Научная статья на тему 'Применение органических и неорганических материалов в косторезном искусстве: новый взгляд на художественную композицию современных изделий'

Применение органических и неорганических материалов в косторезном искусстве: новый взгляд на художественную композицию современных изделий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
21
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
косторезное искусство / органические материалы / неорганические материалы / технологические материалы / поделочные материалы / искусственный / синтетический / натуральный / композиция / художественная резьба по кости / изделие / bone carving art / organic materials / inorganic materials / technological materials / ornamental materials / artificial / synthetic / natural / composition / artistic bone carving / product

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колобов В. Н.

В статье рассматриваются различные органические и неорганические материалы, используемые для создания художественных произведений в косторезном искусстве. Проанализированы и перечислены возможности применения традиционных и нетрадиционных материалов в художественной резьбе по кости. Представлена условная классификация материалов, используемых в косторезном искусстве. Проведен краткий художественный анализ некоторых современных изделий с применением нетрадиционных материалов для косторезного искусства

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Application of organic and inorganic materials in bone carving art: a new look on the artistic composition of modern products

The article discusses various organic and inorganic materials used to create works of art in bone carving. The possibilities of using traditional and non-traditional materials in artistic bone carving are analyzed and listed. A conditional classification of materials used in bone carving art is presented. A brief artistic analysis of some modern products using non-traditional materials for the art of bone carving has been carried out

Текст научной работы на тему «Применение органических и неорганических материалов в косторезном искусстве: новый взгляд на художественную композицию современных изделий»

ТРАДИЦИОННОЕ ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО: ИСТОРИЯ, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Традиционное прикладное искусство в современном мире

УДК 745.55

Колобов В.Н., кандидат педагогических наук, доцент кафедры ювелирного и косторезного искусства, заведующий мастерской косторезного искусства им. Н.Д. Буторина ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (академия)», 191186, Санкт-Петербург, наб. канала Грибоедова, д. 2, лит. A, e-mail: kolobov.kvn@gmail.com

Kolobov V.N., Candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department of jewelry and bone carving art, head of the bone carving art workshop named after N.D. Butorina, federal state budgetary educational institution of higher education «Higher school of folk arts (academy) », 191186, St. Petersburg, emb. Canal Griboyedov, 2, lit. A, e-mail: kolobov.kvn@gmail.com

Применение органических и неорганических материалов в косторезном искусстве: новый взгляд на художественную композицию

современных изделий Application of organic and inorganic materials in bone carving art: a new look on the artistic composition of modern products

Аннотация. В статье рассматриваются различные органические и неорганические материалы, используемые для создания художественных произведений в косторезном искусстве. Проанализированы и перечислены возможности применения традиционных и нетрадиционных материалов в художественной резьбе по кости. Представлена условная классификация материалов, используемых в косторезном искусстве. Проведен краткий художественный анализ некоторых современных изделий с применением нетрадиционных материалов для косторезного искусства.

Ключевые слова: косторезное искусство, органические материалы, неорганические материалы, технологические материалы, поделочные материалы, искусственный, синтетический, натуральный, композиция, художественная резьба по кости, изделие.

Abstract. The article discusses various organic and inorganic materials used to create works of art in bone carving. The possibilities of using traditional and non-traditional materials in artistic bone carving are analyzed and listed. A conditional cl assification of material s used in bone carving art is presented. A brief artistic analysis of some modern products using non-traditional materials for the art of bone carving has been carried out.

Keywords: bone carving art, organic materials, inorganic materials, technological materials, ornamental materials, artificial, synthetic, natural, composition, artistic bone carving, product

История художественной резьбы по кости насчитывает не одну тысячу лет. С древнейших времен обработкой костей, зубов и рогов животных люди занимались повсеместно, т. к. кость один из самых доступных материалов. Изначально древние люди изготавливали из кости утилитарные предметы быта, орудия труда, охоты и др., не имеющих художественной ценности. По мере развития и совершенствования резьбы по кости, выделился самостоятельный вид - косторезное искусство, в котором превалировала художественно-творческая ценность произведения.

В косторезном искусстве принято относить к традиционным поделочным материалам различные вещества или организмы биогенного характера: твердые части скелета млекопитающих: рога, кости, зубы и другие твердые ткани животных. В регионально-географических центрах косторезного искусства сформировались художественно-композиционные особенности, на которые повлияли местные особенности культуры и традиции, в т.ч. разнообразие местной флоры и фауны.

