Научная статья на тему 'Применение образов славянской мифологии в композиции штучных изделий'

Применение образов славянской мифологии в композиции штучных изделий Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
116
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
декоративное панно / славянская мифология / образ кабана / штучные изделий / белорусские народные мотивы / decorative panel / Slavic mythology / the image of a boar / piece products / Belarusian folk motifs

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — А Б. Лисьева, Н Н. Самутина

В работе изучена славянская мифология и ее образы, композиция штучных изделий, в частности декоративных панно, рассмотрено использование образов кабана в славянской мифологии и применение белорусского народного узора «бесконечника» при проектировании ковров. Предложен дизайн-макет текстильного декоративного панно с использованием рассмотренных мотивов и эскиз применения в интерьере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Use of Images of Slavic Mythology in the Composition of Piece Products

The work examines Slavic mythology and its images, the composition of piece products, in particular decorative panels. The use of images of the boar of Slavic mythology and the Belarusian folk pattern «infinity» in the design of carpets is considered. A design layout of a textile decorative panel using the described motifs and a sketch of its use in the interior are proposed.

Текст научной работы на тему «Применение образов славянской мифологии в композиции штучных изделий»

УДК 745.522.2 https://doi.org/10.24412/2617-149X-2022-2-67-74

Применение образов славянской мифологии в композиции штучных изделий

А.Б. Лисьева, Н.Н. Самутина" Витебский государственный технологический университет, Республика Беларусь

E-mail: [email protected]

Аннотация. В работе изучена славянская мифология и ее образы, композиция штучных изделий, в частности декоративных панно, рассмотрено использование образов кабана в славянской мифологии и применение белорусского народного узора «бесконечника» при проектировании ковров. Предложен дизайн-макет текстильного декоративного панно с использованием рассмотренных мотивов и эскиз применения в интерьере.

Ключевые слова: декоративное панно, славянская мифология, образ кабана, штучные изделий, белорусские народные мотивы.

The Use of Images of Slavic Mythology in the Composition of Piece Products

A. Lisyeva, N. Samutinaa Vitebsk State Technological University, Republic of Belarus E-mail: [email protected]

Annotation. The work examines Slavic mythology and its images, the composition of piece products, in particular decorative panels. The use of images of the boar of Slavic mythology and the Belarusian folk pattern «infinity» in the design of carpets is considered. A design layout of a textile decorative panel using the described motifs and a sketch of its use in the interior are proposed.

Keywords: decorative panel, Slavic mythology, the image of a boar, piece products, Belarusian folk motifs.

Декоративные панно как один из видов штучных изделий для интерьера представляет собой обширную область декоративно-прикладного искусства, которая постоянно модернизируется и обновляется в соответствие с современными тенденциями моды и стиля [1]. Цель работы - изучить образы славянской мифологии и белорусские народные узоры, определить виды пластики и стилизации, которые будут актуальны для современного этапа развития производства и, на основе полученного материала, создать эскизы декоративного текстильного панно. Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:

- рассмотреть принципы разработки декоративных панно;

- провести исследование мотивов славянской мифологии;

- определить актуальные белорусские мотивы;

- создать эскиз авторского декоративного текстильного панно.

При выполнении первой задачи исследования установлено, что использование анималистичного жанра в интерьере - популярное и состоявшееся направление.

Первые работы с изображением животных крупным планом с достаточным уровнем достоверности были созданы на стенах пещер древнего человека. В настоящее время техники исполнения могут быть совершенно разными. При разработке текстильных изделий для интерьера дизайнеру необходимо решить творческую задачу процесса создания эскиза декоративного изделия, а также вопросы соединения его с готовым интерьером. Необходимо также учитывать уровень освещенности, особенности стилистики, пропорции помещения и цветовую гамму.

