ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ
Э01: 10.21045/1811-0185-2023-8-24-33 УДК: 614.2
ПРИМЕНЕНИЕ МОДЕЛИ БЕРЕЖЛИВОГО ПРОИЗВОДСТВА КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИКЛИНИКИ
В.А. Затулкин а
а Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет, г. Санкт-Петербург, Россия. а https://orcid.org/0000-0002-4449-4810.
И Автор для корреспонденции: Затулкин В.А.
АННОТАЦИЯ
Отмечается увеличение потребности населения, независимо от возраста, в стоматологической помощи. При этом на сегодняшний день имеется кадровый дефицит, недостаточная укомплектованность материально-технической базы медицинских организаций, оказывающих стоматологическую помощь в амбулаторных условиях. В связи с этим необходим поиск новых организационных технологий в деятельности данных организаций для улучшения доступности и качества медицинской помощи и удовлетворения растущей потребности пациентов.
Цель исследования: оценить эффективность применения разработанной модели по использованию технологий бережливого производства в стоматологической практике.
Материалы и методы. В базовых стоматологических поликлиниках проанализированы данные хронометража временных затрат пациентов в регистратуре, при ожидании приема врача-стоматолога-терапевта, временные затраты врача-стоматолога-терапевта при лечении среднего кариеса постоянных зубов с учетом заполнения медицинской документации до и после применения технологий бережливого производства. Проведена оценка методом визуализации существующей навигации в поликлиниках, схем маршрутизаций для пациентов, способов записи на прием. Помимо этого, были проанализированы данные анкетирования пациентов и сотрудников стоматологической поликлиники в ранее проведенном исследовании. Результаты. После применения технологий бережливого производства время, затрачиваемое пациентом в регистратуре, сократилось на 12-16 мин. Общее количество действий регистратора снизилось на 31,0%, а пройденное расстояние на 38,0-40,0%. Время добавления ценности на приеме пациентов врачом увеличилось на 20,0% (СП № 1) и 24,3% (СП № 2). Время приема врача-стоматолога-терапевта сократилось на 33,8% в СП № 1 и на 32,3% в СП № 2. 72,7% медицинских работников отметили положительный эффект в деятельности своих поликлиник. Удельный вес пациентов, удовлетворенных организацией медицинской помощи в стоматологических поликлиниках, увеличился на 33,0%. В среднем 88,5% из них отметили положительные изменения в регистратуре, 73,0% - в приеме врача-стоматолога-терапевта, 74,5% - в новой навигации, 75,0% - в записи на прием. Выводы. Использование методов бережливого производства способствовало сокращению временных затрат пациентов в регистратуре, на приеме врача-стоматолога-терапевта, увеличило доступность записи на прием, повысило удовлетворенность и медицинских работников, и пациентов. Таким образом, использование модели внедрения технологий бережливого производства показало свою эффективность.
Ключевые слова: стоматологическая поликлиника, бережливые технологии, модель внедрения технологий бережливого производства.
Для цитирования: Затулкин В.А. Применение модели бережливого производства как эффективный способ совершенствования деятельности стоматологической поликлиники. Менеджер здравоохранения. 2023; 8:24-33. DOI: 10.21045/18110185-2023-8-24-33
Введение
□ сновными проблемами, присущими медицинским организациям (МО) первичного звена здравоохранения, в начале 21 века явились недостаточный уровень качества и доступности медицинской помощи. В связи с этим в 2016 году МЗ РФ совместно с Государственной корпорацией «Росатом» разработан проект «Бережливая поликлиника», ориентированный на
создание ценности для пациента при получении медицинской помощи [9, 10, 11].
В 2019 году в рамках национального проекта «Здравоохранение» разработан федеральный проект - «Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи», целью которого явилось завершение формирования сети медицинских организаций первичного звена здравоохранения, обеспечение оптимальной доступности для
© Затулкин В.А.., 2023 г.
Менеджер
здравоохранения /
Мападег № В
2с1гт\/оосЬгвпвп'1в 2023
населения первичном медико-санитарнои помощи (ПМСП), оптимизация работы медицинских организации, оказывающих ПМСП, сокращение времени ожидания в очереди при обращении граждан в указанные медицинские организации, упрощение процедуры записи на прием к врачу и пр. [1, 2, 3, 4]. Данный проект предполагал применение бережливых технологии в деятельности МО.
