Научная статья на тему 'Применение нордической (скандинавской) ходьбы в процессе физического воспитания студентов специальных медицинских групп'

Применение нордической (скандинавской) ходьбы в процессе физического воспитания студентов специальных медицинских групп Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
715
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
нордическая (скандинавская) ходьба / физическая культура / здоровье / студенты / ортостатическая проба / сердечно-сосудистая система / Nordic (scandinavian) walking / physical education / health / students / orthostatic test / cardio-vascular system

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Сорокина Елена Львовна, Бабенко Марина Альбертовна

В статье рассмотрены особенности использования нордической (скандинавской) ходьбы в процессе физического воспитания студентов вуза на основе анализа результатов диагностики состояния сердечно-сосудистой системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Сорокина Елена Львовна, Бабенко Марина Альбертовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF NORDIC (SCANDINAVIAN) WALKING IN PHYSICAL EDUCATION OF SPECIAL MEDICAL GROUP STUDENTS

The article describes the features of the use of Nordic (scandinavian) walking in the course of high school students physical training on the basis of the diagnostics analysis results of cardiovascular system.

Текст научной работы на тему «Применение нордической (скандинавской) ходьбы в процессе физического воспитания студентов специальных медицинских групп»

УДК 378+615.8

ПРИМЕНЕНИЕ НОРДИЧЕСКОЙ (СКАНДИНАВСКОЙ) ХОДЬБЫ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНЫХ МЕДИЦИНСКИХ ГРУПП

Сорокина Елена Львовна.

Сибирский государственный университет путей сообщения, Россия, г. Новосибирск, доцент кафедры «Физическое воспитание и спорт». [email protected]

Бабенко Марина Альбертовна.

Сибирский государственный университет путей сообщения, Россия, г. Новосибирск, старший преподаватель кафедры «Физическое воспитание и спорт».

Аннотация. В статье рассмотрены особенности использования нордической (скандинавской) ходьбы в процессе физического воспитания студентов вуза на основе анализа результатов диагностики состояния сердечно-сосудистой системы.

Ключевые слова: нордическая (скандинавская) ходьба, физическая культура, здоровье, студенты, ортостатическая проба, сердечно-сосудистая система.

APPLICATION OF NORDIC (SCANDINAVIAN) WALKING IN PHYSICAL EDUCATION OF SPECIAL MEDICAL GROUP STUDENTS

Sorokina Elena L.

Siberian State University of Railway and Transport, Russia, Novosibirsk, Associate Professor of «Physical education and sport» Department, [email protected].

Babenko Marina A.,

Siberian State University of Railway and Transport, Russia, Novosibirsk, Senior Lecturer of «Physical education and sport» Department.

Abstract. The article describes the features of the use of Nordic (scandinavian) walking in the course of high school students physical training on the basis of the diagnostics analysis results of cardiovascular system.

Key words: Nordic (scandinavian) walking, physical education, health, students, orthostatic test, cardio-vascular system.

Необходимость внедрения в образовательный процесс современных форм и средств физической культуры для решения задач формирования и сбережения здоровья, послужила основой для разработки авторской программы предмета «Физическая культура» на основе нордической (скандинавской) ходьбы, которая успешно реализуется в процессе физического воспитания студентов ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет путей сообщения».

Скандинавская (нордическая ходьба) - это форма физической активности, в основе которой лежит естественный характер движений человека. Авторами

методики, в ходе проведённой экспериментальной работы установлено, что преимуществами её использования в процессе физического воспитания студентов основной и специальной медицинских групп являются: простая техника, возможность самостоятельно регулировать объём и интенсивность нагрузки, аэробный характер нагрузки, оздоровительная направленность. С учётом этих факторов, а также, проведённой экспериментальной работы, коллектив авторов пришёл к мнению, что нордическая ходьба является уникальным видом оздоровительной тренировки, положительные эффекты которой, возможно использовать как физиологическую основу для профилактики и лечения многих заболеваний.

Авторская концепция организации физического воспитания студентов, с использованием нордической ходьбы предполагает формирование у студентов методологических знаний и умений самостоятельного диагностирования функционального состояния организма, умений определять физическую работоспособность и владеть методиками экспресс-диагностик функциональных состояний, умений корректировать нагрузки на организм и предотвращать возникновение перегрузок.

