Научная статья на тему 'Применение мсфо в общественном секторе России'

Применение мсфо в общественном секторе России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2638
973
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Juvenis scientia
ВАК
Область наук
Ключевые слова
международные стандарты финансовой отчетности / общественный сектор / государственный сектор / стандарты / отчетность / учет / бухгалтерская отчетность бюджетных организаций. / International Financial Reporting Standards / public sector / standards / accounting / reports / accounting reports of state-financed organizations.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Комарова Е. О.

Международные стандарты финансовой отчетности общественного сектора повышают качество финансовой отчетности организаций государственного сектора, что приводит к более обоснованным решениям в сфере распределения общественных ресурсов, повышая прозрачность и подотчетность органов государственной власти. В статье охарактеризован смысл применения МСФО ОС, дана оценка методов бюджетного учета, вывод о преимуществах и трудностях внедрения МСФО ОС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Комарова Е. О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADOPTION OF IFRS IN THE PUBLIC SECTOR IN RUSSIA

International Financial Reporting Standards of public sector increase quality of financial statements of the organizations of a public sector that leads to more reasonable decisions in the sphere of distribution of public resources, increasing transparency and the accountability of public authorities. In article the sense of application of IFRS public sector is characterized, the assessment of methods of the budgetary account, a conclusion about advantages and difficulties of introduction of International Financial Reporting Standards public sector is given.

Текст научной работы на тему «Применение мсфо в общественном секторе России»

70

Juvenis scientia 2015 № 1 | ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ

ПРИМЕНЕНИЕ МСФО В ОБЩЕСТВЕННОМ СЕКТОРЕ РОССИИ

Е.О. Комарова

Новосибирский государственный технический университет Россия, 630092, г. Новосибирск, пр. Карла Маркса, 20

Международные стандарты финансовой отчетности общественного сектора повышают качество финансовой отчетности организаций государственного сектора, что приводит к более обоснованным решениям в сфере распределения общественных ресурсов, повышая прозрачность и подотчетность органов государственной власти. В статье охарактеризован смысл применения МСФО ОС, дана оценка методов бюджетного учета, вывод о преимуществах и трудностях внедрения МСФО ОС.

Ключевые слова: международные стандарты финансовой отчетности, общественный сектор, государственный сектор, стандарты, отчетность, учет, бухгалтерская отчетность бюджетных организаций.

ADOPTION OF IFRS IN THE PUBLIC SECTOR IN RUSSIA

E.O. Komarova

Novosibirsk State Technical University 20 Prospekt Karl Marx, 630092, Novosibirsk, Russia

International Financial Reporting Standards of public sector increase quality of financial statements of the organizations of a public sector that leads to more reasonable decisions in the sphere of distribution of public resources, increasing transparency and the accountability of public authorities. In article the sense of application of IFRS public sector is characterized, the assessment of methods of the budgetary account, a conclusion about advantages and difficulties of introduction of International Financial Reporting Standards public sector is given.

Keywords: International Financial Reporting Standards, public sector, standards, accounting, reports, accounting reports of state-financed organizations.

Международные стандарты финансовой отчетности в общественном секторе начали разрабатываться и применяться в более поздние сроки. Международная федерация бухгалтеров была основана в 1977 г. в Нью-Йорке для координации действий региональных организаций и решения основных задач по совершенствованию бухгалтерской профессии. Деятельность федерации осуществляется через специально созданные комитеты, один из которых, созданный в 1986 г., устанавливает международные стандарты финансовой отчетности общественного сектора (далее - МСФО ОС). Первый из МСФО ОС был принят в 2000 г. В настоящее время разработан 31 стандарт для общественного сектора на основе метода начислений и еще один - на основе кассового метода. Это высококачественные и независимо разработанные стандарты, которые пользуются поддержкой правительств, профессиональных бухгалтерских органов и международных организаций, включая Всемирный банк, Азиатский банк развития, Организацию экономического сотрудничества и развития, Международный валютный фонд, Совет по МСФО и Международную организацию высших ревизионных учреждений.^]

В мировой практике государственного управления финансами первостепенное значение имеет формирование надежной системы учетной информации для эффективной реализации и обеспечения подотчетности органов власти перед гражданским обществом. Точность анализа прошлых событий и оценки сложившейся ситуации, правильность выводов и степень обоснованности принимаемых решений о формировании бюджета, об управлении доходами, расходами, бюджетными инвестициями, государственным долгом, и в конечном итоге об общей направленности проводимой бюджетной политики можно говорить исходя из качества учетной информации.

