Применение нейросетевых технологий для идентификации наркомаркетов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет
Е. Е. ХОХЛОВ,
адъюнкт факультета научных и научно-педагогических кадров
(Академия управления МВД России) E-mail: Ehohlov1000@mail.ru
Application of Neural Network Technologies for Identification of Drug Markets in the Internet Information and Telecommunications Network
E. E. KHOKHLOV,
Adjunct 3rd Faculty (Training of Scientific and Pedagogical Staff) (Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia)
В научном труде рассматривается вопрос об использовании искусственных нейронных сетей для идентификации наркомаркетов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. В связи с появлением новых форм противоправной деятельности с использованием информационных, коммуникационных и высоких технологий, уязвимости информационной структуры в контексте повышения уровня интеграции преступных сообществ, а также транснационализация преступности и ее латентный уровень усложняют и маскируют преступления в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ. Следовательно, сформированная и функционирующая государственная система мониторинга наркоситуации в настоящее время не эффективна в полном объеме. В этом случае, с помощью современного нейроинстру-ментария, в совокупности с применяемыми методами сбора и обработки данных о распространении наркотиков, предоставит возможность более полной детализации и композиции процессов наркотизации населения, а также доработать механизм функционирования системы мониторинга наркоситуации.
УДК 343.575
This research paper discusses the use of artificial neural networks to identify drug markets in the Internet information and telecommunications network. Due to the emergence of new forms of illegal activity using information, communication and high technologies, the vulnerability of the information structure in the context of increasing integration of criminal communities, as well as the transnationalization of crime and its latent level complicate and mask crimes in the field of illicit trafficking in narcotic drugs and psychotropic substances. Consequently, the established and functioning state system for monitoring the drug situation is currently not fully effective. In this case, with the help of modern neuro-tools, together with the methods used for collecting and processing data on drug distribution, it will provide an opportunity to more fully detail and compose the processes of population narcosis, as well as to Refine the mechanism of functioning of the drug monitoring system.
Незаконный оборот наркотиков; наркомаркет; мо- Illegal drug trafficking; drug market; monitoring of
ниторинг наркоситуации; искусственные нейронные drug situation; artificial neural networks; information and
сети; информационно-телекоммуникационная сеть Ин- telecommunications network Internet. тернет.
Реализация Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 г. (в период 2010—2020 гг.) на основе анализа состояния наркоситуации в Российской Федерации сформировала функциональную государственную систему мониторинга наркоситуации, которая в настоящее время обеспечивает постоянное наблюдение за ее развитием. Достижение целей мониторинга наркоситуации осуществляется посредством непрерывного получения и анализа информации о состоянии процессов и явлений в сфере оборота наркотиков и их прекурсоров, своевременного выявления негативных тенденций развития наркоситуации, новых угроз национальной безопасности, возникающих вследствие незаконного оборота наркотиков, а также вызывающих их факторов, прогнозирования развития наркоситуации и выработки предложений по ее улучшению1. Непрерывное получение и анализ информации о состоянии процессов и явлений в сфере оборота наркотиков, а также в области противодействия их незаконному обороту, профилактики незаконного потребления наркотиков, лечения, реабилитации и ресоциализации лиц, допускающих незаконное потребление наркотиков в немедицинских целях, своевременное выявление негативных тенденций развития наркоситуации, новых угроз национальной безопасности, возникающих вследствие незаконного оборота наркотиков, а также вызывающих их факторов; прогнозирование развития наркоситуации и выработка предложений по ее улучшению являются основными задачами мониторинга наркоситуации в Российской Федерации и ее субъектах2.
Государственная система мониторинга формируется на федеральном уровне и уровне субъектов Российской Федерации (в разрезе муниципальных образований). На федеральном уровне мониторинг наркоситуации осуществляет Государственный антинаркотический комитет (далее — ГАК), на уровне субъектов Российской Федерации — антинаркотические комиссии в субъектах Российской Федерации3. Статистические сведения по установленным
1 Об утверждении Положения о государственной системе мониторинга наркоситуации в Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 20 июня 2011 № 485 (05 июля 2011 года) // СЗ РФ. 2011. № 26. Ст. 3808.
2 Методика и порядок осуществления мониторинга, а также критерии оценки развития наркоситуации в Российской Федерации и ее субъектах (третий пересмотр) [Электронный ресурс]. URL: https:// гак.мвд.рф/мониторинг-наркоситуации/metodika (дата обращения: 14.04.2020).
