Российский журнал менеджмента Том3, №3, 2005. С. 149-156
ПРАКТИКА МЕНЕДЖМЕНТА
ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ КОНЦЕПЦИЙ УПРАВЛЕНИЯ НА ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ ПОЛЬШИ
Б. НОГАЛЬСКИ
Гданьский университет, Польша П. ВАЛЕНТИНОВИЧ
Высшая школа администрации и бизнеса в Гдыне, Польша
В статье приведены данные пилотного исследования применения на малых и средних предприятиях Польши (Поморское воеводство) новых концепций управления: управления комплексным качеством, бенчмаркинга, аутсорсинга, реинжиниринга и др. Рассматривается вопрос об уровне понимания этих концепций менеджерами опрошенных предприятий.
Менее чем 30 лет назад, в 70-е гг. XX в., производственный процесс на среднестатистическом предприятии протекал по принципу: «Пока что-то не сломается, не стоит чинить» (If it isn't broken, don't fix it). В настоящее время ситуация кардинально изменилась. Глобализация экономики, повсеместное внедрение современных коммуникационных технологий, Интернета, общественные и политические перемены создали абсолютно иную, высокодинамичную и очень сложную систему экономических отношений. Все это приводит к необходимости постоянных изменений в процессе производства, что, в свою очередь, не только создает сложности, но и открывает колоссальные возможности.
Соответственно, применение в деятельности польских предприятий мировых тенденций управления и организации бизнеса (возникающих в высокоразвитых экономиках) позволяет им вести конкурентную борьбу, а в перспективе — дает возможность для выживания и развития.
Понятие «новые тенденции» в управлении предприятием довольно спорно. Известно, что управление, как и другие сферы деятельности, может изменяться под влиянием моды. Тот факт, что данное предприятие в своей деятельности руководствуется или не руководствуется ведущими тенденциями, не должен быть окончательным критерием оценки его работы. Тем не менее, исходя из опыта предприятий, которые исправно следуют
© B.Nogalski, P. Walentynowicz, 2005 © П.Валентинович, Е.С.Никитина, пер. с польск., 2005
подобным методам на практике, можно утверждать, что уровень их конкурентоспособности существенно повышается. Литературные источники, практика хозяйственной деятельности, а также отзывы менеджеров указывают на то, что на сегодняшний день наиболее известными и почитаемыми концепциями управле-ния1 являются: управление комплексным качеством (Total Quality Management — TQM), бенчмаркинг (benchmarking), аутсорсинг (outsourcing), реинжиниринг бизнес-процессов (Business Process Reengineering — BPR), бережливый менеджмент (lean management), контроллинг (controlling), научающаяся организация (learning organization), а также управление качеством согласно стандартам ISO (International Standard Organization).2
В высокоразвитых рыночных экономиках указанные концепции широко используются на практике. В западной литературе публикуется множество результатов исследований, свидетельствующих
1 К их числу следует также отнести концепции управления человеческими ресурсами (Human Resources Management — HRM), управления с учетом фактора времени (Time Based Management — TBM), стратегического, логистического и маркетингового управления, концепции «точно-вовремя» (Just in Time, JIT), бюджетирования, концепции AMT/HT/FMS f Advanced Manufacturing Technology, High Technology, Flexible Manufacturing Systems), информатизации управления, управления процессами, концепции виртуальных, сетевых организаций и др. Некоторые из них уже хорошо известны и проверены в теории и на практике управления предприятием, часть является техническим аспектом организации и управления и поэтому в данной статье не упоминается.
2 Подробнее о сущности, особенностях, принципах и тому подобной информации, касающейся перечисленных концепций, см.: [Pawlak, 2004; Kraszewski, 2001; Wçgrzyn, 2000; Czerminski et al., 2001; Hammer, Champy, 1993; Asinski, Ciarka, Grudzewski, 1999; Jones, Womack, 2001; Wo-mack, Jones, Roos, 1990; Senge, 1990; Trocki, 2001; Zimniewicz, 2000; Perechudy, 2000; Voll-muth, 2000; Grudzewski, Hejduk, 2001].