Установлено, что для того, чтобы стать органичной частью интерьера, декоративное панно может должно быть [1]:

- плоскостным, а не пространственным, при этом пространство передается достаточно условно, без линейной перспективы;

- с грамотным использованием всех элементов и средств композиции, учитывая организованное членение плоскости и ритм;

- с декором, который подчеркивает предназначение помещения и его общее стилевое оформление;

Выявлены три варианта использования декоративных панно:

- для создания главного цветового пятна и задания тона всему остальному оформлению. При этом используют яркую цветовую гамму;

- в качестве дополнения общего оформления пространства интерьера. Используют спокойную цветовую гамму;

- для определения нейтрального фона, который необходим для других художественных элементов, которые будут выигрышно смотреться на нем. Используют приглушенную цветовую гамму.

Выбор стилевого решения, мотивов и цветовой гаммы будет зависеть от желания дизайнера, общего впечатления, производимого интерьером и назначения помещения.

В настоящее время актуален вопрос национальной идентичности, поэтому использование белорусских народных мотивов является важным преимуществом при выходе белорусской продукции на мировые рынки. Для предприятий страны становится актуальным использование национальных знаков и символов при продвижении продукции на внутреннем и внешнем рынках. В связи с этим изучение вопросов белорусской символики и славянской мифологии актуален.

Одним из древних символов славян был кабан, который символизировал воинскую доблесть, жадность, гордость, похотливость, попрание целомудрия. Неукротимость, воинственность кабана внушали уважение, и этого зверя по праву посвятили Перуну - богу грозы и военной власти.

В качестве символического образа кабан представ-

а

лен во всём индоевропейском мире и за его пределами. В северной мифологической традиции он представляет собой духовную власть, подобно друидам и браминам, ведёт уединённую жизнь в лесу, способен находить трюфель - мистический гриб, рождение которого древние легенды приписывают молнии, и питается плодами священного дуба. У галлов и древних греков охота на вепря и его убийство - символ духовного падения с течением времени. В Китае кабан - эмблема династии Miao, которая принадлежит к очень древним пластам китайской истории, в которой стрелок И изгоняет свирепого кабана фэнси (рис. 1 а, б) [2-5].

В гомеровском и древнегерманском эпосе имеется описание боевого знака - «головы Вепря» на шлеме воина; этот знак известен также по микенским, римским, древнегерманским археологическим памятникам. У германцев сохранялось предание о происхождении племени от двух братьев, одного из которых звали Вепрь. Фигурки вепря свидетельствуют о большом значении этого символа в раннюю эпоху в Западной Европе. В кельтских и галльских легендах он всегда воплощает выдающиеся позитивные качества. Священное животное как символ воинской мужественности и силы обладает сверхъестественными (пророческими и магическими) способностями. Помогает на войне, защищая воина.

В Египете олицетворяет Зло, в Античности символизирует борьбу и разрушение; суровую зиму. Эри-манфский вепрь был пойман в сеть Гераклом. Когда Эврисфей, царь, которому служил Геракл, увидел огромного кабана, он от страха спрятался в кувшин (рис. 1 в, г).

б

Рисунок 1 - Символические образы в мифологии: а - Фэнси в китайской мифологии; б - старец Протей на сосуде в форме вепря; в - эриманфский вепрь; г - рисунок кабана в Греции

В гомеровском эпосе имеется описание боевого знака - «головы вепря» на шлеме воина; этот знак известен также по микенским, римским, древнегерман-ским археологическим памятникам.

В Древнем Востоке кабан - священное животное в Вавилоне и других семитских культурах. Может быть посланником богов. В древнехеттских текстах вепрь, (кабан или свинья тростников) упоминается как одно из «животных бога». Голова кабана символизирует здоровье и хранит от опасности; дает силу жизни, содержащуюся в голове; может принести изобилие и удачу в будущем году.

В мифологии балтийских славян огромный вепрь, сверкая белыми клыками, показывается из вод моря всякий раз, когда беда грозит священному городу Петра. Также известно упоминание кабана в иранской мифологии, индуизме, иудаизме. В христианстве кабан считался, в основном, символом необузданной дикости и властности бесовских сил, разрушения, жестокости, свирепого гнева, зла, жестоких князей и правителей, плотских грехов [2-5].