Стоматологические поликлиники или отделения районных АПУ являются МО первичного звена здравоохранения, обращаемость в которые стоит на втором месте после обращаемости к врачам-терапевтам. Исходя из этого, стоматологическую помощь можно отнести к наиболее массовым видам медицинской помощи. Поэтому для введения новых организационных изменении с целью повышения эффективности деятельности стоматологический поликлиники вполне применимы технологии бережливого производства [5, 6, 7, 8].
Цель:
оценить эффективность применения разработанной модели по использованию методов бережливого производства в стоматологической практике.
Материалы и методы
Базами настоящего исследования послужили государственные стоматологические поликлиники в разных административных районах г. Санкт-Петербурга, но основными явились стоматологическая поликлиника Выборгского района (СП № 1), который является одним из лидеров по численности населения и площади, и стоматологическая поликлиника Центрального района (СП № 2). В структуру СП № 1 входят взрослое и детское поликлинические отделения, расположенные в отдельных зданиях, а СП № 2 находится в историческом здании, изначально не предназначавшимся для размещения там МО, и обслуживает в нем и взрослое, и детское население.
Для оценки эффективности применения разработанной модели внедрения технологий бережливого производства были использованы следующие данные: хронометраж временных затрат пациентов в регистратуре, при ожидании приема, врача-стоматолога-терапевта при лечении кариеса дентина постоянных зубов с учетом заполнения медицинской документации; оценка существующей навигации, схем маршрутизаций для пациентов, способов записи на прием; результаты анкетирования пациентов и сотрудников.
Результаты
В целом примененные технологии бережливого производства можно условно разделить на два вида: организационные и инфраструктурные. Под организационными понимаются любые изменения, которые касаются:
• разделения обязанностей сотрудников;
• организационных технологий структуры медицинской организации;
• процессов принятия решений, алгоритмов действия сотрудников и пациентов в стандартных и нестандартных ситуациях;
• должностных обязанностей сотрудников и т.д.
Инфраструктурные изменения затрагивают:
• конфигурацию зданий и связанных с ними инженерных сетей и систем;
• оборудование, включая технические и программные средства;
• информационные и коммуникационные технологии.
Разработанная модель внедрения технологий бережливого производства в деятельность стоматологических поликлиник состоит из четырех этапов с описанием конкретных инструментов бережливого производства, используемых на том или ином этапе, материалов и средств, необходимых для реализации отдельных этапов, ожидаемые цели и запланированные мероприятия для запуска процедуры внедрения новых технологий, критерии новой модели стоматологической поликлиники и организационные действия, которые требуется произвести для достижения выбранных критериев. На последнем этапе проведена оценка эффективности примененных новых технологий.
Таким образом, данная модель представляет собой пошаговую последовательность действий с описанием процессов по разработке и применению организационных изменений в стоматологической поликлинике.
Для оценки текущего состояния и выявления проблемных зон в организации стоматологической помощи населению на примере базовых стоматологических поликлиник были применены многие инструменты бережливого производства, которые легли в основу первого этапа разработанной модели (рис. 1). Изучив существующую ситуацию, определены первоочередные процессы, требующие преобразований: несовершенная организация работы регистратуры; неудобная маршрутизация пациентов; ограниченные возможности по записи на плановый прием; длительность
с
#хс
№ В Мападег
2023 2с1гв^/оос1-1гвпеп1а
/Менеджер
здравоохранения
->
Рис. 1. Первый этап Модели внедрения технологий бережливого производства
«Оценка текущего состояния»
ожидания пациентами планового приема; отсутствие достаточного количества мест в зоне ожидания; неудобная навигация; отсутствие организации рабочих мест сотрудников по системе 5С; отсутствие электронного документооборота; несовершенная система информирования; увеличение времени приема врача-стоматолога-терапевта относительно отраслевых временных норм1; отсутствие системы подачи и реализации предложений по улучшению деятельности поликлиники для всех сотрудников.
В рамках второго этапа были четко сформулированы ожидаемые цели, такие как сокращение времени ожидания пациентов в очередях в регистратуре и перед кабинетом врача, сокращение времени регистраторов и врачей при заполнении медицинской документации, увеличение ценности для пациента и сотрудника поликлиники, повышение вовлеченности персонала в процессы новых преобразований, увеличение удовлетворенности пациента. Для достижения поставленных целей спланированы организационные мероприятия,
1 Приказ МЗ РФ от 19 декабря 2016 г. № 973н «Об утверждении типовых отраслевых норм времени на выполнение работ, связанных с посещением одним пациентом врача-кардиолога, врача-эндокринолога, врача-стоматолога-терапевта».
