Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ МОДЕЛИРОВАНИЯ ДЛЯ ОЦЕНКИ СЦЕПНЫХ СВОЙСТВ УНИВЕРСАЛЬНОГО КОЛЁСНОГО ДВИЖИТЕЛЯ'

ПРИМЕНЕНИЕ МОДЕЛИРОВАНИЯ ДЛЯ ОЦЕНКИ СЦЕПНЫХ СВОЙСТВ УНИВЕРСАЛЬНОГО КОЛЁСНОГО ДВИЖИТЕЛЯ Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
3
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
проходимость / движители / опорная поверхность / шины / моделирование / MATLAB Simulink / математическая модель / patency / movers / bearing surface / tires / modeling / Matlab Simulink / mathematical model

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Плахов Сергей Александрович, Пономарев Алексей Иванович, Сидоров Максим Владимирович

В статье приведены результаты исследования изменения динамических характеристик и сцепных свойств колесных движителей универсальной конструкции с изменяемым профилем с возможностью обеспечения повышенной проходимости колесных транспортных средств с помощью модели в среде MATLAB Simulink. Получены параметры, показывающие эффективность эксплуатации колесных транспортных средств шинами с изменяемым профилем. Полученные результаты могут быть применены при проектировании колесных движителей для оптимизации их конструкции повышения тягово-сцепных свойств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Плахов Сергей Александрович, Пономарев Алексей Иванович, Сидоров Максим Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF MODELING TO EVALUATE THE COUPLING PROPERTIES OF A UNIVERSAL WHEEL MOVER

The article presents the results of a study of changes in the dynamic characteristics and coupling properties of wheeled movers of a universal design with a variable profile with the possibility of providing increased cross-country capability of wheeled vehicles using a model in the Matlab Simulink environment. Parameters showing the efficiency of operation of wheeled vehicles with tires with a variable profile are obtained. The results obtained can be applied in the design of wheel thrusters to optimize their design and increase traction properties.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ МОДЕЛИРОВАНИЯ ДЛЯ ОЦЕНКИ СЦЕПНЫХ СВОЙСТВ УНИВЕРСАЛЬНОГО КОЛЁСНОГО ДВИЖИТЕЛЯ»

НАЗЕМНЫЕ ТРАНСПОРТНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА

И КОМПЛЕКСЫ

УДК 629.3.017

Б01: 10.24412/2071-6168-2024-8-535-536

ПРИМЕНЕНИЕ МОДЕЛИРОВАНИЯ ДЛЯ ОЦЕНКИ СЦЕПНЫХ СВОЙСТВ УНИВЕРСАЛЬНОГО

КОЛЁСНОГО ДВИЖИТЕЛЯ

С.А. Плахов, А.И. Пономарев, М.В. Сидоров

В статье приведены результаты исследования изменения динамических характеристик и сцепных свойств колесных движителей универсальной конструкции с изменяемым профилем с возможностью обеспечения повышенной проходимости колесных транспортных средств с помощью модели в среде MATLAB Simulink. Получены параметры, показывающие эффективность эксплуатации колесных транспортных средств шинами с изменяемым профилем. Полученные результаты могут быть применены при проектировании колесных движителей для оптимизации их конструкции повышения тягово-сцепных свойств.

Ключевые слова: проходимость, движители, опорная поверхность, шины, моделирование, MATLAB Simulink, математическая модель.

Вопрос повышения проходимости колесных транспортных средств является актуальным как для автопроизводителей, так и для большинства транспортных компаний и рядовых потребителей. Несмотря на постоянное усовершенствование конструкций движителей, их приводов, изменение распределения нагрузки по осям и других параметров, эта проблема не теряет своей актуальности. Согласно распоряжению правительства Российской Федерации «О транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года с прогнозом до 2035» поставлена задача повышения скорости перемещения грузов, предсказуемости сроков их доставки, надёжности транспортных связей, сохранности груза и безопасности перевозок [1].

Значительный разброс территории Российской Федерации по различным климатическим поясам оказывает большое влияние на качество и состояние дорожного покрытия и сцепные свойства колесных движителей с опорной поверхностью, особенно при использовании одного транспортного средства на протяжении всего маршрута [23].

