Научная статья на тему 'Применение новейших информационных технологий в библиотеках: проблемы и решения'

Применение новейших информационных технологий в библиотеках: проблемы и решения Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
1520
193
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ / БИБЛИОТЕКА / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / АВТОМАТИЗАЦИЯ / АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ ИНТЕГРИРОВАННАЯ БИБЛИОТЕЧНАЯ СИСТЕМА (АИБС) / ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА / ЭЛЕКТРОННО-БИБЛИОТЕЧНАЯ СИСТЕМА (ЭБС) / INFORMATION RESOURCES / LIBRARY / INFORMATION TECHNOLOGY / AUTOMATION / AUTOMATED INTEGRATED LIBRARY SYSTEM (ALIS) / ELECTRONIC LIBRARY / ELECTRONIC LIBRARY SYSTEM (ELS)

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Грибов В.Т., Левова Л.В., Ефремов С.В.

Статья посвящена анализу важных изменений, происходящих в настоящее время в области создания и использования средств автоматизации информационно-библиотечных технологий и управления информационными ресурсами. Показаны некоторые практические решения на примере автоматизированной интегрированной библиотечной системы «МегаПро».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Грибов В.Т., Левова Л.В., Ефремов С.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USING OF THE MODERN INFORMATION TECHNOLOGIES IN LIBRARIES: PROBLEMS AND SOLUTIONS

The article is devoted to the analysis of important changes that are taking place in the field of creating and using of automation tools for information and library technologies and information resource management. Some practical solutions are shown on the example of the “MegaPro” Integrated Library System.

Текст научной работы на тему «Применение новейших информационных технологий в библиотеках: проблемы и решения»

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В КУЛЬТУРЕ И ОБРАЗОВАНИИ. ГРИБОВ В.Т., ЛЕВОВА Л.В., ЕФРЕМОВ С.В. ПРИМЕНЕНИЕ НОВЕЙШИХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В БИБЛИОТЕКАХ: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ

Статья посвящена анализу важных изменений, происходящих в настоящее время в области создания и использования средств автоматизации информационно-библиотечных технологий и управления информационными ресурсами. Показаны некоторые практические решения на примере автоматизированной интегрированной библиотечной системы «МегаПро».

Ключевые слова: информационные ресурсы, библиотека, информационные технологии, автоматизация, автоматизированная интегрированная библиотечная система (АИБС), электронная библиотека, электронно-библиотечная система (ЭБС).

GRIBOV V., LEVOVA L., EFREMOV S.

USING OF THE MODERN INFORMATION TECHNOLOGIES IN LIBRARIES: PROBLEMS AND SOLUTIONS

The article is devoted to the analysis of important changes that are taking place in the field of creating and using of automation tools for information and library technologies and information resource management. Some practical solutions are shown on the example of the "MegaPro" Integrated Library System.

Keywords: Information Resources, Library, Information Technology, Automation, Automated Integrated Library System (ALIS), Electronic Library, Electronic Library System (ELS).

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В КУЛЬТУРЕ И ОБРАЗОВАНИИ. ГРИБОВ В.Т., ЛЕВОВА Л.В., ЕФРЕМОВ С.В. ПРИМЕНЕНИЕ НОВЕЙШИХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В БИБЛИОТЕКАХ: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ

Долгое время потребности большинства библиотек не выходили за рамки «классической» автоматизации технологических процессов. Более того, часть библиотек и сегодня находятся на начальных этапах автоматизации, а некоторые библиотеки искренне уверены, что им от автоматизации больше ничего и не нужно.

Между тем, жизнь диктует новые требования как к внутренним библиотечным технологиям и процессам управления, так и к библиотечным сервисам, предоставляемым пользователям (читателям).

Прежде всего, происходят процессы усложнения традиционного функционала библиотек, увеличения нагрузки на сотрудников. В том числе, это связано с появлением новых требований, стандартов, распорядительных и отчетных документов, а также продолжающимися процессами «оптимизации» библиотек, часто означающими сокращение численности сотрудников при сохранении или росте объема выполняемой работы.

