентного налога, количество выданных патентов на осуществление ИП хозяйственной деятельности, количественная оценка приняла следующий вид:
где Р(.0 - величина сумм налога на момент времени
f,
P(t +- it) - величина сумм налога на момент времени t -fit,
■ = - - тт~ - скорость изменения (темп роста)
сумм налога за промежуток времени it (At = 1 налоговый период.
На основе статистических данных за период 20132017гг., с учетом формулы 1, общая тенденция исследуемых параметров представлена на рисунке 1.
3,1
2,4
_2,3 ^^ 1,8
1,5 - #
1,5 1,6
2014 201Б 2016 2017
—А— Количество выданных патентов ГШ за текущий год -й* -Начислено по патешу к уплате за текущий год —•— Поступило в бюджет платежей по патешу за текущий год
Рисунок 1 - Динамика темпов роста количества выданных патентов к налоговым обязательствам индивидуального предпринимательства в субъекте РФ - г. Москве (составлено по данным ФНС России https:// www.nalog.ru/rn77/related_activities/statistics_and_ _analytics)_
32
Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2018. Т. 7. № 1(22)
экономические науки
Ахмадеев Равиль Габдуллаевич, Быканова Ольга Алексеевна, Агапова Анна Александровна ПРИМЕНЕНИЕ ПАТЕНТНОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ...
Следует отметить, что проведенный анализ динамики темпов роста количества выданных патентов к налоговым обязательствам ИП по субъекту РФ - г. Москве за период 2013-2017гг. характеризуется следующей особенностью. Скорость изменения числа предпринимателей, применяющих ПСН устойчиво растет, что характеризуется величиной показателя Ь, принимающего следующие значения: 1,3; 1,7; 1,6; 1,3. Вместе с тем на рис. 1 четко просматривается тенденция к снижению темпа роста количества выданных патентов для ИП. Относительное изменение количества выданных патентов предпринимателям (темп прироста) замедлилось до 60% в 2016 году, снизившись до 30% в 2017 году. Вместе с тем прирост данного показателя в 2015г., по сравнению с периодом 2014г. составлял 70%. Общий процесс изменения количества выданных патентов для ИП характеризуется уравнением следующего вида Ь = -0,171" + 0,341 + 0,67- гДе = О.»)- При составлении прогноза на среднесрочную перспективу до 2020 г., с большей долей вероятности можно утверждать о прекращении роста количества индивидуальных предпринимателей, применяющих патентную систему в г. Москве. Основными сдерживающими факторами применения индивидуальными предпринимателями ПСН являются следующие:
1) принудительный переход на общий режим налогообложения с начала налогового периода, при утрате права на ПСН, если сумма фактически полученных доходов, рассчитываемых нарастающим итогом, превысила 60 млн. руб. или численность наемных сотрудников - 15 человек [22];
2) патент применяется только в отношении конкретного вида деятельности и его действие распространяется на территории конкретного субъекта РФ;
3) невозможность применения ставки 0% при нарушении условий непрерывного ведения предпринимательской деятельности в течении 2-х летних налоговых каникул. В частности, если ИП приобретает патент на срок менее одного года, то налоговым периодом признается любое количество месяцев (от 1 до 12);
4) уплата, помимо стоимости патента, налога на имущество физических лиц, исчисленного исходя из кадастровой стоимости, при условии включения с 01 января текущего года Росеестром в соответствующий перечень объектов недвижимого имущества [23];
3) не четкая формулировка видов предпринимательской деятельности при применении ПСН. В частности, при производстве и продаже молочной продукции индивидуальный предприниматель вправе применить патент только в части ее производства, поскольку данный вид деятельности установлен как «производство молочной продукции» (ст. 346.43 НК РФ). Также предприниматель при оказании услуг по деятельности «фотоателье, фото-и кинолабораторий» вправе перейти на ПСН. Вместе с тем, при оказании фото услуг и продаже фотографий в рамках, налоговые органы могут отнести такой вид деятельности к розничной торговле, не относящейся к ПСН. Вследствие этого, налогоплательщики должны обращаться за соответствующими разъяснениями в Минфин России [24, 25].
