ОБЛАЧНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
GH
СП
АСПЕКТЫ КАЧЕСТВА
Применение, облачных технологии в компаниях малого и среднего бизнеса
Р!Л'1 |
М.Ф. ВАНИНА,
доцент МТУСИ, к.т.н.
А. Г. ЕРОХИН,
доцент МТУСИ, к.т.н.
Е.А. ФРОЛОВА,
доцент МТУСИ
На современном уровне развития программного обеспечения и технического оснащения облачные технологии являются действенным инструментом, способным существенно повысить эффективность бизнеса. В статье рассматриваются различные аспекты использования облачных технологий в компаниях малого и среднего бизнеса. Приведена общая классификация облачных решений, а также сравнительный анализ различных облачных сервисов общего и специализированного назначения, их преимущества и недостатки с точки зрения влияния на эффективность ведения бизнеса.
Современные облачные решения можно условно разделить на две большие группы - решения «общего назначения» и специализированные.
Решения общего назначения, в первую очередь, направлены на повышение эффективности работы всех сотруд-
ников компании - менеджеров и других офисных работников. Обычно пользователю предлагается достаточно стандартный набор сервисов. Как правило, это облачное хранилище данных, позволяющее получать доступ к своим файлам из любой точки мира и обеспечивать совместную работу с файлами. Некоторые поставщики включают в данный сервис службу «мобильный офис», которая дает возможность работать с файлами без установки соответствующих приложений на компьютер. Также в облаках может функционировать служба планирования рабочего времени (типа «календарь»), служба электронной почты, служба видеоконференций, служба оповещения. В стремлении привлечь новых клиентов компании, предоставляющие данные услуги (а их более 20 [1]), постоянно расширяют свой функционал: ^ увеличивают объемы облачных хранилищ (иногда бесплатно, иногда в виде поощрения за привлечение новых пользователей); ^ увеличивают время хранения и объем писем в почтовых ящиках, предоставляют различные бонусы. Но в любом случае облачное решение «общего назначения» - это решение для офисных работников, приводящее к повышению качества их работы только за счет оптимизации рабочего времени.
ПНЯ
Ключевые слова:
облако, облачный сервис, бизнес, критерий, экономические показатели, эффективность.
□
пп
ппп □ □□
пп
Key words:
cloud, cloud service, business criteria, economic performance, efficiency.
Application of cloudy technologies in the
companies of small and medium business
Various aspects of use of cloudy technologies in the companies of small and medium business are considered. The general classification of cloud-based solutions, as well as a comparative analysis of the various cloud services, both general and special purpose, their advantages and disadvantages in terms of the impact on business performance.
№ 1 • 2015 вею КАЧЕСТВА
АСПЕКТЫ КАЧЕСТВА
1Ш ОБЛАЧНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Если же работник в своей деятельности должен пользоваться специализированными программами (это касается бухгалтеров, администраторов баз данных, финансовых аналитиков, разработчиков программного обеспечения), то наличия облачного хранилища или высокофункциональной электронной почты явно недостаточно. Для этих целей на современном рынке предлагаются специализированные решения. Эти сервисы ориентированы на сотрудников определенных категорий и предоставляют пользователям возможность работать с соответствующим программным обеспечением без его установки на компьютер. К таким сервисам относятся разработки 1С «Предприятие», Windows Azure, Oracle Cloud, Yaware.Online и др. Конечно, для работы с этими системами необходимо иметь определенную квалификацию. Но и экономический эффект здесь более заметен, так как налицо снижение затрат на приобретение и развертывание программного обеспечения и парка компьютеров,
Поскольку любое современное предприятие не может функционировать без бухгалтерии и других подразделений, обеспечивающих обслуживание основной деятельности, то при переводе компании на работу в облаке необходимо использовать оба вида облачных сервисов. Таким образом, задача состоит в выборе не вида сервисов, а соответствующего решения. При выборе решения «общего вида» следует руководствоваться критериями стоимости, надежности, быстродействия и техническими характеристиками. Выбор облачного решения второго типа обусловлен, прежде всего, спецификой предприятия.
При этом следует отметить, что облачное решение первого типа должно быть одним и тем же для всех сотрудников компании, чтобы обеспечить единообразие бизнес-процессов. Специализированных же решений может быть несколько, именно в силу их «специа-лизированности», то есть ориентированности на строго определенный класс задач. Экономические критерии здесь также важны, но они все-таки отходят на второй план, поскольку выбор поставщика облачных услуг при этом может быть осуществлен только из списка поставщиков однотипных услуг, число которых значительно меньше, чем число поставщиков облачных услуг первой группы. Рассмотрим ряд облачных решений из обеих групп.
