Научная статья на тему 'Применение норм международного права в свете нового трудового кодекса Российской Федерации'

Применение норм международного права в свете нового трудового кодекса Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1130
532
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Применение норм международного права в свете нового трудового кодекса Российской Федерации»

2002

4. Вопросы частного права России и зарубежных стран

коне. Однако правильнее было бы не ломать голову над законом о концессиях, суть которых не вполне ясна, а реформировать действующую систему лицензирования, используя уже имеющиеся механизмы правового регулирования, в том числе и гражданско-правового. При этом необходимо учитывать то обстоятельство, что недра в силу их особых природных свойств или общественной значимости являются неотчуждаемым и неотъемлемым общественным достоянием. Они не могут быть проданы или иным образом окончательно отчуждены в собственность частных лиц, на них не могут быть обращены претензии кредиторов, в отношении них не устанавливаются обременения, способные повлечь за собой переход права собственности Поэтому хозяйственные отношения по поводу недр не могут иметь исключительно гражданскоправовую природу. По-видимому, отношения в сфере доступа к недропользованию имеют двойственную природу и должны содержать в себе как административные, гак и гражданско-правовые начала.

В.Н.Ваинштейн*, Е.В.Тютинакк

ПРИМЕНЕНИЕ НОРМ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА В СВЕТЕ НОВОГО ТРУДОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

I. Международные нормы - составная часть российского

трудового права

Одно из важнейших положений Конституции Российской Федерации 1993 г. - это новое решение в ней вопроса о соотношении международного и национального права, признание приоритета международных договоров Российской Федерации над национальными законами.

Часть 4 ст. 15 Конституции РФ установила, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. После принятия Конституции РФ 1993 г. наблюдается всевозрастающее влияние норм международного права на внутригосударственную нормативную базу. 149

Доцент кафедры частного права России и зарубежных стран Марийского государственного университета.

Соискатель юридического факультета Казанского государственного университета.

149

Марийский юридический вестник

Выпуск 2

Национальная правовая система и международное право имеют как общие, так и отличительные черты, взаимосвязаны друг с другом и оказывают взаимное влияние. Наличие их общих черт обусловлено их единой социальной природой - все они являются способом выражения, существования правовой материи, в центре их должен быть человек, его права и свободы. Различия же происходят из того, что в каждой стране складываются собственная экономическая, политическая и социальная структура, свой уровень культуры и собственные традиции. Некоторые из этих слагаемых, обладая определенной специфичностью и оказывая влияние на свойства правовой системы, придают ей такие черты, которые выделяют ее в особую, только этой стране присущую систему157.

Приоритет международного права вытекает из того, что оно во главу угла ставит защиту общечеловеческих ценностей над всеми другими и создается с использованием положительного опыта многих стран мира по защите прав человека.

Влияние национального права на международное право осуществляется с помощью внешней политики государств, через разработку, принятие международных договоров. Примером может служить Всеобщая декларация прав человека 1948 г., которая разрабатывалась под влиянием национальных законов, таких, как Билль о правах 1689 г. (Англия), Декларация независимости США 1776 г., Декларация прав человека и гражданина 1789 г. (Франция).

Международное право оказывает значительное влияние на прогрессивное, демократическое развитие национального права стран мира. Примером такого влияния служит Всеобщая декларация прав человека, принятая Организацией Объединенных Наций 10 декабря 1948 г. В качестве «стандарта, к достижению которого должны стремиться все народы и все государства», Всеобщая декларация сегодня является одним из основных источников права, служит моделью, которая широко используется многими странами для разработки отдельных положений конституций, различных законов и документов, относящихся к правам человека158.

Правовая система России закрепила практически все принципы и нормы, содержащиеся во Всеобщей декларации прав человека.

Статья 2 Конституции РФ установила, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита

157 Ляхов Е.Г., Кузьмина М.Н. Деятельность органов внутренних дел Российской Федерации и международное право //Московский журнал международного права. -1997. - № 2. - С. 103.

158 Карташкин В.А. Россия и Всеобщая декларация прав человека //Московский журнал международного права. - 1998. - № 2. - С. 244.

150

2002

4. Вопросы частного права России и зарубежных стран

прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства». Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими и определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18).

Конституция Российской Федерации 1993 г. ввела в правовую систему России две совершенно новые категории правовых норм: общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.

