Научная статья на тему 'Применение облачных технологий в сфере образования'

Применение облачных технологий в сфере образования Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
295
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Применение облачных технологий в сфере образования»

Изменение в более благоприятную сторону соотношения между полученными результатами и связанными с ними затратами называется экономизацией управленческой деятельности. На практике она возможна далеко не всегда, и нередко имеет место ее стабилизация и даже обратный процесс.

Сама экономизация управления достигается несколькими способами:

1) снижением затрат на него при тех же результатах;

2) увеличением результата при меньшем росте затрат;

3) увеличением результата при сокращении затрат (самый благоприятный вариант);

4) уменьшением результата при еще большем уменьшении затрат.

Таким образом, повышение эффективности управления организацией

связано с решением различных проблем, важнейшими из которых являются затраты на осуществление и обеспечение производственной деятельности, темпы роста и объемы производства, производительность труда, количество уровней управленческой деятельности.

Важнейшим средством решения проблем управления организацией является экономизация управления, критерий выгодности которой принимается во внимание, как при оценке достижения конкретного результата, так и получение ожидаемых результатов в ближайшей и отдаленной перспективе.

Список использованной литературы

1. Веснин В.Р. Менеджмент: Учеб. - 3-е изд. перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2009. - С. 4.

2. Менеджмент. Друкер П., Макьярелло Дж.А. - М.: 2010. - С. 583-599.

3. Менеджмент. Герчикова И.Н. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: 2010. -С. 368-387.

4. Основы менеджмента: Учеб. пособие / Е.В. Пустынникова. - 2-е изд., стер. - М.: КНОРУС, 2013. - С. 145-153.

5. Клочков А.К. КР1 и мотивация персонала: полный сборник практических инструментов. - М.: Эксмо - 2010. - С. 27-30.

ПРИМЕНЕНИЕ ОБЛАЧНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

А.В. Душкин, начальник кафедры, д.т.н., доцент, Ю.В. Скоредова, преподаватель, Б.Р. Акманов, курсант, Воронежский институт ФСИН России, г. Воронеж

А.Е. Щербакова, методист, Республиканский центр дополнительного образования, г. Майкоп

Информационные технологии развиваются стремительно. Ежегодно завершаются и внедряются в деятельность различных служб результаты

десятков опытно-конструкторских работ, целью которых является создание новых или модернизация существующих информационных систем.

Поэтому в настоящее время высококвалифицированный выпускник ВУЗа должен обладать навыками применения самых современных цифровых компьютерных технологий.

В высших учебных заведениях внедрены и активно эксплуатируются системы электронного учета документов, электронно-библиотечные системы, электронные журналы и т.д.

На примере подобных систем хорошо заметна тенденция развития информационных систем и информационных технологий.

Во-первых, системы становятся более интеллектуальными.

Во-вторых, системы становятся более мобильными.

В-третьих, системы становятся более сложными. С одной стороны, более сложная система часто имеет лучшую функциональность, она более мощная и качественная. С другой стороны, такую систему сложнее обслуживать и поддерживать в работоспособном состоянии, для ее развертывания и работы требуется подготовленный персонал, качественное и современное оборудование. Указанные условия создают серьезные препятствия на пути дальнейшего развития информационных систем, поскольку вполне вероятно достижение состояния, в котором информационные системы дойдут до пика сложности, для их обслуживания необходимо будет создавать целые отделы специалистов, а их разработка, ввод в эксплуатацию и использование будут стоить больших денег. Использование таких систем в регионах страны будет возможно только опосредованно.

Поэтому для решения проблемы можно указать перспективное направление развития информационных систем и технологий. В настоящее время это «облачные» технологии или «облачные» вычисления.

Облачные технологии являются инновационной технологией, которая динамично масштабирует вычислительные ресурсы и приложения через Интернет в качестве сервиса под управлением поставщика услуг. Идея «облачных» вычислений восходит к центрам коллективного пользования, к предоставлению услуг, связанных с прикладными сервисами.

Особенности использования «облачных» технологий на базе образовательных учреждениях заключаются в совместной работе над документами, дистанционном обучении и возможности совместной проектной работе учащихся.

Если проанализировать составляющие определения «облачной» технологии, то можно сделать заключение о том, что первые элементы применения этой технологии в образовании были стимулированы необходимостью осуществления дистанционного обучения.