Решения Google
Среди решений «общего назначения» в последнее время все большую популярность приобретает система «GoogleApps для бизнеса». Это службы, предоставляемые компанией Google для использования своего доменного имени с облачными продуктами Google. Служба поддержива-
век| КАЧЕСТВА № 1 • 2015
ет приложения Gmail, GoogleCalendar, GoogleHangouts (Talk), GoogleDocs (Документы, Таблицы, Презентации) и Google Диск [1, 3-5].
Компания Google определяет следующие достоинства использования данных решений: ^ доступность любого из сервисов в любое время суток с любого компьютера или мобильного телефона с подключением к Интернету; ^ почта с возможностью настройки переадресации, работы в безопасном режиме. Удобный клиент для мобильных телефонов; ^ многофункциональный календарь, настройка напоминаний на почту и по SMS, возможность «наложить» календарь на календарь коллег, спланировать мероприятия/отгулы/отпуска на полгода/год вперед; ^ возможность совместной работы с документами всех популярных форматов, наличие всех самых последних версии документов всегда под рукой; ^ мессенджер GoogleTalk - возможность вести групповой чат, сохранять историю. Электронная почта Gmail с мощной поисковой системой Google предоставляет пользователям как облачное хранилище, так и возможность работы в автономном режиме. Gmail работает на любом компьютере или мобильном устройстве с возможностью подключения, а поддержка автономного режима позволяет работать с почтой даже при отсутствующем соединении.
С помощью GoogleCalendar сотрудники компании могут организовать свою работу эффективным образом, что ведет к повышению качества работы компании в целом. GoogleCalendar дает возможность планировать встречи, получать напоминания о предстоящих мероприятиях и публиковать свои планы работы в Интернете. Создание общего календаря помогает подобрать время для встречи с коллегами, а функция интеллектуального создания графиков - время для проведения коллективных мероприятий, удобное для всех участников.
Наиболее важным сервисом GoogleApps является облачный Google Диск, включающий в себя текстовый, табличный процессор и сервис для создания презентаций, а также Интернет-сервис облачного хранения файлов с функцией файлообмена. Текстовый процессор позволяет редактировать практически любые текстовые документы с любого компьютера независимо от его местоположения. Табличный процессор помогает заносить данные в ряды и столбцы электронной таблицы, а также производить вычисления в таблицах практически всех популярных форматов. Сервис создания презентаций дает возможность создавать электронные презентации в формате Microsoft PowerPoint.
ОБЛАЧНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
п
GH □ СП HGH
АСПЕКТЫ КАЧЕСТВА
06га ко > организации
Облако s холдинге
Облако для клиентов
РЭ^ОТД
в модели сервиса
Основные модели применения облачных технологий в 1С
Решение «1С:Предприяте»
К специализированным облачным системам относится облачная разработка «1С:Предприятие» с возможностью удобной работы с программными продуктами 1С независимо от типа клиентского устройства и установленной ОС [2].
Пользователи могут использовать мобильные устройства и устройства с небольшой вычислительной мощностью. При этом прикладная логика производится в кластере серверов «1С:Предприятие», обладающих всеми необходимыми характеристиками: масштабируемостью, высокой отказоустойчивостью, функцией динамического перераспределение нагрузки и взаимодействием с базами данных, возможностью хранения данных прикладных решений. В случае необходимости кластер серверов можно усилить инфраструктурой сервиса, позволяющей предоставлять пользователям услуги использования программных продуктов, производить учет потребления услуг, вести общее администрирование сервиса и др.
Функциональные возможности облачных технологий 1С состоят в следующем:
^ подключение через протокол http (https) к информационной базе, что позволяет клиентам работать с программами 1С через Интернет, находясь в любой точки земного шара; ^ кластер серверов 1С с высокой отказоустойчивостью и масштабируемостью способен одновременно обслуживать большое число пользователей. Существует четыре основные модели применения облачных технологий в 1С (см. рисунок).
В пределах отдельной компании облака 1С могут использоваться работниками, которым требуется подключение к информационной базе 1С независимо от их местоположения. Это повышает качество работы менеджеров компании, так как они могут получать необходимые документы, находясь, практически, в любой точке мира. К облаку 1С внутри компа-
нии, могут подключаться пользователи, не являющиеся сотрудниками.
В рамках холдинга, состоящего из нескольких компаний, облачные технологии 1С значительно снижают издержки на обслуживание однотипных приложений. В этом случае каждая компания имеет доступ только к определенной, независимой области данных, и заниматься настройкой, обновлением,резервным копированием и другими административными операциями нужно только для одной информационной базы.
Применение облачных технологий 1С может существенно облегчить работу в случаях, когда потенциальные пользователи программного продукта не объединены в одну локальную сеть, используют разные аппаратные и программные средства и не имеют возможности соответствовать каким-либо специальным техническим требованиям.