Традиционный подход к проектированию колесных транспортных средств, базирующийся на стремлении к реализации максимальных эксплуатационных качеств, но не учитывающий должным образом особенности взаимодействия машин с внешней средой, способствует развитию энергонасыщенной техники, параметры и режимы работы которой не всегда в состоянии обеспечить достаточное взаимодействие движителя с опорной поверхностью. Это приводит, например, к переуплотнению, недоуплотнению или разрушению равномерности опорной поверхности в зависимости от вида выполняемых работ, повышенному буксованию и, в конечном счете, к неэффективной работе.

Одним из наиболее эффективных и доступных способов повышения проходимости транспортных средств является способ регулирования давления воздуха в шинах колес в допустимых пределах в зависимости от условий эксплуатации.

Повышение эффективности колесных машин при движении по опорной поверхности с ограниченной несущей способностью может быть достигнуто за счет усовершенствования конструкции как самой машины, так и её движителя [4-5].

Общая схема разрабатываемого колеса с изменяемым профилем представлена на рис. 1. Колесо с данной конструкцией шины устанавливается как на диски без системы подкачки, так и на диски со встроенной системой подкачки. Данная конструкция не требует каких-либо дополнительных изменений в конструкции транспортного средства, но имеется возможность установки датчиков давления и прочих дополнительных устройств.

Сама шина представляет собой более утолщенную по краям резину изнутри шины, что позволяет изменяться геометрии колеса при изменении давления в шине. Ближе к середине профиля шины изменяется глубина протектора, в центре профиля присутствует область по всей окружности колеса с участком протектора дорожного типа. За счет изменения давления в шине изменяются ее дорожные и внедорожные характеристики.

Основное достоинство данной конструкции заключается в том, что улучшается проходимость колесной машины по бездорожью без потери динамических и сцепных свойств на асфальтированной дороге.

Допущение о малости углов наклона кузова транспортного средства позволяет получить систему из трех дифференциальных уравнений: уравнения поступательного движения относительно оси 2 и двух уравнений вращательного движения относительно осей X и У :

$ 2 Т7

тПМ~^ = ь ]=1 Л=1 Р}1 - тПМ&

аV = v2 Р ,

= Л ]=1Ь=1 рр ' ч-

'X-

^2 а

аи

(1)

где Р- - сила в 1 -й подвеске ] -го борта; п - число осей машины; тПМ - масса кузова транспортного средства.

Рис. 1. Конструкция колеса

Полученная система уравнений является нелинейной, так как содержит нелинейные элементы . Для

общего случая аналитического решения не существует и решение, как правило, находят численными методами.

Решение задачи имитационного моделирования движения жесткого корпуса в общем случае сводится к решению системы уравнений (1) с помощью программы на языке программирования высокого уровня Simulink. Эта среда позволяет моделировать пространственное движение ряда транспортных средств с достаточно жесткой рамой или кузовом.

Кроме сил, действующих на подвеску, на движение транспортного средства также влияют силы взаимодействия колеса с дорогой. Находящееся на дорожной поверхности колесо имеет точечный контакт и деформируется в радиальном направлении по нормали к опорной поверхности (рис. 2).

Рис. 2. Схема взаимодействия колеса с опорным основанием: V - скорость движения КМ; Р- - сила в 1 -й подвеске - -го борта; Р^ - сила в 1 -м колесе - -го борта; mijg - вес колеса

536

Чтобы моделировать движение колеса в вертикальной плоскости, необходимо располагать информацией о силовых факторах, действующих на него в каждый момент времени [6]. В общем случае на ¡' -е колесо у -го борта действуют: сила в ¡' -м упругом элементе у -го борта Рупу (/¡у); сила в ¡' -м демпфирующем элементе у -го борта

d 2 Za

Рдпу (Ьу) ; вес колеса шу^ и сила инерции ту——; упругая Рукц и демпфирующая Рдку составляющие со стороны шины [7].