Бюджетные правоотношения обеспечиваются системой бюджетного учета и отчетности, которая включает в себя законодательное и нормативное регулирование отражения

в учете деятельности публично-правовых образований. Вопросы ведения бюджетного учета и составления и представления бюджетной отчетности пользователям рассматриваются в Международных стандартах финансовой отчетности общественного сектора (International Public Sector Accounting Standards - IPSAS), которые выпускает Комитет по международным стандартам финансовой отчетности общественного сектора (КМСФО ОС) Международной федерации бухгалтеров (International Federation of Accountants - IFAC). Для целей МСФО ОС к общественному сектору относятся национальные и региональные правительства, а также местные правительства и их учреждения. В данный сектор экономики не включаются государственные и муниципальные коммерческие предприятия, а также некоммерческие организации с частной формой собственности.

Субъекты общественного сектора действуют в рамках бюджетных ограничений в форме ассигнований или бюджетных полномочий, которые вводятся в действие на основе нормативно выданных разрешений. Российское законодательство гласит, что организациями общественного сектора являются организации государственного сектора - государственные (муниципальные) учреждения, государственные академии наук, государственные органы, органы местного самоуправления, органы управления государственных внебюджетных фондов, органы управления территориальных государственных внебюджетных фондов. В первую очередь МСФО ОС затрагивают вопросы учета и составления отчетности в сфере деятельности государственного сектора экономики.

Традиционно, бухгалтерский учет и финансовая отчетность государственных учреждений и организаций развивались обособленно от общей линии учета в коммерческих организациях, что характерно практически для всех стран. Однако в последнее время существует тенденция на сближение учета в бюджетных учреждениях с принципами учета

ECONOMICS AND MANAGEMENT | Juvenis scientia 2015 № 1

71

в коммерческом секторе. Связано это как с большим прогрессом в учетных принципах и методах, выработанных к настоящему времени в сфере учета частных предприятий, так и соображениями представления полной и понятной финансовой информации пользователям отчетности.

Происходящие в настоящее время в системе отчетности организаций государственного сектора изменения, позволяют говорить о новом этапе бюджетной реформы, целью которого является сближение международных и федеральных стандартов финансовой отчетности в государственном секторе.

Касаемо применения международных стандартов бюджетными организациями во всем мире, в этом случае речь идет о другом наборе международных стандартов финансовой отчетности, а именно МСФО для общественного сектора. Эти стандарты разрабатываются и вводятся в действие Советом по МСФО для общественного сектора, который является постоянным комитетом Международной федерации бухгалтеров. Во введении к сборнику Международных стандартов финансовой отчетности для организаций общественного сектора на русском языке сказано, что Совет признает значительную пользу от получения единообразной и сопоставимой финансовой информации в разных странах и верит в значительную роль МСФО ОС в реализации этой задачи. Совет по МСФО ОС настойчиво рекомендует правительствам и национальным органам стандартизации участвовать в разработке его стандартов путем представления комментариев относительно вырабатываемых им предложений, приводимых в проектах документов для общественного обсуждения.

Правительственные структуры многих стран заявляют о готовности применять МСФО ОС, не смотря на такие заявления, ни одна страна в мире фактически не приняла эти стандарты в полном объеме. Основная проблема - это требование формировать консолидированные финансовые отчеты для всех предприятий, которыми управляют государственные структуры. Данное требование объединения слишком трудоемкое и затратное, именно поэтому в настоящее время данная процедура нигде в мире не производится, препятствуя полноценному внедрению МСФО ОС.