В косторезном искусстве для художественной композиции произведения огромное значение имеет материал. Каждый художник или мастер художественной резьбы по кости ориентируется на наличие материала, его технологические возможности и характеристики.

Используемые в косторезном искусстве материалы можно условно классифицировать на две большие группы: технологические материалы и поделочные материалы. Каждая на подгруппы: органические и неорганические материалы, которые группируются в более точные разделы: натуральные (природные•), искусственные и синтетические материалы. На рисунке I39 представлена модель общей классификации материалов, а в таблицах 1-3 перечислен ассортимент некоторых поделочных и технологических материалов.

Рис. 1. Общая классификация материалов, используемых в косторезном искусстве

39 Рис. 1. - фото автора статьи.

Общая классификация материалов, используемых в косторезном искусстве, предполагает деление на органические и неорганические материалы не с точки зрения классической химии, а в контексте живой и неживой природы. К органическим материалам относятся те, которые имеют биогенный характер происхождения, к неорганическим - материалы и вещества, относящиеся к неживой природе (металлы, камни, соли и т.д.).

Таблица 1.

Классификация материалов, применяемых в косторезном искусстве

Поделочные материалы

Органические Неорганические

Натуральные (природные) Искусственные Натуральные Искусственные Синтетические (природные)

Технологические материалы

Органические Неорганические

Натуральные (природные) Искусственные Искусственные Синтетические

Таблица 2.

Перечень поделочных материалов, применяемых в косторезном искусстве

Органические материалы

Натуральные (природные) материалы Искусственные материалы

Кости. Кости крупного рогатого скота, мамонтов, моржей, верблюдов, китов, лошадей, оленей и др. млекопитающих. Зубы и бивни. Зубы кашалота, зубы и бивни моржа, зубы медведя, зубы и бивни мамонта и слона, бивни нарвала, зубы бегемота. Рога. Рога семейства полорогих: рога коровы, барана, козла. Рога семейства оленевых: рога лосей и разных видов оленей. Рог носорога. Усы кита (серый и гренландский киты). Ухо кита (серый и гренландский киты). Бакулюм (кость полового органа) моржа. Панцирь черепахи. Кожа животного. Шкура (ворс) животного. Рыбья кожа. Коготь медведя. Жемчуг дикий (натуральный). Жемчуг культивированный (натуральный). Перламутр натуральный. Кораллы (останки скелетов коралловых полипов). Янтарь натуральный. Копал натуральный. Дерево (древесина). Кап (древесный). Сувель (древесный) Жемчуг Майорка (искусственный) Перламутр искусственный Янтарь искусственный. Бернит (буранит) (янтарный порошок (5%) с полиэфирными смолами) Фатуран (смесь янтарной стружки и пыли, а также примесей смол) Амброид (разновидность спрессованного и формованного янтаря) Эбонит (на основе натурального и синтетического каучука) Стабилизированные материалы: Стабилизированные бивни, зубы, рога и кости Стабилизированная древесина

Неорганические материалы

Натуральные (природные) Искусственные и синтетические материалы

Слюда (минерал из группы алюмосиликатов). Нефрит (зелёная разновидность тремолита). Бирюза (минерал класса карбонаты из группы малахита (малахит, азурит). Яшма (плотная скрытокристаллическая горная порода). Гагат (разновидность каменного угля) Известен также под. Обсидиан (природное вулканическое стекло, эффузивная (магматическая) горная порода. Окаменелое дерево (окаменелость). Халцедон (полупрозрачный минерал). Стеатит (талькохлорит или «мыльный камень»). Агат (разновидность тонковолокнистого халцедона и кварца) названиями: лигнит -«чёрный янтарь», «чёрная яшма» Искусственные: Цветные металлы и их сплавы (золото, серебро, платина, мельхиор, латунь и др.), виды стали Драгоценные и полудрагоценные камни {природные минералы, которые приобрели блеск и красоту, возникающий при светопреломлении, после огранки и полировки). Драгоценные камни: алмаз, изумруд, рубин, сапфир. Полудрагоценные камни: аметист, хризолит, гранат, топаз Синтетические: Сапфиры (синтетические) Эбонит (синтетический) на основе синтетических каучуков Эпоксидные смолы (синтетический олигомерный состав) смола и отвердитель

Таблица 3.