К процессам реформирования библиотек относятся и их укрупнение и/или деление, изменение функционала и географического расположения подразделений и служб. Соответственно, необходим новый уровень масштабируемости, мобильности, возможности дистанционной работы.

Среди новых задач также - эффективное управление электронными информационными ресурсами, обеспечение доступа к ним и их защиты. В развитие этой темы - построение электронных библиотек и электронно-библиотечных систем (если речь идет о вузах).

Качественно возросли требования к информационным сервисам библиотек со стороны пользователей. Новыми пользователями библиотек является поколение, выросшее в эпоху Интернет, смартфонов и социальных сетей.

Для молодого поколения библиотека начинается не с ее порога и не с читального зала. Для молодых людей библиотека - это, прежде всего, ее сайт и реализованные там возможности для поиска ресурсов. И, если такой пользователь видит на странице библиотеки в Интернет поисковый аппарат в «духе» 1990-х или начала 2000-х годов, или если не обеспечена удобная работа на его смартфоне, он просто закроет эту страницу и больше никогда туда не вернется. У него есть альтернативные возможности получения информации, и только в лучшем случае он обратиться на сайт другой библиотеки.

Эффективное решение большинства названных (и многих других) новых задач в рамках эволюционного развития массовых библиотечных систем предыдущих поколений уже невозможно.

Необходим переход к библиотечным системам нового поколения, основанным на современных архитектурных решениях, средствах разработки и обладающим качественно новыми возможностями.

Системы нового поколения должны обеспечивать:

- Трансформацию понятия «Рабочее место» (АРМ) в понятие «Точка входа»;

- Расширение функциональных возможностей для автоматизации, управления ресурсами, доступа к ним и их защиты;

- Реализацию интеграционных решений с другими информационными системами;

-Трансформация понятия «Рабочее место» (АРМ) в понятие «Точка входа» - это обеспечение возможности доступа к функциям и сервисам библиотечной системы из любой точки Интернет.

Это означает переход от двухзвенной архитектуры информационной системы, когда на компьютере пользователя устанавливаются и настраиваются компоненты библиотечной системы, а также частично хранятся данные, к трехзвенной архитектуре, когда все компоненты системы и ее ресурсы располагаются на сервере, а инструментом для работы пользователя становится стандартный web-браузер («тонкий» клиент). Результатами перехода к такой архитектуре являются:

- Легкая масштабируемость и расширяемость, отсутствие «привязки» к конкретному пользовательскому компьютеру;

- Высокая надежность, устойчивость к авариям;

- Достижение высокого уровня безопасности;

- Низкие требования к производительности и техническим характеристикам пользовательских устройств;

- Новые возможности администрирования и сопровождения системы.

Переход к многозвенной архитектуре открывает и совершенно новую возможность использования библиотечной системы - как «облачной» услуги, предоставляемой через Интернет.

В то же время, наличие «облачных» возможностей не уменьшает значения функциональных качеств этих систем.

По нашему мнению, система нового поколения должны не только предоставлять традиционный функционал, реализованный в библиотечных системах предыдущих поколений, но и мощный функционал для управления электронными ресурсами (ЭР) и их защиты.

Кроме того, должна быть обеспечена современная эффективная среда для работы пользователей с электронными каталогами и санкционированного доступа к электронным информационным ресурсам.

Но рост функциональных возможностей порождает повышение сложности системы и ее стоимости, увеличивает опасность снижения ее надежности. Кроме того, некоторые функциональные качества, важные для одной части библиотек, могут не быть востребованными другими библиотеками. Как решать эти противоречия?

Выходом из такой ситуации является обеспечение широкой интеграции библиотечной системы с другими информационными системами, как внешними, так и на уровне организации.

При этом, если интеграционные решения можно «подключать» к библиотечной системе или «отключать» от нее по мере необходимости и разумности, то можно добиться оптимальной конфигурации системы исходя из нужд конкретной библиотеки и ее финансовых возможностей.

