Научная статья на тему 'Применение облачных сервисов для создания презентаций в профессиональном образовании'

Применение облачных сервисов для создания презентаций в профессиональном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1299
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Агроинженерия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / ОБЛАЧНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРЕЗЕНТАЦИИ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ / СВОБОДНО РАСПРОСТРАНЯЕМОЕ ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / PROFESSIONAL EDUCATION / PEDAGOGICAL PROCESS / CLOUD COMPUTING / INTERACTIVE PRACTICAL SESSIONS / FREE SOFTWARE / PRESENTATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зарайский И. А., Сесёлкин А. И.

Рассматриваются возможности применения в педагогическом процессе профессионального образования офисных пакетов прикладных программ, находящихся в «облаке» и предоставляемых пользователям бесплатно от компаний Google и Apple. Анализируются облачные технологии и их использование для создания презентаций и обсуждения проектов в ходе интерактивных практических занятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Application of cloud services for creating presentations in vocational education

Discusses possibilities of application in the educational process of professional education office software packages that reside in the cloud and provided to users free of charge from Apple and Google. Analyzed cloud technologies and their use to create presentations and discussions during the interactive workshops.

Текст научной работы на тему «Применение облачных сервисов для создания презентаций в профессиональном образовании»

ного выполняет очень важную функцию в развитии личности, так как человека как личность характеризует не столько то, чем он является, сколько то, к чему он стремится, то, что составляет сферу его потенциальных возможностей развития. Именно поэтому превращение потенциальных возможностей в актуальные особенности личности иностранных учащихся является одним из важнейших механизмов развития их личности, которые проявляются в учебно-познавательной деятельности, вовлекая субъекта деятельности в творческую работу путем создания положительного эмоциональ-

ного фона, в преобразовании источника получения знаний в средство организации учебной деятельности на качественно новом уровне, позволяющем усваивать знания и умения увлеченно, добровольно и самостоятельно.

Список литературы

1. Арефьев А.Л., Шереги А.Ф. Обучение иностранных граждан в высших учебных заведениях Российской Федерации: статистический сборник. — Вып. 8. — М.: ЦСПиМ, 2011. — 176 с.

2. Крысько В.Г. Этническая психология. — М.: Академия, 2002. — 320 с.

УДК 371.3:004 И.А. Зарайский

А.И. Сесёлкин, доктор пед. наук Российская международная академия туризма

ПРИМЕНЕНИЕ ОБЛАЧНЫХ СЕРВИСОВ ДЛЯ СОЗДАНИЯ ПРЕЗЕНТАЦИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Инновационными технологиями в сфере телекоммуникации в настоящее время являются так называемые «облачные» сервисы. Они удобны и просты в использовании, работают без перебоев (при наличии постоянной связи с Интернетом) и предоставляют возможность для пользователей держать свои документы под рукой, без потери, в актуальных версиях, на разных устройствах.

Сегодня каждый преподаватель может зарегистрироваться в таком «облачном» сервисе, как Dropbox, и с легкостью настроить свой компьютер, мобильный телефон и планшет в одну файло-обменную сеть, где при наличии соединения с Интернетом происходит полная синхронизация всех устройств. Многие преподаватели сегодня уже не используют флэш-карты для переноса документов с устройства на устройство по причине доступности облачных сервисов, которые позволяют хранить данные пользователей, обновляясь с каждым изменением содержащихся файлов. Сервис Dropbox удобен, он прекрасно выступает как сервис, организующий хранение информации, способен обеспечивать общий доступ к файлам пользователя, но при этом не предоставляет инструментов, которым по силам создать презентацию или текстовый документ напрямую из «облака».

Еще совсем недавно, когда речь заходила о создании презентаций, многие преподаватели представляли себе программные продукты фирмы Microsoft под рабочим названием PowerPoint. PowerPoint — рабочее окружение, позволяющее создавать презентации, которые с легкостью могут

быть прочитаны на компьютере при условии установленной программы PowerPoint. Чаще всего это не вызывало никаких проблем, ведь офисные пакеты, частью которых является PowerPoint, стоят практически на каждом персональном компьютере или ноутбуке.

Однако каждый новый программный пакет стоит денег. Каждое обновление до новой версии тоже требует затрат, но не так сильно страдают от платных обновлений пользователи персональных компьютеров, как система профессионального образования. Учебные заведения вынуждены приобретать обновления программ для того, чтобы не возникало конфликтов между файлами разных версий, так как сегодня сбой в работе компьютерной системы во многом означает убытки. Образовательное сообщество в России понимает, что затраты на программное обеспечение существенны и что использование облачных технологий в значительной степени экономит бюджет организации. Помимо этого можно решить и проблему с лицензионным программным обеспечением.

