Научная статья на тему 'Применение нейропсихологических упражнений в целях развития внимания'

Применение нейропсихологических упражнений в целях развития внимания Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
375
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дети / начальная школа / внимание / нейропсихология / нейропсихологические упражнения / образование / children / primary school / attention / neuropsychology / neuropsychological exercises / education

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мамедова Лариса Викторовна

Одной из ключевых задач в образовании детей является развитие внимания, поскольку этот навык оказывает значительное влияние на успех, социальные взаимодействия и общую эффективность в различных сферах жизни. Данный когнитивный навык является таким значимым, потому что он является неотъемлемой частью социальной сферы: способность активно слушать других, обращать внимание на невербальные сигналы и выражения лица помогает человеку лучше понимать и воспринимать эмоции и намерения других людей. Стоит также отметить, что развитие внимания способствует формированию навыков саморегуляции и концентрации у детей. Они учатся контролировать свои мысли, эмоции и поведение, а также удерживать внимание на задаче даже в условиях отвлекающих внешних факторов – эти навыки являются основой для развития самоконтроля, стратегического планирования и принятия решений. Психологические исследования доказывают, что дети, обладающие хорошо развитым вниманием, имеют больше шансов достичь успеха в учебе, так как они могут лучше справляться с повседневными стрессовыми ситуациями, принимать взвешенные решения и лучше адаптироваться к переменам. Существует многочисленное количество методов, позволяющих развить внимание у детей, а в данной статье рассмотрено применение нейропсихологических упражнений в развитии внимания у детей младшего школьного возраста. В данной статье изучается вопрос развития внимания у младших школьников с использованием нейропсихологических упражнений. Основная цель исследования заключается в теоретическом изучении проблемы развития внимания у этой возрастной группы и в проведении практического исследования, направленного на использование нейропсихологических упражнений в развитии внимания у детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Мамедова Лариса Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF NEUROPSYCHOLOGICAL EXERCISES FOR THE DEVELOPMENT OF ATTENTION

One of the key tasks in the education of children is the development of attention, since this skill has a significant impact on success, social interactions and overall effectiveness in various spheres of life. This cognitive skill is so significant because it is an integral part of the social sphere: the ability to actively listen to others, pay attention to nonverbal signals and facial expressions helps a person to better understand and perceive the emotions and intentions of other people. It is also worth noting that the development of attention contributes to the formation of self-regulation and concentration skills in children. They learn to control their thoughts, emotions and behavior, as well as to keep their attention on the task even in the face of distracting external factors – these skills are the basis for the development of self-control, strategic planning and decision-making. Psychological studies prove that children with well-developed attention have a better chance of achieving success in school, career and personal life, as they can better cope with everyday stressful situations, make informed decisions and adapt better to changes. There are numerous methods that allow developing attention in children, and this article discusses the use of neuropsychological exercises in the development of attention in primary school children. This article examines the issue of attention development in younger schoolchildren using neuropsychological exercises. The main purpose of the study is to theoretically study the problem of attention development in this age group and to conduct a practical study aimed at using neuropsychological exercises in the development of attention in children.

Текст научной работы на тему «Применение нейропсихологических упражнений в целях развития внимания»

Применение нейропсихологических упражнений в целях развития внимания

Мамедова Лариса Викторовна,

к.п.н., доцент, зав. кафедры педагогики и методики начального обучения, ТИ (Ф) СВФУ им. М.К. Аммосова в городе Нерюнгри E-mail: larisamamedova@yandex.ru

Одной из ключевых задач в образовании детей является развитие внимания, поскольку этот навык оказывает значительное влияние на успех, социальные взаимодействия и общую эффективность в различных сферах жизни. Данный когнитивный навык является таким значимым, потому что он является неотъемлемой частью социальной сферы: способность активно слушать других, обращать внимание на невербальные сигналы и выражения лица помогает человеку лучше понимать и воспринимать эмоции и намерения других людей. Стоит также отметить, что развитие внимания способствует формированию навыков саморегуляции и концентрации у детей. Они учатся контролировать свои мысли, эмоции и поведение, а также удерживать внимание на задаче даже в условиях отвлекающих внешних факторов - эти навыки являются основой для развития самоконтроля, стратегического планирования и принятия решений. Психологические исследования доказывают, что дети, обладающие хорошо развитым вниманием, имеют больше шансов достичь успеха в учебе, так как они могут лучше справляться с повседневными стрессовыми ситуациями, принимать взвешенные решения и лучше адаптироваться к переменам.