Перечень технологических материалов, применяемых в косторезном искусстве

Органические материалы

Натуральные (природные) материалы Искусственные материалы

Красители. Луковая шелуха. Черный чай. Ягоды. Кора деревьев. Корни барбариса. Древесина кампешевого дерева. Различные травы и др. «Кармин» - красители животного происхождения, полученный из высушенных и растертых тел насекомых кошенили. Мел природный (карбонат кальция) Животные клеи (глютиновые клеи): Костный клей (кости крупного рогатого скота) Рыбий клей. осетровый (из плавательного пузыря), тресковый (из кожи и плавательного пузыря) Мездровый клей (из мездры -подкожная часть шкуры животного (клетчатка) Растительные клеи: Крахмальный клей, смолы, соевый (бобовый) Растительные клеи практически не применяются, т. к. они обладают низкими сцепными свойствами Мел (искусственный) Войлок (фетр)

Неорганические материалы

Искусственные материалы Синтетические материалы

Сода (технические натриевые соли угольной кислоты, щелочные вещества): Кальцинированная сода (карбонат натрия) Пищевая сода (гидрокарбонат натрия) Каустическая сода (гидроксид натрия, едкий натр) Пероксид водорода (перекись водорода, пергидроль) Хлорная известь (белизна) Медный купорос (сульфат меди, медь сернокислая) Железный купорос (сульфат железа, железо сернокислое) Хромпик (дихромат калия, двухромовокислый калий, бихромат калия) Хлорид кобальта (дихлорид кобальта) Хлорид никеля (безводный хлорид никеля) Хромат калия Нитрат кобальта Марганцовка (перманганат калия) Этанол (спиртосодержащие жидкости) Клеи и смолы (искусственные) Скипидар Эпоксидные смолы и клеи (синтетические). На основе эпоксидных смол и продуктов их модификации. Для изготовления используют синтезированные смолы и каучуки (синтетические вещества). Синтетические клеи: поливинилацетатный (ПВА), эпоксидный, цианокрилатный, акриловый. Синтетические (анилиновые) красители Кислотные, основные (катионные), протравные, прямые и активные красители Бензин Уайт-спирит Лак

Основным поделочным материалом считаются органические материалы биогенного характера - твердые органы млекопитающих, но могут относиться и различные организмы растительного происхождения, например, древесина.

К технологическим материалам относятся те, что используются в процессе изготовления художественного изделия, например, соединение деталей, окрашивание, отбеливание или обезжиривание кости: различные виды клея, красители, обезжириватели или отбеливатели.

К натуральному (природному) поделочному материалу в косторезном искусстве относятся материалы естественного природного происхождения, которые используются в художественной обработке без изменения естественной внутренней структуры или химического состава. Природный поделочный материал при изготовлении художественных изделий, в основном, подвергается внешним изменениям в результате художественной обработки или окрашивания, но с сохранением естественной структуры (рисунка) материала. К натуральным (природным) материалам могут относиться как органические материалы биогенного характера (твердые ткани органов млекопитающих, растений), так и неорганические материалы (минералы, поделочные камни).

К искусственному поделочному материалу относятся природные материалы, подверженные определенным изменениям благодаря вмешательству человека. Свойства и характеристики такого материала отличаются от естественных природных (натуральных), чаще всего они изготавливаются из соединения натуральных продуктов и не встречаются в природе. Например, искусственный поделочный материал янтарь фатуран (смесь янтарной стружки и пыли, а также примесей смол) или амброид (агломерированный янтарь) - разновидность отлитого, спрессованного и формованного янтаря [8], костная пыль, смешанная с пластификаторами и смолами и подверженная прессованию, эбонит (на основе натурального и синтетического каучука) используется в качестве имитации и замены натурального черного эбенового дерева.

К синтетическим материалам относятся материалы на основе полимеров, получаемые в специализированных химических лабораториях или на производстве искусственным путем в результате реакций синтеза -полимеризации или поликонденсации. В косторезном искусстве синтетические материалы в качестве поделочных материалов используются лишь для имитации натурального материала, т. е. различных подделок, но в некоторых случаях играют роль элементов конструкции художественного изделия.

В качестве технологических материалов, синтетические материалы используются (к ним относятся: различные виды клея, эпоксидные смолы, синтетический эбонит, бензин, уайт-спирит и др.).

