Научная статья на тему 'Применение многофакторного дисперсионного анализа для оценки интегральной сущности творческого мышления'

Применение многофакторного дисперсионного анализа для оценки интегральной сущности творческого мышления Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
473
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ВИДЫ МЫШЛЕНИЯ / ИНТЕГРАЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ / МНОГОФАКТОРНЫЙ ДИСПЕРСИОННЫЙ АНАЛИЗ / CREATIVE THINKING / FORMS OF THINKING / INTEGRAL CONCEPTION OF CREATIVE THINKING / MULTI-FACTOR DISPERSIVE ANALYSIS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Чернецкая Надежда Игоревна

Посвящена одному из важных аспектов авторской интегральной концепции творческого мышления, трактующей его как интегральное образование по отношению к отдельным видам и формам мышления. Для доказательства интегральной природы творческого мышления применен многофакторный дисперсионный анализ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Multi-factor dispersive analysis usage for creative thinking integral essence estimation

There is information about one of the most important aspects of the author’s integral conception of creative thinking as an integral thinking in reference to different kinds and forms of thinking. To prove the existence of creative thinking integral nature multi-factor dispersive analysis is used.

Текст научной работы на тему «Применение многофакторного дисперсионного анализа для оценки интегральной сущности творческого мышления»

исследования овладения и владения вторым языком / Н. В. Имедадзе. - Тбилиси, 1979.

8. Айварова Н. Г. Психологические аспекты образования в условиях национально-русского билингвизма / Н. Г. Айварова // электронный ресурс - http://www.mari-

е1.паше/2008/11/26/psikho1ogicheskie-aspekty-obrazovanija-v.html

9. Верещагин Е. М. Психологическая и методическая характеристика двуязычия (билингвизма) / Е. М. Верещагин. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1969. -160 с.

УДК 159.95

Н. И. Чернецкая

ПРИМЕНЕНИЕ МНОГОФАКТОРНОГО ДИСПЕРСИОННОГО АНАЛИЗА ДЛЯ ОЦЕНКИ ИНТЕГРАЛЬНОЙ СУЩНОСТИ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Посвящена одному из важных аспектов авторской интегральной концепции творческого мышления, трактующей его как интегральное образование по отношению к отдельным видам и формам мышления. Для доказательства интегральной природы творческого мышления применен многофакторный дисперсионный анализ.

Ключевые слова: творческое мышление, виды мышления, интегральная концепция творческого мышления, многофакторный дисперсионный анализ.

N. I. Chernetskaya

Multi-factor dispersive analysis usage for creative thinking integral essence estimation

There is information about one of the most important aspects of the author’s integral conception of creative thinking as an integral thinking in reference to different kinds and forms of thinking. To prove the existence of creative thinking integral nature multi-factor dispersive analysis is used.

Key words: creative thinking, forms of thinking, integral conception of creative thinking, multi-factor dispersive analysis.

Психология творческого мышления уже долгое время отличается отсутствием единства взглядов на изучаемый предмет: толкуя творческое мышление то как особую способность или проявление одаренности, то как специфический вид мыслительной деятельности или интеллекта, авторы не только не достигают консенсуса в теории, но и движутся в разных направлениях на практике (например, в вопросах диагностики и целенаправленного развития творческого мышления школьников) [1, 2, 3, 4]. Поэтому интегральная концепция творческого мышления, разрабатываемая нами и предполагающая понимание творческого мышления как результата интеграции различных видов и форм мышления, может стать объединяющей для современной психологии творчества [5, 6, 7].

Интегральная концепция творческого мышления

ЧЕРНЕЦКАЯ Надежда Игоревна - к. психол. н., доцент, зав. кафедрой психологии филиала ФГБОУ ВПО «Иркутский государственный университет» в г. Ангарске.

E-mail: cherna@yandex.ru

позволяет понимать его в нескольких качествах: как высший уровень развития мышления, как максимальную форму развертывания всех мыслительных функций, как механизм интеграции различных видов мышления в его структуре, как совокупность наиболее совершенных механизмов мыслительной деятельности. Интегральная природа творческого мышления по отношению к отдельным видам и формам мышления и, как следствие, понимание творческого мышления как наиболее зрелого и совершенного уровня развития мышления позволяют решить проблемы критериев творческого мышления: ими могут служить виды и формы мышления в его структуре: системность, прогностичность, продуктивность, дивергент-ность и др.