включавшие в себя: оценку имеющихся ресурсов; определение сроков, границ и направлений внедряемых технологий БП; составление планов помещений; выбор инструментов БП; определение стандартов, которые должны учитываться при внедрении новых технологий; создание целевых карт текущего состояния процессов, требующих преобразования; подготовку персонала к организационным изменениям (рис. 2).
На третьем этапе - «Стадия внедрения» - в зависимости от имеющихся проблем и выбранных для изменения процессов, формируются критерии новой модели стоматологической поликлиники (рис. 3). В данном исследовании были выбраны следующие: управление потоками пациентов; организация системы навигации; организация рабочих мест по системе 5С; организация системы информирования; соответствие текущей деятельности СП стандартизованной работе улучшенных процессов; время добавления ценности на приеме пациентов врачом; обеспечение планового приема пациентов строго по времени; обеспечение удаленной записи на прием; налаживание системы подачи и реализации предложений по улучшению деятельности МО. С целью соответствия данным критериям необходимы были следующие
Менеджер
здравоохранения /
Мепвдег №8
2сЛгву/оосЬгапеп!в 2023
Рис. 2. Второй этап Модели внедрения технологий бережливого производства «Постановка цели по разработке организационных изменений на основе технологий БП. Планирование их реализации»
Рис. 3. Третий этап Модели внедрения технологий бережливого производства
«Стадия внедрения»
№ 8 Мападег
2023 Zdravotэchranen¡a ,
организационные действия: мотивация персонала к применению технологий БП; разработка стандартных операционных процедур и карт, стандартов рабочего места; введение новых должностей и разработка их должностных обязанностей; внесение инфраструктурных изменений, включая установку нового оборудования, программного обеспечения, обучение персонала по их использованию; применение новых практик взаимодействия персонал-пациент; оптимальное расположение оборудования и мебели для улучшения эргономики и повышения комфортности в зонах ожидания; устранение физических барьеров между сотрудником и пациентом (открытая регистратура).
В представленном исследовании в базовых стоматологических поликлиниках были реализованы следующие преобразования:
I. Управление потоками пациентов:
В регистратурах за счет незначительных изменений штатной структуры без расширения штата была введена должность администратора холла, для которого было организовано новое рабочее место - стойка в зоне регистратуры в СП № 1 и дополнительное окно в регистратуре в СП № 2, в связи с отсутствием необходимых площадей из-за особенностей исторического здания. В его должностные обязанности были включены такие функции как: приветствие пациентов, указание маршрутов движения пациентам, помощь в использовании «инфомата», «электронной регистратуры» и других информационных технологий, применяемых в данный момент, информирование посетителей о режиме работы отделений и специалистов стоматологической поликлиники и т.п. Данное нововведение направлено на уменьшение скопления пациентов в зоне регистратуры (уменьшение очередей, увеличение скорости прохождения процедуры регистрации пациентами). В СП № 2 непосредственно при входе в поликлинику был размещен навигационный указатель для пациентов с детьми, определяющий направление движения к детскому отделению, минуя общую регистратуру.
II. Качество пространства:
1.Одним из основных внедрений стало устранение физических барьеров между сотрудниками баз исследования и посетителями, в первую очередь, уход от перегородок на всю высоту помещения в регистратуре (открытая регистратура/ фронт-офис).
2. Пересмотрена и внедрена новая система навигации в базах исследования, соответствующая следующим требованиям:
- однообразная (выполнена в одном текстовом стиле на табличках определенного размера, формы и способах их крепления);
- размеры шрифта и табличек выбраны с учетом их размещения (высота от пола, угол наклона и угол поворота, под которым они находятся для пациента);
- высококонтрастные цветовые обозначения;
- количество табличек на пути следования пациента строго определено и достаточно для понимания маршрута;
- единый стиль оформления объявлений (на бланках организации, заранее подготовленных и имеющемся у всех сотрудников, ответственных за размещение объявлений) и недопущение их размещения в формате не соответствующим указанному стилю.