о пользе их применения. В связи с этим возникает вопрос: известны ли они в странах с развивающейся экономикой и применяются ли они там? В польских вузах, имеющих факультеты управления, перечисленные концепции изучаются, а в соответствующей литературе широко описываются и пропагандируются. Однако, несмотря на имеющиеся описания конкретных случаев, более общие исследования о применении этих концепций на практике отсутствуют. Используются ли в польской хозяйственной практике подобные новые концепции управления, насколько адекватно их понимают менеджеры? Данная статья преследует цель хотя бы приблизительно ответить на поставленные вопросы.
Весной 2004 г. на 22 малых и средних промышленных предприятиях Поморского воеводства Польши проводились пилотные исследования, которые были призваны разобраться в том, насколько известны, используемы и понимаемы в польской хозяйственной практике такие концепции управления, как TQM, бенчмаркинг, реинжиниринг, бережливый менеджмент, аутсорсинг, контроллинг, научающаяся организация и управление качеством по стандартам ISO.
Обследования проводились на 3 малых, 15 средних и 4 крупных предприятиях, с численностью занятых от 19 до 700 работников. Из них к обществам с ограниченной ответственностью относятся 13 фирм; к акционерным обществам — 4, причем к открытым акционерным обществам — 2; к фирмам, зарегистрированным на физическое лицо, — 3.
По критерию принадлежности к отраслям производства исследуемые предприятия распределились следующим образом:
• металлургия — 6;
• деревообработка — 4;
• производство мебели — 2;
• производство искусственных материалов — 2;
• производство ювелирных изделий — 2;
• производство строительных материалов — 2;
• прочие (производство жалюзи, рабочей одежды, продуктов питания и стекла) — 4.
Уровень совокупных доходов на обследуемых предприятиях колеблется от 2 до 240 млн злотых. Почти все фирмы экспортируют свою продукцию в страны ЕС и Восточной Европы в объемах от нескольких единиц до нескольких десятков процентов от общего объема производимой продукции.
Все обследованные фирмы, за исключением одной, работают с прибылью. Рентабельность текущей деятельности последней положительна, но общий финансовый результат отрицателен вследствие неэффективной структуры финансирования. Большинство предприятий обладает известными и популярными на рынке торговыми марками. Выяснилось, что многие из них демонстрируют хорошие финансово-экономические результаты и конкурентоспособность на рынке. Отсюда можно сделать вывод, что данные предприятия не могут рассматриваться в качестве строго репрезентативной группы, характеризующей состояние дел на всех польских предприятиях в целом. Тем не менее проведенное обследование чрезвычайно полезно в исследовательских целях.
Исследование изначально носило поисковый характер. Главным критерием отбора предприятий являлось получение их согласия на проведение обследований. В качестве адресатов выступали предприятия, известные авторам данного обследования. Руководители предприятий в процессе анкетирования отвечали на вопрос о том, используют ли они соответствующую концепцию управления, и если нет, то почему. Затем они должны были указать, как применяется данная концепция. Ответ на этот вопрос служил основой для дальнейших уточнений относительно того, действительно ли данная концепция управления ис-
пользуется фирмой и соответствует ли ее трактовка теории управления. В итоге после обработки и корректировки полученных ответов респондентов сумма ответов на отдельные вопросы была выражена в итоговом количественном показателе.
Пилотные исследования основывались на методах анализа и синтеза, анкетирования и непосредственных интервью, а также анализа литературных источников. Следует отметить, что авторы осознают недостаточную репрезентативность используемых примеров для полного описания столь обширной проблемы. Наша работа является итогом первого этапа исследований, которые в дальнейшем будут проводиться в более широком масштабе.
СФЕРЫ ПРИМЕНЕНИЯ НОВЫХ КОНЦЕПЦИЙ УПРАВЛЕНИЯ НА ПРАКТИКЕ
В 2001 и 2002 гг. под руководством T. Река и E. Франковски из Высшей школы управления и маркетинга в Варшаве были проведены исследования, касавшиеся применения на польских предприятиях новых методов управления, путем анкетирования 100 малых, 100 средних и 70 крупных польских предприятий. Результаты исследований представлены в табл. 1.
