Научная статья на тему 'Применение организационно-распорядительных методов в процессе создания системы менеджмента качества в вузе'

Применение организационно-распорядительных методов в процессе создания системы менеджмента качества в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
216
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Филиппова И. В., Шарашкина Т. П.

В статье рассматривается применение организационно-распорядительных методов в процессе создания системы менеджмента качества в вузе. Использование этих методов обусловливает создание документации различного статуса, поэтому приводится примерная структура документации системы менеджмента качества в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Филиппова И. В., Шарашкина Т. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Применение организационно-распорядительных методов в процессе создания системы менеджмента качества в вузе»

многоуровневая система поддержки инновационной деятельности образовательных учреждений и учителей: учреждены гранты Главы Республики Мордовия, глав муниципальных администраций и глав сельских и поселковых администраций. Активно реали-

зуется главная задача проекта — обеспечение массовости инновационного движения. Предстоит многое сделать для того, чтобы инновационные образовательные программы нашли широкое отражение в работе каждого образовательного учреждения республики.

Поступила 08.06.09.

1ВЁ1АГАГЁА I вААГЁдАОЕ I J Г I-DAN II ВВАЁОАЁи Г UO I АО I А I А A Id I OANNA N I дАА Г ЁВ ЙЁЙОА! U

О ж' О . . _ О ж' -» О 'V л л. л. г _ О

I А I АА^ I А I ОА ЕАх ANOAA A AOQA Ё. А. Оёёё'м'Таа, О. 1. 0a9a0eefa

A noaoua ЭаппТаоЭеаааопу УЭёТаТаТеа ТЭааТёдаоёТТТТ-ЭапУТЭуаеоаёиТйо laoTaTa а УЭТоаппа пТдааТёу пёпоаТй ТаТаажТаТоа ёа+апоаа а айда. Ёт'ТёидТааТёа уоёо 1аоТ-aTa ТайпёТаёёааао пТдааТёа аТёйТаТоаоёё Эадёё-нТаТ поаойпа, УТуоТlй УЭёаТаёопу уэётаэтау поЭйёойЭа аТёшатоаоёё пёпоаш шаажшоа ёа+апоаа а айда.

Перед любой организацией, независимо от сферы деятельности, стоит сложная задача существенного улучшения качества производимой продукции и оказываемых услуг, удовлетворяющих установленные и предполагаемые запросы потребителей. Мировой и отечественный опыт свидетельствует, что наиболее эффективным и экономичным путем решения этой задачи является создание и сертификация систем менеджмента качества, ориентированных на требования современных технологий и методов менеджмента качества, установленных в международных стандартах ИСО серии 9000 и предусмотренных концепцией всеобщего менеджмента качества (TQM). Создание таких систем предполагает использование отечественных и зарубежных методов управления качеством. Сфера образования не является исключением. Система управления современного университета мало чем отличается от системы управления крупных предприятий производства или сферы услуг, поэтому использование таких методов является целесообразным.

Существует большое многообразие методов управления качеством, среди которых можно выделить методы прямого воздействия (экономические, организационно-распорядительные) и косвенного воздействия (социально-психологические, технологиче-

ские, экспертные). Работа по созданию систе-

мы менеджмента качества непосредственно связана с использованием организационнораспорядительных методов управления качеством. Они применяются в процессе создания и реализации обязательных для исполнения директив, приказов и других предписаний, направленных на повышение и обеспечение необходимого уровня качества. К ним относятся:

— методы регламентирования (общеорганизационного, функционального, должностного, структурного);

— методы стандартизации (на основе стандартов различного уровня и статуса);

— методы нормирования (на базе норм времени, численности и т. д.);

— методы инструктирования (ознакомления, объяснения, совета, разъяснения);

— методы распорядительных воздействий (на основе приказов, распоряжений, указаний, постановлений);

— приказы и распоряжения по управлению качеством; обеспечение выполнения требований международных стандартов, ГОСТов и технических указаний.

Применение организационно-распорядительных методов управления качеством играет значительную роль в образовательной деятельности при создании системы менеджмента качества (СМК). Их использование обусловливает создание совокупности докумен-

© Ё. А. ОёёёГпаа, 0. I . 0аЭа0ёёТа, 2009

48

ААЯ0ГЁЁ 1 ТЭаТапёТаТ ofeaaQneoaoa | 2009 | 1 3

тов различного статуса. Цель разработки документации заключается в создании нормативной организационной основы для построения, функционирования и постоянного улучшения системы, соответствующей положениям стандартов ГОСТ Р ИСО серии 9000.