В геральдике и эмблематике можно также встретить мотив стилизованного кабана, олицетворяющий собой несгибаемую воинственность и дикость (рис. 2).

б

Рисунок 2 - Образ кабана в геральдике и эмблематике: а - герб комунны Таланса, Франция; б - герб общины Берг-ам-Ирхель, Швейцария

Вепрь - это естественная негеральдическая гербовая фигура. Символизирует мужество и неустрашимость. Почти всегда изображается чернью и в профиль. Часто использование его названия при образовании имен собственных и топонимов. Обозначает «находящегося во всеоружии отчаянного и мужественного воителя, который в битве рыцарски противостоит врагу и не склонен отступать никоим образом».

Данный материал был принят при стилизации основного мотива разрабатываемого декоративного авторского панно.

Далее были изучены композиционные схемы, которые могут быть использованы при создании эскиза декоративного панно. Установлено, что они имеют определенные особенности построения и закономерности монокомпозиции [6-7]:

- рисунок всегда строится на конкретной замкнутой плоскости, четко ограниченной заданными размерами, поэтому требуется жесткая компоновка всех элементов;

- расположение всех элементов и мотивов должно быть таким, чтобы создавалась замкнутая композиционная структура.

Установлены схемы наиболее часто встречаемых замкнутых монокомпозиций (рис. 3).

Рисунок 3 - Замкнутые симметричные схемы монокомпозиции

Функции мотивов в сложных многоэлементных композициях, в силу большей или меньшей замкнутости последних, легко можно подразделить на главные (активные) и второстепенные (пассивные). Мотивы следует группировать и располагать таким образом, чтобы акцентировать внимание на центральной части плоскости. Здесь имеют значение законы восприятия плоскости человеческим глазом. Активной является центральная часть плоскости, которая располагается на некотором отдалении от ее границ.

Решено разработать композицию, в которой надо выделить композиционный центр (акцент композиции) посредством использования контрастной формы или посредством использования контрастного размера

а

(по сравнению с другими элементами композиции) с центральным расположением [8-14].

Определено, что в декоративных панно используется также кайма, расположенная либо сверху и снизу, либо слева и справа. Кайма выполняется линейным раппортом, в котором заложен ленточный принцип распространения узора: мотив закономерно повторяется только в одном направлении, образуя вертикальные или горизонтальные орнаментальные ряды. Пример каймового расположения рисунка в декоративных панно для интерьера представлен на рисунке 4.

Рисунок 4 - Рауль Дюфи. Джунгли, 1922 г. Образец зооморфного орнамента

Далее изучены актуальные белорусские мотивы, используемые в белорусском рушнике, который относится к предметам народного искусства, принадлежащим и прошлому, и настоящему (рис. 5). В быту белорусов рушник присутствовал не одно столетие, а популярность неизменна. По-прежнему он сопровождает человека в наиболее важные, переломные этапы его жизненного пути. Без традиционного рушника не обходятся теперь и выставки народного искусства, потому что именно рушник наиболее ярко воплощает национальные черты орнаментального искусства и высокое мастерство ткачества и вышивки. Узоры и

Рисунок 5 -Белорусский узор «бесконечник»

орнаменты - особенный вид народного творчества, тесно связанный с термином «декор», призванный не только украшать предметы и одежду, но и представляющий собой целую сложную структуру [6-7].

Белорусский орнамент отличается множеством разновидностей форм узоров. Это самобытные колоритные элементы, уникальные своим древним происхождением, а также оригинальным видом. Их применение не теряет популярности с давних пор и по сей день. Ношение узоров стало особым видом патриотизма, проявляемого к своей стране. Поэтому он стал очень популярен среди молодежи. Разнообразие форм символов обусловлено широким ассортиментом мотивов, предпочитаемых народами Беларуси. Геометрический мотив - самый популярный вид. Включает в себя: круги; звезды; ромбы; точки; ленты; линии, прямые, ломаные или зигзагообразные; шестиугольники; кресты.

