«Профессиональная ориентация» ^^Ss. Электронный
2019, №2 ПШМИ1 научный журнал
УДК: 616-053.5+616-036.856-08
Маскова Г.С., Ганузин В.М.
ФГБОУ ВО Ярославский государственный медицинский университет, г. Ярославль, Россия.
ПРИМЕНЕНИЕ МОЛЕКУЛЯРНО-ГЕНЕТИЧЕСКОГО ТЕСТИРОВАНИЯ ПОЛИМОРФИЗМА ГЕНОВ ПРИ ВРАЧЕБНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ
Maskova G.S., Ganuzin V.M. Аpplication of molecular-genetic testing of polymorphism of genes during medical professional consultation of schoolchildren
Аннотация: В статье освещаются вопросы врачебно-профессиональной консультации школьников с использованием молекулярно-генетического тестирования полиморфизма генов, ответственных за развитие артериальной гипертензии.
Ключевые слова: врачебно-профессиональная консультация; артериальная гипертензия; факторы риска, подростки.
Abstract: The article highlights the issues of medical and professional consultation of schoolchildren using molecular genetic testing of the polymorphism of genes responsible for the development of arterial hypertension.
Key words: professional medical consultation, hypertension, risk factors, adolescents.
Введение. Врачебно-профессиональная консультация(ВПК)- важная задача медико-социального сопровождения детей с артериальной гипертензией. Оценка вклада генетических и внешнесредовых факторов в развитие артериальной гипертонии (АГ) является современной прогностической и персонифицированной задачей ВПК для устранения избыточности ограничений по выбору профессии. Молекулярно-генетическое тестирование полиморфизма генов, ответственных за развитие артериальной гипертензии и ее осложнений является развивающимся методом, использование которого позволит индивидуализировать оценку рисков развития АГ в дополнение к клинико-анамнестическим и функциональным данным состояния сердечнососудистой системы и должно учитываться при ВПК [1,3,5,6,8].
Методы исследования. Под наблюдением в кабинете ВПК находились 87 подростков (47 мальчиков и 40 девочек) в возрасте 11-17 лет с лабильной и стабильной формами АГ. Всем детям проведено клинико-функциональное обследование для стратификации факторов сердечно-сосудистого риска: ЭКГ исследование, суточное
«Профессиональная ориентация»
2019, №2
Электронный
научный журнал
мониторирование артериального давления, УЗИ исследование сердца с проведением морфометрии миокарда и оценка сосудодвигательной функции эндотелия. 19-и подросткам было проведено молекулярно-генетическое тестирование(МГТ) полиморфизма генов, ответственных за развитие артериальной гипертензии (9 аллелей генов).
Результаты исследования. По результатам МГТ самой частой гомозиготной мутацией у детей с лабильными и стабильными изменениями сосудистого тонуса была гомозигота рецептора 2-го типа для ангиотензина II (AGTR2: 1675 G> A) (17,6% и 28,0%, соответственно), что характеризует распространенность данной мутации в детской популяции. У детей со стабильной АГ достоверно чаще определили сочетание таких гомозигот по мутантному аллелю, как рецептор 2-го типа для ангиотензина II с ангиотензиногеном (AGT704), ф=0,002) и цитохромом Р 450 альдостерон синтетазы ^^ 1Ш2,344), (р=0,01). Таким образом, сочетание нескольких гомозигот по мутантному аллелю генов АГ повышает риск стабилизации повышенного сосудистого тонуса у детей и прогрессирования АГ
Подростки, имеющие факторы сердечно-сосудистого риска (стабильная АГ, дисфункция эндотелия, гипертрофия миокарда левого желудочка) с сочетанием нескольких гомозигот по мутантному аллелю нуждаются в персонифицированных рекомендациях по выбору профессии, что позволят снизить риск развития артериальной гипертонии и предотвратить, связанную с ней возможную инвалидизацию во взрослой жизни.
Выводы. ВПК школьников с артериальной гипертензией является важным звеном в медико-социальной реабилитации, позволяющая подросткам, имеющим начальные стадии артериальной гипертонии, адаптироваться к современным социально-экономическим условиям и реализовать свои физические и интеллектуальные возможности. Сочетание нескольких факторов сердечно-сосудистого риска и полиморфизм генов, ответственных за развитие артериальной гипертензии, значительно увеличивает риск возникновения данного заболевания.
Применение в практической деятельности. Метод молекулярно-генетического тестирования полиморфизмов генов рационально применять при проведении врачебной профессиональной консультации подросткам из групп риска по формированию гипертонической болезни, которые реализуются под воздействием профессионально-производственных факторов во взрослом возрасте [2,4,5,6,7].
«Профессиональная ориентация» ^^ Электронный
2019, №2 ПШМИ1 научный журнал
Библиографический список
1. Ганузин В.М., Голубятникова Е.В. Детская инвалидность, профилактика, реабилитация и абилитация детей с ограниченными возможностями. Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2017; 17(2): 55-56 (приложение).
2. Ганузин В.М., Чёрная Н.Л. Распространенность метеочувствительности и метеотропных реакций у студентов старших курсов Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2015. № 3. С. 28-31.
3. Ганузин В.М., Черная Н.Л., Ганузина Г.С. Пути совершенствования системы врачебной профессиональной консультации подростков. Поликлиника. 2005;1: 50-51.
4. Ганузин В. М., Черная Н. Л., Ганузина Г. С. Врачебная профессиональная консультация и профессиональный отбор школьников с хроническими заболеваниями и отклонениями в состоянии здоровья. Учебно-методическое пособие, утвержденное УМО по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России. Издание второе. - Ярославль. - 2012. - 99 с.
5. Маскова Г.С., Ганузин В.М. Врачебная профессиональная консультация подростков с артериальной гипертензией как фактор профилактики сердечнососудистых нарушений у взрослых. Практическая медицина.2017; 111 (10): 67-70.
6. Маскова Г.С., Черная Н.Л., Ганузин В.М., Царева И.Н Тактика медико-социального сопровождения детей с ожирением и артериальной гипертензией с учетом оценки полиморфизма генов. Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2017. Т. 16. № S. С. 67b-68a.
7. Сухарева Л.М., Рапопорт И.К, Шубочкина Е.И. Федеральный протокол оказания первичной медико-санитарной помощи несовершеннолетним, обучающимся в образовательных организациях. Медицинское профессиональное консультирование и профессиональная ориентация обучающихся. ФПР0ШУМЗ-5-2014. https://www.dzhmao.щ>mfo/FilesDownload/84484.pdf (дата обращения:10. 12. 2019).
8. Школа и дело: Владимир Путин предложил детям «Билет в будущее». Российская газета - столичный выпуск №7496 (33).
Сведения об авторах:
Маскова Галина Станиславовна, кандидат медицинских наук, доцент кафедры педиатрии ИПДО Ярославского государственного медицинского университета.
Ганузин Валерий Михайлович, кандидат медицинских наук, доцент кафедры педиатрии ИПДО Ярославского государственного медицинского университета.