3 О дополнительных мерах по противодействию незаконному
обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекур-
соров: Указ Президента РФ от 18 октября 2007 г. № 1374 (11 октября 2018 г.) // СЗ РФ. 2007. № 43. Ст. 5167.
формам, информационно-аналитические сведения и экспертные оценки в субъектах Российской Федерации предоставляются: территориальными органами ФСБ России, МВД России, ФТС России, ФСИН России, Роспотребнад-зором, Россельхознадзором, Росздравнадзо-ром, управлениями Судебного департамента в субъектах Российской Федерации, органами исполнительной власти в сфере здравоохранения и образования, в сфере труда, занятости и социальной защиты населения, в сфере физической культуры, спорта, туризма и молодежной политики, в сфере культуры, средств массовой информации и массовых коммуникаций, сельского хозяйства, военными комиссариатами субъекта Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, имеющими подведомственные образовательные учреждения, а также иные участники, в том числе органы местного самоуправления, общественные объединения и организации. Перечисленные участники мониторинга наркоситуации осуществляют обобщение, анализ и оценку ведомственных статистических данных, а также результатов их антинаркотической деятельности.
Согласно Проекту Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации на период до 2030 г., одной из угроз национальной безопасности в сфере контроля за оборотом наркотиков, а также в области противодействия их незаконному обороту, является появление новых форм противоправной деятельности преступных организаций и группировок, в том числе с масштабным использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет, инновационных коммуникационных технологий и других высоких технологий4. Текущее состояние наркоситуации характеризуется и подтверждается сведениями о преступлениях, совершенных с использованием информационно-телекоммуникационных технологий.
Так, в 2016 г. в соответствии со статьей 15.1 Закона об информации5 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (далее — Роскомнадзор) принято решение о внесении отдельных видов информации и материалов (8 158 страниц сайтов сети «Интернет») в «Еди-
4 ПроектСтратегии государственнойантинаркотическойполитики Российской Федерации на период 2030 года. ID проекта: 01/03/0120/00098716 [Электронный ресурс]. URL: https:// regulation.gov.ru/pr о]есЛ8#8еагсЬ=антинаркотической%20&пра=98716 (дата обращения: 14.04.2020).
5 Об информации, информационных технологиях и о защите информации: Федеральный закон от 27 июля 2006 № 149-ФЗ [Принят государственной Думой 8 июля 2006 года : одобрен Советом Федерации 14 июля 2006] (ред. от 03.04.2020) // СЗ РФ. 2006. № 31 (Ч. 1). Ст. 3448/ Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
ный реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее — Единый реестр) [1]. Также, в 2016 г., в Единый реестр внесено 1 027 страниц сайтов сети «Интернет» (информации о способах, методах разработки, изготовления и использования наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, новых потенциально опасных психоактивных веществ, местах их приобретения, способах и местах культивирования наркосодержащих растений) на основании вынесенных 968 судебных решений [2].
По результатам проведения ГАК и антинаркотическими комиссиями в субъектах Российской Федерации мониторинга наркоситуации (статистических, информационно-аналитических сведений и экспертных оценок государственных органов) 2017 г. сотрудниками МВД России зафиксировано 7 179 наркопреступлений, которые совершались с использованием информационно -телекоммуникационной сети «Интернет». Прекращена незаконная деятельность 654 российских Интернет-ресурсов (форумы, магазины автоматических продаж, телеграм-каналы) [3]. В 2018 г. по данным ФКУ «ГИАЦ МВД России», согласно статистической формы «4-ЕГС» («Сведения о состоянии преступности и результатах расследования преступлений»), сотрудниками правоохранительных органов зарегистрировано 18 918 преступлений, совершенных с использованием компьютерных и телекоммуникационных технологий в сфере незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, сильнодействующих веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ (из которых 97,3% выявлены сотрудниками МВД России (18 404)). В общем массиве зарегистрированных ОВД преступлений, совершенных с помощью 1Т-технологий (171 007), наркопреступления составляют 10,8%, из которых 99 % (18 300) связаны с незаконным производством, сбытом или пересылкой наркотиков (ст. 228.1 УК России) (104 преступления (0,6%) приходятся на наркопреступления, предусмотренные ст. ст. 228.4, 230, 234 УК России) [4].
В 2019 г. ФКУ «ГИАЦ МВД России» предоставил отчётность, согласно которой на территории Российской Федерации было зарегистрировано 294 400 преступлений, совершенных с использованием информационно -телекоммуникационных технологий, каждое двенадцатое
(8,4%) совершается с целью незаконного производства, сбыта или пересылки наркотических средств: 24,7 тыс. [5].