ООО «Дата Экспресс» приступило к разработке системы нового поколения в 2011 году. В результате проделанной работы была создана Автоматизированная интегрированная библиотечная система (АИБС) «МегаПро».

Прежде всего, мы постарались решить в рамках этой системы следующие задачи:

- Обеспечить комплексную автоматизацию библиотеки, возможность создания электронных библиотек и ЭБС в рамках единого интегрированного решения;

- Обеспечить современную эффективную среду для работы пользователей с ресурсами и сервисами библиотеки;

- Обеспечить взаимодействие АИБС с другими информационными системами и сервисами - как внешними, так и на уровне библиотеки;

- Обеспечить возможность как традиционного, так и «облачного» использования АИБС, а также построения библиотечных сетей и корпоративных ресурсов.

Кроме того, в АИБС были заложены возможности ее глубокой адаптации (индивидуализации), а также решения задач дальнейшего развития библиотеки без участия разработчиков АИБС.

АИБС «МегаПро» представляет собой большой и мощный программный комплекс, реализующий многочисленные функциональные возможности. Среди этого многообразия остановимся лишь на нескольких моментах, характеризующих такое понятие, как

«клиентоориентированность» АИБС.

Для того, чтобы создать для пользователя комфортную среду доступа к ресурсам библиотеки, необходимо было решить следующие задачи:

- сделать внешний вид модуля, «обращенного» к пользователю (читателю) современным, выполненным в «тренде» web-решений, с которыми пользователь имеет дело ежедневно - поисковые сервисы, социальные сети и т.д.;

- реализовать удобные и эффективные инструменты для поиска в электронном каталоге и электронных информационных ресурсах библиотеки;

- реализовать механизмы санкционированного доступа к электронным информационным ресурсам;

- реализовать различные дополнительные возможности, в т.ч., в рамках «Личного кабинета» пользователя.

Модуль для читателей в АИБС «МегаПро» называется «Электронная библиотека».

К привычным вариантам «пользовательского» поиска (в одной строке, расширенный, по словарям) добавлены сквозной поиск в выбранных пользователем базах библиографических данных библиотеки, а также ассоциативный поиск «похожих» документов (в соответствии с ББК, УДК или другими системами классификации).

Для удобства ввода поисковых запросов на различных языках используется виртуальная клавиатура, поддерживающая более 50 языков.

Результаты поиска выдаются на экран в виде списка описаний с «обложками», указанием искомого терма, возможностью получения краткой и подробной информации об издании, а также с элементами управления.

Реализованы также варианты поиска без ввода поисковых запросов -это переходы по так называемым «кликабельным» полям-ссылкам, которыми могут быть автор, ключевые слова или другие элементы, настраиваемые самой библиотекой. Предусмотрены также переходы к связанным полям (для БД в RUSMARC).

Так как сегодня большое количество пользователей информационных систем используют для работы с ними смартфоны и планшетные ПК, нами была создана специальная мобильная версия модуля «Электронная библиотека», адаптированная под размеры экранов мобильных устройств.

С целью предоставления пользователям «единого окна» доступа к собственным ресурсам библиотеки и внешним источникам информационного контента в АИБС «МегаПро» реализованы различные механизмы интегрального поиска и доступа к ресурсам.

Кроме того, в АИБС реализованы механизмы взаимодействия с важнейшими федеральными, региональными и отраслевыми информационными системами.

Примеры практических решений, реализованных в АИБС «МегаПро», показывают, что АИБС нового поколения - это не «повторение уже

пройденного», реализованное на других платформах и принцпах. АИБС нового поколения - это значительный шаг вперед, возможность для библиотек решить новые задачи и ответить на актуальные вызовы, предоставить пользователям новые информационные сервисы, повысить эффективность и удобство своей повседневной работы.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Грибов Владимир Тимофеевич - генеральный директор ООО «Дата Экспресс», кандидат экономических наук, действительный член Международной академии информатизации

Левова Людмила Васильевна - исполнительный директор ООО «Дата Экспресс»

Ефремов Сергей Васильевич - ИТ директор ООО «Дата Экспресс» info@data-express.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.