Основой при организации занятий нордической ходьбой являются принципы: постепенности и последовательности, повторности и систематичности, индивидуализации и регулярности, при этом важно понимать, что эффективной может быть лишь такая система занятий, в которой обеспечена постоянная связь между ними.

В специальных медицинских группах установлены двигательные режимы, которые соответствуют частоте пульса 120-140 уд/мин., так как, именно, при указанной частоте сердечных сокращений (ЧСС) обеспечивается оптимальная деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем, опорно-двигательного аппарата и других органов, и систем организма. В результате занятий нордической ходьбой у студентов заметно прослеживаться оздоровительные эффекты, которые заключаются в повышении качества работы дыхательной и сердечно-сосудистой систем, улучшении функций мышечной системы.

Так как программа предмета «Физическая культура» ставит своей целью формирование физической культуры личности, авторы считают необходимым решение целого ряда специфических задач:

- формирование представлений о сущности здоровья, его ценности в жизни человека, о составляющих здорового образа жизни. Обогащение специальными знаниями, относящимися к сфере физической культуры, формирование на этой основе осмысленного отношения к физкультурной деятельности.

- формирование потребности в здоровом образе жизни, систематических занятиях физической культурой, способности нести ответственность за собственное здоровье;

- овладение основными приемами техники нордической ходьбы;

- повышение общей работоспособности и воспитание физических качеств;

- приобретение необходимых теоретических знаний, позволяющих заниматься нордической ходьбой самостоятельно;

- овладение приёмами самоконтроля в процессе занятий нордической ходьбой.

Очевидно, что данные задачи невозможно решить без активного включения студентов специальных медицинских групп в практические занятия, так как авторами многих работ доказано, что специфический эффект оздоровительной тренировки заключается в повышении функциональных возможностей сердечнососудистой системы, а именно в экономизации работы сердца в состоянии покоя (урежение ЧСС, снижение потребности миокарда в кислороде, увеличение продолжительности фазы диастолы и, как следствие, создание условий для улучшения коронарного кровообращения; стабилизация артериального давления), а также, расширении резервных возможностей аппарата кровообращения при мышечной деятельности (увеличение минутного объема кровообращения за счет повышения ударного объема на фоне урежения ЧСС, увеличение объемной скорости выброса, сократимости миокарда, мощности сокращения левого желудочка, уменьшение расхода энергии на перемещение 1 л крови и т.д.) [Приводиться по: 3].

Систематическое воздействие адекватной физической нагрузки на организм человека приводит к структурно-функциональной перестройке, характеризующейся появлением ряда психологических и физиологических эффектов. Среди них - формирование определенных личностных качеств, экономизация физиологических функций в покое и при дозированных воздействиях, расширение физиологических резервов и др. [3].

В целях изучения возможности, специфичности и направленности занятий нордической ходьбой в рамках предмета «Физическая культура» в специальных медицинских группах было организовано исследование по изучению функционального состояния регуляторных механизмов студентов основной и специальной медицинской группы, посредством применения диагностической методики «Ортостатическая проба» (активная) [2], результаты которого представлены в таблице 1.

Известно, что изменение положения тела оказывает выраженное воздействие на систему кровообращения. При ортостатической пробе в венах нижних конечностей депонируется 300-800 мл крови, что вызывает уменьшение венозного возврата к сердцу, кровенаполнения его полостей и сердечного выброса. При этом возникают компенсаторные реакции сердечно-сосудистой системы, в которых можно выделить две фазы - первичной компенсации продолжительностью несколько секунд и активной компенсации. Последняя отражает функциональную способность системы кровообращения и заключается в увеличении частоты сердечных сокращений (ЧСС), тонуса сосудистой стенки, перераспределении объема циркулирующей крови. Эти реакции направлены на поддержание определенного уровня систолического давления крови в изменившихся условиях.

Установлено, что в фазе активной компенсации наблюдается снижение ударного (в среднем на 20-40% диапазон изменений у отдельных лиц колеблется от 64 до 8%) и минутного (в среднем на 8-22%) объемов сердца, увеличение частоты сердечных сокращений (в среднем на 10-30 уд/мин) и общего периферического сопротивления в среднем на 10-50%.