При этом программные комплексы, которые разрабатывает компания Microsoft, имеют собственное расширение. Некоторое время назад компания Microsoft кардинально меняла рабочее окружение в офисных пакетах, версии создаваемых файлов также изменились, тогда начали возникать проблемы открытия файлов в старых версиях программ. Проблема решилась сама собой, так как со временем многие преподаватели перешли на офисные пакеты версии 2007 и выше. Но при

Теория и методика профессионального образования

этом проблема не решилась полностью, сегодня можно встретить презентации или текстовые файлы, созданные в ранних версиях Microsoft Word и Microsoft PowerPoint. Соответственно не редкостью бывают и конфликты презентаций, созданных в одной версии программного комплекса, но открытых на месте использования в другой версии. Особенно неприятно, когда ошибки возникают за несколько минут до выступления с лекцией или докладом, поэтому необходимо соблюдать определенные принципы, согласно которым не стоит перегружать свои презентации дополнительными аудио-видео файлами, графикой и длинными текстами. Звуковое сопровождение или видео обратит внимание слушателя на выступление, но главная проблема заключается в количестве файлов, из которых создана презентация, так как велика вероятность потери некоторых составляющих. Именно в таких ситуациях начинают задумываться об удобстве использования «облака» для хранения всех материалов в одном месте. Когда речь идет об организациях и предприятиях, внедрению облачных технологий предшествует долгий анализ, оценка эффективности внедряемых нововведений. Организации сложнее перестроить на новый вид сетевого взаимодействия, однако для обычных пользователей-преподавателей все намного проще.

Сегодня каждый знает о компании Google и ее самой крупной поисковой системе в мире, которая давно вышла за рамки просто поискового сервиса. Пользователю сегодня доступны не только ответы по интересующим запросам, но и сервис электронной почты, магазин приложений, карты, видео-сервисы, календари и новости, а самое главное — свободное дисковое пространство для хранения информации, и все это исключительно из браузера компьютера под одной учетной записью.

Каждый сервис от Google — это отдельная, многофункциональная область, которая способна заинтересовать своими уникальными инструментами. Именно поэтому Google Drive (или Google-диск) в какой-то момент перестал быть просто местом для хранения/обмена информации. Компания поняла, что пользователи должны иметь возможность из браузера при подключенном Интернете создавать документы, презентации, таблицы. В результате сегодня каждый пользователь, который имеет учетную запись в Google, может с легкостью работать с данными, создавать, корректировать и сохранять их не на жестком диске локального компьютера, а в «облаке» компании Google.

Google-диск раскрывает совершенно новые возможности для создания и представления презентаций и общих проектов, создаваемых группами обучающихся на практических занятиях. Среди прочих особенностей стоит выделить именно

совместную работу с файлами, когда несколько студентов способны с разных рабочих мест корректировать исходный документ. Это означает, что презентации, созданные инструментами Google-диска, будут доступны каждому, для кого открыт доступ, поэтому выходят совершенно на новый уровень взаимодействия с аудиторией, когда презентации становятся доступны не только лектору и руководителю интерактивного практического занятия. Презентации распределены между обучающимися, непосредственными слушателями. Теперь тот, кто берет слово, имеет возможность получить презентацию в свое распоряжение, забежать вперед или более детально остановиться на определенном слайде. Это важное взаимодействие предоставляется посредством общего доступа к файлам. Совершенно несложно раздать в начале занятия ссылку на файл и подключить к презентации всю аудиторию.

Эта инновационная интерактивная технология взаимодействия студентов и преподавателя становится доступной, так как современные мобильные устройства без труда читают файлы различных форматов. С приходом таких устройств, как планшеты, взаимодействовать с сервисами в сети Интернет стало намного проще, ведь главным условием для любого планшета сегодня является наличие модуля связи посредством мобильного Интернета.

Затрагивая тему мобильных устройств, нельзя упустить из виду продукцию компании Apple — первопроходца, изменившего представление о мобильных устройствах, их форме, виде и функциональности в целом. Компания Apple, как и Google в своем сервисе iCloud, дает возможность пользователям осуществлять совместную работу, создавать презентации и текстовые файлы в «облаке».