Уравнение движения колеса имеет вид:

m,jzv = -Pyij{h,j)-Р№] {h,j)+Рукш{ы})+р

hij\- mjg. (2)

ДЩ

Выражения для прогиба hKij и скорости прогиба hKiJ шины колеса представим в виде:

h =-z -вк.,„ - hkjimax + hkjimax + q (3)

rlKji ^most 2 most 2 2 J '

. . в . .

hKji = - Zmost--k ^ most + 4 ij . (4)

Уравнение динамического равновесия ведущего колеса выглядит следующим образом:

hlt = Tk -Кх^ГД - Tf . (5)

Поверхность шины представлена совокупностью из отдельных конечных элементов шарообразной формы, узлы сетки которой способны двигаться. Расчет сил, действующих в конечных элементах тороидальной поверхности шины, производится следующим образом:

NШ / „ „ N? N?

F ijk

i=1 j=1 k=1

где Fj и Fj - силы упругого и вязкого взаимодействия конечных элементов i и j ; N? - общее количество элементов в модели шины; FiP - силы, действующие на элементы от давления воздуха в шине; F j - силы, возникающие из-за изгиба поверхности шины.

Уравнения движения i -го конечного элемента шины описывались следующими дифференциальными уравнениями:

mam ^ = £ k + FXBj)+кзап Psx + 5 FXjk;

dt j=1 4 j=1 к=1

m d2y = N? {F У+FВ)+к ndim P N? N? FИ . (7)

= 5 \tyij + Fyij) + кзап-"j-Psiy + 55 Fyijk. (7)

dt i=i 4 i=1 к=1

Fi = 5 (Fjy + fJ )+ FP + 5 5 Fjk, (6)

d zt N? LУ z^B) , N? N?^ G

~t = 5 Ftf + FJ - m? g + PSiz + 55 Fj + —,

dt2 j=Г 4 j=1 к=1 N

где шЭШ - масса элемента шины; t - время; g - ускорение свободного падения; кзап - коэффициент заполнения шарами-элементами поверхности шины; dЭШ - диаметр конечного элемента шины; Р - давление воздуха в шине; О - нагрузка на колесо; N - количество элементов диска колеса; шШ - масса эластичной шины, , Яу , -перемещения ¡'-го элемента шины в направлении оси х , оси у и оси г соответственно.

Имитационное моделирование в среде МаНаЪ БтиНпк позволяет на основе математической модели проводить всесторонние исследования разрабатываемой системы, например, как показано в работах [7-8].

Общая блок-схема движения грузопассажирского автомобиля повышенной проходимости, созданная в среде МаНаЪ БгтиИпк представлена на рис. 3.

Результаты, характеризующие частично проходимость при езде по бездорожью, можно увидеть на рис. 8,

9, 10, 11.

Vehicle

Рис. 3. Общий вид модели системы в среде Matlab Simulink

537

Ii f1- Flat Renaiule FL

гШ 1 f

Q

ЕЕ)-

ftjFL UfqFR

П.ТкчЯ 1

FM j RevolüV»

S 3 i

Svspeflson Rtai

t * Ii

I. T#. bqRl vqRR»T J-

r^L)| llrftPII

Puc. 4. Модель транспортного средства в среде Matlab Sinuiünk

Road Motion

—CD

-J /а

Puc. 5. Модель колеса в среде Matlab Simiiliitk

Scene Riii I - Read

Puc. 6. Модель профиля дорожного покрытия в среде Matlab Sinuilink

t

Tiaivstorm Heave

->

Transform

LMspring

S*egrl Mass

Revotnle Stew L

to

<x>

X i

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Tfflrtstofm Steer R

ф-L

Revoluie SieerR

Slewing Wheel to Wheel Angle

■b'ÄH <T>

Transform Hub R

Рис. 7. Модель подвески транспортного средства в среде Matlab Simulink

538

0.1 Г 0.05

з

г о

л

" -0.05 -0.1

Углы колебаний кузова

' /\

1 II I Roll Pitch

V / V

1 /

2 3 4 5 6 7 Time (s)

Нормальные усилия в шинах

Рис. 8. Графики углов колебаний кузова и нормальных усилий в шинах при давлении в шинах 5 МПа

0

0.04 003 002

1001 i о ^•0-01

-^Чд/wvww

Рис. 9. Графики углов колебаний кузова и нормальных усилий в шинах при давлении в шинах 1 МПа