Символ «бесконечник» - путь, бесконечность, вечность, сакральный смысл обрядового пути. Поэтому решено использовать этот узор с определенной стилизацией в качестве второстепенного, используемого в фоне и объединенного с каймой.

Для выражения общего идейно-образного содержания орнаментальные или изобразительные элементы выполняются, исходя из единства и взаимосвязи материала, художественных и технических приемов. Мотивы белорусских рушников применены в кайме и фоне, центральный элемент - фигура кабана (рис. 6).

Чтобы показать связь прошлого и настоящего, объединить по пластике основной центральный и второстепенный фоновый мотив, в кайму предложено использовать мотив корней, как символ рода, корень истории и символ предков, который также можно встретить в славянской мифологии. Все опирается на корни, как религия, история, так и современность.

В раппорте прослеживается движение композиции снизу вверх, визуальным источником которого стали расположение центральной фигуры и повороты мотивов фона узора бесконечника и их расположение. Такой эффект иллюзии связывает объекты каймы и фона между собой. Соотношение цветовых пятен фона и элементов рисунка неуравновешены между собой, центральный элемент образа кабана является композиционным центром и несет в себе главный акцент. Элементы второго плана центральной части панно композиционно объединены с каймой за счет линейной отрисовки.

Цветом 2023 года стал яркий, насыщенный и жизненный оттенок красного, вдохновленный природой Viva Magenta как источник бунта. Этот гибридный цвет между красным и фиолетовым решено использовать как цветовой акцент в элементы рисунка для побуждения к экспериментам и самовыражению. Смелый и бесстрашный, пульсирующий, наличие его способствует оптимизму и радости, приветствует мятежный дух. В фоновом цвете используется классическая ахроматическая гамма черного и серых оттенков.

Такой элемент декора интерьера, как декоративное панно с изображением стилизованных животных, позволяет значительно преобразить пространство, задать ему определенное настроение, добавить помещению выразительности, законченности и уникаль-

ности, а также визуально скорректировать геометрию. Акцент выполняется на одной из стен и значительно оживляет обстановку. Панно будет наполнять обстановку символикой, создавать атмосферу. Эскиз применения декоративного панно в интерьере представлен на рисунке 7.

Рисунок 6 - Эскиз разрабатываемого декоративного панно и его фрагмент

Рисунок 7 - Эскиз применения разработанного декоративного панно в интерьере:

а - прихожая; б - гостиная

В результате проведенной работы выполнено следующее: рассмотрены принципы разработки декоративных панно, проведено исследование мотивов славянской мифологии, определен актуальный белорусский мотив, который используется в фоне композиции, создан эскиз авторского декоративного текстильного панно.

Область применения разработки - текстильная промышленность, выполнение на ткацких станках с жаккардовой машиной или нанесение рисунка способом печати. Результаты работы позволят дополнить традиционные методы создания текстильных рисунков декоративных панно и расширить их ассортимент.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Принципы разработки декоративного текстильного панно Bstudy.net. - Режим доступа:https://bstudy. net/947899/iskusstvo/printsipy_razrabotki_dekorativmgo_tekstilmgo_panno. - Дата доступа: 02.01.2023.

2. Кабан в славянской языческой мифологии [Электронный ресурс] // Славянский Языческий Портал. - Режим доступа: http://slaviy.ru/zhivotnye-v-slavyanskoj-kulture/kaban-v-slavyanskoj-yazycheskoj-mifologii. - Дата доступа: 02.01.2023.

3. Боги в образе вепря, кабана [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://alksnisvindans.wordpress. com/2018/10/27/1751/. - Дата доступа: 02.01.2023.

4. Животные в мифологии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mar4586.narod.ru/animals/ mammals/pig.html. - Дата доступа: 05.12.2022.