Для того чтобы было возможно соотносить творческое мышление как интегральное свойство с отдельными видами мышления, был создан интегральный показатель творческого мышления (далее ИПТМ), который рассчитывался нами по формуле: ИПТМ1=(Б +2Г +3О +Б+3О+ Б+3О+2Т +

4 ни ни ник кв в в

+2Г +3О )/4,

где Б - беглость по методике «Необычное использование», Г - гибкость по методике «Необычное использование», О - оригинальность по методике «Необычное использование», Б - беглость по

7 к

методике «Книга», О - оригинальность по методике «Книга», Б - беглость по методике «Выражения», О

- оригинальность по методике «Выражения», Т - точность по методике «Выражения», Г - гибкость по методике «Эскизы», Оэ - оригинальность по методике «Эскизы».

Для моделирования ИПТМ использованы тесты Е. П. Торренса, т. к. в них в большей степени творческое мышление трактуется как интегральное образование, они отличаются полнотой и взаимодополняемостью и учитывают количественнокачественные проявления творческого мышления. Другие существующие тесты творческого мышления чаще всего фокусируются не на процессуальных особенностях изучаемого феномена и не на его конечной результативности, в то время как тесты Е. П. Торренса учитывают и процесс, и результат работы мышления [5, 6].

Итак, созданный нами ИПТМ отвечает требованиям, наиболее часто предъявляемым к интегральным психологическим диагностическим показателям и является:

- комплексным, т. к. включает в себя разнообразные элементы и компоненты творческого мышления, его разносторонние диагностические признаки (например, часть ИПТМ получена на основе рисуночных диагностических данных, а часть

- на основе вербальных);

- оптимизированным с точки зрения диагностики, т. к. основан на объективных, надежных, валидных и стандартизированных показателях творческого мышления, взятых из распространенных тестов творческого мышления;

- системным, т. к. имманентно предполагает включенность в него взаимосвязанных между собой отдельных показателей (например, гибкости и оригинальности), а также взаимную согласованность и непротиворечивость вошедших в него диагностических параметров (например, элементов словесного и образного творческого мышления);

- повторяемым, воспроизводимым и вариативным;

- стабильным, т. к. основан на взаимозаменяемости отдельных составляющих (например, повторяющихся параметров из разных тестов).

- кроме того, он отражает предпочтительность одних признаков творческого мышления по отношению к другим (например, на уровень ИПТМ большее влияние оказывают гибкость и оригинальность мышления как наиболее существенные критерии творческого мышления), а также учитывает

не только внешние проявления творческого мышления, но и собственно внутреннюю способность творческого мышления к генерированию «чистых идей».

Измерение предполагаемых факторов творческого мышления (видов мышления) производилось с помощью следующих тестовых методик: «Толкование пословиц» для оценки абстрактного мышления, «Числовые ряды» для оценки логического мышления, «Выделение существенных признаков» для оценки системного мышления, «Интеллектуальная лабильность» для оценки лабильного мышления, «Фиксированные слова» для оценки словесного мышления, «Значение слов» для оценки продуктивного мышления, «Декорации» для оценки образного мышления, «Механизм вероятностного прогнозирования» для оценки прогностического мышления, «Исключение понятий» для оценки теоретического мышления, «Спички» для оценки практического мышления, и «Объединение признаков» для оценки дивергентного мышления.

Одним из методов доказательства правомерности интегральной концепции творческого мышления является факторный дисперсионный анализ. Главная цель многофакторного дисперсионного анализа

- определение значимости сочетанного действия нескольких факторов по сравнению со значимостью возможной индивидуальной сочетаемости показателей у испытуемых (индивидуальной вариативностью). В нашем случае именно сочетанное действие нескольких параметров мышления может выступать условием определенного уровня творческого мышления, даже если некоторые отдельные параметры мышления сами по себе не показывают статистических достоверных значений коэффициента F при однофакторном анализе.

Отметим, что дисперсионные комплексы в многофакторном анализе - это ячейки, соответствующие разным сочетаниям параметров мышления, т. к. именно они выступали в качестве условий проявления того или иного уровня ИПТМ.

Отсутствие среди ячеек дисперсионных комплексов некоторых вариантов сочетаемости выбранных параметров мышления объясняется отсутствием в выборке таких наблюдений.

Мы посчитали целесообразным выделить 3 факторных комплекса. Параметры мышления, вошедшие в каждый из трех комплексов, а также полученные значения коэффициента F представлены в таблице.

Первый факторный комплекс включает в себя все параметры мышления, обнаружившие статистически значимые значения коэффициента F в однофакторном анализе, и именно сочетанное действие этих видов мышления кажется вероятным при многофакторном анализе.

