Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ МУЛЬТИПЛИКАТОРОВ К ОЦЕНКЕ КОМПАНИЙ С УЧЁТОМ ОТРАСЛЕВОЙ СПЕЦИФИКИ'

ПРИМЕНЕНИЕ МУЛЬТИПЛИКАТОРОВ К ОЦЕНКЕ КОМПАНИЙ С УЧЁТОМ ОТРАСЛЕВОЙ СПЕЦИФИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
207
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ ПОДХОД / ЦЕНОВЫЕ И НАТУРАЛЬНЫЕ МУЛЬТИПЛИКАТОРЫ / ВЫБОР И РАСЧЁТ МУЛЬТИПЛИКАТОРА / ОТРАСЛЕВАЯ СПЕЦИФИКА / КЛЮЧЕВЫЕ ФАКТОРЫ УСПЕХА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Михеева А.А.

Приведены результаты оценки компаний золотодобывающих, биофармацевтических и рекламных компаний с помощью ценовых и натуральных мультипликаторов, определены наиболее корректные сравнительные коэффициенты для оценки компаний представленных отраслей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Михеева А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ МУЛЬТИПЛИКАТОРОВ К ОЦЕНКЕ КОМПАНИЙ С УЧЁТОМ ОТРАСЛЕВОЙ СПЕЦИФИКИ»

профессиональных финансовых консультантов, чьё вознаграждение формируется как процент от суммы привлечённого финансирования. Наконец, для получения дохода от прироста курсовой стоимости акции инвестору необходимо заплатить брокерскую комиссию, которая прямопропорциональна объёму совершаемых операций и в абсолютном выражении может составить весьма существенную сумму. Список использованной литературы:

1. Miller M.H., Modigliani F. Dividend Policy, Growth, and the Valuation of Shares // Journal of Business. - 1961. - № 34. - P. 411 - 433

2. Тазихина Т.В. Оценка финансовых активов: учебное пособие. - Москва: КноРус, 2022. - 186 с.

3. Авдеева, В.И. Корпоративные финансы: учебное пособие. - Москва: КноРус, 2019. - 321 с.

4. Лукасевич И.Я. Финансовый менеджмент: учебник для вузов. - М.: Эксмо, 2010. - 768 с.

© Маслин Д.А., 2022

УДК 336

Михеева А.А.

магистрант 2 курса ФУ при Правительстве РФ,

г. Москва, РФ

ПРИМЕНЕНИЕ МУЛЬТИПЛИКАТОРОВ К ОЦЕНКЕ КОМПАНИЙ С УЧЁТОМ ОТРАСЛЕВОЙ СПЕЦИФИКИ

Аннотация

Приведены результаты оценки компаний золотодобывающих, биофармацевтических и рекламных компаний с помощью ценовых и натуральных мультипликаторов, определены наиболее корректные сравнительные коэффициенты для оценки компаний представленных отраслей.

Ключевые слова

Сравнительный подход, ценовые и натуральные мультипликаторы, выбор и расчёт мультипликатора,

отраслевая специфика, ключевые факторы успеха.

Сравнительный подход к оценке стоимости компаний на сегодняшний момент в силу ряда преимуществ получил широкое распространение в мировой практике. Одна из основных особенностей подхода заключается в предоставлении им возможности проведения оценки на основе данных, подтверждаемых рынком, функционирование которого признаётся рациональным и эффективным, что позволяет делать заключение об объективности получаемых результатов. Простота и понятность логики инструментов сравнительного подхода - мультипликаторов - позволяют обращаться к их применению не только профессионалам в области инвестиций на рынках капитала, но и непрофессиональным инвесторам.

Достаточно широкий перечень мультипликаторов, доступных для применения к оценке компаний, формирует в финансовой и научной среде интерес к вопросам о целесообразности применения конкретного мультипликатора для получения корректного результата в зависимости от отрасли оцениваемой компании. Отраслевые особенности влияют на выбор определяющих факторов с точки зрения потенциальных доходов инвесторов, при этом изучение интересующей отрасли для понимания особенностей функционирования представляющих её компаний требует значительных затрат времени на поиск и систематизацию детализированной информации. В имеющихся исследованиях отраслевая применимость коэффициентов рассмотрена в основном на примерах наиболее популярных отраслей

экономики, таких как нефтедобывающая, телекоммуникационная, финансовая, гостиничная. Тем не менее на сегодняшний момент существует множество интересных для инвестирования отраслей, для оценки компаний которых также требуется понимание о наиболее корректных мультипликаторах.

Рассмотрим общие характеристики наиболее универсальных мультипликаторов, применяемых к оценке компаний.