Учитывая развитие семейства IT-технологий, в том числе и инфокоммуникационной сети «Интернет», а также рост пользователей «цифровой среды», необходимо отметить, что в дальнейшем интерактивность к наркотикам возрастет, а интернет-площадки будут модернизироваться и предлагать новые стратегии потребления наркотических средств и психотропных веществ — «наркопросьюминг» («профессиональный наркопотребитель» либо «наркопроизводитель-потребитель», который предпочитает «наркопродукты», в создании которых можно принять участие).
Ярким тому примером может служить история разработки «Тог» (The Onion Router, в переводе — «луковичный маршрутизатор»), наиболее популярного средства просмотра содержимого в сети Интернет, представляющего собой программное обеспечение для просмотра Интернет-страниц и скачивания файлов, которое с высокой долей вероятности позволяет скрыть «следы пребывания», то есть обеспечивает анонимность пользователей.
Автор «TOR», выступая за повышение уровня приватности информационного обмена, намеревался защищать права и свободы людей с помощью технологий, создать «анонимность в сети», избежав проблемы «оставления следов активности в сети Интернет», устранить возможность «тотальной слежки», обеспечить свободу обычных пользователей Сети от стороннего контроля. Однако современные компьютерные технологии используются злоумышленниками для обеспечения анонимности при совершении преступлений посредством использования возможностей, предоставляемых Интернет-ресурсами, позволяют создавать глубоко законспирированные сообщества противоправной направленности.
Используемые в Интернет — «мессендже-рах» современные алгоритмы шифрования, используемые в процессе координации противоправной деятельности вытеснили устаревшие, слабо защищённые методы коммуникации («голосовая связь» и СМС-сообщения посредством GSM-сетей), основанные на доверии, договоренностях, личных контактах.
Так, применение в противоправной деятельности Интернет —мессенджеров с функцией шифрования входящей и исходящей корреспонденции, скрытием номера телефона, на который зарегистрирован авторизованный акка-унт, «отмывание» незаконных доходов от сбыта наркотических средств посредством бирж крип-
товалют, а также бесконтактный, посредством тайников — «закладок», сбыт наркотиков, характеризуемый направлением координат, описания и ориентирующих фотографий с местонахождением тайника — «закладки», исключают какой-либо личный контакт не только между сбытчиками и потребителями наркотических средств, но и между соучастниками противоправной деятельности, которые, вступая в противоправный сговор, и осуществляя противоправные действия в тесной координации, могут и не знать друг друга лично, идентифицируя членов группы исключительно посредством псевдонимов в мес-сенджерах, что исключает для правоохранительных органов возможность получения данных о лицах, участвующих в деятельности, связанной с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
В данном аспекте нельзя не упомянуть о такой возможности различных Интернет — «мес-сенджеров», как «чат-боты». Это своего рода «виртуальный собеседник», который в автоматическом режиме, без участия пользователя, отвечает на запросы сторонних лиц, обладая минимальным набором функций для интерактивного взаимодействия. Некоторые «боты» умеют отвечать на сложные вопросы, некоторые реагируют стандартно и однообразно на самые разные действия пользователя. Изначально «боты» задумывались, как средство повышения комфортности ведения легального бизнеса, обеспечивая беспрерывное виртуальное «присутствие» предпринимателя в Сети и позволяя отвечать потенциальным клиентам на достаточно широкий круг стандартных вопросов о предлагаемых товарах, услугах, и таким образом, активно используются для продвижения на рынке контента и товаров через «мессенджеры».
Так, «мессенджер» «Telegram» пользуется большой популярностью у создателей «ботов» из-за полностью открытой и простой, интуитивно понятной, не требующей специального обучения, платформы и почти полной анонимности. С учетом данных особенностей «боты» стали популярным средством продвижения наркотиков, чему способствует широкое распространение программ — «мессенджеров», а также их анонимность.
Однако подобный способ осуществления преступной деятельности, связанной с незаконным оборотом наркотических средств, подразумевает определённый уровень познаний в сфере информационных технологий и навыков работы со средствами мобильной связи, что, в свою очередь, определяет возрастной ценз лиц, обладающих перечисленными качествами, и вовлекаемых в совершение преступлений данной
категории. Как правило, это молодые люди, в возрасте 18—30 лет, что показывает всплеск специфической преступности в молодежной среде нашего общества.