Традиционно резчики по кости в качестве поделочного материала часто использовали твердые органы млекопитающих - кости, зубы, рога. Например, на Чукотке в качестве конструкции жилищ применяли китовые кости, а китовые усы использовали как полозья для саней и лыж [3, с. 25-26]. Из-за своей крупной пористой структуры, по сравнению с бивнем мамонта и клыком моржа, китовые кости не подходят для изделий с мелкой детализацией художественной резьбы. Кости пригодны для крупных скульптур с интересным декоративным эффектом, имитирующим шерсть таких животных как бурые медведи и мамонты. Косторезы Чукотки и Магадана продолжают работать с китовой костью (ребра, позвонки, челюсти и межпозвоночные диски), используя их в творчестве как самостоятельное художественное изделие, декоративное дополнение или постаменты (подставки).

Клык моржа - материал достаточно твердый, отлично обрабатывается и полируется, но декоративная структура твердого вторичного иррегулярного дентина, заполняющего полость пульпы (среди многих косторезов называется «шадрой»), не подходит для рельефных изображений. В скульптурных композициях «шадра» нисколько не снижает ценность изделия. Благодаря способности легко поддаваться полированию, бивень моржа имеет высокий коэффициент отражения света, а сами изделия тактильно приятны. Видимо, поэтому эскимосы и прибрежные чукчи,

заметив такие свойства материала, сохранили стилистику минимализма в художественной резьбе.

Бивни мамонтов и слонов имеют практически схожие между собой характеристики, которые используются в художественных изделиях косторезного искусства. Размеры бивней, их свойства, цвет и уникальная сетчатая текстура, позволяют изготавливать художникам высокохудожественные произведения с уникальными декоративными особенностями художественной композиции. К сожалению, минус гипертрофированных зубов - чувствительность к перепадам температуры и влажности, что требуют определенных условий хранения.

Рога семейства оленевых (лоси, олени) - это костные образования, цельные, но пористые внутри, с компактной частью вокруг. Самые плотные части рога - отростки. Благодаря интересным внешним формам и характеристикам рогов, художники-косторезы используют их в произведениях, как целыми, так и отдельные фрагменты в наборных скульптурных композициях. В произведениях ямальских и таймырских косторезов часто встречаются художественные образы, вписанные в естественные формы рогов оленей. Такой подход к композиции является необычным направлением косторезного искусства, которое формирует художественный стиль, отличающийся от стилей других косторезных школ.

Кератиновые рога крупного и мелкого рогатого скота семейства полорогих, использовали в изготовлении пороховниц, различных гребней, резных композиций, в инкрустации.

Кости скелета животных обрабатывали еще в древности. В Древней Руси косторезы занимались художественной резьбой не только по оленевым рогам, но и по трубчатым костям крупного рогатого скота, т. к. этот материал был самым доступным и дешевым.

Ухо кита является редким поделочным материалом в косторезном искусстве, в связи с запретом или ограниченной добычей китообразных млекопитающих. В нашей стране доступны ушные раковины гренландского и серого китов на Чукотке. Ухо кита является достаточно твердым поделочным материалом, имеющим своеобразную форму закрученной раковины, что позволяет выполнять различные рельефные изображения.

В косторезном искусстве зубы кашалота использовали еще с XVIII -XIX вв. Китобои в свободное время гравировали на зубах кашалота, но, со временем, гравирование сформировалось в отдельное художественное направление - скримшоу, распространившееся в странах Европы и США. Зуб кашалота не только гравируют, но и используют для создания художественных скульптур.

Кроме традиционных поделочных материалов, используется широкий диапазон нетрадиционных для косторезного искусства поделочных и технологических материалов. Особенно эта тенденция усилилась в XX - XXI вв.

В XX в. происходит процесс общей электрификации производства, транспорта, техники, быта. Электротехнический прогресс затронул и

косторезное искусство, когда на смену ручному и механическому инструменту приходит электромеханическое оборудование и инструменты, ускорившие и облегчившие технологический процесс изготовления художественных изделий из кости. В этот же период расширяется и обогащается ассортимент поделочного и технологического материалов, художественно-композиционное решение произведений.

Среди поделочных материалов помимо традиционных, т. е. твердых органов млекопитающих животных, используются и нетрадиционные органические материалы биогенного характера: жемчуг, перламутр, янтарь, древесина, коралл, а также разновидность этих материалов.