4) невозможность уменьшения уплаченного налога по патенту на величину фиксированных страховых взносов (на 2018 год величина составляет 26 545 руб.), а при превышении полученного дохода свыше 300 000 руб. дополнительно уплачивается 1% в части обязательного пенсионного страхования с величины превышения [26, 27]. Вместе с тем при применении другого специального режима - упрощенной системы налогообложения или ЕНВД, такая возможность для налогоплательщиков предусмотрена [28,29].
Проведенное исследование количественной оценки темпов прироста деятельности ИП в субъекте РФ - г. Москве за период 2013-2017гг. по следующим параме-
трам: общее количество ИП, зарегистрированных в течении календарного года, количество ИП снятых с учета в территориальных налоговых органах (прекративших деятельность) и количество ИП, применяющих патентную систему налогообложения позволило сформулировать следующее. Скорость изменения числа предпринимателей, впервые зарегистрированных с использованием ПСН, характеризуется меленным ростом, при этом числовые характеристики величины показателя Ь соответствуют значениям: 1,05; 1,07; 1,1; 1,11. Данный пшпесс хагактешпуется упавнснисм следующего вида Ь = 0.02^ + 1,02 (Л - = 0,99). При составлении прогноза на среднесрочную перспективу до 2020 г., с большей долей вероятности можно утверждать о стабильном выборе предпринимателями патентной системы налогообложения (рис. 2).
, 1 i,6
1,3 1.3
1,1 1,1
g-1 1— # '
1.0 1,1 1.1 1.1
2015
2016
—ИП, применяющие патентную систему ниогоо&тоження
— 11ГТ превратившие деятельность
-ИП, l:'h и.ц.'ч.г ± ! : j-.-n.Li леятедьносттт
Рисунок 2 - Динамика темпов роста количества индивидуальных предпринимателей в субъекте РФ - г.
Москве (составлено по данным ФНС России https://
www.nalog.ru/rn77/related_activities/statistics_and_ analytics)
Положительный эффект от применения патентной системы соответствует показателю количества индивидуальных предпринимателей, прекративших свою деятельность. В данном случае функция, отражающая bdcmchhyk) тенденцию данного процесса, имеет вид: b = — O.OIf +-1,13, где (R- = 0,85). При этом значение отрицательного коэффициента -0,01 характеризует положительную динамику, в том числе на краткосрочный период до 2020 г.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. На современном этапе роль малого предпринимательства крайне важна для экономики государства. В целях поддержания и стимулирования этого сектора экономики государством установлены специальные налоговые режимы, целью которых является улучшение их финансового состояния [30]. В условиях добровольного порядка применения специальных режимов процесс объединения интересов государства и налогоплательщиков должен быть направлен на совершенствование порядка взимания и уплаты налогов, что в большей степени способствует легализации деятельности индивидуальных предпринимателей, снижению социальной напряженности в субъектах РФ и увеличению собираемости налогов бюджетов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Ермишина О.Ф., Титова Н.С., Михайлова Д.Г. К вопросу применения патентной системы налогообложения // Успехи современной науки и образования. 2017. №4. С. 144-146
2. Пинская М.Р. Налогообложение вмененного дохода: есть ли альтернатива? // Налоги-журнал. 2017. №3. С. 18-23
3. Соболь О.С. Патентная система налогообложения: правовое обеспечение на современном этапе и перспективы развития // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина. 2017. №8. С. 88-97
4. Косов М.Е. Перспективы формирования социально-ориентированной рыночной экономики // Вестник Финансового университета. 2015. № 2 (86). С. 29-37.
Akhmadeev Ravil Gabdullaevich, Bykanova Olga Alekseevna, Agapova Anna Aleksandrovna ACTIVITY OF INDIVIDUAL ENTREPRENEURS THIS PATENT ...
economic sceinces
5. Логинова Т.А., Семкина Т.И. Предпосылки необходимости внесения изменений в действующую систему налогообложения в виде ПСН // Налоги и налогообложение. 2017. №10. С. 45-54
6. Васильева Я.В., Осколкова Н.А. Особенности применения патентной системы налогообложения (на примере Вологодской области) // Вопросы российского и международного права. 2017. №7. С.40-50
7. Бауэр В.П. Бюджетно-налоговая безопасность муниципалитетов при патентной системе налогообложения // Налоги-журнал. 2017. №5. С. 14-17
8. Ващекина И.В., Ващекин А.Н. Информационный обмен между уровнями иерархий в банковских, промышленных и торговых системах // Научное обозрение. Экономические науки. 2017. № 3. С. 51-59.