Из данных табл. 1 следует, что наиболее часто в Польше применяются такие концепции управления, как TQM, бенч-маркинг, а также бережливый менеджмент. К сожалению, информация о сферах использования этих концепций (в том числе ISO3) и правильном понимании их сути отсутствует. Сравнивая данные исследования, можно также сделать вывод о том, что представленные концепции
3 На основе исследований [Kraszewski, 2001; Pawlak, 2004] можно предположить, что стандарты ISO относятся к элементам TQM, что учтено в данных табл. 1.
Таблица 1
Применение выбранных концепций управления на польских предприятиях в 2001 и 2002 гг., %
Концепция управления Предприятия В среднем
Малые Средние Большие
Элементы реинжиниринга 8 24 51 28
Элементы TQM 62 68 92 74
Бенчмаркинг 53 43 53 50
Контроллинг 7 22 28 19
Аутсорсинг 32 39 47 39
Бережливый менеджмент 78 72 59 70
Источник: [Frankowska, Rek, 2002].
Таблица 2
Применение новых методов управления на польских промышленных предприятиях
Поморского воеводства в 2004 г.
Концепция управления Варианты ответов
Да Нет Частично Концепция не известна
TQM 7 3 8 4
Бережливый менеджмент 2 8 6 6
Бенчмаркинг 17 3 0 2
Аутсорсинг 16 2 4 0
Реинжиниринг 1 14 1 6
Контроллинг 11 8 2 1
Концепция научающейся организации 2 4 15 1
Управление качеством по стандартам ISO 9 11 2 0
в основном применяются на крупных предприятиях, что вполне понятно.
Для подтверждения полученных результатов авторы настоящей статьи провели собственное исследование.
В его рамках менеджменту 22 промышленных предприятий, расположенных в Поморском воеводстве, были предложены конкретные вопросы о применении той или иной концепции управления в деятельности предприятия, о результатах использования этих концепций, а также варианты ответов на них (см. табл. 2).
Для лучшего сравнения с предыдущими исследованиями результаты представлены в табл. 3 в процентном выражении. Для наглядного изображения ре-
зультатов данные представлены в форме диаграммы на рис. 1.
В итоге проведенных исследований выяснилось, что менеджмент промышленных предприятий Поморского воеводства предпочитает использовать в своей деятельности элементы TQM (68% опрошенных), бенчмаркинга (77%), концепции научающейся организации (77%) и контроллинга (59%), согласно последним мировым тенденциям активно применяют концепцию аутсорсинга (91%). Менее предпочитаемыми являются бережливый менеджмент (36%) и реинжиниринг (10%). Возможно, это происходит в связи с недостаточным знанием и пониманием этих концепций. Стандарта-
Таблица 3
Применение новых методов управления на польских промышленных предприятиях
Поморского воеводства в 2004 г., %
Варианты ответов
Концепция управления (1) Да (2) Нет (3) Частично (4) Концепция не известна Сумма (1) и (3)
TQM 32 14 36 18 68
Бережливый менеджмент 9 36 27 27 36
Бенчмаркинг 77 14 0 9 77
Аутсорсинг 73 9 18 0 91
Реинжиниринг 5 64 5 27 10
Контроллинг 50 36 9 5 59
Концепция научающейся организации 9 18 68 5 77
Управление качеством по стандартам ISO 41 50 9 0 50
TQM
Бережливый менеджмент Бенчмаркинг Аутсорсинг Реинжиниринг Контроллинг Научающаяся организация Стандарты ISO
0 20 40 60 80 100 Доля оценки, %
Рис. 1. Применение новых методов управления на польских промышленных предприятиях
Поморского воеводства, %
ми ISO на текущий момент уже пользуются (или начинают их внедрять) 50% рассматриваемых предприятий. Однако использование целостных концепций, а не их отдельных элементов регистрировалось намного реже. Из ответов на вопросы об области применения рассмотренных концепций следует, что менеджеры предприятий, где проводился опрос, воспринимают TQM как контроль качества (Total Quality Control — TQC) и использование стандартов ISO, а не как управление качеством.