К неорганическим поделочным материалам относятся минералы, а именно разновидности поделочных камней: нефрит, обсидиан, халцедон, гагат, яшма, стеатит, и даже слюда. Поделочные камни в косторезном искусстве России стали широко использоваться в XX - XXI вв., особенно на Магадане.

В первой половине XX в. на Чукотке в гравюре, выполненной на моржовых клыках, художники стали использовать цветные карандаши, обогатив художественную колористику сюжетных композиций. Холмогорские же мастера традиционно используют для гравировки масляные краски, смешанные с пчелиным воском, либо восковые карандаши.

Начиная с 1930-х гг. разворачивает активную деятельность Кустарный музей, а в 1931 г. на его базе создается Научно-экспериментальный кустарный институт. В 1932 г. преобразовывается в Институт художественной и кустарной промышленности, ас 1941 г. переименован в Научно-исследовательский институт художественной промышленности (НИИХП) [9], занимавшийся изучением, сохранением, а позднее «адаптацией» к современным условиям народного декоративно-прикладного искусства. В области косторезного искусства в НИИХП работали научные сотрудники, искусствоведы, технологи и художники, которые не только изучали историю, традиционные технологии и художественные стили косторезных центров, но и сами разрабатывали художественные композиции, технологии художественной обработки кости и образцы. Например, приглашали опытных консультантов, художников, владевших художественной обработкой кости, таких как М.Д. Раков и С.П. Евангулов, И.Л. Карахан. Искусствовед В.М. Василенко читал лекции, а Т.Б. Митлянская исследовала собрания музейных фондов, публиковали искусствоведческие труды в области косторезного искусства [6].

Если до конца XIX в. чаще всего использовались в качестве красителей различные природные материалы, в основном растительного происхождения, то XX - XXI вв. уже используются различные минеральные или химические вещества и красители искусственного происхождения, особенно разработанные сотрудниками Научно-исследовательского института художественной промышленности рецепты глубинного окрашивания для обогащения декоративных свойств костей крупного рогатого скота, ее низких сортов, а также коровьих и оленевых рогов [1, с. 163]. Среди природных

материалов для окрашивания используются: луковая шелуха, ягоды, листья растений, древесная кора и другие формы растений. Среди химических веществ, например, сульфаты: медный купорос, железный купорос; или же соли неорганических кислот: дихромат калия, дихлорид кобальта, хлорид никеля, хромат калия, нитрат кобальта, а также марганцовка (перманганат калия) [4, с. 60-62]. Синтетические (анилиновые), кислотные, протравные, катионные, прямые красители.

Практически до середины XX в. в косторезном искусстве применялись природные виды клея - животные или глютеновые, гораздо реже растительные. Но во второй половине XX в. применяется новый синтетический клей - поливинилацетатный клей (ПВА). Именно он по своим характеристикам и свойствам подходит для технологий оклейных и монтировочных работ косторезных изделий. Эпоксидный клей, несмотря на то, что его производственное распространение началось во второй половине XX века, большой популярностью не пользовался в косторезном искусстве до начала XXI в.

Цианакрилатные виды клея (суперклей) из-за своей способности быстро схватываться и склеивать материалы за период от нескольких секунд до нескольких минут хорошо подходит для различных технологических операций, в которых необходимо временно закрепить или зафиксировать материалы, а также при различных поломках элементов изделий из кости применяется для быстрого устранения дефектов. В СССР такой клей назывался «Циакрин» [2].

Акриловые виды клея (водно-дисперсионные) по своим свойствам не уступают клеям ПВА, имеют хорошую адгезию, не токсичные и не горючие. Возможно, со временем акриловые виды клея сместят поливинилацетатные в косторезном искусстве.

Среди отбеливателей для кости самый популярным является перекись водорода (30-37%), не имеющая аналогов. Для трубчатых костей крупного рогатого скота в качестве обезжиривателя и отбеливателя подходит кальцинированная, пищевая или каустическая соды. Также в качестве обезжиривателя и отбеливателя кости используется бензин, уайт-спирит или скипидар технический [5, с. 32-33].

Одним из самых важных условий, влияющих на художественную композицию произведений, является наличие поделочного материала, его свойства и характеристики.