9. Пинская М.Р., Сёмкина Т.И. Особенности применения патентной системы налогообложения в России и за рубежом // Бизнес. Образование. Право. 2017. №4. С. 52-56
10. Горячих С.П. Патентная система налогообложения: достоинства и недостатки // Актуальные проблемы экономики современной России. 2017. № 4. С 204-207
11. Косов М.Е., Ахмадеев Р.Г. Расходы на научные исследования: налоговые послабления // Вестник Московского университета МВД России. 2015. № 2. С. 224-229.
12. Смирнов Е.Е. Приоритеты налоговой политики России в 2017 году // Аудитор. 2016. № 12. С. 3-11
13. Саитова Р.Г., Мусташкина Д.А. Особенности и проблемы использования патентной системы для индивидуальных предпринимателей в Татарстане // Научное обозрение. 2016. № 24. С. 198-200
14. Салеева Т.В., Авдеева Е.А., Бочкова Е.В. Оптимизация патентной системы налогообложения в курортно-туристской сфере // Экономика и предпринимательство. 2016. № 10-1. С. 1139-1142
15. Харченко Л.И. Проблемы применения патентной системы налогообложения в России // Вестник Института мировых цивилизаций. 2016. № 12. С. 51-56
16. Федеральный закон №94-ФЗ от 25.06.2012г. «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
17. Kosov M.E., Akhmadeev R.G. Improving tax management - real way of rasing bidget income of Russia // Мировая экономика: проблемы безопасности. 2016. № 2. С. 68-72.
18. Симонян С.Р., Овчинникова И.В. Особенности патентной системы налогообложения // Экономика и социум. 2016. № 3. С. 1148-1151
19. Шаляева О.С. Налогообложение на основе патента: создание условий для заинтересованности предпринимателей в применение патентной системы // Налоги и налогообложение. 2016. № 1. С. 60-63
20. Лялина Ж.И., Синенко О.А. Направления развития патентной системы налогообложения в Российской Федерации // Экономика и предпринимательство. 2015. № 11-2. С. 853-857
21. Akhmadeev R.G., Kosov M.E. De-offshore process of the Russian economy as a way to control capital «escape» // Международный журнал гражданского и торгового права. 2016. № 1. С. 112-116.
22. Кесян З.А., Кесян Г.В. Экономические интересы территорий и налоговая политика // Экономика и предпринимательство. 2015. № 4-1. С. 972-975
23. Алиев Б.Х., Эльдарушева М.Д. Налоговая политика государства: сущность, механизм реализации и перспективы // Финансы и кредит. 2014. № 40. С. 27-36
24. Письмо Минфина России № 03-11-10/8220 от 14.02.2017г.
25. Мудрова Н.В. Направления повышения бюджетной обеспеченности местных бюджетов в современных условиях // Экономика и предпринимательство. 2014. № 1-2. С. 336-339 34
26. Шувалова Е.Б., Левицкая Е.Ю. Трансформация налоговой системы в области специальных налоговых режимов // Статистика и Экономика. 2014. № 4. С. 122128
27. Глубокова Н.Ю., Сычева Е.И. Изменение срока уплаты налога и налоговое планирование в организации // Экономика и управление: проблемы, решения. 2017. № 6. С. 41-47.
28. Ахмадеев Р.Г., Быканова О.А., Косов М.Е. Оптимальный режим по УСН - Nalog, версия 1.0 // свидетельство о регистрации программы для ЭВМ RUS 2017614974 10.03.2017
29. Громов В.В., Глубокова Н.Ю. Развитие систем налогообложения малого предпринимательства на этапе инновационного преобразования экономики Российской Федерации. Москва, 2013.
30. Семенова Г.Н. Изменение налогового законодательства и его влияние на финансовое состояние предприятий // Экономика и управление: проблемы, решения. 2017. № 6. С. 58-61.
Статья поступила в редакцию 02.02.2018
Статья принята к публикации 24.03.2018
Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2018. Т. 7. № 1(22)