Мультипликатор P/S является одним из понятных и распространённых коэффициентов. Он прост для применения и позволяет получить результат практически для всех компаний, за исключением находящихся на начальной стадии развития и не генерирующих по этой причине выручки. В иных случаях мультипликатор применим даже в отсутствии конкретных данных о выручке компании и его можно рассчитать на основе косвенной информации. Однако оценка по P/S не позволяет учитывать величину чистого денежного потока компаний и, соответственно, разницу в эффективности их операций. Таким образом, данный мультипликатор не отражает справедливую оценку актива с точки зрения прибыли, создаваемой для инвестора. Недостатки коэффициента P/S являются зеркальным отражением достоинств мультипликатора P/E. При этом существенным фактором, ограничивающим применимость мультипликатора прибыли, является его подверженность влиянию принятых в конкретной компании стандартов и особенностей бухгалтерского учёта.

Мультипликатор EV/EBITDA наиболее целесообразен для применения к оценке компаний с различной структурой капитала, для капиталоёмких отраслей. Для сравнения компаний, имеющих различные уровни задолженности, в знаменателе могут быть применены различные модификации операционной маржи: EBIT, EBIT(l-t), EBIAT, NOPAT [2, с. 95].

Мультипликатор EV/EBITDA определяют размер рассматриваемой компании, ее прибыльность, перспективы роста и отрасль, в которой она работает. В связи с этим существенные колебания коэффициента возможны даже в рамках одной отрасли. Бизнес с высоким ожидаемым ростом обычно имеет более высокий мультипликатор EBITDA; бизнес с более высокой рентабельностью будет иметь более высокий коэффициент EBITDA; компании со стабильной прибыльностью, которая не сильно меняется из года в год, будет иметь более высокий мультипликатор EBITDA; отрасли с более высоким риском и более низкой рентабельностью будут иметь более низкие мультипликаторы EBITDA.

Выбор балансовых мультипликаторов целесообразен для отраслей, компании которых имеют существенные величины активов на балансе: финансовые институты, девелоперские и дистрибьюторские компании.

Натуральные мультипликаторы в большей степени применимы к монопродуктовым компаниям [2, с. 135]. Такие коэффициенты рекомендуется использовать в качестве вспомогательных при проведении оценки по стандартным финансовым мультипликаторам.

Золотодобывающая, биофармацевтическая, рекламная отрасли являются одними из движущих в экономике, что определяет их привлекательность для инвесторов и необходимость совершенствования подходов к оценке их стоимости с учётом отраслевой специфики для принятия наиболее грамотных решений о целесообразности инвестирования в такие компании. На основе анализа отраслевой специфики деятельности таких компаний определён ряд выводов.

Для компаний золотодобывающей отрасли подтверждается гипотеза о наибольшей целесообразности применения к оценке мультипликатора EV/EBITDA, что обусловлено капиталоёмкостью отрасли в связи с необходимостью поддержания и развития деятельности на конкурентоспособном уровне, что осуществляется в основном за счёт привлечения значительной доли заёмного капитала -результаты расчётной оценки по данному коэффициенту отражают наиболее приближенный интервал цен акций к реальным котировкам, сформированным на рынке [6]. Оценку золотодобывающих компаний по «доходному» мультипликатору также целесообразно дополнять оценкой по натуральным сравнительным коэффициентам, построенным на основе запасов и объёмов продукции; мультипликатор

EV/Reserves может позволить выявить компании, недооценённые в настоящий момент относительно их лидерского потенциала в будущем.

Биофармацевтические компании представляют собой одну из наиболее специфичных отраслей, особенности которой влияют на динамичность и волатильность котировок акций [3]. Наиболее релевантными для оценки таких компаний являются мультипликаторы - P/S или EV/Sales. Для оценки таких компаний и принятия решения об инвестициях недостаточно рассмотреть стандартные ценовые мультипликаторы, основанные на фактических финансовых показателях - оценка, ограничивающаяся таким набором коэффициентов может привести к формированию некорректного заключения о справедливости сформированных рынком цен акций той или иной компании. Отрасль имеет все признаки высокотехнологичных отраслей, оценивать которые целесообразнее по форвардным мультипликаторам, в качестве которого для биофармацевтических компаний может выступать коэффициент PEG.

Рекламные компании, наращивающие деятельность по всему миру в связи с развитием отрасли E&M, также формируют привлекательную для инвесторов отрасль [5]. Исследование крупнейших компаний отрасли подтверждает гипотезу о применении мультипликатора P/S как наиболее корректного с точки зрения оценки сервисных компаний - анализ сравнительных коэффициентов крупнейших рекламных холдингов подтверждает для отрасли наименьшую вариативность этого мультипликатора. Результат оценки по мультипликатору EV/EBITDA может быть рассмотрен в качестве дополнения к оценке по P/S с меньшим весовым коэффициентом, чтобы учесть разницу в эффективности деятельности компаний. Мультипликатор P/BV показывает наименьшую вариативность, тем не менее его нецелесообразно применять к оценке рекламных компаний, особенность которых на сегодняшний момент состоит в высокой технологичности, основная часть дохода которых формируется за счёт работы с нематериальными активами - технологиями и патентами; для принятия решения также рекомендуется учитывать размеры нематериальных активов у оцениваемой компании, которые во отражают её ключевые конкурентные преимущества.