В современных изделиях косторезного искусства в художественной композиции используется большой диапазон различных материалов, влияющие на художественно-образное состояние изделия. Благодаря логистике транспортных перевозок, производству и доступности любых товаров, многие художники используют нетрадиционные для косторезного искусства материалы, благодаря чему рождаются новые художественно-композиционные образы косторезных изделий.

Среди синтетических материалов используются эпоксидные смолы, сыскавшие большую популярность, т. к. они не только стабилизируют кость

и дерево, но и заливаются в определенные формы, имитируя различные предметы или объекты.

На рисунке 240 представлена скульптурная композиция «Земноводные», в которой для имитации воды используется эпоксидная смола. Эпоксидной смолой залита поверхность 2-3 мм, так, чтобы не скрывала костяные элементы,

имитирующие флору пруда. В результате эксперимента с нетрадиционным синтетическим материалом, появилось новое видение художественных композиций.

Для таких инструментов как ножи на рукояти, в качестве декоративных плоских накладок или цельных кусков, применяют стабилизированные зубы или бивни мамонта. Благодаря стабилизации, зубы и бивни приобретают устойчивость к неблагоприятному воздействию внешних условий и факторов, повышая технологические качества изделий. Художественно-декоративные характеристики материалов украшают ножи индивидуальным рисунком, облагораживая инструмент эстетическими и эргономическими качествами (рис. З41).

Рис. 2. В. Малышев. Скульптура «Земноводные».

Учебная работа. 2019 г. Дерево дуб, кость «цевка», рог лося, эпоксидная смола. Преподаватель: В.Н. Колобов

Рис. 3. Нож с рукояткой из стабилизированного зуба мамонта

Различные поделочные камни, например, бирюза, халцедон, или гагат используются магаданскими мастерами в художественных произведениях в качестве постаментов, декоративных вставок, элементов, инкрустированных в кость.

40 Рис. 2. - фото автора статьи.

41 Рис. 3. - Popgun.ru. Популярное оружие. - URL: https://popgun.ru/viewtopic.php?p=24344717 (дата обращения: 11.11.2023).

H.B. Сапега, например, использует халцедон в качестве подставки (рис. 442), чтобы передать образ льдины, на которой стоит медведь, поймавший добычу. Халцедон настолько органично вписывается в композицию, отлично передает ощущения ледяного холода арктической зоны, в которой обитают животные.

В работе И. П. Корченкова использует агат не только в качестве подставки, но и как имитация ровной глади воды, по которой плывут два лебедя (рис. 543). Благодаря внешним характеристикам поделочных камней, усиливается художественно-образные характеристики произведения.

На рисунке б44 представлена подвеска инкрустированная фрагментами бирюзы, которые стали акцентами абстрактной композиции.

Драгоценные металлы и драгоценные поделочные камни использовались не только в косторезном искусстве в древности и средневековье, но и в настоящее время. Художественные изделия из кости сочетают в одном произведении технологии и материалы как ювелирного, так и косторезного искусства (церковная утварь, скульптуры или украшения). Так, в работах О.В. Федухиной используются драгметаллы и камни (рис. 745).

Рис. 4. Н.В. Сапега. Скульптура Рис. 5. И.П. Корченков. Скульптура «Лебединное «Арктика». Халцедон, клык моржа озеро». Ископаемый клык моржа, агат (Магадан) (Магадан)

42 Рис. 4. - фото Н.В. Сапега - автора скульптуры «Арктика».

43 Рис. 5. - Косторез. - URL: http://kostorez.ru/work/birds/k913/ (дата обращения: 11.01.2024).

44 Рис. 6. - II Международный фестиваль косторезное искусство народов мира: каталог выставки / составитель К.Б. Кузьминых и др. - Магадан: [б. и.], 2019. - С. 124

45 Рис. 7.-Там же.-С. 118.

Рис. 6. Ю.Р. Шахоян. Подвеска. Бивень мамонта, бирюза, серебро. 2017 г. (Новосибирск)

Рис. 7. О.В. Федухина. Подвеска «Апостол Андрей». Бивень мамонта, золото, камни. 2018 г. (Архангельск)

Жемчуг достаточно широко распространен в декоративно-прикладном и ювелирном искусстве. Чаще всего используются жемчужины целиком, без какой-нибудь художественной резьбы самих горошин. Но в настоящее время многие мастера выполняют художественную обработку жемчуга, например, японский ювелир Синдзи Накабы, занимающийся резьбой по жемчугу [7]. В косторезном искусстве жемчуг используется цельный, в качестве декоративного дополнения художественной композиции, как в украшениях, так и в крупных произведениях.