3. В зонах регистратур баз исследования были размещены по два информационных табло для трансляции расписания приема врачей-стоматологов различных специализаций и работы других подразделений. Управление информацией с экранов осуществлялось со стойки администратора, а в обязанности администратора были включены функции по ежедневной (утром) актуализации данных, а также изменению их в случае незапланированных изменений в графиках работы. Из информации обязательной к размещению в медицинской организации был изменен формат предоставления информации о структуре организации: вместо списка был размещен стенд с графическим изображением структуры управления стоматологическими поликлиниками с указанием контактов для связи с руководством любого уровня. Кроме того, для дальнейшего использования в зоне фронт-офиса были оставлены размещенные на этапе определения проблем «листы предложений и проблем» как для сотрудников, так и для пациентов.
4. Еще одним шагом для увеличения эффективности работы регистратуры стало введение новой должности (за счет перераспределения функционала работников регистратуры) «оператор колл-центра» и перевод на нее одного из регистраторов, а также организация и оснащение для оператора колл-центра отдельного рабочего места. Оснащение включило в себя: отдельный рабочий стол (рабочую зону), отдельный персональный компьютер, отдельный телефон и т.д. Также были разработаны
Менеджер
здравоохранения /
Мападег № В
2с1гв\/оосЬгвпвп'1в 2023
памятки для пациентов о порядке записи на первичный и плановые приемы к врачам и размещены на стендах информации в зоне фронт-офиса.
5. Одним из нововведений стало внедрение принципов организации рабочих мест по системе 5С. В первую очередь с рабочих мест были удалены все предметы, не относящиеся к процессам, которые выполняются на данном рабочем месте. На втором шаге был описан порядок на рабочих местах, включая расположение предметов. Далее, учитывая то, что поддержание порядка уже являлось обязанностью сотрудников, были введены чек-листы соблюдения стандартов, в которых оценивался и порядок на рабочем месте. Был создан стандарт состояния рабочих мест.
6. В базах исследования были организованы места комфортного ожидания для пациентов в соответствии с мощностью данных поликлиник, детские игровые зоны в СП № 2 и в поликлиническом отделении № 3 СП № 1.
7. Было изменено размещение мебели и оборудования в помещениях регистратур и кабинетах врачей-стоматологов-терапевтов. В частности, в СП № 1 холодильник для хранения медикаментов, стул медицинской сестры и шкафы, предназначенные для использования медицинской сестрой для обеспечения работ обоих врачей, были размещены в центральной части кабинета, что позволило уровнять (и сократить) расстояние, которое проходит медицинская сестра. Для освобождения места для установки шкафов и холодильника бактерицидный облучатель был перемещен к одной из свободных стен. В СП № 2 также была перемещена мебель в центральную часть кабинета. Было изменено расположение рабочего стола одного из стоматологов. В регистратурах баз исследования на каждом рабочем месте регистратора и оператора колл-центра были размещены принтеры и телефоны.
III. Стандартизация процессов:
1. Были описаны выполняемые сотрудниками (врачом-стоматологом-терапевтом, медицинской сестрой и медицинским регистратором) функции, которые были объединены в четко описанные процессы, что позволило точно сформулировать разграничение ответственности между сотрудниками, участвующими в процессе, потребности в различных видах обеспечения для выполнения определенных функций, четкие порядки действий для типовых ситуаций, а также способы поиска решений при
нестандартных случаях. Также были разработаны и внедрены речевые модули общения с пациентом.
2. Определены маршруты движения пациентов, определены временные затраты, необходимые для выполнения описанных функций всех участников процесса. Возможность быстрого поиска слабых мест в цепочках процессов. Такой подход заложил возможность оперативно изменять процессы в будущем и осуществлять постоянную оценку качества оказания медицинских услуг. Были созданы отдельно для каждой поликлиники стандартные операционные карты для врачей-стоматологов-терапевтов и медицинских регистраторов, и единая для администраторов.
3. На обеих базах исследования была внедрена система электронного документооборота с возможностью ведения электронной карты пациента и доступа к ней врача-стоматолога с рабочего места в своем кабинете.
IV. Повышение качества медицинской помощи:
для снижения вероятности конфликтных ситуаций между сотрудниками фронт-офисов, медицинскими работниками и пациентами, проведено обучение сотрудников, целью которого было повышение коммуникативных навыков, а также навыков поведения в конфликтных ситуациях (способов избегания конфликтов и решения спорных ситуаций). Также для регистраторов и администраторов холла разработаны скрипты для общения с пациентом в зависимости от их причины обращения.
