Научная статья на тему 'Применение новых информационных технологий в учебном процессе по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» в Москве'

Применение новых информационных технологий в учебном процессе по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» в Москве Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
562
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Винокуров И. А.

НТЦ «Поиск-XXI» самостоятельно и в кооперации с ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) создает современные электронные средства учебного назначения для учебных дисциплин цикла «Безопасность жизнедеятельности». В статье дается аналитический обзор по этому важному направлению работ, приводятся рекомендации по повышению престижа курса ОБЖ в школе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Применение новых информационных технологий в учебном процессе по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» в Москве»

Научно-технические разработки

Федеральный центр науки и высоких технологий «Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций»

УДК 372. 8. 614

И.А. Винокуров

ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ПО КУРСУ «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» В МОСКВЕ

НТЦ «Поиск-ХХ1» самостоятельно и в кооперации с ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) создает современные электронные средства учебного назначения для учебных дисциплин цикла «Безопасность жизнедеятельности».

В статье дается аналитический обзор по этому важному направлению работ, приводятся рекомендации по повышению престижа курса ОБЖ в школе

И.А. Винокуров

Дефицит кадров и устаревшая учебно-материальная база никак не способствуют повышению престижа такого предмета как ОБЖ. Что и как можно сделать для обучения по ОБЖ? ет на этот вопрос включает организационные, методические и технологические аспекты. Рассмотрим один из них, а именно, то положительное, что дает применение новых информационных технологий в учебном процессе по курсу ОБЖ.

Новые информационные технологии дают не только новое качество изложения преподавателем учебного материала, но и новые формы получения знаний учащимися. Одна из них — система открытого образования. На пути создания системы открытого образования много трудностей, которые предстоит преодолеть, прежде всего, силами преподавателей, имеющих глубокие знания в предметных областях и умеющих донести свои знания до учащихся. Предстоит решить задачу организации процесса обучения, учитывающего специфику работы с компьютерными знаниями и организации плодотворного общения с преподавателем. При таком построении образовательного процесса преподаватель сможет больше внимания уделять одаренным школьникам, предоставив возможность менее способным работать с компьютерным образовательным циклом в своем ритме.

К сожалению, в настоящее время компьютерное образование можно считать закрытым. Нет системы доступа к обучающим курсам, как в обычной библиотеке к книгам. Но, по мере развития системы образования в этом направлении, трудности будут устраняться естественным образом, и область знаний станет доступной каждому желающему их получить.

На наш взгляд, сегодня актуальна задача создания компьютерных (электронных) учебных пособий, которые могли бы служить средством демонстрации на уроке, лекции, репетитором для самостоятельных занятий в компьютерных классах, средством самостоятельного обучения, методическим пособием, экзаменатором.

В идеологию компьютерных учебных пособий закладываются дидактические принципы наглядности, принципы положительного эмоционального фона, принципы доброжелательности и широкой помощи при решении поставленных задач. Интерактивный режим работы с компьютерным учебным пособием активизирует деятельность обучающегося, предлагая выбрать наиболее приемлемый сценарий обучения. Учебные пособия направлены на работу с личностью, а не с абстрактным существом. Обучающийся может выбирать способ обучения, в зависимости от способностей, интереса к предмету и степени подготовки.

Компьютерное учебное пособие не ограничивает обучающегося во времени, поэтому процесс освоения учебного материала сокращается или растягивается по его собственному желанию.

Компьютерное учебное пособие предлагает такие формы овладения знаниями, как чтение, просмотр и прослушивание информации, выполнение практических, тестовых и игровых заданий, проверка знаний и их корректировка, экзамен для самоконтроля.

Использование электронных сетей (локальных — в школе и сети ИНТЕРНЕТ) — следующий шаг развития НИТ. Сети позволяют обес-

печить как индивидуальный, так и групповой режим работы, что важно для организации компьютерных соревнований, викторин и конкурсов (школьных, районных, городских и т.д.), в которых могут принять участие тысячи учащихся.

Что дает применение новых информационных технологий в виде компьютерных обучающих программ на CD и ИНТЕРНЕТ технологий?

• Для преподавателя:

— экономия времени на объяснение учебного материала за счет использования учащимися помимо традиционных форм восприятия через текст учебника, объяснение у доски с использованием наглядных пособий — дополнительных мультимедиа - возможностей НИТ — рисунки, фотографии, видео и анимационные фрагменты, дикторское, музыкальное и звуковое сопровождение;

— повышение качества усвоения учебного материала — комплексное одновременное воздействие на несколько органов восприятия учащегося позволяет сделать более понятным и доступным для подростка изучаемый материал и способствует его длительному запоминанию;

— отработка алгоритмов поведения учащихся в экстремальных и чрезвычайных ситуациях — за счет использования системы «обратной — интерактивной связи», включая самостоятельную работу, ответы на тестовые вопросы и игровые ситуации;

— оценка степени усвоения материала каждым учащимся с выдачей рекомендаций по тем разделам, которые усвоены хуже.