Судебная практика подтверждает, что судебному применению подлежат только международные договоры, вступившие в международную силу. Из Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 октября 1995 г. 159 следует, что международный договор Российской Федерации подлежит применению при соблюдении двух условий:

а) международным договором устанавливаются иные правила, чем предусмотренные внутригосударственным законом;

б) международный договор должен быть ратифицирован.

Б.Л.Зимненко полагает, что такая позиция Верховного Суда РФ необоснованно сужает применение международного договора РФ. Международный договор Российской Федерации, являясь неотъемлемой частью правовой системы России, должен применяться не только в случае наличия коллизии между договором и законом, но также в случаях, когда отсутствует внутригосударственный акт, который регулировал бы отношения, являющиеся уже предметом вступившего в силу для Российской Федерации международного договора160. Дополнение, сделанное Б. Л. Зимненко, является существенным, и с ним следует согласиться.

Часть 4 ст. 15 Конституции РФ, включая в правовую систему международные договоры Российской Федерации, не указывает в качестве необходимого условия инкорпорирования ратификацию договоров Российской Федерации. Закон РФ «О международных договорах Российской Федерации» устанавливает, что обязательной ратификации подлежит широкий круг международных договоров, в том числе те, «исполнение которых требует изменения действующих или принятия новых федеральных законов, а также устанавливающие иные правила, чем предусмотренные законом» (ст. 15).

159 Бюллетень Верховного Суда РФ. - 1996. - № 1.

160 Зименко Б.Л. Там же. - С. 113.

151

Марийский юридический вестник

Выпуск 2

Для того чтобы международно-правовые акты могли применяться судами общей юрисдикции, эти акты должны быть опубликованы. Часть 4 ст. 15 Конституции РФ не содержит требования официальной публикации международных договоров в качестве непременного условия их применения, но это вытекает из сопоставления ч. 3 и ч. 4 ст. 15. Часть 3 ст. 15 Конституции РФ указывает на необходимость опубликования их. «Любые нормативные правовые акты, - записано в ней, - затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения». Эти требования, несомненно, относятся и к международным договорам, заключенным Российской Федерацией.

Что касается непосредственного применения международноправовых актов судебными органами - по этому поводу мнения ученых и практических работников расходятся. Одни полагают, что эти нормы могут применяться только как инкорпорированные в национальное право. Другие считают, что общепризнанные принципы и нормы международного права в практике Конституционного Суда выступают как важные критерии оценки конституционности оспариваемых в Суде законов и иных нормативных актов, подпадающих под его юрисдикцию161. Следовательно, Конституционный Суд РФ в своей практической деятельности применяет как непосредственно международные правовые акты, а также общепризнанные нормы и международные договоры, так и нормы, инкорпорированные в национальное право.

Учитывая многообразие мнений, высказываемых учеными и практическими работниками (судьями Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ) по вопросу применения в практической деятельности общепризнанных принципов и норм международного права, неопределенность в понимании формы выражения общепризнанных принципов и норм, возникает настоятельная необходимость законодательного решения этого вопроса или дачи Конституционным Судом РФ толкования

ч. 4 ст. 15 Конституции РФ в части понятия, формы и порядка применения общепризнанных принципов и норм международного права, что будет способствовать расширению применения всеми судебными органами этих нормативных актов.

II. Понятие и способы имплементации правовых норм * 152

161 Российская правовая система и международное право: Современные проблемы взаимодействия //Материалы Всероссийской научно-практической конференции в Нижегородском юридическом институте МВД России. Сентябрь, 1995 г. //Государство и право. - 1996. - № 2. - С. 3-4.

152

2002

4. Вопросы частного права России и зарубежных стран

Интеграция Российской Федерации в мировое сообщество, становление и развитие государственности и демократической правовой системы обязывают к сближению российского национального законодательства с международными стандартами. Такое сближение осуществляется посредством имплементации общепризнанных принципов и норм международного права в российскую правовую систему.

Понятие имплементации является в науке трудового права сравнительно новым и пока еще не получило широкого применения. Так, учебники трудового права России подобного понятия не содержат. Различные авторы по-разному определяют понятие имплементации. В.А.Батырь пишет: «Поведение государства, направленное на осуществление целей международных норм и выражающееся в соответствующих им действиях... составляет процесс, обозначаемый в между народ -но-правовой науке и практике как имплементация норм

международного права162. Словарь международного права дал следующее определение: «Имплементация в широком смысле означает осуществление международно-правовых и внутригосударственных норм во исполнение международно-правовых, а также создание на международном и внутригосударственном уровнях условий для такого осуществле-ния»163 164. Юридический энциклопедический словарь так определяет термин имплементация: «Имплементация [международного права] -фактическая реализация международных обязательств на внутригосударственном уровне; осуществляется путем трансформации междуна-

164

родно-правовых норм в национальные законы и подзаконные акты» .