V. Для роста доступности медицинской помощи увеличено количество вариантов записи на прием путем установки «инфомата»
VI. Повышение вовлеченности персонала в происходящие процессы организационных изменений:
1. Внедрена практика проведения периодических общих собраний с обязательным участием сотрудников регистратуры, врачей-стоматологов и медицинских сестер. Общие собрания проводились, в том числе, и с участием главного врача. Особое внимание на собрании уделялось информированию сотрудников о результатах работы всей медицинской организации, результатах работы
с
#ис
№ В Manager
2023 Zdravoochranania
/Менеджер
здравоохранения
подразделений, целях СП на определенный период. Также на собраниях отмечались глобальные цели как организации, так и системы здравоохранения в целом и отмечалась важность вклада каждого работника в достижение общего результата. Для проведения встреч в каждой из баз исследования были определены отдельные помещения, оснащенные стендами для возможности визуального отображения информации. Совещания проводились в заранее определенные дни и часы во время наименьшего потока пациентов и с учетом сменности персонала таким образом, чтобы в течении определенного периода каждый сотрудник принимал участие как минимум в одной такой встрече. Длительность встреч определялась не более 15 минут.
2. С целью повышения у руководителей структурных подразделений и заместителей главного врача качеств, необходимых для увеличения вовлеченности сотрудников (надежность, уверенность, акцентированность на людей и т.д.) они были направлены на специализированные курсы.
3. Также положительный эффект в части вовлеченности сотрудников ожидался от увеличения простоты и количества способов предоставления
сотрудниками обратной связи (введенные ранее листы предложений и проблем, возможность обратной связи на периодических собраниях).
На заключительном этапе целесообразно произвести оценку эффективности организационных преобразований. Процедура оценки достигнутого состояния подвергнутых изменению процессов проводится аналогично первому этапу. В связи с этим применяемые инструменты БП и методы для реализации четвертого этапа идентичны, как и на начальном этапе (рис. 4). Полученные результаты сравниваются с данными первого этапа, и оценивается эффективность внедренных технологий БП. После чего, при необходимости, корректируются разработанные и внедренные критерии, а затем ставятся новые цели для непрерывного улучшения деятельности стоматологической поликлиники.
В исследовании в ходе завершающего этапа внедрения модели был осуществлен анализ эффективности использованных технологий БП в обеих стоматологических поликлиниках. Об улучшении деятельности базовых медицинских организаций свидетельствуют следующие данные:
Рис. 4. Четвертый этап Модели внедрения технологий бережливого производства «Оценка организационных преобразований»
Временные затраты пациентов в регистратуре сократились в СП № 1 на 48,0% (с 25 мин. до 13 мин.), в СП № 2 на 59,3% (с 27 мин. до 11 мин.).
Сократилось количество перемещений регистратора в СП № 1 до 77 (на 31,0%), пройденное расстояние до 540 метров (на 38,0%), в СП № 2 соответственно до 60 (на 31,0%) и до 528 метров (на 40,0%).
Рабочие места сотрудников соответствуют требованиям концепции 5С на 99,0%.
Время, затрачиваемое врачом-стоматологом-терапевтом на прием одного пациента, в среднем сократилось на 33,8% в СП № 1 и на 32,3% в СП № 2, в основном, за счет уменьшения времени на оформление медицинской документации, что стало возможным после внедрения электронных медицинских карт и системы электронного документооборота.
Места комфортного ожидания для пациентов стали соответствовать целевому показателю, определенному в методических рекомендациях «Новая модель медицинской организации, оказывающая первичную медико-санитарную помощь», утвержденным Министерством здравоохранения РФ2.
Доля пациентов, принятых по предварительной записи в указанное время, составила как в СП № 1, так и в СП № 2 более 90%, что также соответствует целевому показателю.
Время добавления ценности на приеме пациентов, произведенное расчетным путем, в СП № 1 увеличилось на 20,0% до 68,0%, в СП № 2 соответственно на 24,3% до 71,3% ценности, что соответствует целевому значению критериев бережливого производства. Росту данного показателя способствовало, в основном, сокращение времени приема врача-стоматолога-терапевта.