Совет по МСФО ОС видит свою цель в служении интересам общества. Совет считает, что устанавливая высококачественные стандарты учета в государственном секторе, тем самым способствует облегчению принятия государственных управленческих решений и их реализации в секторе государственного управления. [10]

Представление отчетности бюджетными организациями по международным стандартам для общественного сектора необходимо, в связи с активным участием России в международных финансовых организациях. Формирование отчетности по международным стандартам дает возможность получить всеобъемлющую и полную информацию о секторе государственного управления на качественно новой основе. Для внутренних пользователей такая информация может стать предметом серьезного анализа, на котором будут базироваться планирование и разработка налогово-бюджетной политики, а также оценка влияния деятельности сектора государственного управления.

Новый этап преобразований бюджетной сферы направлен на повышение открытости деятельности учреждений бюджетной сферы, их публичности. Основной инструмент преобразований - внедрение МСФО ОС и разработка на их основе федеральных стандартов для государственного сектора России. Отчетность организаций общественного секто-

ра, составленная по МСФО ОС, даст больше представлений о масштабах экономики отчитывающегося субъекта, затратах на предоставление государственных услуг, формировании профицита (дефицита). Кроме того, смещение акцента с бухгалтерского учета на раскрытие информации о хозяйственных операциях не только повысят информативность отчетности организаций, но и потребуют изменения общей концепции бухучета и отчетности в России.

Министерство финансов РФ осуществляет деятельность, направленную на совершенствование системы отчетности организаций общественного сектора. МСФО ОС приняты как ориентир для разработки собственных федеральных стандартов для государственного сектора. В настоящее время разработаны и обсуждаются следующие проекты федеральных стандартов для государственного сектора:

- «Обесценение активов»;

- «Аренда»;

- «Основные средства»;

- «Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности»;

- «Концептуальная основа бухгалтерского учета и отчетности в государственном секторе»;

- «Концептуальная основа разработки и утверждения национальных стандартов». [6]

Особое внимание в МСФО ОС уделяется методам учета совершаемых хозяйственных операций. КМСФО ОС было сформулировано четыре основных метода учета:

- Кассовый метод, предусматривающий регистрацию всех событий в учете по движению денежных средств, т. е. сводится к учету поступлений и выбытий денежных средств по счетам бюджета. При этом активы и обязательства, кроме средств бюджета, в рамках бухгалтерского учета, учету не подлежат.

- Модифицированный кассовый метод, предоставляет возможность регистрации не только операций по движению денежных средств бюджетов, но и дополнительных активов и обязательств, для регистрации которых вводятся дополнительные счета.

- Модифицированный метод начислений, который предусматривает регистрацию операций сразу при осуществлении, доходы и расходы начисляются и признаются при осуществлении операции. Особенность состоит в том, что при нем не начисляется амортизация, нефинансовые активы и активы сразу после приобретения списываются на расходы.

- Метод начисления предусматривает признание всех операций в момент их возникновения и списания активов на расходы пропорционально в течение всего срока полезной службы, путем начисления износа.

Метод начисления позволяет отражать реальную экономическую ситуацию благодаря ряду особенностей учетного процесса:

- регистрация или признание расходов в момент их совершения;

- учет всех ресурсных потоков, в том числе и тех, которые не приводят к возникновению кассовых потоков, но влияют на стоимость услуг (амортизация);

- возможность получения информации о состоянии активов и пассивов;

- возможность учета некассовых операций, таких как взаимозачеты, создание и погашение кредиторской задолженности.

Россия стала применять метод начисления с 2006 года. Эта инициатива явилась результатом реализации проекта

72

Juvenis scientia 2015 № 1 | ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ

Всемирного банка, направленного на улучшение управления государственными финансами России, с целью представления более полной, достоверной и объективной финансовой информации по государственному сектору.[7]

Пользователи финансовой отчетности сегодня предъявляют повышенные требования к прозрачности, надежности и содержанию информации, раскрываемой государственными учреждениями. С учетом многообразия методов ведения бухгалтерского учета и подготовки отчетности, получение открытой, надежной и сопоставимой информации представляется нелегкой задачей.

При подготовке финансовой информации применение МСФО ОС помогает пользователям получить более полное представление о финансовом положении, а также результатах финансовой деятельности и денежных потоках федеральных и региональных органов государственной власти, автономных и бюджетных учреждений, а также международных общественных организаций.