5. От дикого кабана к Рождественскому поросёнку [Электронный ресурс] // Русский след в мировой истории. - Режим доступа: https://ru-sled.ru/ot-dikogo-kabana-k-rozhdestvenskomu-porosyonku/. - Дата доступа: 05.12.2022.

6. Рубан Е. Орнаментика ар деко: Рауль Дюфи и современные интерпретации [Электронный ресурс] / Е. Рубан. Ар-деко легендарный. - Режим доступа: https://zen.yandex.ru/media/art_deco/ornamentika-ar-deko-raul-diufi-i-sovremennye-interpretacii-5edfd5ad1f17d02de4d4ac96. - Дата доступа: 22.01.2022.

7. Текстиль эпохи Ар Деко. О текстильном дизайне в деятельности художественных объединений Европы начала XX века [Электронный ресурс] // Beststudy.net. - Режим доступа: https://bstudy.net/880820/iskusstvo/tekstil_ epohi_deko_tekstilnom_dizayne_deyatelnosti_hudozhestvennyh_obedineniy_evropy_nachala_veka?. - Дата доступа: 22.01.2022.

8. Казарновская, Г. В. Проектирование льняных жаккардовых тканей сложных структур / Г. В. Казар-новская, Н. Н. Самутина // Вестник Витебского государственного технологического университета. - 2018. -№ 2 (35). - С. 18-28.

9. Samutsina, N. and Abramovich N. Simulation And Visualization Of One-And-A-Half-Layer Fabrics AIP Conference Proceedings. International conference on textile and apparel innovation (ICTAI 2021). - 2022. - 2430 -С. 020004.

10. Казарновская, Г. В. Исследование и разработка методов построения и визуализации заправочного рисунка тканей с использованием современных информационных технологий / Г. В. Казарновская, Н. А. Абрамович, Н. Н. Самутина // Вестник Витебского государственного технологического университета. - 2011. - № 20. -С. 44-49.

11. Самутина, Н. Н. Использование информационных технологий в проектировании и визуализации тканей / Н. Н. Самутина, Н. А. Абрамович, Г. В. Казарновская // Моделирование в технике и экономике: сборник материалов докладов международной научно-практической конференции, Витебск, 23-24 марта 2016 г. -ВГТУ - Витебск, 2016. - С. 540-543.

12. Самутина, Н. Н. Дизайн льняных двулицевых жаккардовых тканей. Молодежь - науке и производству - 2021: Инновационные технологии легкой промышленности // Материалы международной научно-практической конференции соискателей высшего образования и молодых ученых, 19-20 мая 2021 г. - ХНТУ - Херсон, 2021 г. - С. 127-128.

13. Самутина, Н. Н. Применение информационных технологий при проектировании льняных тканей / Н. Н. Самутина, Н. А. Абрамович, Г. В. Казарновская // Качество товаров: теория и практика. - ВГТУ. - Витебск, 2012. - С. 238-240.

14. Лисьева, А. Б. Ар-деко - позволительная роскошь / А. Б. Лисьева, Н. Н. Самутина // Сб. матер. докладов 55-й Международной научно-технической конф. преподавателей и студентов в двух томах, том 2; УО «ВГТУ». -Витебск, 2021. - С. 160-162.

REFERENSE

1. Principles of the development of decorative textile panels Bstudy.net . - Access mode:https://bstudy.net/947899/ iskusstvo/printsipy_razrabotki_dekorativnogo_tekstilnogo_panno. - Date of access: 02.01.2023.

2. Boar in Slavic pagan mythology [Electronic resource] // Slavic Pagan Portal. - Access mode: http://slaviy.ru/ zhivotnye-v-slavyanskoj-kulture/kaban-v-slavyanskoj-yazycheskoj-mifologii . - Access date: 02.01.2023.

3. Gods in the image of a boar, a wild boar [Electronic resource]. - Access mode: https://alksnisvindans.wordpress. com/2018/10/27/1751 /. - Access date: 02.01.2023.

4. Animals in mythology [Electronic resource]. - Access mode: http://mar4586.narod.ru/animals/mammals/pig. html . - Access date: 05.12.2022.