Опрос медицинских сотрудников после внедрения бережливых технологий показал увеличение числа медицинских работников СП, понимающих основы бережливого производства, в 3,4 раза в СП № 2, в 4,6 раза в СП № 1. Подавляющая часть медицинских сотрудников была удовлетворена своим рабочим местом (84,7% в СП № 1 и 76,1% в СП № 2). В среднем 72,7% сотрудников отметили положительные изменения в деятельности различных структурных подразделений.
2 Методические рекомендации (2-е издание с дополнениями и уточнениями) «Новая модель медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь» (утв. Министерством здравоохранения РФ 30 июля 2019 г.)
Сотрудники административного аппарата и за ведующие отделениями отмечали повышение приверженности персонала к качественному выполнению своих обязанностей и активному участию введения преобразований в деятельности своей СП, увеличение удовлетворенности пациентов при оказании медицинской помощи, но при этом выделяли значимость в постоянном продолжении совершенствования процессов.
При опросе пациентов выяснилось, что положительные изменения в работе регистратуры отметили 87,0% в СП № 1 и 90,0% в СП № 2; на приеме у врача по 73,0% в обеих СП; в работе дежурного врача 69,0% в СП № 1 и 56,0% в СП № 2; в системе навигации 67,0% в СП № 1 и 82,0% в СП № 2; в процессе записи на прием к врачам 70,0% в СП № 1 и 80,0% в СП № 2. Доля пациентов, тративших в очереди в регистратуру менее 5 минут, увеличилась в среднем до 89,3% (2,6% на первом этапе). В целом удовлетворенность пациентов обслуживанием увеличилась до 85,0% в СП № 1 и 81,0% в СП № 2, против 43,0% и 57,0% соответственно на первом этапе.
Выводы
Таким образом, учитывая результаты применения бережливых технологий по разработанной модели можно сделать вывод: модель работоспособна. При этом мы смогли достичь улучшения показателей эффективности во всех процессах, в которых внедрялись бережливые технологии.
Можно отметить, что улучшения удалось произвести без изменения кадровой численности, в процессе исследования были перераспределены обязанности между штатными единицами.
Еще одним преимуществом примененных в исследовании инструментов БП (как диагностических, так и нацеленных на повышение эффективности) является возможность их применения по отдельности. В целом это позволяет в некоторой части осуществлять внедрение бережливых технологий на уровне медицинской организации, а в некоторых случаях - на уровне подразделений.
К положительным эффектам внедрения технологий бережливого производства можно также отнести изменение отношения как персонала к выполнению своих обязанностей, так и руководства к своему персоналу. Понимание конечных целей каждым сотрудником ведет к пониманию необходимости и логичности процесса, что в значительной степени улучшает эмоциональный фон в коллективе.
с
«КС
№ В Мападег
2023 2с1гв^/оос1-1гвпеп1а
/Менеджер
здравоохранения
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Стародубов В.И., Кадыров Ф.Н. Порядок формирования штатных расписаний государственных (муниципальных) учреждений здравоохранения// Менеджер здравоохранения. - 2018. - № 5. - С. 63-71.
2. Сон И. М, Леонов С.А., Савина А.А., Фейгинова С.И., Кураева В.М. Динамика показателей заболеваемости в период реформирования системы здравоохранения российской федерации с 2006 по 2016 год// Менеджер здравоохранения. - 2019. - № 2. - С. 6-13.
3. Кадыров Ф.Н. Вопросы нецелевого и неэффективного использования средств в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения// Менеджер здравоохранения. - 2021. - № 10. - С. 84-86.
4. Чернавский А.Ф., Леонова О.В. Реорганизация стоматологических учреждений как ресурс развития стоматологической службы// Вестник Тамбовского университета. - 2017. - Т. 6. - № 22. - С. 1586-1592.
5. Орел В.И., Гурьева Н.А., Затулкин В.А., Рубежов А.Л., Шарафутдинова Л.Л., Булдакова Т.И., Росло-ва З.А. Особенности применения методов бережливого производства в детской стоматологической практике// Здоровые дети-будущее страны. - 2021. - Т. 9. - № 1. - С. 266-267.
6. Орел В.И., Гурьева Н.А., Рубежов А.Л., Смирнова В.И., Затулкин В.А., Кузьмина Л.В. Технологии бережливого производства как способ совершенствования процессов организации в стоматологической поликлинике// Медицина и организация здравоохранения. - 2022. - Т. 7. - № 1. - С. 36-45.