Как известно, дистанционное обучение предусматривает кейс-технологию, телекоммуникационную технологию и интернет-технологию обучения. «Облако» представляет собой отношение клиент-сервер, где акцент на программное обеспечение и хранение данных перенесен на серверную часть

этой сетевой системы, что обеспечивает возможность одновременной работы многих клиентов, в том числе мобильных, для решения поставленной задачи. А поскольку данный метод решения поставленной задачи в образовании соответствует принципу дистанционного обучения (применение интернет-технологий), то первые элементы «облачной» технологии были выявлены именно там [1].

В свою очередь, в интернет-технологиях дистанционного обучения можно выделить несколько основных направлений:

1. Создание сайтов дистанционного обучения.

2. Использование интерактивных ресурсов, размещенных в интернете, с возможностью их дистанционного использования.

3. Создание условий для «облачного» дистанционного обмена информацией между отдельными учебными ресурсами интернета.

4. Использование социальных сетей для достижения целей дистанционного обучения.

Применение облачных вычислений даст вузам возможность быть более эффективными, гибкими и инновационным за счет более эффективного использования инвестиций в информационные технологии.

Идея «облачных» вычислений восходит к центрам коллективного пользования, к предоставлению услуг, связанных с прикладными сервисами. Эту ситуацию можно проиллюстрировать примером виртуально выделенного сервера - современной технологии хостинга, сочетающей в себе мощность выделенного сервера с гибкостью и простотой управления. Главная задача «облачных» технологий - обеспечить пользователя качественной услугой. Соответственно можно выделить несколько моделей предоставления услуг.

Инфраструктура как услуга (IaaS) - это предоставление различных информационных ресурсов пользователям. Эта модель, как правило, подразумевает предоставление виртуального сервера, хранилища, сетевой инфраструктуры. Она предоставляет пользователю широкие возможности по настройке сервиса, но в то же время и затрудняет обслуживание. Для того чтобы избежать подобной проблемы, часто предлагают ряд шаблонов по предоставлению виртуальной инфраструктуры [2].

Платформа как услуга (PaaS) - это предоставление доступа к программной платформе. Пользователи могут создавать и размещать собственные приложения на базе данной платформы, они имеют доступ к управлению ресурсами более низкого уровня (операционная система, хранилища данных и т.д.). Данная модель может оказаться очень полезной при разработке новых информационных систем для ВУЗов России, поскольку подразумевает выбор платформы, а не создание.

Программное обеспечение как услуга (SaaS) - это предоставление программного обеспечения. В данной модели пользователи получают доступ только к функционалу необходимого программного обеспечения через сеть. Например, использование данной модели вполне обоснованно в системах электронного документооборота и ряда других информационных систем [3].

Отметим, что данные модели не ограничивают возможности предоставления информационных сервисов. Разделение на три модели использования возникло естественным образом, исходя из потребностей пользователей.

Концепция простого и динамичного предоставления информационных сервисов уже завоевала популярность в информационной сфере, решения в области «облачных» технологий постоянно совершенствуются и с каждым годом все лучше соответствуют модели «облачных» систем.

Применение «облачных» технологий в процессе обучения приведет к оптимизации учебно-методической деятельности, повышению эффективности коммуникационных связей, минимизации затрат образовательного учреждения. Применение данных технологий облегчает интеграцию образовательных учреждений в мировое образовательное пространство, способствует развитию связей с зарубежными партнерами на равноправной основе [4]. Это важно для всех специальностей и направлений подготовки технических, гуманитарных, классических вузов и знаменует собой переход отечественной системы образования на новый качественный уровень.

Список использованной литературы

1. Глухих В.Р. Использование социальных сетей для дистанционных консультаций студентов / В.Р. Глухих, Г.Г. Левкин, //Дистанционное и виртуальное обучение. 2010. - № 8. - С. 69-74.

2. Душкин А.В., Щербакова Ю.В., Щекин В.А. Развитие информационных систем на базе облачных технологий. «Преступление, наказание, исправление». Матер. Междунар. пенитенциарного форума. -Рязань: Академия ФСИН России, 2013. - С. 268-271.

3. Душкин А.В., Щербакова Ю.В. Обеспечение информационной безопасности при использовании облачных технологий. Информатика: проблемы, методология, технологии: XIV Междунар. науч.-метод. конф., Воронеж, 6-8 февраля 2014 г.: в 4 т. / ВГУ. - Воронеж: Издательский дом ВГУ, 2014. - С. 62-65

4. Никифоров О. А., Глухих В. Р., Левкин Г.Г. Тенденции применения «облачных» технологий в образовательном процессе // Науч. журнал «Инновационная экономика и общество». 2015. - № 1. - С. 80-86.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.