Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ МОДИФИЦИРУЮЩИХ ДОБАВОК В ДОРОЖНОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ'

ПРИМЕНЕНИЕ МОДИФИЦИРУЮЩИХ ДОБАВОК В ДОРОЖНОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Технологии материалов»

CC BY
33
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Шаг в науку
Ключевые слова
АРМИРОВАНИЕ АСФАЛЬТОБЕТОНА / СИНТЕТИЧЕСКОЕ ВОЛОКНО FORTA AR / ГЕОСЕТКА HATELIT (ХАТЕЛИТ) / МОДИФИКАТОР БИТУМА ДОРСО 46-02 / ANODIZING / POROUS ANODIC ALUMINUM OXIDE / SIGNAL PROCESSING DEVICE / FARADAY LAW

Аннотация научной статьи по технологиям материалов, автор научной работы — Тарановская Е.А., Гончаров В.О., Самигуллин Н.Р.

Армирование асфальтобетона - это добавление волокон в асфальтобетонную смесь для повышения прочности и долговечности. Рост осевых нагрузок, интенсивности и скоростей дорожного движения ведет к усиленному воздействию транспортных средств на покрытия автомобильных дорог, что наряду с погодно-климатическими факторами, ведет к интенсивному накоплению пластичных деформаций в жаркий период и образованию трещинв холодный. Реакция асфальтобетона на воздействия разного рода непосредственно связана с поведением вяжущего. Давно известно, что регулировать физико-механические характеристики асфальтобетона можно, регулируя свойства вяжущего путем добавки различных полимерных модификаторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по технологиям материалов , автор научной работы — Тарановская Е.А., Гончаров В.О., Самигуллин Н.Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF MODIFICATING ADDITIVES IN ROAD CONSTRUCTION

Reinforcement of asphalt concrete is the addition of fibers to the asphalt concrete mix to increase strength and durability. The growth of axial loads, intensity and speeds of road traffic leads to an increased effect of vehicles on road surfaces, which, along with climatic factors, leads to an intensive accumulation of plastic deformations in the hot period and the formation of cracks in the cold. The reaction of asphalt to the effects of various kinds is directly related to the behavior of the binder. It has long been known that it is possible to adjust the physicomechanical characteristics of asphalt concrete by adjusting the properties of the binder by adding various polymer modifiers.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ МОДИФИЦИРУЮЩИХ ДОБАВОК В ДОРОЖНОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ»

УДК 625.7.8:666.98:665.775:678(470.56)

ПРИМЕНЕНИЕ МОДИФИЦИРУЮЩИХ ДОБАВОК В ДОРОЖНОМ

СТРОИТЕЛЬСТВЕ

Тарановская Е.А., старший преподаватель кафедры автомобильных дорог и строительных материалов, Оренбургский государственный университет, Оренбург e-mail: taranov-elena@mail.ru

Гончаров В.О., студент группы 16 Стр(мп) ПАУП, Оренбургский государственный университет, Оренбург e-mail: 995968v@mail.ru

Самигуллин Н.Р., студент группы 16 Стр(мп) ПАУП, Оренбургский государственный

университет, Оренбург

e-mail: samigullinnazir@yandex.ru

Армирование асфальтобетона - это добавление волокон в асфальтобетонную смесь для повышения прочности и долговечности. Рост осевых нагрузок, интенсивности и скоростей дорожного движения ведет к усиленному воздействию транспортных средств на покрытия автомобильных дорог, что наряду с погодно-климатическими факторами, ведет к интенсивному накоплению пластичных деформаций в жаркий период и образованию трещин - в холодный. Реакция асфальтобетона на воздействия разного рода непосредственно связана с поведением вяжущего. Давно известно, что регулировать физико-механические характеристики асфальтобетона можно, регулируя свойства вяжущего путем добавки различных полимерных модификаторов.

Ключевые слова: армирование асфальтобетона, синтетическое волокно Forta AR, Геосетка HaTelit (Хателит), модификатор битума ДОРСО 46-02.