7. Шашмурина В.Р., Исидорова И.Г., Шашмурина А.Б. «Бережливая стоматологическая поликлиника» как система коммуникации «врач-пациент»// Международная научно-практическая конференция «Врач-пациент: сотрудничество в решении проблем здоровья». - 2017. - С. 141-144.
8. Орел В.И., Носырева О.М., Гурьева Н.А., Смирнова В.И., Орел О.В., Силиди И.Ю. Принципы бережливого производства в медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь// Евразийский вестник педиатрии. - 2019. - Т. 1. - № 1. - С. 2-7.
9. Орел В.И., Смирнова В.И., Гурьева Н.А., Орел А.В., Ченцов Д.В., Затулкин В.А. Опыт формирования системы знаний инструментов и методов бережливого производства, применяемых в реализации проектов по улучшениям в медицинских организациях // Медицина и организация здравоохранения. - 2021. - Т. 6. -№ 3. - С. 20-28.
10. Орел В.И., Ким А.В., Носырева О.М., Гурьева Н.А., Шарафутдинова Л.Л., Сочкова Л.В, Смирнова В.И., Разгуляева Д.Н., Орел О.В, Силиди И.Ю. Инструменты бережливого производства в управлении инфраструктурой медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь. // Медицина и организация здравоохранения. - 2020. - Т. 2. - № 5. - C. 4-10.
к#
змо зЯо
t
зЯо
ORIGINAL PAPER
APPLICATION OF THE LEAN MANUFACTURING MODEL AS AN EFFECTIVE WAY TO IMPROVE THE ACTIVITIES OF A DENTAL CLINIC V.A. Zatulkin" H
a St. Petersburg State Pediatric Medical University, St. Petersburg, Russia. a https://orcid.org/0000-0002-4449-4810.
H Corresponding author: Zatulkin V.A.
ABSTRACT
There is an increase in the need of the population, regardless of age, for dental care. At the same time, today there is a personnel shortage, insufficient staffing of the material and technical base of medical organizations providing dental care in outpatient settings. In this regard, it is necessary to search for new organizational technologies in the activities of these organizations to improve the availability and quality of medical care and meet the growing needs of patients.
The purpose of the study: to evaluate the effectiveness of the developed model for the use of lean manufacturing technologies in dental practice.
Materials and methods. In basic dental polyclinics, data on the timing of time spent by patients at the registry, while waiting for an appointment with a dentist-therapist, the time spent by a dentist-therapist in the treatment of medium caries of permanent teeth, taking into account the filling out of medical documentation before and after the use of lean manufacturing technologies, were analyzed. The assessment of the existing navigation in polyclinics, routing schemes for patients, methods of making an appointment was carried out by visualization method. In addition, the data of the survey of patients and employees of the dental clinic in the previously conducted study were analyzed. Results. After the application of lean manufacturing technologies, the time spent by the patient in the registry was reduced by 12-16 minutes. The total number of actions of the registrar decreased by 31.0%, and the distance traveled by 38.0-40.0%. The time of adding value at the reception of patients by a doctor increased by 20.0% (SP No. 1) and 24.3% (SP No. 2). The time of appointment of a dentist-therapist decreased by 33.8% in joint venture No. 1 and by 32.3% in joint venture No. 2. 72.7% of medical workers noted a positive effect in the activities of their polyclinics. The proportion of patients satisfied with the organization of medical care in dental clinics increased by 33.0%. On average, 88.5% of them noted positive changes in the registry, 73.0% - i n the appointment of a dentist-therapist, 74.5% - i n the new navigation, 75.0% - i n the appointment.
Findings. The use of lean manufacturing methods helped to reduce the time spent by patients at the reception desk, at the dentist-therapist's appointment, increased the availability of an appointment, increased the satisfaction of both medical workers and patients. Thus, the use of the lean manufacturing technology implementation model has shown its effectiveness. Keywords: dental clinic, lean technologies, lean manufacturing technology implementation model.
For citation: Zatulkin V.A. Application of the lean manufacturing model as an effective way to improve the activities of a dental clinic. Manager Zdravoohranenia. 2023; 8:24-33. DOI: 10.21045/1811-0185-2023-8-24-33
Менеджер
здравоохранения /
Manager № В
ZdrevoochreneniB 2023
REFERENCES
1. Starodubov V. I., Kadyrov F.N. The procedure for the formation of staff schedules of state (municipal) healthcare institutions// Manager Zdravoohranenia. - 2018. - № 5. - P. 63-71.