Таблица

Критерии Ж многофакторного дисперсионного анализа

№ факторного комплекса Компоненты факторных комплексов, сопоставляемых с ИПТМ Значения Б Статистическая значимость Б Уровень значимости ошибки

1 Дивергентное, прогностическое, продуктивное, системное мышление 7,2317 значимое р<0,01

2 Абстрактное, логическое, теоретическое мышление 5,0982 значимое р<0,01

3 Лабильное, образное, словесное, дивергентное мышление 2,6904 значимое р<0,05

Второй факторный комплекс включает в себя тройку параметров мышления, которые ранее обнаружили значительные корреляционные связи друг с другом и значимые конкордационные отношения с ИПТМ. Сами по себе абстрактное, логическое и теоретическое мышления не могут считаться статистически существенными факторами творческого мышления, однако в случае с многофакторным анализом они показали достоверное значение Б, т. е. все вместе они могут считаться условием того или иного уровня творческого мышления.

Третий факторный комплекс включает в себя виды мышления, которые вели себя нестабильно в процессе корреляционного и однофакторного анализа, однако давали основание предполагать их возможную функцию условия по отношению к творческому мышлению. Как видно из таблицы, этот факторный комплекс получает значимое на пятипроцентном уровне вероятности ошибки значение коэффициента Б.

Показатель дивергентного мышления участвует в многофакторном анализе в структуре факторных комплексов дважды, и это объяснимо - данный показатель имеет существенное место в его структуре [15]. На рисунках 1-3 показаны различия в ИПТМ в зависимости от факторной сочетаемости параметров факторных комплексов - столбцы гистограмм

отражают величину ИПТМ, соответствующую каждой ячейке каждого из трех дисперсионных комплексов.

Как видно из рисунков 1-3, условием максимальных значений творческого мышления является сочетание всех параметров в их максимальной выраженности во всех трех факторных комплексах (самым высоким на гистограммах является столбец «все высокие»).

Другими словами, максимальные значения творческого мышления обеспечиваются сочетанием только максимальных значений факторных комплексов. Это подтверждается и отсутствием каких-либо значимых колебаний в творческом мышлении при различных сочетаниях выраженности факторов: например, сочетание высокого лабильного, низкого образного, высокого словесного и низкого дивергентного мышления мало отличается по состоянию результирующего показателя ИПТМ в ситуации сочетания низкого лабильного, высокого образного, высокого словесного и низкого дивергентного мышления и при других сочетаниях.

Как видно из расчетов Б и из приведенных иллюстраций многофакторного дисперсионного анализа, правомерно утверждать, что творческое мышление представляет собой интеграцию различных видов мышления и является результатом интеграции

Рис. 1. Результаты многофакторного дисперсионного анализа при соотнесении показателей дивергентного (Д), прогностического (Прогн.), продуктивного (Прод.) и системного (Сис.) мышления с ИПТМ

Рис. 2. Результаты многофакторного дисперсионного анализа при соотнесении показателей абстрактного (А), логического (Лог.) и теоретического (Т) мышления с ИПТМ

Рис. 3. Результаты многофакторного дисперсионного анализа при соотнесении показателей лабильного (Лаб.), образного (О), словесного (Слов.) и дивергентного (Д) мышления с ИПТМ

наиболее зрелых, наиболее совершенных сторон мышления.

Поэтому для результирующего показателя творческого мышления не имеет решающего значения, в какой пропорции сочетается действие высокоразвитых и низкоразвитых форм мышления в структуре фактора (образована ли ячейка дисперсионного комплекса одним низким и двумя-тремя высокими значениями или двумя-тремя низкими и одним высоким) - дисперсия результирующего параметра творческого мышления все равно достоверно перераспределяется в пользу ячейки «все высокие». Это объясняется именно тем, что творческое мышление является результатом интеграции наиболее значимых, наиболее зрелых, наиболее онтогенетически поздних и наиболее совершенных сторон мышления, причем выраженных максимально. Это доказывает и то, что ни один из видов мышления, ни одна из его форм и сторон не могут сами по себе детерминировать творческое мышление, а именно их интегральное действие составляет сущность творческого мышления.

Л и т е р а т у р а

1. Брушлинский А. В. Субъект: мышление, учение, воображение / Воронеж: НПО «Модэк», 1996. - 392 с.

2. Васильев И. А. Рефлексивный подход к изучению и развитию творческого мышления / Вопросы психологии. - 1991. - № 3. - С. 103-104.

3. Лук А. Н. Мышление и творчество / - М. : Политиздат, 1976. - 239 с.

4. Матюшкин А. М. Основные направления исследования мышления и творчества // Психологический журнал. -1984. - № 1. - С. 9-17.

5. Чернецкая Н. И. Творческое мышление школьни-

ков: особенности, диагностика и развитие / - Иркутск: Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2007. - 146 с.

6. Чернецкая Н. И. Творческое мышление как

единство процессуальных и личностных психических составляющих // Сибирский педагогический журнал. -

2010. - № 11. - С. 203-212.

7. Чернецкая Н. И. Исследование согласованности

отдельных видов мышления с творческим мышлением // Дискуссия теоретиков и практиков. - 2010. - № 1(3). - С. 73-76.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.