Forta AR - это патентованная смесь двух синтетических волокон, которые работают совместно, улучшая эксплуатационные показатели асфальтобетона. Волокно Forta AR состоит из уникальных скрученных в пучки полипропиленовых волокон, которые способствуют перемешиванию и распределению, и высокопрочных, высокотемпературных арамидных (aramid) волокон, которые армируют и улучшают свойства асфальтобетонной смеси.

Распределенные и распушенные волокна фактически невидимы на поверхности покрытия, и не требуется вносить какие-либо изменения в обычные методы укладки и уплотнения.

Применение волокон Forta AR, предотвращает отраженное трещинообразование, колееобразование, а также позволяет уменьшить толщину слоя без потери устойчивости.

Участок

без Forta

Участок с

Forta

Рисунок 1 - Участок дороги

Асфальтобетон с Forta AR может быть успешно использован на любых объектах в диапазоне от проезжей части улиц и дорог до коммерческих и промышленных автостоянок.

Рекомендуемая дозировка Forta AR составляет одна упаковка (0,453г) на тонну горячей асфальтобетонной смеси. Пакеты со смесью Forta AR выгружают в смеситель при подаче горячих материалов в смеситель, при этом не требуется изменения времени перемешивания.

Таблица 1 - Физические свойства волокон FORTA

Материалы Полипропилен/ Aramid

Форма Крученое фибриллированное волокно / волокно из мононитей

Длина 19 мм / 38 мм

Окраска Желто-коричневая

Удельная масса 0,91 / 1,44

Стойкость к кислоте/ щелочи Инертны

Прочность при растяжении 4921,7 кг/кв.см / 28124 кг/кв.см

Температура плавления 166°С / 427°С

Источник: http://uneedusgroup.kz/ru/product-post/armiruyushhaya-dobavka-forta/

По проведенным испытаниям по сравнению асфальтобетона с применением добавки Forta FI с асфальтобетоном без нее, и были получены следующие результаты: 0,55

0,5

0,45

0,4

0,35

0,3

0,25

0,2

0,15

Я

а и о

со й а

Ю О ш

п

о «

о о

я %

я >, и

8 н о

0 я

01 о а

я

«

ш ч ш

650

600

е 550

л

о к 500

ас

р и 450

р

п 400

350

300

2 3 4 5 6 Толщина (дюймы) Асфальтобетон без добавки Forta Асфальтобетон с добавкой Forta

10

40

20 30 Температура (F) Асфальтобетон без добавки Forta Асфальтобетон с добавкой Forta

50

Рисунок 2 - График результатов испытаний на трещиностойкость и колееобразование (Источник: http://uneedusgroup.kz/ru/product-post/armiruyushhaya-dobavka-

Плюсы: Улучшение низкотемпературных свойств асфальтобетона вследствие образования битумной пленки вокруг минеральных частиц в смесях SMA; Более высокая сопротивляемость асфальтобетона старению.

Минусы: Высокие материальные затраты, в сравнении с достигаемым эффектом; Дополнительные технологические затраты; [1]

В 2013 году был произведен ремонт автомобильной дороги обход города Оренбурга км 6+660 - 7+530 в Оренбургском районе с применением синтетического волокна FortaAR. [2]

При проведении ремонтных работ для повышения прочности асфальтобетона использовалась Геосетка НаТеШ (Хателит).

Рисунок 3 - Геосетка НаТеШ (Хателит) (Источник: http://www.td-geo.ru/materials/geosetka/mark_geosetki/geosetka_hatelit)

Геосетка НаТеШ (Хателит) изготовливалась из поливинилалкоголя или высокомодульного полиэстера. Готовая геосетка скреплялась со специальной сверхлегкой подложкой, которая производится из нетканого геотекстильного материала. Георешетка и подложка пропитывались битумом, что повышает адгезивные свойства готового изделия. Назначение геосетки НаТеШ (Хателит): армирование асфальтобетонного покрытия, предотвращение появления на нем трещин и повреждений.