• Для учащихся:

— стимулирование у учащихся более активной, неформальной позиции, «азарта» при изучении материала за счет предоставления им больших возможностей по самостоятельной работе в процессе получения знаний и интерактивной обратной связи, например ответы на интересно поставленные вопросы, предоставление игровых ситуаций и т.д.;

— мультимедиа-технологии обеспечивают более быстрое усвоение изучаемого материала и его более длительное запоминание;

• Для организаторов процесса обучения (методисты округов и Департамента образования города Москвы) использование НИТ дает возможность:

— по сети ИНТЕРНЕТ получать на веб-сайте ЦВПГВ плановую, текущую и методическую информацию, задавать злободневные вопросы и получать ответы на них;

— доводить необходимую информацию до учебных заведений округа, района по электронной почте, сети ИНТЕРНЕТ;

— оперативного и постоянного осуществлять учет результатов работы по тематическому учебному плану по учебным заведениям и каждому обучаемому;

— организовать и проводить конкурсы по актуальным темам;

— организовать массовое изучение наиболее актуальных тем (ОБЖ, патриотического направления и подготовки к службе в ВС) за счет предоставления

информации на веб-сайте или тиражирования и раздачи учебных материалов на компакт-дисках.

Некоторые результаты практического внедрения НИТ в процесс обучения по курсу ОБЖ

В течение 2-х последних лет в ЦАО г. Москвы (директор ЦВП и ГВ ЦАО — А.В. Наследухов) с помощью компьютерных учебных пособий проводятся компьютерные викторины и конкурсы, в которых принимают участие тысячи учащихся. Подготовлены и направлены практически во все учебные образовательные заведения округа более 1500 компакт-дисков с компьютерными обучающими программами по различным темам по курсу ОБЖ (5 тем) и посвященные дням воинской славы России (10 тем).

К столетию со дня рождения выдающегося летчика Валерия Чкалова (2 февраля 2004 г.) проведен общегородской московский конкурс на базе компьютерной учебной программы «В. Чкалов » на компакт-диске, в котором приняли участие более 9 тысяч учащихся. Победители конкурса поощрены ценными подарками и поездкой на родину героя в г. Чкаловск Нижегородской области.

Совместно с Главным управлением по делам ГОЧС г. Москвы для подготовки учащихся к соревнованиям по программе «Школа безопасности» выпущено 1 500 компьютерных программ «Школа безопасности» и в апреле-мае 2004 года переданы в учебные заведения Департамента образования г. Москвы.

В 2004-2005 учебном году планируется большая работа по празднованию 60-летия победы Советского Союза в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. С этой целью с сентября 2004 г. по март 2005 г. среди учащихся образовательных заведений Москвы планируется проведение конкурса, включающего изучение и проверка знаний по основным событиям Великой Отечественной войны, выполнение творческих работ о войне, ветеранах войны с отражением помощи, оказываемой учащимися ветеранам войны.

Для обеспечения конкурса планируется поставка в учебные заведения Москвы комплекта компакт-дисков по следующим тематикам:

Дни воинской славы России:

1. «Бородинское сражение» (Мультимедиа-рассказ о сражении, проведение викторины, тематического вечера по военно-патриотической тематике).

2. «Освобождение Москвы силами народного ополчения под руководством К. Минина и Д. Пожарского от польских интервентов» (Мультимедиа-рассказ, проведение викторины, справочник).

3. «Сталинградская битва» (Мультимедиа-рассказ, проведение викторины, справочник).

4. «Русско-турецкие войны. Ч. 1» Измаил, Тендра (Мультимедиа-рассказ, проведение викторины, справочник).

5. «Русско-турецкие войны. Ч. 2» Синоп (Мультимедиа-рассказ, проведение викторины, справочник).

6. «Русско-турецкие войны. Ч. 3» Плевна, Шипка (Мультимедиа-рассказ, проведение викторины, справочник).

Научно-технические разработки

Научно-технические разработки

7. «Курская битва» (Мультимедиа-рассказ, проведение викторины, справочник).

8. «Снятие блокады Ленинграда» (Мультимедиарассказ, проведение викторины, справочник).

9. «Московская битва» (Мультимедиа-рассказ, проведение викторины, справочник).

10. «Великая Отечественная война 1941-1945 гг.» (Мультимедиа-рассказ, проведение викторины, справочник).

Герои Советского Союза и России

1. «Валерий Чкалов» (Мультимедиа-рассказ, проведение викторины, справочник).

Обучающие энциклопедии по безопасности жизнедеятельности:

Электронные учебные пособия (СО)

1. «Безопасность на улицах и дорогах» (рисунки, фотографии, видео- и анимационные фрагменты.) - ч. 1.