Существует многочисленное количество методов, позволяющих развить внимание у детей, а в данной статье рассмотрено применение нейропсихологических упражнений в развитии внимания у детей младшего школьного возраста. В данной статье изучается вопрос развития внимания у младших школьников с использованием нейропсихологических упражнений. Основная цель исследования заключается в теоретическом изучении проблемы развития внимания у этой возрастной группы и в проведении практического исследования, направленного на использование нейропсихологических упражнений в развитии внимания у детей.

Ключевые слова: дети, начальная школа, внимание, нейропсихология, нейропсихологические упражнения, образование.

о с

CJ

со см о см

СП

Внимательность является ключевым показателем когнитивного функционирования у детей. Неразвитая внимательность может привести ребенка к трудностям в учебе, в социальных взаимодействиях и в повседневной жизни. В связи с этим, проблема развития внимательности у детей становится актуальной проблемой в России.

Существуют разные концепции изучения внимания. Так, например, Рапоцевич Е.С. в психолого-педагогическом словаре определял внимание как направленность психологических процессов на избирательное восприятие предметов или действий [5].

Значительный вклад в исследование развития внимания внесли отечественные ученые, такие как Л.С. Выготский и А.Н. Леонтьев [1]. Они отметили важность речи для внимания: через слово происходит указание на объект, на который нужно сосредоточиться, стимулируется устойчивость внимания, организуется работа и активизируется поисковая умственная деятельность. Внимание, как и другие психические процессы, имеет низшие и высшие формы. Низшие формы представлены непроизвольным вниманием, а высшие формы -произвольным вниманием.

Советский учёный-психолог Н.Ф. Добрынин в своих работах подчеркивал следующее: «внимание есть особый вид психической деятельности, выражающийся в выборе и поддержании тех или иных процессов этой деятельности. Этот выбор сопровождается сосредоточением внимания, делающим ясной и отчетливой избранную деятельность» [2].

Немецкий психолог и лингвист Карл Бюллер утверждал, что внимание является движущей силой в развитии ребенка. Несмотря на разные определения, трактуемые психологами и педагогами, большинство из них утверждали то, что развитие внимания является важным аспектом в образовании и в воспитании детей.

Внимание состоит из нескольких составляющих, которые работают вместе для обеспечения эффективного и устойчивого внимания. Основные аспекты внимания представлены ниже в таблице 1.

Перечисленные составляющие взаимодействуют друг с другом для обеспечения эффективного внимания. Каждая из них является необходимой для улучшения качества внимания, они могут быть развиты и укреплены через тренировку и практику.

Развитие внимательности у ребенка происходит в течение всего его развития. Во время первых дней жизни ребенок реагирует только на внешние раздражители, а вот на втором месяце жизни голос человека и сам человек наиболее легко привлекают внимание ребенка [8]. С шести меся-

цев дети начинают интересоваться окружающими предметами, с которыми они пытаются всячески взаимодействовать: берут в рот, пристально разглядывают и так далее.

Таблица 1. Составляющие внимания

Составляющая Определение

Фокусировка внимания Фокусировка внимания позволяет сосредоточиться на существенной информации и подавить нежелательные или несущественные стимулы.

Удержание внимания Способность поддерживать внимание на задаче или информации в течение продолжительного периода времени без отвлечения.

Переключение внимания Переключение внимания позволяет эффективно адаптироваться к изменяющейся среде и быстро переходить от одной задачи к другой.

Селективность внимания Селективность внимания позволяет обрабатывать только релевантную информацию и игнорировать неприспособленные или неважные стимулы.

Распределение внимания Распределение внимания позволяет мониторить и обрабатывать информацию одновременно с выполнением других задач.

Регуляция внимания Умение контролировать и регулировать свое внимание в соответствии с поставленными задачами или целями.