5. From wild boar to Christmas pig [Electronic resource] // Russian trace in world history. - Access mode: https:// ru-sled.ru/ot-dikogo-kabana-k-rozhdestvenskomu-porosyonku /. - Access date: 05.12.2022.

6. Ruban E. Art Deco ornamentation: Raoul Dufy and modern interpretations [Electronic resource] / E. Ruban. Art Deco is legendary. - Access mode: https://zen.yandex.ru/media/art_deco/ornamentika-ar-deko-raul-diufi-i-sovremennye-interpretacii-5edfd5ad1f17d02de4d4ac96 . - Access date: 22.01.2022.

7. Textiles of the Art Deco era. About textile design in the activities of art associations of Europe at the beginning of the XX century [Electronic resource] // Beststudy.net . - Access mode: https://bstudy.net/880820/iskusstvo/ tekstil_epohi_deko_tekstilnom_dizayne_deyatelnosti_hudozhestvennyh_obedineniy_evropy_nachala_veka?. - Access date: 22.01.2022.

8. Kazarnovskaya, G. V Designing of linen jacquard fabrics of complex structures / G. V. Kazarnovskaya, N. N. Samutina // Bulletin of the Vitebsk State Technological University. - 2018. - № 2 (35). - Pp. 18-28.

9. Samutsina, N. and Abramovich N. Simulation And Visualization Of One-And-A-Half-Layer Fabrics AIP Conference Proceedings. International conference on textile and apparel innovation (ICTAI 2021). - 2022. - 2430 -p. 020004.

10. Kazarnovskaya, G. V. Research and development of methods for constructing and visualizing the filling pattern of fabrics using modern information technologies / G. V., Kazarnovskaya, N. A. Abramovich, N. N. Samutina // Bulletin of the Vitebsk State Technological University. - 2011. - No. 20. - pp. 44-49.

11. Samutina, N. N. The use of information technologies in the design and visualization of tissues / N. N. Samutina, N. A. Abramovich, G. V Kazarnovskaya // Modeling in Engineering and Economics: a collection of materials of reports of the International scientific and practical conference, Vitebsk, March 23-24, 2016 - VSTU. - Vitebsk, 2016. -pp. 540-543.

12. Samutina, N. Design of linen double-faced jacquard fabrics. Youth - science and production - 2021: Innovative technologies of light industry // Materials of the International scientific and practical conference of applicants for higher education and young scientists, May 19-20, 2021 - KHNTU. - Kherson, 2021 - pp. 127-128.

13. Samutina, N. N. Application of information technologies in the design of linen fabrics / N. N. Samutina, N. A. Abramovich, G. V Kazarnovskaya // Quality of goods: theory and practice. - VSTU. - Vitebsk, 2012. -pp. 238-240.

14. Lisyeva, A. B. Art Deco - permissive luxury / A. B. Lisyeva, N. N. Samutina // Collection of materials of reports of the 55th International Scientific and Technical Conference of teachers and Students in two volumes, volume 2; UO "VSTU". - Vitebsk, 2021. - pp. 160-162.

SPISOK LITERATURY

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Principy razrabotki dekorativnogo tekstil'nogo panno Bstudy.net. - Rezhim dostupa:https://bstudy.net/947899/ iskusstvo/printsipy_razrabotki_dekorativnogo_tekstilnogo_panno. - Data dostupa: 02.01.2023.

2. Kaban v slavyanskoj yazycheskoj mifologii [Elektronnyj resurs] // Slavyanskij YAzycheskij Portal. - Rezhim dostupa: http://slaviy.ru/zhivotnye-v-slavyanskoj-kulture/kaban-v-slavyanskoj-yazycheskoj-mifologii. - Data dostupa: 02.01.2023.

3. Bogi v obraze veprya, kabana [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://alksnisvindans.wordpress. com/2018/10/27/1751/. - Data dostupa: 02.01.2023.

