Научная статья на тему 'Применение наглядности как средства создания коммуникативной мотивации при обучении русскому языку как иностранному'

Применение наглядности как средства создания коммуникативной мотивации при обучении русскому языку как иностранному Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2721
242
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАГЛЯДНОСТЬ / СРЕДСТВА НАГЛЯДНОСТИ / МОТИВАЦИЯ / КОММУНИКАТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Буланова А. В.

Статья посвящена определению роли наглядности при обучении русскому языку как иностранному. В статье рассматриваются факторы использования средств наглядности, которые способствуют формированию коммуникативных умений, позволяют осуществлять контроль усвоения материала и направлять речевые высказывания иностранных слушателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Буланова А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Применение наглядности как средства создания коммуникативной мотивации при обучении русскому языку как иностранному»

ВЕСТНИК

Казанского юридического института МВД России

№ 2(16)2014

А.В. Буланова

применение наглядности как средства создания коммуникативной мотивации при обучении русскому языку как иностранному

Статья посвящена определению роли наглядности при обучении русскому языку как иностранному. В статье рассматриваются факторы использования средств наглядности, которые способствуют формированию коммуникативных умений, позволяют осуществлять контроль усвоения материала и направлять речевые высказывания иностранных слушателей.

Ключевые слова: Наглядность, средства наглядности, мотивация, коммуникативность.

Процесс коммуникации - это целый комплекс весьма сложных проблем, как лингвистических, так и педагогических. Построение рациональной методики преподавания русского языка как иностранного во многом зависит от правильного понимания того, как происходит процесс речевой коммуникации, поскольку уже сама специфика языка как средства общения предопределяет коммуникативную направленность обучения.

Как утверждает современная методика преподавания, "реализация методического принципа коммуникативности предполагает органический сплав речевых навыков и умений, творческий характер речевой (коммуникативной) деятельности, использование всех психологических резервов личности". [1, С.10-11] «Коммуникативные качества являются элементом профессиональной культуры. В связи с этим особую роль в формировании профессиональной культуры сотрудника играет процесс обучения». [2, С.103-104]

Коммуникативность в качестве основополагающей категории методики преподавания русского языка как иностранного "предполагает использование изучаемого языка с самых начальных стадий обучения в естественных для общения целях и функциях" [3, С.14]. Коммуникативная направленность обучения определяет все стороны методической и педагогической деятельности. Прежде всего коммуникативность в преподавании предполагает создание высокой мотивации обучения. Известно, что учебная деятельность протекает наиболее успешно там, где она максимально мотивирована. Важнейшим фактором, стимулирующим процесс иноязычного речевого

общения, следует считать мотивацию усвоения иностранного языка.

Под мотивацией понимается система побуждающих импульсов, направляющих учебную деятельность, в случае положительной установки преподавателя, на более глубокое изучение русского языка как иностранного, его совершенствование и стремление развивать потребности познания иноязычной речевой деятельности. [4, С.42]. Мотивация стимулирует иностранного слушателя на высказывание на русском языке собственных. Это и является коммуникативной мотивацией. Коммуникативная мотивация - это способ обеспечения инициативного участия у иностранных слушателей в общении на занятиях по русскому языку и вне его, а ситуативная реальность жизни служит той основой, которая вызывает потребность в общении.

Коммуникативная мотивация возникает на основе необходимости взаимодействия субъекта с объективной действительностью, что вызывает потребность высказать мысль, то есть коммуникативная мотивация зависит от содержания мыслительной деятельности слушателей. Чем интенсивнее это содержание, тем интенсивнее потребность в его выражении. Стремление к общению часто занимает ведущее место среди мотивов человека, которые побуждают его к совместной практической деятельности. "Человек говорит на родном языке тогда, когда испытывает потребность выразить мысль. Эту ситуацию следует поддерживать при обучении русскому языку как иностранному. Уже с первых занятий необходимо включать иностранного слушателя в активную речевую деятельность". [5, С.64-

66] Иностранных слушателей необходимо учить не только произношению, словам и правилам комбинирования этих слов в языке, но и самому способу формирования и формулирования мысли.

Конечной целью обучения любому иностранному языку должно стать формирование творческой способности выражать мысль средствами иностранного языка, "включение обучаемого в обмен информацией". [6, С.209]

Сама ситуация учебного речевого общения воздействует на мысли и чувства обучаемого. При этом речь (устная и письменная) является лишь одним из средств возбуждения мысли. [7, С.36-37]

Уровень ситуативной мотивации в решающей степени определяется тем, как создаются речевые ситуации, какой используется материал, приемы и т.д. Учебная коммуникация воспитывает у слушателей на занятиях по русскому языку и вне его потребности в общении. Для развития речи иностранных слушателей преподаватель использует ситуационную организацию обучения, которая дает широкие возможности для создания естественной коммуникации слушателей. Одним из способов создания такой коммуникации является прием использования принципа наглядности.