В два года у ребенка появляются зачатки произвольного внимания под влиянием речевых инструкций взрослого. Помимо этого, благодаря появлению возможности самостоятельно передвигаться и выполнять простейшие действия с предметом, объектами внимания становятся различные предметы, которые ребенок использует в своей деятельности. На этом этапе параллельно с произвольным вниманием развивается и непроизвольное внимание.

В пятилетнем возрасте у детей уже развивается устойчивое внимание, подчиненное той деятельности, которую они выполняют, но даже в таком случае ребенок может характеризоваться значительной отвлекаемостью. Уже к концу дошкольного возраста дети приобретают некий опыт в регуляции внимания, что указывает на их готовность к обучению в школе.

Внимание у младших школьников постепенно становится произвольным несмотря на то, что непроизвольное внимание пытается с ним конкурировать. К десяти годам объем и устойчивость, переключаемость и концентрация произвольного внимания у детей становятся почти такие же, как у взрослых. Особенно высокий уровень развития проявляется в переключаемости внимания у детей этого возраста, что может быть обусловлено молодостью организма и подвижностью процессов в их центральной нервной системе. Младшие школьники легко переключаются с одного вида деятельности на другой, особенно если предмет или явление привлекательны для них.

Стоит отметить, что внимательность у детей развивается индивидуально: некоторым детям мо-

жет потребоваться больше времени для её развития, это зависит от множества факторов, включая индивидуальные различия в развитии мозга и личностные особенности каждого ребенка.

Различные игры, упражнения и стратегии становятся инструментами для развития внимательности у детей, поэтому в данной статье мы рассмотрим нейропсихологические упражнения в качестве эффективного инструмента для развития внимательности у младших школьников.

Нейропсихология - это научная область, которая изучает взаимосвязь между мозгом и психологическими процессами, такими как мышление, восприятие, память, внимание, эмоции и поведение. Она исследует, как мозговая активность и структура влияют на психологические функции и как психологические процессы связаны с мозговыми механизмами.

Нейропсихологические исследования расширяют понимание о работе мозга человека, об восприятии и обработке информации, о формировании мыслей и так далее. Данная область науки имеет практическое применение в клинической практике, образовании и разработке интервенций для улучшения психического здоровья и когнитивных функций. Исследования внимания с использованием нейрофизиологических методов, таких как электроэнцефалография, функциональная магнитно-резонансная томография и позитронно-эмиссионная томография, позволяют нам узнать о мозговых процессах, связанных с вниманием [3].

Нейропсихологическое развитие внимания основывается на понимании того, как работает мозг и какие механизмы контролируют внимание, а также оно направлено на активацию и укрепление соответствующих мозговых сетей, связанных с вниманием.

Нейропсихологические упражнения - это специальные задания и тренировки, разработанные для стимулирования различных когнитивных функций, основанные на принципах нейропластичности, которые предполагают, что мозг может изменяться и развиваться на протяжении всей жизни.

Нейропсихологические упражнения могут эффективно развивать внимательность у детей. Они требуют усиленной концентрации и фокусировки на задаче, что способствует улучшению способности детей оставаться сосредоточенными и отвлекаться меньше. Примером таких упражнений можно назвать игры с поиском отличий, судоку, таблицы Шульте и другие, важно выбирать разнообразные упражнения, которые требуют различных аспектов внимания, представленных в таблице 1. В целом нейропсихологические упражнения легко интегрируются в повседневную жизнь детей, например, при игре в прятки, можно попросить ребенка обратить внимание на определенные детали вокруг него, такие как цвета, формы или звуки [7].

Такие регулярные упражнения имеют множество преимуществ для развития внимательности у детей. Во-первых, они способствуют улучшению

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

концентрации и фокусировке внимания у детей, а во-вторых, данные упражнения способствуют развитию когнитивных навыков, таких как: анализ, логическое мышление и принятие решений.

В рамках данной работы было проведено исследование с целью развития внимания у учащихся младшей школы посредством нейропсихологических упражнений. В эксперименте приняли участие 20 детей, которые являются учащимися начальной школы в городе Новосибирск. Возраст всех на момент проведения эксперимента составлял 7 лет. Эксперимент проходил в трех этапах:

1. констатирующий этап - диагностирование исходного состояния развития внимания у первоклассников;

2. формирующий этап - внедрение нейропсихологических упражнений, способствующих развитию внимания, в работу с детьми;

3. контрольный этап - вторичная диагностика состояния развития внимания у респондентов, анализ полученных результатов.