Очень редко в косторезном искусстве используется рыбья шкура (кожа), т. к. для работы с ней необходимы определенные знания и умения по технологии обработки, лишь единицы мастеров работают с ней. Тем не менее, есть косторезы, которые используют и такой материал. Н.С. Акишкин в крупных произведениях комбинирует традиционные поделочные материалы косторезного искусства с рыбьей кожей (рис. 846).

Такой поделочный материал как янтарь всегда использовался в косторезном искусстве, обогащая цветовым колоритом художественные произведения из кости. Янтарь использовался в качестве декоративного дополнения, усиливающего контрастно-пятновое решение, в качестве элементов для инкрустации в кость, например при изготовлении глаз, или отдельные элементы произведения (рис. 947).

46 Рис. 8. - II Международный фестиваль косторезное искусство народов мира: каталог выставки / составитель К.Б. Кузьминых и др. - Магадан: [б. и.], 2019. - С. 15.

47 Рис. 9.-Там же.-С. 36.

Рис. 8. Н С. Акишкин. Композиция «Крест из прошлого». Кость, дерево, рыбья кожа. 2018 г. (Хабаровск)

Рис. 9. В.М. Вихлянцев. Скульптура «Колючий пинагор». Бивень мамонта, дерево, янтарь. 2019 г. (Магадан)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Перламутр, несмотря на то, что применяют чаще в ювелирных изделиях, встречается и в косторезном искусстве. Перламутром оформляют художественные изделия не только инкрустируя его в кость или дерево, но и в качестве отдельных резных элементов.

В настоящее время в косторезном искусстве художники используют в творческих работах разные технологические и поделочные материалы органического (биогенные) и неорганического происхождения. Одни продолжают работать с традиционными материалами, другие в поисках индивидуального почерка и авторского стиля экспериментируют и комбинируют новые материалы. Благодаря экспериментам расширен диапазон художественных произведений, в которых одним из ключевых факторов художественного декора является сам материал.

Литература

L Абросимова A.A. Художественная резьба по дереву, кости и рогу: учебное пособие / А. А. Абросимова, Н. И. Каплан, Т. Б. Митлянская. -Москва : Высшая школа, 1998. - 192 с.

2. Айрапетян Л. X. Справочник по клеям / Л. X. Айрапетян, В. Д. Заика, Л. А. Яншина. - Текст : электронный. - Ленинград : Химия, 1980. - 304 с. -URL: https://archive.org/details/B-001-018-242/page/n5/mode/2up (дата обращения: 28.01.2024).

3. Колобов В. Н. Косторезное искусство Чукотки : учебно-методическое пособие / В. Н. Колобов ; Высшая школа народных искусств. - Санкт-Петербург : ВШНИ, 2022. - 175 с. - ISBN 978-5-907542-92-1.

4. Колобов В. Н. Материаловедение : учебник для студентов - будущих художников в области традиционных художественных промыслов России.

Профиль - художественная резьба по кости / В. Н. Колобов ; Высшая школа народных искусств. - Санкт-Петербург : ВШНИ, 2017. - 80 с. -ISBN 978-5-906697-59-2.

5. Колобов В. Н. Технология художественной резьбы по кости : учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению подготовки 54.03.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы, профиль -художественная резьба по кости / В. Н. Колобов ; Высшая школа народных искусств. - Санкт-Петербург : ВШНИ, 2018. - 83 с. - ISBN 978-5-6042073-6-9.

6. Пояснения к ТН ВЭД ЕАЭС. Пояснения к единой товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС). - Текст: электронный. // Евразийская экономическая комиссия : [официальный сайт]. - URL: https://eec.eaeunion.org/comission/department/catr/psn/ (дата обращения: 5.11.2023).

7. Резьба по жемчугу от Синдзи Накаба // MIUKI-MIKADO. Виртуальная Япония : [сайт о Японии и японцах]. - Текст: электронный. - URL: https://miuki.info/2016/05/rezba-po-zhemchugu-ot-sindzi-nakaba-shinji-nakaba/ (дата обращения: 26.01.2024).