4. ZHivotnye v mifologii [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://mar4586.narod.ru/animals/mammals/pig. html. - Data dostupa: 05.12.2022.

5. Ot dikogo kabana k Rozhdestvenskomu porosyonku [Elektronnyj resurs] // Russkij sled v mirovoj istorii. -Rezhim dostupa: https://ru-sled.ru/ot-dikogo-kabana-k-rozhdestvenskomu-porosyonku/. - Data dostupa: 05.12.2022.

6. Ruban E. Ornamentika ar deko: Raul' Dyufi i sovremennye interpretacii [Elektronnyj resurs] / E. Ruban. Ar-deko legendarnyj. - Rezhim dostupa: https://zen.yandex.ru/media/art_deco/ornamentika-ar-deko-raul-diufi-i-sovremennye-interpretacii-5edfd5ad1f17d02de4d4ac96. - Data dostupa: 22.01.2022.

7. Tekstil' epohi Ar Deko. O tekstil'nom dizajne v deyatel'nosti hudozhestvennyh ob"edinenij Evropy nachala XX veka [Elektronnyj resurs] // Beststudy.net. - Rezhim dostupa: https://bstudy.net/880820/iskusstvo/tekstil_epohi_deko_ tekstilnom_dizayne_deyatelnosti_hudozhestvennyh_obedineniy_evropy_nachala_veka?. - Data dostupa: 22.01.2022.

8. Kazarnovskaya, G. V. Proektirovanie l'nyanyh zhakkardovyh tkanej slozhnyh struktur / G. V. Kazarnovskaya, N. N. Samutina // Vestnik Vitebskogo gosudarstvennogo tekhnologicheskogo universiteta. - 2018. - N° 2 (35). - S. 18-28.

9. Samutsina, N. and Abramovich N. Simulation And Visualization Of One-And-A-Half-Layer Fabrics AIP Conference Proceedings. International conference on textile and apparel innovation (ICTAI 2021). - 2022. - 2430 -S. 020004.

10. Kazarnovskaya, G. V Issledovanie i razrabotka metodov postroeniya i vizualizacii zapravochnogo risunka tkanej s ispol'zovaniem sovremennyh informacionnyh tekhnologij / G. V, Kazarnovskaya, N. A. Abramovich, N. N. Samutina // Vestnik Vitebskogo gosudarstvennogo tekhnologicheskogo universiteta. - 2011. - № 20. - S. 44-49.

11. Samutina, N. N. Ispol'zovanie informacionnyh tekhnologij v proektirovanii i vizualizacii tkanej / N. N. Samutina, N.A. Abramovich, G.V. Kazarnovskaya // Modelirovanie v tekhnike i ekonomike: sbornik materialov dokladov mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Vitebsk, 23-24 marta 2016 g. - VGTU. - Vitebsk, 2016. - S. 540-543.

12. Samutina, N. N. Dizajn l'nyanyh dvulicevyh zhakkardovyh tkanej. Molodezh' - nauke i proizvodstvu - 2021: Innovacionnye tekhnologii legkoj promyshlennosti // Materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii soiskatelej vysshego obrazovaniya i molodyh uchenyh, 19-20 maya 2021 g. - HNTU. - Herson, 2021 g. - S. 127-128.

13. Samutina, N. N. Primenenie informacionnyh tekhnologij pri proektirovanii l'nyanyh tkanej / N. N. Samutina, N. A. Abramovich, G. V. Kazarnovskaya // Kachestvo tovarov: teoriya i praktika. - VGTU. - Vitebsk, 2012. - S. 238-240.

14. Lis'eva, A.B. Ar-deko - pozvolitel'naya roskosh' / A.B. Lis'eva, N.N. Samutina // Sb. Mater. dokladov 55-j Mezhdunarodnoj nauchno-tekhnicheskoj konf. prepodavatelej i studentov v dvuh tomah, tom 2; UO «VGTU». - Vitebsk, 2021. - S. 160-162.

Статья поступила в редакцию 03.02.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.