Проблема наглядности в обучении иностранным языкам была актуальной во все времена. Общеизвестно, что эффективность обучения зависит от степени привлечения к восприятию всех органов чувств человека. Чем более разнообразны чувственные восприятия учебного материала, тем более прочно он усваивается. Эта закономерность нашла свое выражение в дидактическом принципе наглядности. Принцип наглядности вытекает из сущности процесса восприятия, осмысления и обобщения обучаемыми изученного материала. Наглядность - специально организованный показ языкового и экстралингвистического материала с целью облегчения его объяснения, усвоения и использования в речевой деятельности. Многие преподаватели русского языка как иностранного используют прием наглядной семантизации, когда значение слова поясняется не путем перевода, а путем показа обозначаемого этим словам предмета или картинки с его изображением. [8, С.41] Применение наглядности для управления процессами формирования коммуника-

тивных навыков способствует организации познавательной деятельности иностранных слушателей.

Известно, что существует четыре основных вида речевой деятельности: аудирование, чтение, письмо и говорение. Правильно подобранные средства наглядности мотивируют слушателей высказать свое мнение, т.е. формируют навыки и умения говорения. Иностранный слушатель, изучая русский язык, должен уметь:

• понимать высказывания собеседника;

• правильно определять коммуникативные намерения собеседника в пределах определенного набора ситуаций;

• самостоятельно продуцировать связные высказывания.

Одним из специфических признаков обучения говорению и через него устному иноязычному общению является коммуникативная мотивация. В ее основе лежит потребность двух видов: потребность в общении как таковая, свойственная человеку как существу социальному (общая коммуникативная мотивация), и потребность в совершении данного конкретного речевого поступка, потребность включиться в данную речевую ситуацию (ситуативная мотивация).

Наглядность имеет психологическое воздействие на слушателей в процессе обучения и помогает решать следующие учебные задачи:

• активизировать внимание и запоминание материала;

• повышать речемыслительный процесс слушателей;

• стимулировать интерес к предъявляемой и закрепляемой иноязычной информации;

• обеспечивать разнообразие способов деятельности слушателей;

• давать возможность мотивировать речевые действия слушателей, повышать коммуникативную значимость упражнений;

• создавать ощущение реальной языковой среды;

• отвлекать от языковых трудностей.

Существенный результат применения

наглядности достигается при соблюдении следующих факторов:

• системная направленность применения на протяжении всего курса;

• целесообразное и целенаправленное использование на каждом этапе обучения и в конкретной ситуации;

• мотивированность применения;

ВЕСТНИК

Казанского юридического института МВД России

№ 2(16)2014

• доступность для понимания;

• высокий уровень исполнения.

Эти факторы способствуют созданию атмосферы коммуникации на занятиях. В зависимости от этапа обучения (введение нового материала, закрепление, контроль) преподаватель использует разные виды наглядности: тесты, схемы и таблицы, карточки, картинки и т.д.

Например, при отработке конструкции "вопрос - ответ" каждый слушатель получает карточку с изображением предмета, ситуации, места, профессии и т.д. Преподаватель спрашивает, а слушатель отвечает согласно ситуации и контексту. Затем слушатели задают подобные вопросы друг другу и отвечают на них [9, с.61].

В методике преподавания русского языка как иностранного принято выделять следующие виды наглядности:

• звуковая наглядность;

• моторная наглядность;

• зрительная наглядность. [10, С.97-101]

Звуковая наглядность используется на

всех этапах обучения русскоязычному общению. Основным способом реализации звуковой наглядности является аудиозапись. Звукозапись выполняет важную дидактическую функцию, она представляет собой речевой образец, произносимый носителями языка. Прослушивание аудиозаписи способствует формированию правильной интонации, произношению, постановке правильного ударения, запоминанию речевых образцов.

Применение данного вида наглядности на практике целесообразно посредством представления слушателям аудиозапись диалога, телефонного разговора и т.д. Перед аудированием слушателям дается целевая установка («Слушайте!», «Запоминайте!», «Отвечайте на вопросы»). Первый раз аудиозапись прослушивается для ознакомления с сюжетом. Слушатели стараются понять услышанный материал. Второе прослушивание - контрольное, слушатели готовятся отвечать на вопросы, которые написаны на доске. Во время прослушивания важно не прерывать диктора замечаниями, пояснениями и комментариями. Слушатель должен сконцентрироваться на работе и правильно понять иноязычные высказывания. После прослушивания аудиозаписи преподаватель проводит беседу со слушателями, определяет уровень понимания услышанного материала. Составляя собственные выска-

зывания, слушатели используют речевые обороты, полученные как из аудиотекста, так и из ранее изученного материала. Такая работа с аудиозаписями носит коммуникативный характер.

Моторная наглядность передается через мимику, жесты, движения, экспрессивную интонацию. Этот вид наглядности служит для передачи смысла с помощью актуальных невербальных средств общения, движений, мимики, интонации, которые понятны слушателям и могут быть применены на уровне слова. К примеру, для объяснения глаголов движения (идти, бежать, лететь, прыгать, заходить, выходить, ходить, ехать и т.д.) преподаватель может выполнить ряд действий, которые будут понятны слушателям, а именно: зайти или выйти из класса, встать или сесть и т.д. Для объяснения прошедшего, настоящего и будущего времени глаголов русского языка, преподаватель может жестами указать, в каком времени строить предложение. Жест руками вперед означает, что слушатель должен употребить глагол в будущем времени; опустив ладони к полу, преподаватель указывает на настоящее время, а показав руками назад, дает понять, что глагол должен быть использован в прошедшем времени.