Полагаем, что понятию «имплементация» должно быть дано следующее определение: Имплементация - это деятельность государства по реализации международно-правовых норм путем приведения внутригосударственного законодательства в соответствие с международно-правовыми нормами или путем прямого (непосредственного) применения этих норм.

В юридической литературе существуют значительные разногласия в отношении обозначения процесса приведения внутригосударственного права в соответствие с международным. И.О.Хлестова пишет: «Если не вдаваться в суть терминов, то представляется, что в правовом отношении более полно отражает суть данного процесса понятие «трансформация», под которой следует понимать способ осуществления междуна-

162 Батырь В. А. Актуальные проблемы имплементации норм МТП в законодательстве РФ //Московский журнал международного права (спецвыпуск). - 1999. - С. 195.

163 Словарь международного права. - М.: Международные отношения, 1986. -С. 102.

164 Юридический энциклопедический словарь. - М.: Инфра-М, 1996. - С. 116.

153

Марийский юридический вестник

Выпуск 2

родного права посредством издания внутригосударственных актов в целях реализации международно-правового обязательства государства»165. Такой трансформационной нормой, на наш взгляд, является статья 10 Трудового кодекса России, которая впервые закрепила в трудовом законодательстве приоритет международно-правовых норм.

Однако имплементация не ограничивается только одной трансформацией. Одним из способов имплементации является отсылка. «Отсылка - это обеспечение выполнения международного договора, нормы которого сформулированы достаточно конкретно и полно, путем указания во внутригосударственном правовом акте на то, что в установленных случаях надлежит применять правила международных договоров. Такая отсылка содержится в Конституции РФ (п. 4 ст. 15) и может быть названа общей отсылкой»166 167.

Следующим способом имплементации, по мнению Батыря В.А., является принятие государством правовых норм, способствующих исполнению предписаний международного права. Инкорпорация, т.е. включение, дает возможность внести в первоначальный текст правовых актов все последующие официальные изменения и дополнения, исключить отмененные нормы, выявить несогласованность, противоречия и

167

др.

При этом правила международного договора порождают тождественные правила во внутригосударственном праве. Так были инкорпорированы в новый Трудовой кодекс РФ положения конвенций МОТ № 29 относительно принудительного или обязательного труда (ст. 4 ТК), № 105 об упразднении принудительного труда (ст. 4 ТК), № 87 о свободе ассоциаций и защите права на организацию (глава 58 ТК РФ), № 98 о праве на организацию и коллективные переговоры (раздел II ТК РФ)168 и ряд других.

Важным способом имплементации международно-правовых норм является непосредственное использование международных договоров в практике судебных органов.

В юридической литературе длительное время велась дискуссия по поводу того, можно ли отнести международные договоры к числу источников российского частного права. Сегодня, когда действует Кон-

165 Хлестова И.О. Соотношение международного и внутригосударственного права и Конституция Российской Федерации //Журнал Российского права. - 1997. - № 12. -С. 22.

166 Батырь В.А. Указ. соч. - С. 197-198.

167 Там же. - С. 199-200.

168 Трудовой кодекс Российской Федерации //Российская газета. - 2001. - 31 декабря.

154

2002

4. Вопросы частного права России и зарубежных стран

ституция РФ, этим спорам положен конец. Указание в Конституции РФ на то, что принципы и нормы международного права и международные договоры являются составной частью ее правовой системы, означает, что, во-первых, суды получили не только возможность, но и обязаны защищать права и свободы человека с помощью международноправовых норм, во-вторых, граждане при разрешении трудовых споров могут ссылаться непосредственно на соответствующие Конвенции Международной Организации Труда, ратифицированные Российской Федерацией.

Конституционный Суд РФ неоднократно при рассмотрении трудовых споров ссылался на международные нормы. По делу о расторжении трудовых договоров по основаниям, предусмотренным п. 11 ст. 33 КЗоТ РСФСР (увольнение по инициативе администрации работников, достигших пенсионного возраста), Конституционный Суд РФ, признав увольнение незаконным, сделал ссылку на Конвенцию МОТ № 111 относительно дискриминации в области труда и занятий 1958 г. 169 170 Ссылка на международно-правовой акт содержится и в постановлении Конституционного Суда РФ по делу о ст. 12 Закона о порядке разрешения кол-

170

лективных трудовых споров .