Бережливый менеджмент чаще всего воспринимается как упрощение процессов и организационной структуры, постоянная рационализация деятельности, мотивирование менеджмента компании к нововведениям. Применяется же данная концепция всего лишь на двух предприятиях. Из ответов остальных можно сделать вывод о том, что на большинстве предприятий о ней не знают или ее не понимают.
На 17 промышленных предприятиях был получен ответ, что в своей деятельности они применяют концепцию бенч-маркинга, но по большому счету это лишь неформальные встречи с конкурентами и устный обмен опытом. Чаще сравнивают продукты, коммерческие предложения, методы маркетинга, конструкцию и технологию изделий, нежели методы управления, производительность и время изготовления продуктов. Среди так называемых бенчмаркеров (объектов для сравнений) появляются как отечественные, так и заграничные предприятия.
В рамках аутсорсинга предприятия чаще применяют аутсорсинг вспомогательных функций (транспорт, ремонт, производство специального оборудования), функциональной деятельности (информационное обеспечение, обучение, юридические услуги и охрана труда, а также бухгалтерия и маркетинг) и обслуживания (охрана, уборка). Частым явлением быва-
ет также аутсорсинг некоторых функций общей деятельности (кооперация в рамках изготовления полуфабрикатов, проектирования и выполнения специальных услуг). Итак, отчетливо видно, что на участвовавших в исследовании предприятиях все чаще используют данную концепцию. Тем не менее ни в одной из анкет не появилось информации об аутсорсинге функций по управлению персоналом. Существует большая вероятность того, что на рассматриваемых предприятиях, кроме обучения, с недостаточной степенью профессионализма подходят к проблеме управления человеческими ресурсами, но для доказательства этого необходимы дальнейшие углубленные исследования.
Что касается концепции реинжиниринга, то в большинстве случаев она не применяется на исследуемых предприятиях, о ней практически ничего не знают или же не понимают ее сути.
Концепция контроллинга используется более чем на половине опрошенных предприятий и на практике воспринимается чаще всего как планирование объемов и времени выпуска, планирование объемов выпуска продукции с учетом расходов, расчет бюджета затрат, универсальный анализ и расчет расходов, управление запасами. Следовательно, она в большей степени ассоциируется с административной бухгалтерией, чем с «навигацией» предприятия.
Трактовка концепции научающейся организации опрошенными предприятиями чаще всего ограничивается вопросами обучения и повышения квалификации работников, принятия на работу сотрудников с уже приобретенными квалификациями, открытых дискуссий, решения проблем в группах и высказывания своего мнения на совещаниях, а также инвестиций в человеческие ресурсы, финансирования учебы для приобретения различных дополнительных специализаций. Иногда понимание научающейся организации ограни-
чивается принятием решений на уровне руководителя кадровой службы. Следовательно, данную концепцию понимают как учебу и совместный стиль управления, а не как интеллектуальную организацию.
Среди систем, гарантирующих качество, на исследовавшихся предприятиях в основном указывали на сертификацию качества по нормам ISO 9001:2000, ISO 14001, а также на отраслевую сертификацию. Появлялись и мнения о том, что предприятия с иностранными инвестициями и признанным брэндом, имеющие внутренние нормы и стандарты, гарантирующие качество, не нуждаются в сертификации.