2. «Как Иван-царевич подземного Змея победил ....» (Раздел «Природные ЧС». Тема: Действия в условиях землетрясений (завалов). Учебная игра. 7 класс). ч. 2.

3. «Действия при авариях на ХОО» (Раздел: «Техногенные ЧС». Тема: Аварии с выбросом АХОВ. Обучение, тестирование, интерактивная игра. 8 класс). ч. 3.

4. «Экзамен по ОБЖ» (Подготовка к сдаче экзаменов по ОБЖ в 9 и 11 классах). ч. 4.

5. «Школа безопасности» ч. 5.

Компьютерные программы

1. «Безопасность на улицах и дорогах» (часть 1)

Компьютерная обучающая программа «Безопасность на улицах и дорогах» используется в качестве дополнительного учебного пособия при изучении одноименной темы курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в общеобразовательных учебных заведениях и может быть полезна для дошкольных учебных заведений.

Программа позволяет ознакомить учащихся с особенностями безопасного поведения на улицах и дорогах и оценить степень усвоения материала.

Программа содержит правила поведения на улицах и дорогах, дорожные знаки и дорожную разметку, знания которые необходимы для пешеходов, а также большое количество рисунков, фотографий, видео и анимационных фрагментов с пояснениями.

Для проверки усвоения материала программа содержит набор тестовых вопросов и интерактивных игр.

С помощью программы преподаватель имеет возможность формировать последовательность вывода иллюстраций по разделам данной темы.

2. «Как Иван-царевич подземного Змея победил ....» (часть 2)

Компьютерная обучающая игровая программа (далее игра) «Как Иван-царевич подземного змея победил..» соответствует примерной учебной программе (7 класс) курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для общеобразовательных учебных заведений, а также нормативно-правовым актам в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций.

Игра позволяет ознакомить учащихся с особенностями природых (землетрясения) и техногенных (разрушения зданий и сооружений) ЧС и проверить степень усвоения материала.

Игра содержит необходимые сведения о землетрясениях, правила поведения в условиях завалов, содержит большое количество рисунков, фотографий, видео и анимационных фрагментов с пояснениями.

Для оценки степени усвоения изучаемого материала игра содержит тестовые вопросы и игровые ситуации, преодолеть которые смогут лишь те учащиеся, которые имеют достаточные знания по данной темы.

Программа разработана совместно со специалистами МЧС России.

3. «Действия при авариях на ХОО» (часть 3)

Компьютерная обучающая программа (далее программа) «Действия при авариях на ХОО» соответствует примерной учебной программе курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для 8-х классов общеобразовательных учебных заведений, а также нормативно-правовым актам в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций.

Программа позволяет ознакомить учащихся с особенностями аварий на химически опасных объектах, проверить и оценить степень усвоения изучаемого материала.

Программа содержит сведения по химически опасным объектам, АХОВ, правила использования средств индивидуальной защиты органов дыхания и кожи, описание приемов и способов оказания само-и взаимопомощи в зоне химического заражения и в процессе эвакуации.

Для оценки степени усвоения изучаемого материала программа содержит набор тестовых вопросов и интерактивную игру.

Программа разработана совместно со специалистами ВНИИ ГОЧС МЧС России.

4. «Экзамен по ОБЖ» (часть 4)

Компьютерная обучающая программа «Экзамен

по ОБЖ» (далее «программа») разработана в соответствии с действующими программами по курсу ОБЖ общеобразовательных учебных заведений и экзаменационными билетами для проведения устной итоговой аттестации выпускников 9-х и 11-х классов.

Программа содержит более 80 экзаменационных вопросов и качественные ответы на них, контекстный словарь терминов и определений (около 900 терминов). 300 тестовых заданий и 130 дополнительных вопросов позволяют оценить степень усвоения материалов курса. В целом, программа позволяет быстро и эффективно обеспечить подготовку обучаемых к сдаче итоговых экзаменов по курсу ОБЖ, а преподавателю — проверить степень их подготовки.

Программа включает три раздела:

— Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях, включая вопросы Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

— Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.

— Основы военной службы (для учащихся 10-х-11-х классов).

Пользователь самостоятельно может выбрать удобную форму работы с изучаемым материалом:

— по темам курса (в разделе «Содержание»);

— по экзаменационным билетам (в разделе «Билеты»).

Раздел «Тесты» может быть использован для проверки и закрепления полученных знаний.

5. «Школа безопасности» (часть 5)

Данная компьютерная обучающая программа предназначена для теоретической подготовки.

Являясь участником кооперации Федерального центра науки и высоких технологий ВНИИ ГОЧС МЧС России, НТЦ «Поиск—ХХ1» активно участвует как в разработке, так и в тиражировании электронных средств учебного назначения (ЭСУН) в области обеспечения учебного процесса цикла дисциплин БЖД и защиты от ЧС .

Научно-технические разработки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.