Верховный Суд РФ также неоднократно ссылался на международноправовые акты при рассмотрении кассационных и надзорных жалоб по трудовым спорам. Однако в практике судов общей юрисдикции ссылки на международно-правовые акты встречаются крайне редко.

Чем же можно объяснить редкое использование международноправовых актов в практике российских судов? На наш взгляд, главная причина этого - недостаточное знание практическими судебными работниками международно-правовых актов о защите прав человека. Другой немаловажной причиной этого является отсутствие достаточного количества опубликованных международно-правовых актов.

III. О соотношении международного и российского трудового права

Наиболее важные принципы международного трудового права сформулированы в таких документах, как Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах. В них закреплены основные права граждан и, прежде всего, право на труд. Оно включает право каждого человека на получение воз-

169 Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР. - 1992. -№ 13. - Ст. 669.

170 Российская газета. - 1995. - 25 мая.

155

Марийский юридический вестник

Выпуск 2

можности зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или на который свободно соглашается171 172.

Однако в Конституции Российской Федерации 1993 г. установлена только свобода труда (п. 1 ст. 37), которая означает, прежде всего, свободный для гражданина выбор - работать или не работать, выбирать род деятельности, профессию, работодателя. В соответствии с Конституцией РФ новый Трудовой кодекс РФ, вступивший в силу с 1 февраля 2002 г., хотя и ссылается в ст. 2 на общепризнанные принципы и нормы международного права, закрепляет не право на труд, а лишь свободу труда. Это противоречит и идет в разрез с принятыми на себя Российской Федерацией обязательствами, вытекающими из ратифицированных международных документов.

Среди международных норм права одно из важнейших мест принадлежит конвенциям и рекомендациям Международной Организации Труда, членом которой является и Российская Федерация. В настоящее время в Российской Федерации действуют 48 конвенций МОТ .

Одним из важнейших принципов, провозглашенных МОТ, является принцип ликвидации принудительного труда. Его положения сформулированы в Конвенции № 29 «О принудительном или обязательном труде» (1930 г.) и в Конвенции № 105 «Об упразднении принудительного труда» (1957 г.). Согласно статье 2 Конвенции № 29 принудительный труд означает всякую работу или службу, требуемую от какого-либо лица под угрозой какого-либо наказания.

Учитывая, что государственные и общественные интересы могут потребовать привлечения к труду в целях обороны страны, при возникновении чрезвычайных обстоятельств и в некоторых других случаях, Конвенция № 29 не рассматривает в качестве принудительного труда следующие виды работ:

- работа, требуемая в силу законов об обязательной военной службе и применяемая для работ чисто военного характера;

- работа, являющаяся частью обычных гражданских обязанностей;

- работа, требуемая в силу судебного приговора, при условии, что эта работа будет производиться под надзором и контролем государственных властей, и указанное лицо не будет передано в распоряжение частных лиц, компаний, обществ;

- работа, требуемая в условиях чрезвычайных обстоятельств;

171 Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. -Ст. 6.

172 Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. -Ст. 6.

156

2002

4. Вопросы частного права России и зарубежных стран

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- мелкие работы, выполняемые для прямой пользы коллектива его членами, если представители коллектива высказывают мнение относительно целесообразности этих работ.

Конвенция № 105, принятая в развитие Конвенции № 29, указывает, что государства, подписавшие ее, обязуются не применять принудительный труд:

- в качестве политического воздействия или воспитания, или в качестве меры наказания за наличие или выражение политических взглядов или идеологических убеждений, противоположных политической, социальной или экономической системе;

- в качестве средства поддержания трудовой дисциплины;

- в качестве средства наказания за участие в забастовках;

- в качестве меры дискриминации по признакам расовой, социальной и национальной принадлежности или вероисповедания.

Эти положения о запрете принудительного труда воплощены в Российском законодательстве. В п. 2 ст. 37 Конституции РФ установлено: «Принудительный труд запрещен». Статья 4 нового Трудового кодекса не только включает положения названных конвенций МОТ, но и дополнительно конкретизирует их. Принудительным трудом она признает:

- нарушение установленных сроков выплаты заработной платы или выплату ее в неполном размере;

- требование работодателем исполнения трудовых обязанностей от работников, если работник не обеспечен средствами коллективной или индивидуальной защиты либо работа угрожает жизни или здоровью работника.