Документация СМК позволяет вузу решать такие задачи, как установление требований к осуществлению процессов; подготовка новых работников по вопросам функционирования и важным характеристикам процессов и СМК (документы выступают хранителями корпоративной памяти, обеспечивают преемственность в системе); обеспечение воспроизводимости и прослеживаемости выполнения процессов; проведение измерений и аудита; оценивание достигнутых результатов; анализ, пересмотр и улучшение процессов системы менеджмента качества; оценивание результативности и пригодности СМК.

Каждый вуз определяет объем необходимой документации и ее носители. Это зависит от вида и размера вуза, сложности и взаимодействия процессов, сложности продукции, требований потребителей, продемонстрированных способностей персонала, а также от глубины, до которой необходимо подтверждать выполнение требований в системе менеджмента качества.

Примерная структура документации СМК образовательной деятельности вуза представлена на рисунке. В системе менеджмента качества образовательной деятельности вуза могут быть применены следующие виды документов:

На I уровне — документы, представляющие согласованную информацию о системе менеджмента качества, предназначенную как для внутреннего, так и для внешнего пользования. К ним относятся: документально оформленное заявление о политике и целях в области качества, которое может быть независимым документом, и руководство по качеству.

На II уровне — документы, описывающие и регламентирующие процессы университета и содержащие информацию о том, как последовательно выполнять действия и процессы: документированные процедуры (ДП), стандарты организации (СТО), документы по планированию различных видов, описывающие, как система менеджмента качества применяется к конкретной образовательной программе, услуге, проекту или контракту, например, планы (программы) качества.

Планы или программы качества — документы, содержащие конкретные практические меры по качеству, ресурсы, последовательность действий, ответственных лиц, сроки

выполнения и методы контроля качества, относящиеся к определенной образовательной программе, услуге, проекту, контракту или подразделению.

Вёпопё. 1\1о5бёоб5а а1ёб1аТОа6ёё N 1 Е абда

Область распространения плана качества должна быть определена. План качества включает определенные процедуры, рабочие инструкции, и/или отчеты. В университете такие планы могут представлять собой годовые и перспективные планы работы Совета вуза, развития подразделений (факультетов и кафедр), бизнес-планы открытия новых образовательных программ и специальностей, планы выполнения конкретных научно-исследовательских проектов и т. д.

III уровень документации представлен нормативно-правовыми, нормативно-техническими и методическими документами, устанавливающими требования к продукции или услуге: документы, содержащие нормативные требования и условия, например, ГОС по различным направлениям и специальностям, другие стандарты, технические условия, документы органов власти, контроля и надзора, инструктивные документы Министерства образования и науки и т. п.

К IV уровню относится организационноправовая документация, к которой могут относиться Устав вуза, организационная

Ййбёу «УеТ м! ё-^йпеёй Гаоеё»

49

структура, матрица полномочий и ответственности, положения о структурных подразделениях, должностные инструкции и т. п. На этом уровне также располагаются записи по качеству — документы, содержащие объективные свидетельства выполненных действий или достигнутых результатов и необходимые для гарантии эффективной работы и управления процессами (документальные записи, отражающие состояние некоторых характеристик системы менеджмента качества или рабочих процессов на определенный момент или промежуток времени). Они могут содержать информацию о степени достижения целей в области качества, об уровне удовлетворенности потребителей, о результатах функционирования системы менеджмента качества для проведения ее анализа, о тенденциях в области качества образования; о корректирующих действиях и их эффективности; о квалификации и подготовке персонала, о сравнени-

Поступила 12.06.09.

ях в области конкурентоспособности университета и др.

Предметом особого внимания должна стать документация внутреннего происхождения I и II уровней, так как именно она требует разработки в процессе создания СМК, в отличие от документации III и IV уровней, которая, как правило, уже существует в вузе и ее необходимо лишь классифицировать или доработать. При проектировании СМК проводится анализ существующей документации, относящейся к III и IV уровням. На начальных стадиях внедрения СМК необходимо широко использовать уже существующие в вузе документы и методики. Новая документация III уровня разрабатывается только после четкого установления потребностей в ней. Таким образом, применение организационно-распорядительных методов управления качеством является первоосновой для создания системы менеджмента качества в вузе.

50

ААЯОГЕЁ 1 ТЭаТапёТаТ оГёааЭпеоаоа | 2009 | 1 3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.