8. Хохлова Е. Н. Как возрождали народное искусство в СССР / Е. Н. Хохлова. - Текст : электронный // MIUKI-MIKADO. Виртуальная Япония : [сайт о Японии и японцах]. - URL: https://art-life.biz/rus/files/xoxlova.PDF (дата обращения: 26.01.2024).

9. Юркова В. А. Роль художественного образования в сохранении народных традиций / В. А. Юркова // Гуманитарное пространство: электронный журнал. - 2018. - № 4. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-nepreryvnogo-hudozhestvennogo-obrazovaniya-v-sohranenii-narodnyh-traditsiy-rossii?ysclid=ludxik7vj3282900187 (дата обращения: 26.01.2024).

References

1. Abrosimova A. A. Xudozhestvennaya rezba po derevu, kosti i rogu : uchebnoe posobie / A. A. Abrosimova, N. I. Kaplan, Т. B. Mitlyanskaya. - Moskva : Vy sshaya shkola, 1998. - 192 s.

2. Ajrapetyan L. X. Spravochnik po kleyam / L. X. Ajrapetyan, V. D. Zaika, L. A. Yaishina. - Tekst : e lektronny j. - Leningrad : Ximiya, 1980. - 304 s. - URL: https://archive.org/details/B-001-018-242/page/n5/mode/2up (data obrashheniya: 28.01.2024).

3. Kolobov V. N. Kostoreznoe iskusstvo Chukotki : uchebno-metodicheskoe posobie / V. N. Kolobov ; Vy sshaya shkola narodnyx iskusstv. - Sankt-Peterburg : VShNI, 2022. - 175 s. - ISBN 978-5-907542-92-1.

4. Kolobov V. N. Materialovedenie : uchebnik dlya studentov - budushhix xudozhnikov v oblasti tradicionny x xudozhestvenny x promy' slov Rossii. ProtlT - xudozhestvennaya rezba po kosti / V. N. Kolobov ; Vy'sshaya shkola narodnyx iskusstv. - Sankt-Peterburg : VShNI, 2017. - 80 s. - ISBN 978-5-906697-59-2.

5. Kolobov V. N. Texnologiya xudozhestvennoj rezby' po kosti : uchebnoe posobie dlya studentov, obuchayushhixsya po napravleniyu podgotovki 54.03.02 Dekorativno-prikladnoe iskusstvo i narodny' e promysly\ profil' -xudozhestvennaya rezba po kosti / V. N. Kolobov ; Vysshaya shkola narodny' x iskusstv. - Sankt-Peterburg : VShNI, 2018. - 83 s. - ISBN 978-5-6042073-6-9.

6. Poyasneniya к TN VE' D ЕАЕЛ S. Poyasneniya к edinoj tovarnoj nomenklatura vneshnee' konomicheskoj deyatelnosti evrazijskogo ekonomicheskogo soyuza (TN VE' D EAE' S). - Tekst : elektronnyj. // Evrazijskaya ekonomicheskaya komissiya : [oficiaLny'j sajt], - URL: https://eec.eaeunion.org/comission/department/catr/psn/ (data obrashheniya: 5.11.2023).

7. Rezba po zhemchugu ot Sindzi Nakaba // MIUKI-MIKADO. Virtual'naya Yaponiya : [sajt o Yaponii i yaponczax], - Tekst: elektronnyj. - URL: https://miuki.info/2016/05/rezba-po-zhemchugu-ot-sindzi-nakaba-sliinji-nakaba/ (data obrashheniya: 26.01.2024).

8. Xoxlova E. N. Как vozrozhdali narodnoe iskusstvo v SSSR / E. N. Xoxlova. -Tekst : e lektronny j // MIUKI-MIKADO. Virtual'naya Yaponiya : [sajt о Yaponii i yaponczax], - URL: https://art-life.biz/rus/files/xoxlova.PDF (data obrashheniya: 26.01.2024).

9. Yurkova V. A. RoL xudozhestvennogo obrazovaniya v soxranenii narodny' x tradicij / V. A. Yurkova // Gumanitarnoe prostranstvo : e lektronny j zhurnal. -2018. - № 4. - URL: https://cyberleninka.ru/article/ri/rol-nepreryvnogo-hudozhestvennogo-obrazovaniya-v-sohranenii-narodnyh-traditsiy-rossii?ysclid=ludxik7vj3282900187 (data obrashheniya: 26.01.2024).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.