В статье 4 ТК РФ конкретизируются и дополняются положения конвенций о невключении в принудительный труд ряда работ. В том числе:

- работа, выполнение которой обусловлено законодательством о воинской обязанности и военной службе или заменяющей ее альтернативной гражданской службе;

- работа, выполняемая в условиях чрезвычайных обстоятельств, то есть в случаях объявления чрезвычайного или военного положения, бедствия или угрозы бедствия (пожары, наводнения, голод, землетрясения, сильные эпидемии или эпизоотии), а также иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части;

- работа, выполняемая вследствие вступившего в законную силу приговора суда под надзором государственных органов, ответственных за соблюдение законодательства при исполнении судебных приговоров.

Таким образом, имплементация конвенций МОТ № 29 и № 105 была осуществлена путем включения в российское трудовое законодательст- 157

157

Марийский юридический вестник

Выпуск 2

во основных положений этих конвенций и дополнения их с учетом условий внутригосударственной жизни.

Не менее важное значение для гарантий и защиты трудовых прав граждан имеет Конвенция МОТ № 111 «О дискриминации в области труда и занятий». В ее первой статье дискриминация определяется как всякое различие, недопущение или предпочтение, проводимые по признаку расы, цвета кожи, пола, религии, политических убеждений, иностранного происхождения, социального статуса, приводящие к нарушению или уничтожению равенства возможностей или обращения в области труда и занятий. При этом Конвенция МОТ № 111 предоставила государствам возможность расширить понятие дискриминации.

Новое трудовое законодательство Российской Федерации полностью соответствует положениям данной Конвенции. В статье 19 Конституции РФ государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

В новом Трудовом кодексе РФ этой проблеме посвящена статья 3, в соответствии с которой запрещена дискриминация в зависимости от имущественного, социального или должностного положения, возраста, места жительства, принадлежности или не принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.

Определенной гарантией от необоснованного отказа в приеме на работу является право гражданина на получение от работодателя в письменной форме отказа от заключения трудового договора. Прежде право такого требования предоставлялось только беременной женщине или женщине, имеющей ребенка в возрасте до 3 лет, одинокой матери, имеющей ребенка в возрасте до 14 лет или ребенка-инвалида до 18 лет.

Особое место среди конвенций МОТ занимает Конвенция № 122 «О политике в области занятости». Она содержит указание на то, что государства, подписавшие и ратифицировавшие ее, должны проводить политику, направленную на обеспечение того, чтобы:

- имелась работа для каждого, кто готов приступить к работе и ищет ее;

- такая работа была как можно более продуктивной;

- существовала свобода выбора занятий и широкая возможность для каждого трудящегося получить необходимую подготовку и использовать свои возможности и способности для выполнения работы, к которой он подготовлен. 158

158

2002

4. Вопросы частного права России и зарубежных стран

В момент ратификации этой Конвенции (22. 09. 1967 г.) у Советского государства не было особых проблем с ее реализацией. С вступлением России на путь экономических реформ, направленных на переход к рыночной экономике, возникла проблема безработицы и занятости трудоспособного населения. Российская Федерация начала создавать внутренние нормативные акты, относящиеся к проблеме занятости. 19 апреля 1991 г. был принят Закон РФ «О занятости населения в Рос-

173

сийской Федерации», который вступил в действие с 1 июля 1991 г.

В дальнейшем принят ряд нормативных актов, касающихся занятости и трудоустройства отдельных групп граждан.

В соответствии со статьей 3 Закона о занятости служба занятости проводит работу по подысканию и предложению подходящей работы безработным, состоящим на учете.

Пункт «С» ст. 1 Конвенции МОТ № 122 содержит обязательство государства создавать «самые широкие возможности для каждого трудящегося получить подготовку и использовать свои навыки и способности для выполнения работы, к которой он пригоден». Это положение Конвенции отражено в п. 1 ст. 23 Закона о занятости, в соответствии с которым профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка безработных граждан могут осуществляться по направлению органов службы занятости, если:

- невозможно подобрать подходящую работу из-за отсутствия у гражданина необходимой профессиональной квалификации;

- необходимо изменить профессию (специальность, род занятий) в связи с отсутствием работы, отвечающей имеющимся у гражданина профессиональным навыкам;

- гражданином утрачена способность к выполнению работы по прежней профессии (специальности).