2. Son I.M., Leonov S.A., Savina A.A., Feiginova S.I., Kuraeva V.M. Dynamics of morbidity indicators during the reformation of the healthcare system of the Russian Federation from 2006 to 2016// Manager Zdravoohranenia. -2019. - № 2. - P. 6-13.
3. Kadyrov F.N. Issues of inappropriate and inefficient use of funds in state and municipal healthcare institutions// Manager Zdravoohranenia. - 2021. - № 10. - P. 84-86.
4. Chernavsky A.F., Leonova O.V. Reorganization of dental institutions as a resource for the development of dental services// Bulletin of the Tambov University. - 2017. - Vol. 6. - № . 22. - P. 1586-1592.
5. Orel V.I, Guryeva N.A., Zatulkin V.A., Rubezhov A.L., Sharafutdinova L.L., Buldakova T.I, Roslova Z.A. Features of the application of lean manufacturing methods in pediatric dental practice // Children's Medicine of the North-West. - 2021. - Vol. 9. - № 1. - P. 266-267.
6. Orel V.I, Guryeva N.A., Rubezhov A.L., Smirnova V.I., Zatulkin V.A., Kuzmina L.V. Lean manufacturing technologies as a way to improve the organization processes in a dental clinic// Medicine and healthcare organization. - 2022. - Vol. 7. - № 1. - P. 36-45.
7. Shashmurina V.R., Isidorova I.G., Shashmurina A.B. "Lean dental clinic" as a communication system "doctor-patient"// International scientific and practical conference "Doctor-patient: cooperation in solving health problems". - 2017. - P. 141-144.
8. Orel V.I, Nosyreva O.M., Guryeva N.A., Smirnova V.I, Orel O.V, Silidi I.Yu. Principles of lean production in a medical organization providing primary health care// Eurasian Bulletin of Pediatrics. - 2019. - Vol. 1. - № 1. -P. 2-7.
9. Orel V.I., Smirnova V.I., Guryeva N.A., Orel A. V., Chentsov D. V., Zatulkin V.A. Experience in the formation of a system of knowledge of lean production tools and methods used in the implementation of improvement projects in medical organizations // Medicine and healthcare organization. - 2021. - Vol. 6. - № . 3. - P. 20-28.
10. Orel V.I., Kim A.V., Nosyreva O.M., Guryeva N.A., Sharafutdinova L.L., Sochkova L.V., Smirnova V.I., Razgulyaeva D.N., Orel O.V., Silidi I.Y. Instruments lean manufacturing in the management of the infrastructure of a medical organization providing primary health care. // Medicine and Healthcare organization. - 2020. -Vol. 2. - № 5. - P. 4-10.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / ABOUT THE AUTHORS
Затулкин Владимир Александрович - аспирант кафедры социальной педиатрии и организации здравоохранения ФП и ДПО, ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет» Минздрава России, г. Санкт-Петербург, Россия.
Vladimir A. Zatulkin - Post-graduate student of the Department of Social Pediatrics and Health Organization of FP and DPO, St. Petersburg State Pediatric Medical University of the Ministry of Health of Russia, St. Petersburg, Russia. E-mail: [email protected]
3дравоохранение-2023
МИНЗДРАВ ПОДТВЕРДИЛ ПЛАНЫ ПЕРЕВЕСТИ МЕДИКОВ НА НОВУЮ СИСТЕМУ ОПЛАТЫ ТРУДА В 2025 ГОДУ
Министр здравоохранения РФ Михаил Мурашко сообщил, что ведомство планирует перейти на единую систему оплаты труда в здравоохранении с 2025 года. «Сейчас идет отработка подходов в пилотных режимах, изучается опыт субъектов», - сообщил он на брифинге. Пилотный проект по внедрению новой системы оплаты труда медработников в семи регионах планировалось начать в ноябре 2021 года. Основной целью реформы заявлялось сокращение значимого разрыва в заработных платах между субъектами и введение единой отраслевой системы оплаты труда, чтобы зарплаты медиков в разных регионах не сильно отличались. Предполагается, что тогда медики будут меньше мигрировать из дотационных регионов, и проблема кадрового дефицита в них станет менее острой. Однако готовившие методическое обоснование проекта ведомства - Минздрав и Минтруд - два раза его переносили, а потом и вовсе отложили на 2025 год.
Источник: Медвестник.ру