Во время проведения, констатирующего и контрольного этапов, была применена методика «Кольца Ландольта» [4]. Методика «Кольца Лан-дольта» - это одна из методик, используемых для диагностики внимания у первоклассников. Она основана на оценке уровня внимания и его различных аспектов на основе выполнения специальных заданий, связанных с поиском и сосредоточением на определенных визуальных объектах. Ниже на рисунке 1 представлены результаты, полученные в ходе проведения констатирующего этапа.

о с

CJ

см

О)

I Низкий I Допустимый I Средний I Высокий

Рис. 1. Результаты констатирующего этапа

Исходя из данных, полученных в результате проведения констатирующего этапа, можно сделать вывод о том, что из двадцати детей высоким уровнем внимания обладают только 4 человека, что свидетельствует о том, что они не только абсолютно готовы к школе по развитию внимания, но и превосходят в этом отношении других испытуемых. На среднем уровне развития внимания находятся 8 человек, что составляет 40% и указывает на то, что вполне готовы к началу обучения. 30% составляет количество детей, занимающих допустимый уровень развития памяти и 20% -низкий уровень развития памяти. На последнем уровне находятся 2 ребенка, которые по степени развития своего внимания не готовы к обучению в первом классе.

После первого этапа был проведен формирующий этап продолжительностью в 3 месяца. Во время этого этапа в повседневную жизнь детей, участвующих в эксперименте, регулярно внедрялись нейропсихологические упражнения, направленные на развитие внимания. Из наиболее используемых упражнений следует отметить следующие [6]:

• модифицированная таблица Шульте;

• «Лабиринт» - упражнение направлено на развитие внимания и самоконтроля;

• графический диктант - влияет на развитие произвольного внимания;

• рисование двумя руками - задание, направленное на развитие взаимодействия двух полушарий,

• «Муха» - упражнение, способствующее развитию концентрации внимания и зрительно-моторной координации;

• «Волшебные квадраты» - упражнение для развития зрительного внимания;

• «Нос - пол - потолок» - игра, направленная на развитие внимания и снятие импульсивности;

• чтение под стук - упражнение, развивающее концентрацию и распределение внимания, и другие.

Помимо этого, в работе с испытуемыми также был использован метод мозжечковой стимуляции мозга. Данный метод также относится к одной из техник, используемых для развития внимания у детей. Мозжечок - это область мозга, отвечающая за координацию движений и регуляцию внимания. Стимуляция мозжечка позволяет улучшать функционирование этой области мозга и, следовательно, повышать уровень внимания у детей.

Один из подходов к мозжечковой стимуляции - это использование специальных упражнений и игр, которые активизируют мозжечок и тренируют его функции. В рамках данной работы было применено балансирование на доске Бильгоу, что также повлияло на полученный результат, описанный в контрольном этапе эксперимента и представленный ниже на рисунке 2.

0%

I Низкий I Допустимый 45% Средний Высокий

Рис. 2. Результаты контрольного этапа

Исходя из данных, представленных на рисунке 2, можно сделать вывод о том, что в ходе эксперимента нам удалось повлиять на развитие внимания учащихся начальной школы посредством нейропсихологических упражнений. На диаграм-

ме можно наблюдать тенденцию роста количества детей, находящихся на высоком уровне развития внимания, их количество составляет - 9 человек, когда на начальном этапе было диагностировано только 4 человека с высоким уровнем внимания. Количество детей со средним уровнем развития внимания уменьшилось и составило 35%, соответственно также уменьшилось и количество детей, находящихся на допустимом уровне развития внимания - 4 человека, в то время как на начальном этапе эксперимента было 6 детей на данном уровне. Важно выделить то, что после проведения формирующего этапа эксперимента, среди респондентов не осталось никого, кто владел бы низким уровнем развития внимания, поскольку эти дети перешли на допустимый уровень, поэтому им еще есть над чем работать.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в ходе эксперимента основная цель была достигнута - испытуемые перешли на новые уровни развития внимания благодаря регулярному использованию нейропсихологических упражнений, что указывает на то, что 80% из них вполне готовы к обучению в школе.