По смыслу ст. 3 Закона о занятости лицам, впервые ищущим работу (ранее не работавшим) и не имеющим профессии (специальности), служба занятости может сделать предложение о прохождении обучения с целью получения квалификации. Граждане, которые проходят обучение, получают от службы занятости стипендии. Их обучение оплачивается службой занятости. Для того чтобы каждый трудящийся мог использовать свои навыки и способности для выполнения работы, к которой он пригоден, статья 4 Закона дает определение подходящей и не подходящей работы. Подходящей считается такая работа, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки, условиям последнего места 159

173 Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 17. - Ст. 1915.

159

Марийский юридический вестник

Выпуск 2

работы, состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места. Вместе с тем для ряда лиц:

- впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности);

- отказавшихся повысить (восстановить) квалификацию по имевшейся профессии (специальности) или пройти переподготовку;

- состоящих на учете в органах службы занятости более 18 месяцев, а также более трех лет не работавших;

- обратившихся в органы службы занятости после окончания сезонных работ, - для всех этих категорий граждан подходящей считается оплачиваемая работа, включая работу временного характера, требующая или не требующая (с учетом возрастных и иных особенностей граждан) предварительной подготовки, отвечающая требованиям законодательства о труде.

Вместе с тем в российском законодательстве о занятости имеются, на наш взгляд, определенные недостатки. Закон о занятости не признает безработными граждан, которым в соответствии с пенсионным законодательством РФ назначена пенсия по возрасту, за выслугу лет. Между тем Рекомендация МОТ № 162 предложила государствам запретить дискриминацию пожилых трудящихся. Они должны пользоваться равными возможностями во всех сферах труда и занятости. Не оказывается помощь службами занятости в трудоустройстве лицам, обучающимся в учебных заведениях начального, среднего и высшего профессионального образования, желающим работать в свободное от учебы время; лицам, имеющим неполную занятость и стремящимся найти работу с полной занятостью. Проблемным является и вопрос о получении работы лицами, прошедшими подготовку и повышение квалификации по направлению службы занятости, которая не гарантирует таким лицам трудоустройство. Новый Трудовой кодекс не содержит раздела о занятости, что, на наш взгляд, является серьезным недостатком.

В это же время все вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что Российская Федерация в соответствии с положением п. 4 ст. 15 Конституции РФ осуществляет применение общепризнанных принципов и норм международного трудового права и международных договоров путем издания новых нормативных актов, соответствующих международным принципам и нормам, внесения необходимых изменений в действующие нормативные акты о труде, непосредственного применения международных договоров в правоприменительной практике судебных органов. Тем самым Российская Федерация реализует обязательства, принятые ею на себя как члена ООН и члена МОТ. 160

160

5 ВОПРОСЫ ПУБЛИЧНОГО ПРАВА РОССИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

Т.Н.Михеева*

О ВОЗМОЖНОСТИ МОДЕРНИЗАЦИИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ С ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

Современное местное самоуправление в России - это сложившаяся система, законодательно определенная и закрепленная государством. Вместе с тем оно продолжает оставаться неоднозначным и спорным и не случайно оценивается многими видными учеными как внутри противоречивое и концептуально негосударственное с фактическим наделением его государственно-правовыми полномочиями* 1. Несмотря на то, то, что право граждан на местное самоуправление в значительной мере зависит от государства, в то же время законодательное выделение местных органов власти из-под юрисдикции государственной власти, предусмотренное статьей 12 Конституции Российской Федерации, создает почву для нездоровых тенденций, культивируемых во многих случаях местными властями. Практика муниципального строительства последних лет в России выявила чрезмерное преувеличение самостоятельности и автономности местного самоуправления, известные перегибы на местах, когда только что оперившиеся органы местного самоуправления пытаются воздвигнуть недосягаемые барьеры между муниципальной и государственной властью.

Нельзя не согласиться с тем выводом, что как гуманистические, так и социальные основы местного самоуправления должны служить обеспечению прав и свобод человека и гражданина, широкому привлечению населения к вопросам местного значения и созданию условий для жизни и свободного развития человека2. Эти принципы нашли закрепление в правовых нормах, заложенных в Федеральном законе «Об общих прин-

Заведующая кафедрой публичного права России и зарубежных стран МарГУ, доктор юридических наук.

1 Нерсесянц В.С. Философия права. - М., 1997. - С. 380-381.

2 Пылин В.В. Основы местного самоуправления. - СПб., 1998. - С. 17, 19, 21.

161

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.