Таким образом, сравнительный подход широко применяется для определения стоимости компаний, при этом у его использования есть как преимущества, так и недостатки. Результаты, получаемые с применением данного подхода, имеют объективную рыночную основу, что подтверждает их относительную объективность, тем не менее качество получаемых результатов зависит от ряда факторов, в частности выбора мультипликаторов, соответствующих специфике конкретной отрасли. Список использованной литературы:

1. Инвестиционная оценка: Инструменты и методы оценки любых активов / Асват Дамодаран; Пер. с англ. - 11-е изд., перераб. и доп. - М: Альпина Паблишер, 2020. - 1316 с.

2. Как оценить бизнес по аналогии: Пособие по использованию сравнительных рыночных коэффициентов / Елена Чиркова. - 4-е изд., испр. и доп. - М.: Альпина Паблишер, 2017. - 284 с.

3. BioTech & Genomics: 2021 Valuation Multiples [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://finerva.com/report/biotech-genomics-2021-valuation-multiples/, свободный. - (дата обращения: 29.03.2022).

4. EBITDA Multiples By Industry: An Analysis [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.valentiam.com/newsandinsights/ebitda-multiples-by-industry, свободный. - (дата обращения: 25.04.2022)

5. Entertainment & media revenues rebounding strongly from pandemic slump; shift to streaming, gaming and user-generated content is transforming industry: PwC [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.prnewswire.com/in/news-releases/entertainment-amp-media-revenues-rebounding-strongly-from-pandemic-slump-shift-to-streaming-gaming-and-user-generated-content-is-transforming-industry-pwc-863500900.html, свободный. - (дата обращения: 10.04.2022)

6. Polyus: Leading Gold Mining Company At An Attractive Valuation [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

https://seekingalpha.com/amp/article/4452485-polyus-leading-gold-mining-company-at-an-attractive-valuation, свободный. - (дата обращения: 15.03.2022)

7. Valuation of Pharmaceutical and Biotechnology Companies [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://biostrategyanalytics.com/2013/06/17/valuation-of-pharmaceutical-and-biotechnology-companies-dcf-part-1/, свободный. - дата обращения: 20.04.2022)

© Михеева А.А., 2022

УДК 658

Орлов Г.В., Аракелян Д.С.

студенты 4 курса направления «Экономика» ФГБОУ ВО ЯГТУ, г. Ярославль, РФ.

Научный руководитель: Ткаченко И.К., Ассистент кафедры «Управление предприятием»

ФГБОУ ВО ЯГТУ, г. Ярославль, РФ.

СИСТЕМА 5S - КАК ОСНОВА БЕРЕЖЛИВОГО ПРОИЗВОДСТВА

Аннотация

В статье описываются теорико-методические аспекты внедрения системы 5S. Актуальность данной статьи обусловлена тем, что основная задача каждой организации продолжать развиваться, а в условиях мирового дефицита ресурсов это проблематично. Одним из решений этой проблемы является внедрение инструментов бережливого производства, в частности системы 5S.

Ключевые слова:

Бережливое производство, система 5S, внедрение бережливого производства на предприятии.

В наше время имеет место мировой финансовый кризис, а значит, приобретает все большую актуальность концепция бережливого производства. Основная задача каждой организации продолжать развиваться, а в условиях мирового дефицита ресурсов это проблематично. Если раньше в более благополучные годы высшее руководство предприятий могло закрыть глаза на ряд организационных и производственных проблем, то теперь это угрожает существованию. Одним из решений этой проблемы является внедрение инструментов бережливого производства.

Бережливое производство (от англ. lean - постный без жира, стройный; в русской версии lean - лин, бережливое) — логистическая концепция менеджмента, сфокусированная на оптимизации бизнес-процессов с максимальной ориентацией на рынок и учетом мотивации каждого работника [1].

В Японии системный подход к организации, наведению порядка и уборке рабочего пространства возник в послевоенный период, точнее, к середине 50-х годов ХХ века. В то время японские предприятия были вынуждены работать в условиях дефицита ресурсов. Поэтому они разработали для своего производства метод, при котором учитывалось все и не было места никаким потерям.

5S ("Упорядочение") - это метод организации рабочего пространства, целью которого является создание оптимальных условий для выполнения операций[5].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.