Научная статья на тему 'Применение мобильных технологий в учебном процессе вуза'

Применение мобильных технологий в учебном процессе вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1928
273
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мобильные технологии / мобильное обучение / mobile technologies / mobile learning elements

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Е.А. Козак, Е.В. Шевчук

В статье рассматриваются направления использования мобильных технологий в современном высшем образовании. Возможности и достоинства их применения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF MOBILE TECHNOLOGIES IN EDUCATIONAL PROCESS OF THE UNIVERSITY

The directions in the use of mobile technologies in modern higher education, the possibilities and advantages of their use are considered.

Текст научной работы на тему «Применение мобильных технологий в учебном процессе вуза»

Математические

структуры и моделирование 2014. №4(32). С. 217-220

УДК 004.378

ПРИМЕНЕНИЕ МОБИЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА

Е.А. Козак

аспирант, e-mail: k.elenochka@mail.ru Е.В. Шевчук

канд. техн. наук, доцент, академик Международной академии информатизации,

e-mail: evshevch@mail.ru

Северо-Казахстанский государственный университет им. М. Козыбаева, Республика Казахстан, г. Петропавловск

Аннотация. В статье рассматриваются направления использования мобильных технологий в современном высшем образовании. Возможности и достоинства их применения.

Ключевые слова: мобильные технологии, мобильное обучение.

Настоящее время характеризуется осознанным интересом к повышению качества образования на основе современных средств информатизации. Бурное развитие мобильных технологий непременно влечёт за собой их дальнейшее более активное проникновение в образование. Современное и своевременное использование мобильных технологий в образовании активизирует познавательный интерес студентов, даёт возможность студентам и преподавателям варьировать процесс обучения по интенсивности, способу получения информации и другим аспектам процесса обучения, снижает ограничения для получения образования вне зависимости от местонахождения с помощью мобильных устройств и технологий [1].

Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев в своём «Послании народу стратегия "Казахстан-2050"» уделяет большое внимание модернизации методик преподавания и развитию онлайн-системы образования. Использование мобильных технологий и обучающих приложений позволит совершенствовать педагогический процесс. Многие учёные и педагоги уверены, что будущее обучения с поддержкой ИКТ связано и зависит именно от распространения мобильных средств связи, популярности смартфонов и айфонов, появления большого количества учебных приложений и программ, а также новых технологий, которые расширяют возможности и качество образования.

Несомненными преимуществами использования мобильных устройств и технологий являются:

быстрый доступ к аутентичным учебным и справочным ресурсам и программам в любое время и в любом месте;

• постоянная обратная связь с преподавателем и учебным сообществом;

• учёт индивидуальных особенностей студента — диагностика проблем, индивидуальный темп обучения и т. д.;

• повышение мотивации обучаемых за счёт использования знакомых технических средств и виртуального окружения;

организация автономного обучения;

• создание персонализированного профессионально ориентированного обучающего пространства студента;

развитие навыков и способностей к непрерывному обучению в течение жизни.

Большинство современных студентов технически и психологически готовы к использованию мобильных технологий в учебном процессе, и необходимо рассматривать новые возможности для более эффективного использования потенциала мобильных устройств и технологий. Решение этой задачи требует организационных усилий со стороны педагогов, исследовательской и методической работы преподавателей по внедрению стратегий, форм и методов мобильного обучения в учебный процесс высших учебных заведений [2]. Педагоги уже не могут не обращать внимание на очевидный факт — популярность мобильных средств связи среди молодёжи; именно поэтому следует проанализировать, как данные виды связи могут способствовать оптимизации процесса обучения в вузе [3].

Существует ряд способов применения мобильных устройств в учебном процессе:

для воспроизведения мультимедийных обучающих веб-ресурсов (аудиофайлы, видеофайлы, подкасты, графика, карты, изображения);

для обеспечения быстрого доступа на обучающие сайты, ресурсы, справочники, словари;

как собственно обучающее средство при условии разработки учебных материалов, адаптированных для платформ мобильных средств связи (SMS-тесты, учебные пособия и инструкции на базе мобильных приложений);

• для учебной коммуникации (SMS-сообщения, Twitter, вебинары, Skype и т. д.).

Перспективным направлением применения мобильных технологий для поддержки традиционного учебного процесса является предоставление обучающимся возможности доступа к учебной информации, содержащейся в сетевых курсах, через образовательный портал обучающей организации, адаптированный для мобильных устройств. Указанные ресурсы могут использоваться студентами в режиме самостоятельной работы для подготовки к участию в

Математические структуры и моделирование. 2014. №4(32)

219

семинарах и диспутах, выполнения групповых проектов, заданий и курсовых работ, а также самотестирования, промежуточного и итогового тестирования.

Кроме того, учащимся может предоставляться возможность получать на свои мобильные устройства уведомления, напоминания, а также результаты прохождения контрольных мероприятий. В рамках поддержки очного учебного процесса мобильные устройства можно использовать также для проведения краткого тестирования в конце занятия, фиксирования важной информации (используя функцию аудиозаписи и фотокамеры), оперативного доступа к справочным и информационно-образовательным материалам во время занятий. Мобильные устройства незаменимы для проведения практических занятий вне компьютерного класса.

Таким образом, внедрение мобильных технологий в учебный процесс позволит:

обеспечить непрерывность и целостность образовательного процесса за счёт возможности непрерывного доступа к справочным материалам и образовательным ресурсам;

повысить качество преподавания за счёт оперативной реализации обратной связи (например, путём проведения краткого тестирования в конце занятия, что позволит преподавателям получать оперативную информацию об усвоении материала студентами (какая часть учебного материала усвоена учащимися лучше, каким разделам следует уделить больше внимания и насколько поддерживается контакт с аудиторией); на основе полученной информации преподаватель может корректировать изложение материала;

обеспечить информационную и методическую поддержку практических занятий;

предоставить более качественные услуги в части организации обучения: удалённый доступ к плану обучения, рассылка различных новостей и уведомлений.

Применение мобильных технологий для поддержания образовательного процесса может повысить качество обучения и привлекательность предоставляемых образовательных услуг для студентов вуза. Обучение становится своевременным, достаточным и персонализированным. В связи с вышеизложенным можно сделать вывод, что на настоящий момент исследования, связанные с методиками и методами использования мобильных технологий, являются своевременными, перспективными и актуальными.

ЛИТЕРАТУРА

1. Иванченко Д.А. Управление мобильными технологиями в информационном пространстве современного вуза // Высшее образование в России. 2014. № 7. С. 93100.

2. Виневская А.В. Использование потенциала информационных технологий в создании мобильной образовательной среды // Концепт. 2012. № 9. С. 78-84.

3. Голицына И.Н., Половникова Н.Л. Мобильное обучение как новая технология в образовании // Образовательные технологии и общество. 2011. № 1. С. 241-252.

THE USE OF MOBILE TECHNOLOGIES IN EDUCATIONAL PROCESS OF THE

UNIVERSITY

E.A. Kozak

Postgraduate Student, e-mail: k.elenochka@mail.ru E.V. Shevchuk

Ph.D., Associate Professor, Academician of the International Informatization Academy,

e-mail: evshevch@mail.ru

North Kazakhstan State University named after M. Kozybaev, Kazakhstan, Petropavlovsk

Abstract. The directions in the use of mobile technologies in modern higher education, the possibilities and advantages of their use are considered.

Keywords: mobile technologies, mobile learning elements.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.