Наиболее полно облака 1С могут быть использованы, если работа с приложением организована по модели сервиса, предполагающей, что конечные пользователи не приобретают сами программные продукты, а оплачивают их использование через Интернет. При этом сами приложения установлены и обслуживаются на сервере поставщика данной услуги.
Поставщик должен обеспечить непрерывную бесперебойную работу программных продуктов, их периодическое обновление, резервное копирование и безопасность хранимых данных. Для ведения учета с помощью того или иного приложения «1С: Предприятие» пользователи оплачивают поставщику определенный набор услуг и посредством обычного браузера могут легко подключиться к нужному приложению 1С.
Такая бизнес-модель полностью избавляет конечного пользователя от всех расходов, связанных с установкой, обновлением и поддержкой аппаратной и программной части. Поддержку резервного копирования и обеспечение безопасности хранимых данных берет на себя поставщик данной услуги.
Некоторые выводы
На основе вышеизложенной информации можно констатировать, что облачные технологии на нынешнем уровне развития программного обеспечения и технического оснащения являются действенным инструментом, способным существенно повысить эффективность бизнеса.
Вместе с тем имеются определенные ограничения на использование облаков, причем они носят не технический, а скорее организационный характер. К ним можно отнести: слабую связь, отсутствие возможностей провести и/или организовать квалифицированные тренинги и
№ 1 • 2015 век| КАЧЕСТВА
п Ч нн Ч.
АСПЕКТЫ КАЧЕСТВА ВЕВ КАЧЕСТВО ИНФРАСТРУКТУРЫ
пп н
обучающие процессы по «разумным» ценам, низкую квалификацию среднего менеджмента.
Каждая из облачных технологий имеет свой функционал, и соответственно, свою область применения. К примеру, сервис Ооод!еАррэ позволяет управлять информационными потоками и действиями сотрудников.
Для реализации функций учета, хранения большого объема данных, многостороннего и разнопланового анализа финансового, товарного, кредитового и дебетового состояния компании в разные периоды наиболее подходят наработки 1С. ■
Литература
1. Обзор 10+ облачных хранилищ данных // http://topobzor. com/obzor-10-oblachnyx-xranilishh-dannyx/.html
2. 1С:Зарплата. Бухгалтерские программные продукты // http://www.1c.ru/rus/products/1c/1sbu.htm
3. Осколков И. Еще раз облачные вычисления. М.: КомпьютерраС^^, 2009. 368 с.
4. Риз Дж. Облачные вычисления. Пер. с англ. СПб.: БХВ-Петербург, 2011. 288 с.
5. Фингар П. Dot. Cloud: облачные вычисления - бизнес-платформа XXI века. М.: Аквамариновая Книга, 2011. 256 c.
Учет
отраслевой специфики при создании
Иногда знание нескольких базовых слов и выражений, демонстрирующих понимание потребностей и проблем собеседника, сразу же располагает его к вам и облегчает общение. Это же относится и к отраслевой специфике при создании диспетчерского пункта: понимание базовых особенностей конкретной отрасли с самого начала проекта позволяет разговаривать на одном языке с заказчиком и предлагать ему наилучшее решение. И цель тут состоит не только в том, чтобы расположить заказчика к себе...
Создание или модернизация диспетчерского пункта на сколь-нибудь серьезном уровне представляет собой итерационный процесс, затрагивающий одновременно множество разделов, в том числе: архитектурно-планировочные и конструктивные решения, дизайн ин-
вею КАЧЕСТВА № 1 • 2015
Алексей УЛЯШКИН,
начальник проектного бюро компании «Делайт 2000»
терьеров, инженерные системы здания, технологические решения по обеспечению диспетчерского управления, решения по обеспечению безопасности и многое другое. При реализации этого процесса волей-неволей придется разбираться и в отраслевой специфике. Но опыт показывает, что, во-первых, изучать отраслевые особенности нужно заранее, и чем раньше, тем лучше. Иначе это придется делать наспех, по ходу проекта, в условиях острой нехватки времени и ресурсов. Во-вторых, к изучению отраслевых вопросов следует подходить планово и осознанно, четко выделяя и структурируя полученные знания. Впоследствии это поможет эффективно ими воспользоваться.
Подтвержденная мировой практикой эффективность такой идеологии работы над проектами, предполагающей учет специфики отрасли и обязательную вовлеченность заказчика (будущего пользователя) в этот процесс на всех его этапах, была заложена в основу международного стандарта ISO 11064-1 или ГОСТ Р ИСО 11064-1 «Эргономическое проектирование центров управления. Принципы проектирования» [1].