Таким образом, в настоящее время рост числа наркопреступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ организованными группами и преступными сообществами (преступными организациями) с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть «Интернет», свидетельствует о качественном изменении преступной деятельности в целом. С учетом складывающихся обстоятельств, необходимо подобрать новейшие инструменты и определить оптимальный путь совершенствования системы мониторинга наркоситуации, в том числе и в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Титан советской криминологии, советник министра внутренних дел Российской Федерации В. С. Овчинский выступая в феврале 2020 г. в Институте экономических стратегий (ИНЭС) на закрытом семинаре «Современные проблемы искусственного интеллекта и цифровизации», отметил, что «технологии, ворвавшиеся в нашу жизнь в XXI веке, во многом изменили подход ко многим научным и практическим задачам. Сейчас стало возможным собирать колоссальные массивы информации и обрабатывать эти данные с помощью специальных программ. И обработка данных о сотнях тысяч преступников вполне может вывести учёных на наличие определённых закономерностей. Кроме того, широкие возможности предоставляет Интернет, где каждый человек, даже если он этого не хочет, оставляет определённые цифровые следы» [6]. Рассматривая технологии в области работы с данными, В. С. Овчинский указывает, что искусственные нейронные сети как математические модели, их программные или аппаратные реализации позволяют работать с колоссальным объемом данных.
И. А. Кузьмин, рассматривая основные принципы искусственных нейронных сетей, международный опыт их использования для противодействия преступности, предлагает принципиальное изменение действующей системы статистической отчетности. Исследователь, ссылаясь на отчет о кибербезопасности Cisco «Simplify to Secure», обращает внимание на то, что «искусственный интеллект на основе искусственных нейронных сетей может существенно повысить эффективность анализа и систематизации генерируемой информации как в сети «Интернет», так и в базах данных и массивах информации правоохранительных
органов. Тем более с учётом того, что до 95 % генерируемой информации состоит из неструктурированных данных и лишь около 5 % составляют различные базы данных, т. е. тем или иным образом структурированная информация» [7].
Аргументированной представляется точка зрения, согласно которой современные технологии машинного обучения и интеллектуального анализа текста могут быть использованы для создания эффективных систем мониторинга наркоситуации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. В 2017 г. американские ученые из Корнеллского университета
разработали систему искусственного интеллекта, которая распознает и определяет по постам и лайкам пользователей сети Интернет, страдают ли они зависимостью от табака, алкоголя, потребления наркотических средств и психотропных веществ [8].
Резюмируя вышеизложенное, отметим, что применение нейросетевых технологий для идентификации наркомаркетов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, а также анализ и систематизация информации о их деятельности, безусловно, положительным образом отразится на эффективности противодействия наркопреступности.
Список литературы:
1. Официальный сайт Роскомнадзора «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющихидентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено». URL: https://eais.rkn.gov.ru/ (дата обращения: 14.04.2020).
2. Доклад о наркоситуации в Российской Федерации в 2016 году (выдержка). URL: https:// media.mvd.ru/files/embed/1262499 (дата обращения: 14.04.2020).
3. Доклад о наркоситуации в Российской Феде-рациив 2017 г. (выдержка). URL:https://media. mvd.ru/files/embed/1374113 (дата обращения: 14.04.2020).
4. Доклад о наркоситуации в Российской Федерации в 2018 году (выдержка) URL: https:// гак.мвд.рф/мониторинг-наркоситуации/
выдержки-из-докладов-о-наркоситуации 2018 (дата обращения: 14.04.2020).
5. Краткая характеристика состояния преступности в Российской Федерации за январь-декабрь 2019 года. ФКУ «ГИАЦ МВД России». Москва. URL: https://xn--b1aew.xn--p1ai/reports/item/19412450/(датаобращения: 16.04.2020).
6. Человеческийум—это Вселенная—Владимир Овчинский. URL: https://profiok.com/news/ detail.php?ID= 11067#ixzz6KBiE8wqf(дата обращения: 16.04.2020).
7. Кузьмин И. А. Искусственные нейронные сети: перспективы использования в правоохранительной деятельности // Криминалистика: вчера, сегодня, завтра. 2018. № 4 (8).
8. Tao Ding, Warren K. Bickel, Shimei Pan Social Media-based Substance Use Prediction. URL: https : //arxiv. org/pdf/1705.05633 .pdf(датаобра-щения: 16.04.2020).