Таблица - 1. Результаты диагностики специальной и основной медицинских зупп (ортостатическая проба)

№ п/п Ортостатическая проба Отклонения от среднего Квадраты отклонений

Основная медицинская группа Специальная медицинская группа

1 28 3 19.04 -9.87 362.5216 97.4169

2 16 12 7.04 -0.87 49.5616 0.7569

3 0 -4 -8.96 -16.87 80.2816 284.5969

4 0 34 -8.96 21.13 80.2816 446.4769

5 6 0 -2.96 -12.87 8.7616 165.6369

6 34 9 25.04 -3.87 627.0016 14.9769

7 24 26 15.04 13.13 226.2016 172.3969

8 2 -4 -6.96 -16.87 48.4416 284.5969

9 8 24 -0.96 11.13 0.9216 123.8769

10 8 12 -0.96 -0.87 0.9216 0.7569

11 0 20 -8.96 7.13 80.2816 50.8369

12 0 28 -8.96 15.13 80.2816 228.9169

13 -4 16 -12.96 3.13 167.9616 9.7969

14 4 20 -4.96 7.13 24.6016 50.8369

15 14 10 5.04 -2.87 25.4016 8.2369

16 12 20 3.04 7.13 9.2416 50.8369

17 2 -3 -6.96 -15.87 48.4416 251.8569

18 8 2 -0.96 -10.87 0.9216 118.1569

19 8 28 -0.96 15.13 0.9216 228.9169

20 8 21 -0.96 8.13 0.9216 66.0969

21 0 2 -8.96 -10.87 80.2816 118.1569

22 20 8 11.04 -4.87 121.8816 23.7169

23 8 12 -0.96 -0.87 0.9216 0.7569

Суммы: 206 296 -0.08 -0.01 2126.9568 2798.6087

Среднее: 8.96 12.87

1эмп - 1.3 гкр = 2.02 (при р<0.05); 2.69 (при р<0.01) Не достоверно

г

Уровень среднего динамического артериального давления при нормальной реакции мало изменяется, отмечается некоторое снижение систолического артериального давления (в среднем до 12 мм рт. ст) и увеличение диастолического артериального давления, в среднем на 3-18 мм рт. ст. [2].

При ортостатическом воздействии сдвиги таких показателей, как сердечный выброс, частота сердечных сокращений и общее периферическое сопротивление сосудов, весьма велики, с другой стороны, ауторегуляторные механизмы направлены на обеспечение стабильности среднего динамического артериального давления. Это свидетельствует о возможности использования для диагностики нарушений регуляции сердечно-сосудистой системы в первом случае сдвига показателей, во втором - отклонения их величин от постоянного уровня.

Идеальным показателем считается увеличение частоты сердечных сокращений до 11 уд/мин, небольшое повышение остальных параметров и отсутствие реакций

нервной системы. Допускаются лёгкая потливость и неизменное состояние давления до и после исследования. Удовлетворительным считается увеличение ЧСС на 12-18 уд/мин. Ортостатическая проба с большим повышением пульса и диастолического давления, сильной потливостью и шумом в ушах, снижением систолического АД говорит о серьёзных нарушениях гемодинамики [1].

В ходе проведенного исследования нами установлено отсутствие достоверного отличия результатов испытуемых основной и специальной медицинских групп (табл. 1), что говорит о том, что нордическая ходьба, как средство физического воспитания, мягко воздействующее на сердечно-сосудистую систем, может применяться как в основной, так и специальной медицинских группах, оказывая значительные оздоровительные эффекты. Безусловно, в процессе занятий в специальной медицинской группе необходимо применять индивидуальное щадящее дозирование нагрузки, с учётом противопоказаний по состоянию здоровья, а в основной группе - её более значительные объёмы.

Библиографический список:

1. Медицинская энциклопедия: Медицинский портал [Электронный ресурс]. -URL: http://med.rufut.ru/kardiologiya/ortostaticheskaya-proba.html (дата обращения: 01.02.2017).

2. Медицинский справочник тренера / [М. А. Абрикосова и др. ; сост. В. А. Геселевич]. - 2-е изд., доп. и перераб. - Москва : Физкультура и спорт, 1981. - 271 с. : ил.

3. Чеснова Е.Л. Нордическая ходьба как средство оздоровления организма : учеб.-метод. комплекс / Е. Л. Чеснова, Л. А. Кузьмина, С. В. Шкляров. -Новосибирск : Изд-во НГПУ, 2015. - 64 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.