Особенности: гибкий рулонный армирующий материал, имеет большие размеры ячеек. Просто и быстро укладывается, отличается прочным сцеплением между слоями.

Области использования геосетки НаТеШ (Хателит):

Материал создавался специально для армирования асфальтобетонного покрытия в строительстве, ремонте или реконструкции дорог. Внедрение геосеткиХателит при укладке полотна способствует повышению его прочности и равномерному распределению нагрузок. При формировании нового дорожного покрытия применение гибкой армирующей геосетки НаТеШ (Хателит) позволяет предотвратить появление в асфальте трещин, использование материала повышает устойчивость к «колееобразованию», существенно увеличивает сдвигоустойчивость нового дорожного покрытия. Помимо этого геосетка НаТеШ (Хателит) препятствует образованию в зонах торможения и разгона «волны» или «гребенки». Геосетка НаТеШ (Хателит) востребована как материал, повышающий срок эксплуатации дорог, существенно увеличивающий временные интервалы проведения необходимых ремонтных работ (в 3 - 4 раза). Таким образом применение геосетки НаТеШ снижает затраты на эксплуатацию дороги в несколько раз. [3]

Рисунок 4 - Схема http://www.complexdoc.ru/ntdtext/536998)

применения

геосетки

(Источник:

Таблица 2 - Технические характеристики геосетки HaTelit

Наименование Материал Сырье Покрытие Вес Предельная прочность

HaTelit C40/17 Георешетка с тончайшим слоем нетканого полотна Решетка: PET Подложка: PP Битумное 270 г/м2 Вдоль: 50 кН/м

Предельная прочность Прочность при 3% удлинении Растяжение при номинальной прочности Размер ячейки Ширина Длина

Поперек: 50 кН/м Продольная: 12 кН/м Поперечная: 12 кН/м Продольное: 12% Поперечное: 12% 40х40 мм 5 м 150 п.м.

Источник: http://www.td-geo.ru/materials/geosetka/mark_geosetki

В 2013-2014 году была произведена реконструкция мостового перехода через р.Сакмара на км 3+300 автодороги Подъезд к г.Оренбургу от а/д Казань - Оренбург в Сакмарском районе [4]

Для повышения прочности асфальтобетона использовался модификатор битума ДОРСО 46-02.

ДОРСО 46-02 был разработан специально для обустройства:

- автомагистралей с интенсивными транспортными нагрузками;

- асфальтобетонных аэродромных покрытий;

- крупных логистических терминалов.

Характеристики модифицированного битума рассчитаны для применения в регионах с высокими среднегодовыми температурами и высоким уровнем осадков, для климатических зон с умеренно континентальным климатом.

Таблица 3 - Характеристики модифицированного битума

Параметры БНД 60/90 +4% ДОРСО 46-02

Пенетрация иглы 0,1 мм. при 25°С при 0°С 61-90 62

20 30

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Температура размягчения КиШ °С 47 69-70

Растяжимость при см. при 0°С 3,5 3,5

Температура хрупкости °С -15 -20

Интервал пластичности ^ °С 62 90

Температура вспышки °С 230 283

Источник: http://eva-plast.ru/46-02

ДОРСО 46-02 применяется в количестве 3,5 - 4% от количества битума. Продукт представляет собой гранулы желтого или оранжевого цвета. [5]

Применение ДОРСО 46-02 не требует специального технологического оборудования. Для введения в расплав битума достаточно стандартной высокотемпературной битумной емкости, оборудованной рециркуляционным насосом.

Перемешивание осуществлять 30-45 минут, в зависимости от объема емкости и производительности рециркуляционного насоса. Минимальная температура смешивания с битумом 155°С, максимальная 190°С.

Свойства модифицированного битума сохраняются при температуре 160°С - 5 суток, при температуре 170°С - 3 суток.