Несмотря на схожую функциональность, сервисы существенно отличаются, ведь задача Google — давать постоянное хранилище, которое можно представить в виде удаленного жесткого диска, в то время как iCloud — это сервис для хранения информации с устройств организации или компании, дополнительный защитник данных, так как главная функция iCloud — это синхронизация, возможность хранения данных и отслеживание их изменения. Сервис iCloud от компании Apple обеспечивает интуитивно понятный интерфейс. Если посещают веб-портал iCloud.com, то первое, что бросается в глаза, — это руководство по настройке сервиса на компьютере. Зайдя в панель управления, появляются подсказки по синхронизации, а также созданию новых файлов.

Немаловажной составляющей в любом инструменте должна быть поддержка, которая может выражаться в подробной документации, из которой пользователь узнает о главных принципах работы в программе, или наличие шаблонов, макетов, в ко-

торых уже реализована графическая составляющая, разработана структура слайдов презентации. Остается только произвести заполнение слайдов в соответствии с темой презентации, создаваемой для выступления перед аудиторией, и продукты компании Apple в сервисе iCloud прекрасно справляются с этой задачей.

Следует отметить, что за облачными технологиями, используемыми в педагогическом процессе профессионального образования, — будущее. Положительным является тот факт, что с каждым днем все больше презентаций делается посредством сервисов от Google и Apple. Действительно удобно использовать бесплатные программные продукты для решения задач в ходе учебного процесса. Совершенно очевидно, что таблицы от Goolge или программа Numbers от Apple не способны сегодня решать сложные задачи, которые легко решаются посредством табличного процессора Microsoft Excel. Программы в «облаке» способны выполнять ряд

простых задач, которые ставятся ежедневно перед текстовым редактором Word или программой создания презентаций PowerPoint. Очевидно, что презентации сегодня не должны быть громоздкими. Если обратить внимание на дизайны экранных изображений, используемые в последних версиях мобильной операционной системы iOS 7 от компании Apple, то можно заметить, что разработчики ушли в простоту форм. Слишком много графики и мультимедиа негативно влияют на слушателя, пропадает легкость восприятия. Пользовательские интерфейсы сегодня постепенно приходят к максимальной простоте, без вложенных списков, все инструменты должны быть перед глазами. Создаваемые для учебного процесса презентации не могут быть перегруженными, простота цветовых композиций должна максимально чувствоваться в создаваемых мультимедийных продуктах, и это легко решаемо посредством облачных сервисов от компаний Apple и Google.

УДК 378; 378.02.007.2

М.В. Шингарёва, канд. пед. наук

Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина

ПРИНЦИПЫ И КРИТЕРИИ ОТБОРА СОДЕРЖАНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНООРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАЧ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

В педагогической науке разработаны теория и частные методики использования учебных задач в освоении отдельных учебных дисциплин. Однако научных работ, посвященных проблеме использования задач в учебном процессе вуза в контексте компетентностного подхода, крайне мало.

Исследования, проводимые кафедрой педагогики и психологии МГАУ в течение последних 10 лет, показали, что более 87 % студентов после прохождения активной педагогической практики (4 и 5 курсы) в самооценке уровня своей теоретической и практической подготовленности к профессионально-педагогической деятельности указывают на необходимость формирования у них еще до педагогической практики умений решать профессиональные задачи.

Таким образом, существует объективная потребность использования компетентностноори-ентированных задач в учебном процессе вуза, которые обеспечат эффективное формирование у студентов профессиональных компетенций и их диагностику.

Компетентностноориентированная задача — это отраженная в сознании студента и объективи-

рованная в знаковой модели проблемная ситуация, соответствующая определенному виду профессиональной деятельности и компетенции выпускника. В основе компетентностноориентированной задачи должна лежать проблемная ситуация из реальной профессиональной деятельности.

Эффективному формированию профессиональных компетенций у студентов в процессе обучения в значительной мере способствует решение не отдельных, частных компетентностноориенти-рованных задач и заданий, а их системы.

Под системой компетентностноориентирован-ныхзадач автор понимает совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных компетентност-ноориентированных задач, оптимально обеспечивающую освоение студентами профессиональных компетенций, позволяющую осуществлять оперативную и итоговую диагностику успешности образовательного процесса и уровня сформированно-сти указанных компетенций.

Компетентностноориентированная задача, система компетентностноориентированных задач являются частью содержания обучения, поэтому процесс проектирования системы компетентност-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.