Моторная наглядность эффективна только в том случае, если жесты, движения и мимика будут четко представлены. Моторная наглядность создает благоприятную психологическую атмосферу, мотивирует коммуникативную активность слушателей, делает учебную ситуацию более естественной, заставляет собеседника эмоциональнально реагировать и снимает языковой барьер.

Зрительная наглядность широко применяется на всех этапах обучения русскому языку как иностранному. К средствам зрительной наглядности относятся таблицы, схемы, карточки.

В преподавании русского языка большое распространение получили динамичные, "подвижные" пособия. Это демонстрационный материал, расширяющий возможности планомерной, систематической работы над учебным материалом. Для достижения поставленных коммуникативных задач предлагается следующий вид работы, который позволит использовать наглядность как средство создания коммуникативной мотивации. Прежде всего, необходимо определить ряд картинок, которые помогут ввести

новый учебный материал или будут способствовать закреплению уже изученного. Работа с ними должна мотивировать учащихся к личному высказыванию. Преподаватель раздает слушателям картинки, которые соответствуют теме занятия, дает время на ознакомление с содержанием наглядного материала, а затем предлагает следующие задания: "Рассмотрите картинки. Ответьте на вопросы: "Как взаимодействуют люди, изображенные на них?", "Согласны ли вы с утверждением" и т.д. Затем слушателям дается время на то, чтобы сформулировать свое мнение и подготовиться к тому, чтобы выразить его. Далее преподаватель предоставляет возможность высказаться всем. После этого преподаватель предлагает высказаться остальным слушателям, акцентируя внимание на лексике, которая написана на доске". "Подготовьте свое собственное высказывание по рассматриваемому материалу. Если необходимо, подберите дома дополнительный иллюстративный материал".

Таким образом, используя средства наглядности, преподаватель создает коммуникативную мотивацию у слушателей. Результатом работы становится формирование способности выражать свое мнение по пройденному материалу, используя изученную лексику в процессе говорения на русском языке.

С помощью средств наглядности создаются учебные ситуации, в которых отрабатывается устная коммуникация и осваивает-

Средства наглядности помогают созданию образов, представлений, мышление же превращает эти представления в понятия. Иллюстрации способствуют развитию внимания, наблюдательности, эстетического вкуса, культуры мышления, памяти и повышают интерес к изучению русского языка, тем самым мотивируя слушателя к коммуникации на русском языке.

В процессе преподавания языка необходимо создавать такие речевые ситуации, которые будут мотивировать иностранных слушателей к коммуникации. Принцип наглядности способствует приобретению осознанных знаний, обеспечивает прочность их усвоения, вызывает познавательную активность обучаемых, оказывает положительное эмоциональное воздействие и способствует успешному решению развивающих, практических, коммуникативных, образовательных и воспитательных задач.

С помощью средств наглядности снимается дополнительная нагрузка на память учащихся, создается наиболее рациональная возможность для создания типичных ситуаций, провоцирующих требуемые высказывания.

Несомненное достоинство наглядности состоит в психологическом воздействии на слушателей. Она оживляют занятия, активизируют слушателей, повышают их интерес к работе, усиливают внимание, делает изучение чужого языка интересным и увлекательным.

ся речевая реакция на жизненные ситуации.

литература

1. Леонтьев А.А. Психологические основы обучения русскому языку как иностранному/ В кн.: Методика. М., 1977. С. 4-11.

2. Деккерт Д.В. Особенности формирования коммуникативной составляющей как элемента профессиональной культуры сотрудников ГПС МЧС России // Вестник КЮИ МВД России. 2012. № 2 (8). С.103-104.

3. Митрофанова О.Д. Основные положения методики обучения/ В кн.: Методика. М., 1977. С.12-21.

4. Васильева М. М. Условия формирования мотивации при изучении иностранного языка // Иностр. языки в школе. 2001. № 2. С.40-44.

5. Гала М.В. Коммуникативная направленность обучения русскому языку как иностранному // Русский язык за рубежом. 1985. №5. С.64-66.

6.ШубинЛ.Э.Языковаякоммуникацияиобучениерусскомуязыкукакиностранному.М.:Наука, 1972.С.351.

7. Правдин М.Н. Процесс речевой коммуникации // Тезисы докладов XVI Международного семинара преподавателей русского языка из стран Азии, Африки, Ближнего и Среднего Востока и Латинской Америки. М., 1976. С. 30-37.

8. Прокофьева В.Л. Наглядность как средство формирования коммуникативной мотивации при обучении устному иноязычному общению // Иностранные языки в школе. 1990. № 5. С.41.

9. Фридман Л. М. Наглядность и моделирование в обучении. М.: Знание, 1984.80 с.

10. Стежко И.О. Возможности использования средств наглядности при обучении иностранных курсантов языку специальности // Материалы 21-й межвузовской научно-методической конференции. К.: Мин. обороны РФ. С. 97-101.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.