Нейропсихологические упражнения представляют собой эффективный способ развития внимания у детей: они помогают улучшить концентрацию, развивают когнитивные навыки и стимулируют уверенность и мотивацию у детей. Интеграция нейропсихологических упражнений в повседневную жизнь детей позволяет им развиваться и достигать успехов в различных областях жизни, поэтому нейропсихологические упражнения необходимо использовать, чтобы помочь детям развить и укрепить их внимание.

Литература

6. Праведникова И.И. Нейропсихология. Игры и упражнения. / И.И. Праведникова. - Изд. «АЙРИС-пресс»,2017

7. Хокинс, Джефф Об интеллекте / Джефф Хо-кинс, Сандра Блейксли. - М.: Вильямс, 2016. -240 с.

8. Эльконин Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эль-конин - М.: Академия, 2010. - 390 с.

THE USE OF NEUROPSYCHOLOGICAL EXERCISES FOR THE DEVELOPMENT OF ATTENTION

Mamedova L.V.

North-Eastern Federal Institute of M.K. Ammosova in Neryungri

One of the key tasks in the education of children is the development of attention, since this skill has a significant impact on success, social interactions and overall effectiveness in various spheres of life. This cognitive skill is so significant because it is an integral part of the social sphere: the ability to actively listen to others, pay attention to nonverbal signals and facial expressions helps a person to better understand and perceive the emotions and intentions of other people.

It is also worth noting that the development of attention contributes to the formation of self-regulation and concentration skills in children. They learn to control their thoughts, emotions and behavior, as well as to keep their attention on the task even in the face of distracting external factors - these skills are the basis for the development of self-control, strategic planning and decision-making. Psychological studies prove that children with well-developed attention have a better chance of achieving success in school, career and personal life, as they can better cope with everyday stressful situations, make informed decisions and adapt better to changes. There are numerous methods that allow developing attention in children, and this article discusses the use of neuropsychological exercises in the development of attention in primary school children. This article examines the issue of attention development in younger schoolchildren using neuropsychological exercises. The main purpose of the study is to theoretically study the problem of attention development in this age group and to conduct a practical study aimed at using neuropsychological exercises in the development of attention in children.

Keywords: children, primary school, attention, neuropsychology, neuropsychological exercises, education.

1. Выготский, Л.С. История развития высших психических функций / Л.С. Выготский. - М., Психология, 2010. - C. 210.

2. Добрынин Н.Ф. Произвольное и непроизвольное внимание. / Учёные записки МГПИ им. В.И. Ленина. - М., 2009

3. Лурия А.Р. Внимание и память. / А.Р. Лурия -М., 2009.

4. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. - 4-е изд. - М.: Гу-манит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1: Общие основы психологии. - 688 с. С. 218-219.

5. Новейший психолого-педагогический словарь / сост. Е.С. Рапацевич; под общ. ред. А.П. Астахова. - Минск: Современная школа, 2009. - 928 с.

References

1. Vygotsky, L.S. The history of the development of higher mental functions / L.S. Vygotsky. - M., Psychology, 2010. - C. 210.

2. Dobrynin N.F. Voluntary and involuntary attention. / Scientific notes of the Moscow State Pedagogical Institute named after V.I. Lenin. - M., 2009

3. Luria A.R. Attention and memory. / A.R. Luria - M., 2009.

4. Nemov R.S. Psychology: Studies for students. higher. ped. studies. institutions: In 3 books - 4th ed. - Moscow: Humanit. ed. center VLADOS, 2003. - Book 1: General foundations of Psychology. - 688 S. S. 218-219.

5. The newest psychological and pedagogical dictionary / comp. E.S. Rapatsevich; under the general editorship of A.P. Astak-hov. - Minsk: Modern School, 2009. - 928 p

6. Pravodnikova I.I. Neuropsychology. Games and exercises. / I.I. Pravodnikova. - Ed. "IRIS-press", 2017.

7. Hawkins, Jeff About intelligence / Jeff Hawkins, Sandra Blakes-ley. - M.: Williams, 2016. - 240c.

8. Elkonin D.B. Child psychology / D.B. Elkonin - M.: Academy, 2010. - 390 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

C3

о

CO

-a

I=i А

—I

о

C3 t; о m О от

З

ы о со

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.