Wheel Speeds and Vehicle Speed

£ 19.5

ID Cl

W

10.5

2 3 4 5 6 Time (s)

Рис. 10. Результаты изменения скорости колеса и всего транспортного средства при давлении 1 МПа

539

График скорости вращения колеса

i. ft i --Vehicle -FL FR

V \ \ -RL RR

I \/

Wheel Speeds estimated with un oaded radius

01234567В9 10 Time (s)

Рис. 11. Результаты изменения скорости колеса и всего транспортного средства при давлении 5 МПа

Из графиков видно, что в результате понижения давления в колесах повышаются сцепные характеристики, так как при уменьшении давления задействуются грунтозацепы на крайней части профиля, вследствие чего увеличивается скорость и уменьшаются колебания кузова транспортного средства. Установлено, что при уменьшении давления в колесах при поездке по дороге с большим количеством неровностей углы колебаний кузова уменьшаются с 0,65 рад до 0,1 рад, при этом скорость увеличивается с 14 м/с до 20 м/с.

Список литературы

1. Транспортная стратегия РФ на период до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года [Электронный ресурс]. URL: https://rosavtodor.gov.ru/docs/transportnava-strategiva-rf-na-period-do-2030-goda-s-prognozom-na-period-do-2035-goda (дата обращения: 10.05.2024).

2. Активный автопоезд с изменяемой колесной базой / С.А. Плахов, А.С. Котков, А.И. Пономарев, А.Д. Горынин // Известия Тульского государственного университета. Технические науки. 2024. Вып. 4. С. 317-323.

3. Оптимизация транспортно-логистических процессов транспортной компании / А.И. Юхин, А.Н. Шафо-рост, В.Ю. Анцев, А.С. Толоконников, А.Д. Горынин // Известия Тульского государственного университета. Технические науки. 2024. Вып. 2. С. 538-545.

4. Проектирование полноприводных колесных машин: учеб. пособие / Б.А. Афанасьев, Б.Н. Белоусов, Г.И. Гладов [и др.] в 3 т.; под ред. А.А. Полунгяна. М.: МГТУ им. Баумана, 2008. Т. 1. 496 с.

5. Уханов А.П., Уханов Д.А., Рыблов М.В. Специализированная и специальная автомобильная техника: учеб. пособие. 2-е изд. Санкт-Петербург: Лань, 2022. 288 с.

6. Ларин В.В. Теория движения полноприводных колесных машин: учеб. пособие. М.: МГТУ им. Баумана, 2010. 391 с.

7. Комлацкий В.И., Логинов С.В., Комлaцкий Г.В. Планирование и организация научных исследований: учеб. пособие. Ростов-на-Дону: Феникс, 2014. 205 c.

8. Муромцев Д.Ю., Тюрин И.В. Математическое обеспечение САПР: учеб. пособие. Санкт-Петербург: Лань, 2014. 464 с.

Плахов Сергей Александрович, канд. техн. наук, доцент, [email protected], Россия, Калуга, Калужский филиал Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана,

Пономарев Алексей Иванович, канд. техн. наук, доцент, [email protected], Россия, Калуга, Калужский филиал Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана,

Сидоров Максим Владимирович, канд. техн. наук, доцент, sidorov-kaluga@yandex. ru, Россия, Калуга, Калужский филиал Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана

THE USE OF MODELING TO EVALUATE THE COUPLING PROPERTIES OF A UNIVERSAL WHEEL MOVER

S.A. Plahov, A.I. Ponomarev, M. V. Sidorov

The article presents the results of a study of changes in the dynamic characteristics and coupling properties of wheeled movers of a universal design with a variable profile with the possibility ofproviding increased cross-country capability of wheeled vehicles using a model in the Matlab Simulink environment. Parameters showing the efficiency of operation of wheeled vehicles with tires with a variable profile are obtained. The results obtained can be applied in the design of wheel thrusters to optimize their design and increase traction properties.

Key words: patency, movers, bearing surface, tires, modeling, Matlab Simulink, mathematical model.

Plahov Sergej Aleksandrovich, candidate of technical sciences, docent, sa.plahov@yandex. ru, Russia, Kaluga, Bauman Moscow State Technical University Kaluga Branch,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.