Наиболее значимые аспекты, связанные с переходом на МСФО ОС:

1. Переход к новой парадигме корпоративного управления в общественном секторе:

• Повышение прозрачности результатов деятельности учреждения

• Аудит финансовой отчетности, подготовленной в соответствии с МСФО ОС

2. Политические аспекты перехода к МСФО ОС:

• Более качественная финансовая информация позволяет пользователям принимать правильные решения.

3. Преимущества перехода на МСФО ОС:

• Обеспечение единообразия и повышение сопоставимости финансовой информации как в масштабах отдельно взятой страны, так и на международном уровне

• Учет особенностей деятельности учреждений общественного сектора при составлении финансовой отчетности

• Повышение прозрачности процессов бухгалтерского учета и подготовки отчетности учреждений общественного сектора и связанная с этим оптимизация затрат по рефинансированию государственного долга

• Усиление контроля за результатами деятельности учреждения

• Оптимизация процесса принятия решений и более эффективное управление активами и обязательствами

• Четкое представление о рисках, которым подвержены учреждения на текущий момент, и возможностях их минимизации

• Повышение качества статистической информации о финансовом состоянии общественного сектора.

4. Трудности на пути внедрения МСФО ОС:

• Поиск баланса между внутренними и внешними ресурсами, вовлеченными в выполнение проекта

• Недостаточный объем знаний и опыта в области перехода на новые стандарты и знания самих стандартов

• Длительные сроки перехода на новые принципы учета и подготовки отчетности

• Сопротивление изменениям внутри самого учреждения

• Отсутствие необходимых ресурсов и информационно-технологической инфраструктуры для сбора и представления информации в соответствии с новыми стандартами учета и составления отчетности.

Современный этап развития мировой экономики, характеризующийся кризисным состоянием, ограниченностью финансовых ресурсов и доступа к ним, требует от правительств многих государств решения задачи улучшения управления ресурсами и получения высококачественной информации. Бухгалтерская отчетность бюджетных организаций, подготовленная на основе международных стандартов финансовой отчетности для общественного сектора (МСФО ОС), позволит получить достоверную и надежную информацию о деятельности правительственных организаций и государств в целом, необходимой всем заинтересованным пользователям (правительствам, инвесторам, гражданам и др.).

ЛИТЕРАТУРА

1. Международные стандарты финансовой отчетности для государственного сектора [Электронный ресурс]: Министерство финансов РФ - Электрон. дан. - М., 2015. - URL:http://www.minfin. ru/ru/perfomance/budget/bu_gs/sfo/ (дата обращения: 08.11.2015).

2. О введении в действие Международных стандартов финансовой отчетности в действие Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности на территории Российской Федерации // Приказ Министерства финансов РФ от 25.11.2011 №1бон.- М.

2011. 5 С.

3. Баева Е.А. Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности в секторе государственного управления // Социально-экономические явления и процессы. 2013., №4(050). С. 23-27.

4. Домбровская Е.Н. О применении МСФО в общественном секторе экономики России // Международный бухгалтерский учет. 2012., №34(232). С. 22-31.

5. Дружиловская Т.Ю. Новые концептуальные основы разработки национальных стандартов бухгалтерского учета в секторе государственного управления // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2014., №7(343). С. 9-16.

6. Жаворонкова Е.Н. Реформа бюджетной системы России на современном этапе // Государственное управление. Электронный вестник. 2014., №43. С. 81-94.

7. Кучеров А.В., Шибилева О.В. Международные стандарты финансовой отчетности общественного сектора: современное состояние и перспективы применения в России // Мордовия. 2013., 6 С.

8. Лейман Н.И. МСФО для общественного сектора: обсуждение продолжается // Советник бухгалтера государственного и муниципального учреждения. 2012., №3. С. 14-17.

9. Табалина С.А. Международные стандарты отчетности организаций сектора государственного управления // Вопросы государственного и муниципального управления. 2011., №3. С. 50-61.

10. Ткаченко Л.И. Совершенствование бухгалтерского учета и отчетности в бюджетной сфере в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности для общественного сектора (МСФО ОС) // Проблемы учета и финансов. 2013., №4(12). С. 66-69.

11. Хоружий Л.И., Хусаинова А.С. Этапы перехода на составление отчетности по МСФО // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. 2012., №11(97). С. 89-91.

Поступила в редакцию 24.11.2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.