Научная статья на тему 'Применение нечётких чисел для оценки квалификации персонала'

Применение нечётких чисел для оценки квалификации персонала Текст научной статьи по специальности «Математика»

CC BY
102
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Применение нечётких чисел для оценки квалификации персонала»

1. С помощью матрицы смежности. Основной недостаток: для задания графов из n вершин требуется матрица из n X n элементов a, е {0,1} дня графов с

.

n X n. Ее элементы С, - это веса ребер. Они характеризуются числами С, 0 S С, > L

2. Списковое задание: для каждой i-той вершины графа составляется список смежных с ней вершин. Элементы этого списка - номера К, этих вершин,

К, е {l,2,....1 n}.

3. С помощью матрицы инцидентности. Это список смежности вершин и

.

Наиболее удобен для задания графа типа S 1-ый метод - матрица смежности. Однако, для задания графов типа Q средств представляемых в рамках всех указанных методов не достаточно. В частности, наряду с указанием номера вершины (сО необходимо указывать ее ранг ri (звездную величину) и номер (тип) затравки, связанный с рангами r — 1,r — 2,...,1. В результате в матрице смежности , , : ее ранговая история (т.е. ранги шагов i —1,...,1, а также указатель направления

), . .,

матрицы С, - это магазин длиной минимум r+2. Из них один элемент - указатель смежности i и j (это 0,1 или С, ), r - предыстория роста предфрактального графа и

один элемент - наличие перемычки. Таким образом, формируется матрица смеж-.

Преобразуем ее из 2-мерной в 3-мерную. Некоторые уменьшения объема здесь может быть достигнуто при переходе к списочному представлению. Однако, оценить его можно лишь при практической реализации. Пока же можно сказать, что предлагаемое формальное задание целесообразно использовать для графов со ( ) 10,

.

С.В. Скороход

ПРИМЕНЕНИЕ НЕЧЁТКИХ ЧИСЕЛ ДЛЯ ОЦЕНКИ КВАЛИФИКАЦИИ

ПЕРСОНАЛА

Одной из центральных проблем в сфере управления персоналом является профессиональный отбор сотрудников из числа возможных кандидатов. Главная его задача - выбор кандидата, который лучше всего соответствует предъявленным требованиям. Однако, сами требования, в большинстве случаев, имеют нечёткие формулировки типа уверенное владение текстовым процессором Microsoft Word» или «опытный пользователь ПК». Такие формулировки допускают широкую интерпретацию в зависимости от субъективных предпочтений и личных симпатий работников кадровой службы, что, в конечном итоге, снижает качество отбора.

Краткие сообщения

В работе предлагается подход к сравнению квалификации кандидатов, основанный на использовании нечётких чисел [1]. Сравнение осуществляется в четыре :

• описание требований к кандидатам в виде нечёткой целевой функции;

• составление тестового задания и оценка его сложности;

• ;

наиболее подходящего кандидата.

Целевая функция [2] задаётся нечётким числом G = I/иа (х)/ x. Его базовая

[0;1]

шкала характеризует уровень квалификации относительно предъявляемых требований (0 - полное отсутствие навыков, 1 - эксперт в данной области). Функция принадлежности jiG (x) задаёт предпочтительность выбора кандидата с уровнем квалификации х.

Тестовое задание предназначено для выявления квалификации кандидатов. Его сложность описывается нечётким числом D = Imd(х)/х, где md(х)- это

[0;1]

субъективная вероятность того, что для успешного решения этого задания необхо-

x . , -

ным целевой функцией и удовлетворять соотношению:

sup min(MD (x),mg (х)) = sup jdG (x).

хе[0;1] хе[0;1]

При тестировании каждый кандидат выполняет задание и получает некоторый результат, качество которого оценивается нечётким числом Q = |Mq (х)/ х,

[0;1]

где максимальное значение базовой шкалы означает полностью выполненное задание, а минимальное - полностью невыполненное. Исходя из сложности задания и качества его выполнения, вычисляется оценка V квалификации кандидата:

V = D ■ Q , где

Mv (х) = sup min(^D (x),Mq (х)).

a'b=х

Соответствие кандидата требованиям отбора и целевой функции G описывается нечётким числом C на [0;1], функция принадлежности которого вычисляется по формуле [3]:

Г sup Mv (У)

Mc (x) = ^ ye[0;1],Mg(У)=x .

[0,(Vy е [0;1])(Mg(У) = x ^ Mv(У) = 0)

Выбор из n кандидатов основан на сравнении полученных для каждого из них нечётких чисел C1...Cn . Наилучшим является кандидат с максимальным соответствием Cmax = max(C1...Cn).

Предложенный подход обладает двумя преимуществами. Во-первых, профессиональный отбор выполняется на основе единых принципов оценки всех кандидатов, что повышает его эффективность. А во-вторых, неопределенность и не, , чисел и нечёткой арифметики.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Бор псов А.Н., Крумберг О.А., Фёдоров ИЛ. Принятие решений н а основе нечётких моделей. Примеры использования. - Рига: Зинатне, 1990. - 184 с.

2. Скороход С. В. Моделирование целей управления в условиях неопределённо-сти//Информационные системы и технологии в управлении и организации производства. Труды международной конференции «Татищевские чтения: актуальные проблемы науки и практики». - Тольятти: Изд-во Волжского университета им. В.Н.Татищева, 2004. - С. 253-258.

3. Дюбуа Д., Прад А. Теория возможностей. Приложения к представлению знаний в ин-

. - .: , 1990. - 288 .

М.В. Кушлынова, В.В. Лещанова АВТОМАТИЗИРОВАННЫЙ ОБУЧАЮЩИЙ МОДУЛЬ

Процесс информатизации проявляется во всех сферах человеческой деятельности, и, конечно же, не мог не затронуть такую область деятельности как об. -, -

,

, , для поддержки и повышения эффективности учебно-познавательной деятельности. В настоящее время популярными, являются компьютерные учебники для изучения естественных языков (русского и иностранных), информационных технологий и программных продуктов общего назначения.

Большинство компьютерных средств обучения нацелено на изучение прикладных программ с изобилием иллюстраций, мультимедийных компонентов, лабораторных работ, практикумов и т.д. Тема «Кодирование информации» скудна с точки зрения графического представления и не является прикладной программой, поэтому остается в тени для разработчиков обучающих программ, хотя весьма вос-

« ». - , -терных средств обучения являются локальными, охватывающими узкие темы, вопросы или даже типы задач. Сегодня им традиционно отводится роль вспомога-- ,

. -( ).

, , для промежуточного и итогового тестирования. АОМ обладает системой помощи и

,

отдельном обучаемом и группах обучаемых.

Залогом успеха обучающего модуля можно считать наличие грамотных дидактических и методических решений. В этой связи разрабатываемый обучающий модуль имеет следующие особенности:

• информация по выбранному предм ету хорошо структурирована и представляет собой законченные фрагменты с ограниченным числом новых понятий;

• -текстом и иллюстрациями;

• ;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.