Большинство предприятий, принявших участие в исследовании, характеризуется положительной динамикой финансовых результатов и выходит на заграничные рынки сбыта. Трудно дать однозначную оценку влиянию на результаты деятельности данных предприятий рассмотренных концепций управления, но то, что все из них известны на польском рынке и с успехом развиваются, является фактом. Тем не менее, как указывают наши исследования, не всегда в практике малых и средних предприятий новые концепции управления воспринимаются адекватно, и не все управляющие о них знают. Следовательно, существует необходимость в их дальнейшей пропаганде.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Внедрение концепций TQM, реинжиниринга, бережливого менеджмента, аутсорсинга, бенчмаркинга, контроллинга, концепции научающейся организации, а так-
же стандартов ISO в процессы управленческой деятельности предприятий приводит к ощутимым результатам. Основная польза при соблюдении всех необходимых требований заключается в лучшей подготовке к конкурентной борьбе. Предприятие приобретает больше шансов выжить и возможностей развиваться в условиях высокой конкуренции и изменчивой внешней среды. К сожалению, при неправильном внедрении концепций или недопонимании их сути могут возникать трудности, уменьшающие конкурентоспособность предприятия. Однако, принимая во внимание очевидные преимущества и пользу, в сравнении с возможными затратами и трудностями, возникающими при внедрении этих управленческих концепций, можно констатировать, что их использование вполне обоснованно и является на сегодняшний день объективной необходимостью, а не данью моде.
Результаты анализа подтверждают, что, несмотря на подчас не всегда полное понимание сущности современных тенденций и концепций управления, многие из исследованных промышленных предприятий в Поморском воеводстве реализуют на практике новые подходы, вполне соответствующие научным представлениям об управлении. Исследования, проведенные путем непосредственного анкетирования, дополненного интервьюированием, свидетельствуют о том, что рассматриваемые нами предприятия принадлежат к категории организаций с достаточно современным подходом к решению управленческих проблем, и это в целом способствует достижению ими высоких результатов и укреплению рыночных позиций.
ЛИТЕРАТУРА
Asinski P., Ciarka P., Grudzewski W. M. 1999. Lean management w zarzadzaniu. Ekono-mika i Organizacja Przedsiebiorstwa (4).
Czerminski A., CzerskaM., NogalskiB., RutkaR., Apanowicz J. 2001. Zarzqdzanie organizacjami. Dom Organizatora: Torun.
Frankowska E., Rek T. 2002. Wykorzystanie nowoczesnych instrumentow zarzamdzania w polskich przedsiebiorstwach. W: Juchno-wicz M. (ed.) Zarzqdzanie Zmianami w Polskich Spolkach Gieldowych i Innych Orga-nizacjach u Progu XXI Wieku. WSZiM w Warszawie: Warszawa.
Grudzewski W., Hejduk I. (eds.). 2001. Przed-siebiorstwo Przyszlosc. Dyfin: Warszawa.
Hammer M., Champy J. 1993. Reengineering the Corporation. Harper Business Books: N. Y.
Jones D. T., WomackJ. P. 2001. Odchudza-nie Firm. CIM: Warszawa.
Kraszewski R. 2001. TQM Teoria i Praktyka. Wydawnictwo Dom Organizatora: Torun.
Pawlak W. R. 2004. Od TQM do TQL w Orga-nizacji Przyszlosci, Maszynopis Rozprawy Habilitacyjnej. ORGMASZ: Warszawa.
Perechudy K. (ed.) 2000. Zarzqdzanie Przed-siebiorstwem Przyszlosci. Koncepcje, Modele, Metody. Placet: Warszawa.
Senge P. M. 1990. The Fifth Discipline: The Art & Practice of The Learning Organization. Currency Doubleday: N. Y.
Trocki M. 2001. Outsourcing. Metoda Restruk-turyzacji Dzialalnosci Gospodarczej. PWE: Warszawa.
Vollmuth H. J. 2000. Controlling. Placet: War-szawa.
Wegrzyn A. 2000. Benchmarking. Nowa Metoda Doskonalenia Przedsiebiorstw. An-tykwa, Kluczbork: Wroc law.
Womack J. P., Jones D. T., Roos D. 1990. The Machine That Changed the World. Raw-son Associates: N. Y.
Zimniewicz K. 2000. Wspolczesne Koncepcje i Metody Zarzadzania. PWE: Warszawa.
Статья поступила в редакцию 14 апреля 2005 г.