Таблица 4 - Результаты испытаний мелкозернистой плотной асфальтобетонной смеси типа А марки I_

Наименование показателей Требования ГОСТ 9128-2009 На 4,5% исход.битуме Исх. битум 4,5% +5% Дорсо 46-02

Средняя плотность 2,65 2,70

Водонасыщение, % по объему 2,0-5,0 3,0 1,8

Прочность при сжатии, МПа, при температуре +20°С не менее - 2,5 3,7 4,9

+50°С не менее -1,0 1,1 1,8

0°С не более -11,0 8,4 10,1

В одостойкость не менее - 0,90 0,97 1,00

Водостойкость при длительном водонасыщении не менее - 0,85 0,85 1,00

Сдвигоустойчивость по: -

коэффиц. внутреннего трения -сцеплению при сдвиге при темпер. + 50° С, МПа не менее - 0,25 0,35 0,45

Трещиностойкость по

пред.прочн.нарастяж.при расколе при 0°Си скорости деформирования 50 мм\мин, МПа не менее -3,5 не более - 6,0 4,8 4,4

Сцепление битума с минеральной частью а/б смеси должно выдерживать Выдерживает Выдерживает

Средняя глубина колее после

20000 проходов колеса, мм.по EN12697.22-:2003** - 4,3 2,0

Скорость образования колеи, мм/1000 циклов нагрузки по 0,07 0,02

EN12697.22-:2003

Источник: http://eva-plast.ru/46-02

Модификатор может быть введен непосредственно в асфальтобетонный смеситель на разогретый каменный материал после введения расплава битума. Время перемешивания следует увеличть на 7-10 секунд. Минимальная температура смешивания с асфальтобетонной смесью 160°С, максимальная 195°С.

ДОРСО 46-02 повышает текучесть расплава битума, улучшает удобоукладываемость асфальтобетонных смесей на 30-35% и предотвращает расслаивание материалов при транспортировке асфальтобетонной смеси.

Реологические характеристики битума, модифицированного ДОРСО 46-02, позволяют получать асфальтобетоны с лучшей уплотняемостью, меньшим водонасыщением и большей прочностью при 50°С, что придает дорожным покрытиям большую устойчивость к колееобразованию.

Меры предосторожности:

- Следует избегать попадания продукта внутрь. Открытые участки тела при контакте должны быть защищены рабочей одеждой и перчатками. Органы дыхания рекомендуется защищать противопылевыми респираторами.

- При температуре свыше 220 С может происходить декомпозиция продукта, вызывающая изменения свойств битума, а свыше 250°С выделение потенциально опасных для здоровья человека веществ.

Плюсы: Повышение температурной стойкости.

Минусы: Недостаточная гомогенизация; Затрудненность правильного дозирования

[6].

Применение модифицирующих добавок при строительстве и ремонте автомобильных дорог повышает прочность, износостойкость и долговечность асфальтобетона. Увеличивают сопротивляемость трещинообразованию и колееобразованию. Улучшают морозо- и теплостойкость, сцепление с поверхностью минерального материала, эластичность. Именно поэтому использование данных материалов является правильным выбором, целесообразным и рациональным решением задач в дорожном строительстве.

Литература

1. Калгин, Ю.И. Дорожные битумоминеральные материалы на основе модифицированных битумов / Ю.И. Калгин. - Воронеж: Изд-во Воронеж. Гос арКхит. Строит. ун-та, 2006. - 272 с.

2. Волокна FORTA® АЯ®. [Электронный ресурс] / Главное управление дорожного хозяйства Оренбургской области. - Режим доступа: http://www.orendor.ru/forta.htm. - (дата обращения: 11.12.2016).

3. ООО «Геоматериалы» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.td-geo.ru/materials/geosetka/ mark_geosetki. - (дата обращения: 15.12.2016).

4. Полимерная армирующая сетка Hatelit 40/17. [Электронный ресурс] / Главное управление дорожного хозяйства Оренбургской области. - Режим доступа: http://www.orendor.ru/hatelit.htm - (дата обращения: 17.12.2016).

5. Полимерный асфальтобетон: надежно, выгодно, доступно [Электроный ресурс] / Российский Торгово-Экономический Союз (РосТЭС-Юг). - Режим доступа: http://пбв-дорсо.рф. - (дата обращения: 19.12.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.